|
|
Статья: Особенности бухгалтерского учета в кинопродюсерской организации (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 51)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 51, 2001
ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КИНОПРОДЮСЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N N 48, 49, 50, 2001)
Получение прокатного удостоверения
В целях борьбы с незаконным использованием кино- и видеофильмов, регулирования их публичной демонстрации на территории Российской Федерации Совет Министров - Правительство Российской Федерации принял Постановление от 28.04.1993 N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации". В п.1 Постановления установлено, что юридические и физические лица, являющиеся собственниками или владельцами прав на кино- и видеофильмы, могут реализовывать их и самостоятельно осуществлять тиражирование в целях продажи, проката, распространения принадлежащих им кино- и видеофильмов только после их регистрации и получения прокатного удостоверения. Основная цель введения обязательной регистрации состоит в том, чтобы зафиксировать появление на территории Российской Федерации аудиовизуального произведения (отечественного, зарубежного или совместного производства), обладающего набором определенных характеристик: наименование, страна происхождения, студия, год выпуска, жанр, авторы. Указанные характеристики отражаются в прокатном удостоверении, выдаваемом Минкультуры России.
За выдачу прокатного удостоверения на кино- и видеофильмы, созданные в странах, не входящих в СНГ, предприятие должно уплатить регистрационный сбор. Порядок его взимания утвержден Приказом Комитета Российской Федерации по кинематографии от 31.08.1994 N 02-20/968 (в ред. от 20.02.1997) (зарегистрирован Минюстом России 04.10.1994 N 701). Регистрационный сбор увеличивает первоначальную стоимость фильма. Копии кино- и видеофильмов (видеокассеты), прошедшие регистрацию, на договорной основе передаются на хранение в Госфильмофонд Российской Федерации без права их коммерческого использования. Прокатное удостоверение является документом, подтверждающим государственную регистрацию аудиовизуального произведения и отвечает требованию пп."ж" п.3 ПБУ 14/2000. Хотя, как мы уже отмечали, согласно ст.9 Закона N 5351-1 авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения. После регистрации фильма производится запись: Дебет 04, Кредит 08 - созданный фильм оприходован в составе нематериальных активов. Основанием для осуществления записей в бухгалтерских регистрах являются акт приемки нематериальных активов, подтверждающий их оприходование в качестве таковых в самой организации; документы, подтверждающие размер затрат, произведенных при создании нематериальных активов. При принятии к бухгалтерскому учету нематериального актива руководитель продюсерской организации определяет срок полезного использования объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход). На фильм необходимо открыть карточку учета нематериального актива (форма N НМА-1). В течение срока полезного использования нематериального актива ежемесячно должна начисляться амортизация. Дебет 20 (26), Кредит 05 - начислена ежемесячная сумма амортизационных отчислений по фильму. Если объект нематериального актива создавался не только за счет целевого финансирования, необходимо в величине начисленной амортизации на уровне аналитического учета выделять величину амортизации объекта, приходящуюся на ту часть стоимости нематериального актива, которая была создана за счет целевого финансирования. В момент отражения на счетах бухгалтерского учета начисленной амортизации необходимо отразить внереализационный доход в размере начисленной амортизации: Дебет 83 (98), Кредит 80 (91) - отнесена на внереализационные доходы часть средств целевого финансирования, которая признается доходом отчетного периода в размере начисленной амортизации. Сумма амортизации (Дебет 20 (26), Кредит 05) по фильму, созданному за счет целевого финансирования, не принимается для целей налогообложения. Увеличение налоговой базы производится по строке 4.22 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли". Одновременно на эту же сумму необходимо уменьшить налоговую базу по строке 5.6. Суммы амортизационных отчислений и внереализационных доходов могут быть не равны между собой в связи с тем, что организация несла, например, затраты и за счет собственных средств. По нашему мнению, амортизационные отчисления по собственным затратам организации должны приниматься для целей налогообложения. Поэтому в Справке необходимо отражать по строкам 4.22 и 5.6 одну и ту же сумму, которая отражена в записи Дебет 83 (98), Кредит 80 (91). Если фильм не будет реализовываться, то постепенно за счет амортизации его стоимость будет списана. Источник ее возмещения - средства целевого финансирования. В итоге, если фильм снят целиком на средства спонсоров, бухгалтерский учет данной операции приведет к нулевому финансовому результату. И по прошествии определенного времени фильм может быть уничтожен и списан в учете. Останутся только переданные на хранение копии. Если же в этом случае организация использовала часть собственных средств, то в результате списания через амортизацию затрат на создание фильма в большей сумме, чем сумма средств целевого финансирования, итогом деятельности будет убыток. О его принятии в целях налогообложения мы уже говорили.
Налог на имущество
Производство кино - процесс достаточно длительный, и расходы, накапливаемые на счете 08, представляют собой довольно значительные суммы. Затем стоимость фильма отражается на счете 04 "Нематериальные активы", а сальдовые остатки по этим счетам попадают в базу для исчисления налога на имущество. Кинопродюсерская студия является плательщиком налога на имущество, а имущество, используемое исключительно для производства кино либо в процессе проката, данным налогом не облагается. Согласно пп."г" ст.4 Закона Российской Федерации от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" (с последующими изменениями и дополнениями) данным налогом не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры. В пп."г" п.5 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" дана расшифровка в отношении имущества, которое может быть льготировано согласно Закону "О налоге на имущество предприятий" (пп."г" ст.4). К такому имуществу отнесено и имущество киностудий, т.е. организаций по производству кинофильмов. Управление МНС России по г. Москве в Письме от 11.01.2001 N 02-11/1152 дало уточнение в отношении имущества киностудий, упомянутых в пп."г" п.5 Инструкции: "к такому имуществу относится имущество киностудий (код ОКОНХ 93620)". Кроме того, в Письме кинопроизводящим организациям рекомендуется пользоваться и пп."а" п.6 указанной Инструкции, в соответствии с которым для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость объектов социально - культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика. Однако, для того чтобы правильно применить льготу, организация обязана обеспечить раздельный учет льготируемого имущества по объектам.
Распределение общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы, связанные с содержанием офиса, оплатой труда управленческого персонала, амортизационные отчисления по основным средствам (мебель, находящаяся в офисе, оргтехника, используемая в процессе управления производством и др.) отражаются по статье "накладные расходы" сметы каждого фильма. Обычно величина накладных расходов составляет 10 - 15% сметной стоимости фильма. У кинопродюсерской студии в производстве одновременно может находиться несколько кинопроектов. Как правильно распределить между запущенными в производство кинопроектами общехозяйственные расходы? В практике бухгалтерского учета существует большое число показателей, пропорционально которым распределяют косвенные затраты: численность персонала, объем выпуска продукции, количество совершенных сделок, фактическое время работы оборудования, номинальная потребляемая мощность энергоустановок, площадь или объем отапливаемых помещений и т.д. По нашему мнению, в том случае, если кинопродюсерская фирма занимается только производством кино, наиболее целесообразен способ распределения общехозяйственных затрат пропорционально общей сметной стоимости каждого кинопроекта. Распределенные таким образом общехозяйственные расходы должны быть учтены в себестоимости конкретного фильма в рамках утвержденной сметы затрат по статье "накладные расходы". При этом возможны как перерасход по данной статье сметы конкретного фильма, так и экономия. В таком случае отклонения регулируются в целом по смете так, чтобы не выйти за общие рамки сметы. А как распределить общехозяйственные расходы, если кинопродюсерская фирма осуществляет несколько видов деятельности, налогообложение которых производится по разным ставкам налога на прибыль? В п.2.10 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", утвержденной Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231, указано, что общепроизводственные и общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки. Однако следует отметить, что на этапе производства фильма выручка от основного вида деятельности отсутствует. Будет ли в данном случае правомочно списать все общехозяйственные расходы на посредническую деятельность? По нашему мнению, нет. Кинопродюсерская студия получает целевое финансирование на производство фильма в рамках утвержденной сметы. Отдельной статьей по смете предусмотрено использование полученных средств на покрытие накладных расходов. Поэтому, на наш взгляд, пока в рамках утвержденных смет на производство кино за счет целевого финансирования имеется возможность списывать общехозяйственные расходы, они должны быть списаны по статье "накладные расходы". Если накладные расходы не укладываются в бюджет фильма, можно перераспределить общехозяйственные расходы между бюджетами других фильмов, в том числе используя сэкономленные средства по другим статьям. Проблема распределения общехозяйственных расходов актуальна в том случае, если организация занимается еще и посреднической деятельностью, так как ставка налога на прибыль по посреднической деятельности в 2001 г. составляет 43% против 35% по обычной деятельности. Следовательно, если в период отсутствия выручки от реализации кинофильма всю сумму общехозяйственных расходов продюсер спишет на затраты по посреднической деятельности, он занизит налоговую базу по налогу на прибыль от посреднической деятельности. В этом случае бюджет явно недополучит налог на прибыль. Напомним, что Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит никаких обязательных предписаний относительно распределения общехозяйственных расходов между видами деятельности, которые облагаются по разным ставкам. В любом случае выбранный способ распределения общехозяйственных расходов обязательно должен быть закреплен в учетной политике организации. С введением в действие гл.25 НК РФ в 2002 г. ставка налога на прибыль будет единой. Следовательно, проблема распределения общехозяйственных расходов с точки зрения налогообложения перестанет быть актуальной.
Реализация кинопродукции
Передача имущественных прав может осуществляться любому физическому или юридическому лицу по договору о передаче исключительных (или неисключительных) прав на использование объекта собственности. Передача прав осуществляется посредством авторского договора о передаче прав. Основными позициями, обязательными для согласования в рамках данного авторского договора, являются: способ использования произведения, т.е. конкретные авторские права, передаваемые по договору; срок и территория, на которые передаются права; размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый вид использования произведения; порядок и срок его уплаты.
Реализация исключительного права на кинопродукцию
При реализации исключительного права на объект интеллектуальной собственности происходит передача права собственности на нематериальный актив. Здесь возникает вопрос: как учитывается выручка от реализации данного актива. Согласно п.5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, к доходам от обычных видов деятельности относится выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Продажа основных средств и прочих активов, находящихся на балансе организации и отражаемых по счетам 47 и 48 (91 по новому Плану счетов), не относится к производственному или торговому видам деятельности организации, поскольку не связана с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг, перепродажей ранее приобретенных товаров, а следовательно, доходы от их реализации не подпадают, по нашему мнению, под определение "обычные виды деятельности". Данное положение подтверждается п.7 ПБУ 9/99, определяющим поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, как операционные доходы, а не как доходы от обычных видов деятельности. Поэтому при реализации исключительного права на фильм автор считает необходимым использовать счет 48 (91) и не облагать налогом на пользователей автомобильных дорог полученную выручку. Следует отметить, что, определяя налогооблагаемую прибыль от реализации, нужно учитывать разницу между стоимостью продажи и остаточной стоимостью объекта нематериальных активов. Такой порядок установлен Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и соответственно п.2.4 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62. Поэтому затраты, связанные с реализацией, до 31 декабря 2001 г. не будут учтены в целях налогообложения и должны быть отражены по строке 4.23 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли".
(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 52, 2001)
Подписано в печать Л.Фомичева 19.12.2001 Т.Мартынова
Аудиторы
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |