Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (в ред. Федерального закона от 14.12.2001 N 164-ФЗ)> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 1)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 1, 2002

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 07.08.2001 N 119-ФЗ

"ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

(В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 14.12.2001 N 164-ФЗ)>

Выше опубликован в новой редакции Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Изменения и дополнения в него внесены другим Федеральным законом - от 14.12.2001 N 164-ФЗ (далее - Закон N 164-ФЗ).

Помимо изменений и дополнений технического характера, поправляющих стилистические и смысловые неточности, Закон N 164-ФЗ вносит в Закон "Об аудиторской деятельности" изменения и дополнения принципиального характера. Остановимся подробнее именно на них.

Аудит "закрытых" объектов

Новая редакция Закона "Об аудиторской деятельности" устраняет прямой запрет на проведение аудиторскими организациями, собственниками которых (хотя бы частично) являются иностранные физические или юридические лица, аудиторской проверки предприятий и организаций, в финансовой (бухгалтерской) документации которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Теперь проверка таких объектов осуществляется в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне". Так, согласно ст.27 этого Закона, организации должны получить допуск для проведения работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Допуск является лицензией, выдаваемой организации в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении от 15.04.1995 N 333. Заметим, что это Постановление не предусматривает никаких ограничений для предприятий с иностранными инвестициями.

Контроль качества работы аудиторских

организаций и индивидуальных аудиторов

Пунктом 4 ст.14 Закона "Об аудиторской деятельности" в первоначальной редакции ответственность за нарушение требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности возлагалась в основном на физических лиц - аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. В качестве наиболее строгого взыскания предусматривалось:

- аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

- аннулирование лицензии индивидуального аудитора.

Ответственность за это нарушение не распространялась на аудиторскую организацию.

В новой редакции Закона "Об аудиторской деятельности" ответственность возложена как на индивидуальных аудиторов, так и на аудиторские организации, вплоть до аннулирования лицензии как у первых, так и у вторых.

Образование аудитора

Для получения квалификационного аттестата аудитора соискатель должен иметь высшее экономическое или юридическое образование.

Согласно первоначальной редакции Закона "Об аудиторской деятельности" высшее образование должно быть получено в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Комментируемый документ устанавливает, что наряду с документами о получении высшего образования в российских образовательных учреждениях при получении квалификационного аттестата принимаются документы о получении профильного высшего образования в образовательном учреждении иностранного государства. Однако в данном случае к этим документам должно быть приложено свидетельство об их эквивалентности российским документам государственного образца о высшем экономическом или юридическом образовании.

Порядок признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и формы соответствующих свидетельств утверждены Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ (в настоящее время - Министерство образования РФ) от 09.01.1997 N 15 (далее - Приказ N 15).

Если эквивалентность документов об образовании или ученом звании определена межправительственным или межведомственным (с участием Минобразования РФ) соглашением или протоколом, то Минобразования РФ выдает соответствующее свидетельство. Если же такая эквивалентность документов не установлена, то необходимо проведение процедуры установления эквивалентности. Согласно Приказу N 15, признание и установление эквивалентности, а также выдача соответствующего свидетельства об эквивалентности документов проводятся Управлением лицензирования, аккредитации и нострификации Минобразования РФ.

Управление может поручать решение отдельных задач, связанных с признанием и установлением эквивалентности документов, различным организациям и экспертным группам системы образования и выносить на утверждение руководству министерства дополнительные критерии признания и эквивалентности.

Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и выдача соответствующего свидетельства осуществляются по заявлению обладателя документа или заинтересованной организации.

Вступление закона в силу

Согласно первоначальной редакции Закона "Об аудиторской деятельности", положения п.6 ст.4 Закона вступают в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Однако в официальном тексте документа, видимо, была допущена ошибка: в ст.4 п.6 отсутствует.

Комментируемый документ устраняет это противоречие. В нем указано, что по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона "Об аудиторской деятельности" вступает в силу п.5 ст.4. А в этом пункте сказано, что в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Пример 1. Аудиторская организация ООО "А-Аудит" по состоянию на 10 сентября 2001 г. - дату вступления в силу Закона "Об аудиторской деятельности" - имела в штате трех аттестованных аудиторов.

Согласно пп."г" п.9 Положения о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.1999 N 472, выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при наличии в штате аудиторской организации не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора, срок действия которых не истек.

Таким образом, имея в штате трех аттестованных аудиторов, ООО "А-Аудит" осуществляло аудиторскую деятельность на законных основаниях.

Однако в связи со вступлением в силу с 10 сентября 2001 г. Закона "Об аудиторской деятельности" ООО "А-Аудит" должно было в течение трех месяцев привести свой кадровый состав в соответствие с его требованиями. То есть до 10 декабря 2001 г. организация должна была включить в штат еще двух аттестованных аудиторов.

С принятием Закона N 164-ФЗ ситуация изменилась. ООО "А-Аудит" может осуществлять деятельность в прежнем составе до 10 сентября 2003 г., а к этой дате увеличить количество штатных аудиторов до пяти.

Порядок взимания платы за аттестацию

Закон "Об аудиторской деятельности" пополнен новым положением, согласно которому действовавший на 1 сентября 2001 г. порядок взимания платы за аттестацию и выдачу дубликата аттестата продолжает действовать до вступления в силу главы Налогового кодекса "Государственная пошлина".

Пример 2. Е.И. Петрова приняла решение получить квалификационный аттестат на право осуществления аудиторской деятельности в области общего аудита.

В настоящее время плата за проведение аттестации на право осуществления аудиторской деятельности установлена Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 482. Ее размер составляет 20 МРОТ, действующих на дату подачи заявления. Таким образом, Е.И. Петрова должна заплатить за получение аттестата 2000 руб., т.к. МРОТ составляет 100 руб.

За продление действия квалификационного аттестата взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, установленной на дату подачи заявления о продлении срока действия квалификационного аттестата (в настоящее время - 1000 руб.). За выдачу дубликата также взимается плата в размере 50 процентов платы за проведение аттестации, т.е. 1000 руб.

Н.В.Абрамова

Заместитель генерального директора

ООО "Финконсалтаудит"

Подписано в печать

24.12.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности ведения налогового учета ("Расчет", 2002, N 1) >
Статья: <Комментарий к Письму ГТК России от 03.12.2001 N 01-06/47827 "Об Определении Конституционного Суда Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2002, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.