|
|
Статья: Льготы по налогу на прибыль ("Расчет", 2002, N 1)
"Расчет", N 1, 2002
ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
Глава 25 Налогового кодекса отменила многие льготы, но часть из них пока еще будет действовать. О них и пойдет речь в данной статье.
С 1 января 2002 г. утратил силу Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Отменяются и льготы, предоставленные этим Законом, кроме тех, что сохранят силу на какое-то время в соответствии с Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".
Льгота для сельхозпроизводителей
Абзацем 1 п.5 ст.1 Закона о налоге на прибыль определено, что не являются плательщиками этого налога предприятия, получающие прибыль от реализации сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, которую они произвели или добыли сами. Исключение составляют лишь сельскохозяйственные предприятия индустриального типа.
Внимание! Такой же порядок налогообложения этих организаций сохранится и в этом году. Он будет действовать, пока не будет принята глава Налогового кодекса, которая введет специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Льгота для малых предприятий
В соответствии с Законом о налоге на прибыль малые предприятия пользовались льготами по этому налогу. Они не платили его в первые два года своего существования, а в третий и четвертый годы работы должны были уплачивать налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от ставки налога на прибыль. Правда, эта льгота распространялась не на все предприятия, а лишь на те, которые: - производили и перерабатывали сельскохозяйственную продукцию; - производили продовольственные товары, товары народного потребления, строительные материалы, медицинскую технику, лекарственные средства и изделия медицинского назначения; - строили объекты жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения. Воспользовавшись этой льготой, малое предприятие должно было следить за тем, чтобы доля выручки от вышеуказанных видов была больше: - 70 процентов общей выручки предприятия (в первые два года деятельности); - 90 процентов общей выручки предприятия (во вторые два года деятельности).
Внимание! В 2002 г. эти льготы также будут действовать, но только для тех предприятий, которые успели зарегистрироваться до 31 декабря 2001 г. А вот малым предприятиям, которые открылись уже в этом году, придется платить налог на прибыль в полном объеме.
Из п.4 ст.6 Закона о налоге на прибыль следует, что срок, с которого начинает действовать эта льгота, - момент государственной регистрации малого предприятия. Таким образом, малое предприятие, для которого 2002 г. является первым или вторым годом его деятельности, вообще не уплачивает налог на прибыль. А малое предприятие, для которого 2002 г. является третьим или четвертым годом работы, должно исчислять налог в размере 25 процентов (третий год) и 50 процентов (четвертый год) от ставки, установленной ст.284 Налогового кодекса.
Пример. ЗАО "Актив" является малым предприятием. Оно зарегистрировано 15 ноября 2000 г. и использует льготу, предусмотренную п.4 ст.6 Закона о налоге на прибыль. До 15 ноября 2002 г. при соблюдении условий пользования льготой предприятие налог на прибыль не уплачивает. 15 ноября 2002 г. истекает двухлетний срок деятельности предприятия. И если доля выручки от деятельности, указанной в п.4 ст.6 Закона о налоге на прибыль, превышает 90 процентов от общей выручки предприятия, налог на прибыль с 16 ноября 2002 г. по 15 ноября 2003 г. уплачивается по ставке 6 процентов (24% x 25%). А по прибыли, полученной с 16 ноября 2003 г. по 15 ноября 2004 г., налог исчисляется по ставке 12 процентов (24% x 50%).
Льгота по вновь созданному производству
Согласно абз.27 п.6 ст.6 Закона о налоге на прибыль, прибыль, полученная от вновь созданного производства, налогом не облагалась. При этом вновь созданным признавалось производство, которое выделено в обособленное структурное подразделение на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышала 20 000 000 руб. Чтобы получить эту льготу, предприятие должно было составить соответствующее технико-экономическое обоснование и согласовать его с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Следует иметь в виду, что не признавалось вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, которые приобретены как имущественный комплекс. Эта льгота не распространялась на производства, созданные в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций. Льготу разрешалось применять в течение периода окупаемости производства, но не свыше трех лет.
Внимание! В 2002 г. данная льгота в отношении прибыли, полученной от производства, которое было вновь создано до вступления в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса, сохраняется.
Пример. ООО "Пассив" в октябре 2000 г. закупило оборудование и приобрело лицензию для производства черепицы по немецкой технологии. Стоимость оборудования составила 35 000 000 руб. Решение открыть поточную линию по производству черепицы было одобрено государственными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В технико-экономическом обосновании предприятие прогнозировало выйти на полные производственные мощности через четыре года. Таким образом, прибыль "Пассива" от реализации произведенной черепицы освобождается от налогообложения на три года, то есть с октября 2000 г. по сентябрь 2003 г.
Целевые программы
Исходя из абз.14 п.6 ст.6 Закона о налоге на прибыль, освобождалась от налогообложения прибыль иностранных и российских юридических лиц, которую они получили от выполнения строительно-монтажных работ и оказания консультационных услуг при осуществлении целевых социально-экономических программ жилищного строительства и создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих. Но существовало одно условие: эти мероприятия должны были осуществляться за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи международных организаций и правительств иностранных государств в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями.
Внимание! Эта льгота независимо от вступления в силу гл.25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса действует до окончания соответствующих программ.
Радиационная льгота
Закон о налоге на прибыль (абз.10 п.6 ст.6) освобождал от налогообложения прибыль предприятий, находящихся в регионах, которые пострадали от радиоактивного загрязнения (вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф). И чтобы получить эту льготу, предприятия должны были: - выполнять проектно-конструкторские, строительно-монтажные, автотранспортные и ремонтные работы; - изготавливать строительные конструкции и детали. Доля таких работ должна превышать 50 процентов от общего объема выполненных работ. Если предприятие не выполняло это условие и указанные работы были менее 50 процентов в общем объеме, то оно могло не платить налог только с части прибыли, полученной в результате выполнения этих работ. Перечень же регионов радиоактивного загрязнения определяется правительством.
Внимание! С 1 января 2002 г. эта норма не утратила свою силу. Она действует до тех пор, пока не завершатся ранее начатые программы по ликвидации последствий радиационных катастроф.
Другие федеральные льготы
Внимание! Порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль по облигациям, которые предприятия получили при новации государственных ценных бумаг, таких, как ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ, до 1 января 2002 г. был установлен п.4 ст.2 Закона о налоге на прибыль. Этот же порядок сохранится и в дальнейшем до полного выбытия этих облигаций с баланса предприятия.
Кроме того, Закон о налоге на прибыль определял, что прибыль, полученная инвестором при исполнении соглашения о разделе продукции, включается в состав внереализационных доходов (абз.1 п.6 ст.2). А в целях налогообложения эта прибыль вычиталась из валовой прибыли. Точно такой же порядок будет действовать и в этом году до тех пор, пока не вступит в силу глава Налогового кодекса, которая определит специальный режим налогообложения при исполнении соглашений о разделе продукции.
Региональные и местные льготы
На основании п.9 ст.6 Закона о налоге на прибыль законодательные органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления помимо федеральных льгот могли устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы. Размер этих льгот не должен был превышать сумм налога на прибыль, который подлежит зачислению в их бюджеты.
Внимание! Закон N 110-ФЗ отменил действие всех этих льгот, кроме одной. Она касается предприятий, которые реализуют инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности. И если на 1 июля 2001 г. такие проекты были уже начаты, то в 2002 г. льгота для предприятия сохраняется и действует до окончания срока, на который она была предоставлена.
В.Ю.Болдин Аудитор Подписано в печать 24.12.2001
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |