![]() |
| ![]() |
|
Статья: Об изменениях, внесенных в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (Начало) ("Налоговый вестник", 2002, N 1)
"Налоговый вестник", N 1, 2002
ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
Федеральным законом от 07.08.2001 N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" (далее Закон - N 120-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ), большинство из которых вступило в силу с 1 января 2002 г. Прежняя редакция Закона N 208-ФЗ давно требовала внесения больших изменений. О несовершенстве Закона свидетельствует обширная арбитражная практика, сложившаяся в процессе его применения. Внесения изменений давно ожидали как судебные инстанции, юристы - практики, так непосредственно пользователи Закона N 208-ФЗ - акционерные общества. Характер изменений, внесенных в Закон N 208-ФЗ, различен: одни изменения имеют редакционный характер и устраняют существовавшую ранее неоднозначность трактования некоторых законодательных норм (так, например, если ранее Закон N 208-ФЗ не давал точного ответа о возможности совета директоров в определенных случаях самостоятельно формировать повестку дня, то теперь такая возможность прямо предусмотрена), другие вводят новые положения (так, например, новая редакция Закона отдельно регулирует вопросы акционерных обществ с одним акционером, а также обществ, в отношении которых действует специальное право государства - "золотая акция"). Целью данной работы является освещение основных, наиболее значимых изменений Закона N 208-ФЗ, рассматриваемых во взаимосвязи с ранее действовавшими положениями, а также со сложившейся практикой. 1. Внесены изменения в п.5 ст.1 Закона N 208-ФЗ, в соответствии с которыми видоизменены критерии распространения норм этого Закона на акционерные общества (далее - АО), созданные в процессе приватизации, либо в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении такими обществами ("золотая акция"). В соответствии с Законом N 208-ФЗ правовое положение указанных обществ определяется федеральным законом о приватизации государственных и муниципальных предприятий (а не любыми правовыми актами Российской Федерации, как это было предусмотрено Законом N 208-ФЗ) в случае, если более 25% акций закреплено в государственной или муниципальной собственности. При этом, на наш взгляд, необходимо учитывать следующее. В действующем в настоящее время Федеральном законе "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" предусмотрены вопросы, регулирования которых отнесено к другим федеральным законам. При этом установлено правило, согласно которому нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ по указанным вопросам действуют до введения в действие соответствующих федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
Это означает, что помимо закона о приватизации при определении правового положения могут быть приняты во внимание нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ до вступления в силу соответствующих федеральных законов. 2. Пункт 2 Закона N 120-ФЗ установил ряд новых правил. Так, закреплено право отчуждать акции без согласия других акционеров и общества за всеми акционерами, а не только за акционерами ОАО. Кроме того, согласно новой редакции п.3 ст.7 Закона N 208-ФЗ подробно регламентируется применение преимущественного права акционеров ЗАО на приобретение акций. В новой редакции Закона N 208-ФЗ не воспроизводится правило, установленное Пленумом ВАС РФ, касающееся возможности дарения акции без соблюдения процедуры преимущественного права. Далее, сфера действия Закона N 208-ФЗ распространена и на общества с одним акционером. Особенности функционирования обществ с одним акционером установлены в ст.9, п.3 ст.47, п.7 ст.79, п.2 ст.81 Закона N 208-ФЗ. Кроме того, п.2 Закона N 120-ФЗ установил важное правило касательно правоспособности АО: до оплаты 50% акций, распределенных среди учредителей общества, АО не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества. Законом N 120-ФЗ уточнено понятие "места нахождения общества", в соответствии с которым данным местом может быть место государственной регистрации, место постоянного нахождения органов управления либо основное место деятельности. 3. Из ст.8 Закона N 208-ФЗ исключен такой способ создания общества, как его реорганизация в форме присоединения. Действительно, при такой реорганизации новое общество не создается, происходит лишь ликвидация присоединяемого общества. Далее, учреждение обществ с участием иностранных инвесторов согласно новой редакции Закона должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах", а не с законами об иностранных инвестициях, как это было предусмотрено ранее. Этими законами могут быть установлены особенности создания таких обществ. 4. Сведения, которые должен содержать устав АО (ст.11), могут устанавливаться не только Федеральным законом "Об акционерных обществах", но и другими федеральными законами. Устав АО должен также содержать сведения о наличии у государства или муниципального образования в отношении АО "золотой акции". Следует отметить, что согласно ст.2 Закона N 120-ФЗ учредительные документы акционерных обществ подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом не позднее 1 июля 2002 г. До осуществления указанных действий устав общества действует в части, не противоречащей Закону N 120-ФЗ. Порядок внесения изменений в устав АО также претерпел изменения. Увеличен перечень случаев, когда изменения в устав вправе вносить иные органы, кроме общего собрания акционеров (далее - ОСА). Так, например, изменения в устав, связанные с образованием филиалов, вносятся исключительно на основании решения совета директоров (далее - СД). Внесение изменений в устав АО о наличии в отношении общества "золотой акции" осуществляется на основании решения Правительства РФ, органа государственной власти субъекта Российской Федерации либо органа местного самоуправления. Далее, в новой редакции этой статьи Закона N 208-ФЗ отсутствует обязанность принятия по некоторым вопросам о внесении изменений в устав решения квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров. 5. Статьей 15 новой редакции Закона N 208-ФЗ теперь законодательно закреплено, что формирование имущества, создаваемого в результате реорганизации общества, должно проходить только за счет имущества реорганизуемых обществ. При реорганизации общества теперь необходимо не только уведомление кредиторов о реорганизации, но и опубликование в печати информации о реорганизации. В соответствии с новой редакцией Закона N 208-ФЗ установлен единый для всех случаев реорганизации 30-дневный срок, в течение которого кредиторы вправе потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств реорганизуемого общества по договору с ними. Данный срок начинает течь с момента получения кредиторами письменного уведомления либо с момента опубликования в печати информации о реорганизации общества. 6. Конвертация акций реорганизуемых обществ согласно новой редакции Закона N 208-ФЗ возможна только в акции создаваемого общества. При этом акции ликвидируемых обществ погашаются. При разделении, выделении обществ ОСА должно утвердить, в частности, разделительный баланс. При разделении либо выделении АО акционеры, голосовавшие против реорганизации либо не голосовавшие по данному вопросу, должны получить акции каждого общества, предоставляющие те же права, что и акции, принадлежащие ему в реорганизуемом обществе, пропорционально числу принадлежащих ему акций этого общества. Новая редакция Закона N 208-ФЗ установила возможность преобразования АО в новую организационно - правовую форму - некоммерческое партнерство. 7. В ст.25 новой редакции Закона N 208-ФЗ введено понятие дробной акции, имеющей тот же объем прав, что и целая акция, а также перечислены случаи образования дробной акции. При этом Закон не допускает возникновения дробной акции по иным основаниям. Данная новелла устраняет имевшиеся в Законе N 208-ФЗ возможности для ущемления прав акционеров, которые активно использовались на практике. Например, по ранее действующему законодательству при консолидации акций акционер мог лишиться какой-либо части своих акций, поскольку остающиеся после консолидации дробные части акции подлежали выкупу обществом. В уставе АО в составе сведений о размещенных, а также об объявленных акциях общества необходимо также указывать перечень прав, предоставляемых данными акциями. Если подобная информация в отношении объявленных акций в уставе отсутствует, то АО не вправе размещать дополнительные акции. К размещенным акциям общества относятся согласно новой редакции Закона N 208-ФЗ также приобретенные и выкупленные обществом акции и акции АО, право собственности на которые перешло к обществу в соответствии со ст.34 Закона N 208-ФЗ (в случае неоплаты акции при ее размещении). Новой редакцией Закона N 208-ФЗ закреплено важное правило: теперь АО не вправе принимать решения об изменении (ограничении или расширении) прав, предоставляемых акциями, в которые могут быть конвертированы размещенные обществом ценные бумаги, даже при наличии согласия владельцев этих ценных бумаг. 8. Принятие решения об увеличении уставного капитала АО путем увеличения номинальной стоимости акций теперь возможно только по решению ОСА. Принятие решения об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций может быть принято ОСА или СД (если ему уставом предоставлены такие полномочия). Во втором случае решение должно быть принято единогласно. Согласно новой редакции ст.28 Закона N 208-ФЗ увеличивается число вопросов, которые должны быть решены при принятии решения об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных акций. Данная статья законодательно закрепляет правило, согласно которому сумма увеличения уставного капитала АО за счет имущества общества не должна превышать разницу между чистыми активами общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества. Указанное правило направлено на избежание ситуации, предусмотренной п.4 ст.99 ГК РФ (при которой стоимость чистых активов общества становится меньше уставного капитала), что может повлечь за собой негативные последствия для АО. Новой редакцией Закона N 208-ФЗ вводятся дополнительные гарантии для кредиторов общества, увеличивая разницу между чистыми активами и уставным капиталом общества еще и на величину резервного фонда общества. При этом новые акции распространяются среди акционеров общества пропорционально количеству принадлежащих им акций общества. 9. Минимальный размер уставного капитала общества в случаях, когда АО обязано уменьшить свой уставный капитал, теперь определяется на дату государственной регистрации общества. В течение 30 дней со дня принятия решения об уменьшении уставного капитала АО обязано уведомить об этом решении кредиторов и опубликовать данную информацию в печати. При этом государственная регистрация таких изменений в уставе АО возможна только при наличии доказательств уведомления кредиторов. 10. Согласно п.3 ст.31 новой редакции Закона N 208-ФЗ конвертация обыкновенных акций в привилегированные, а также в иные ценные бумаги не допускается. Возможность предоставления права голоса владельцам привилегированных акций теперь может быть предоставлена только Федеральным законом "Об акционерных обществах". Порядок выплаты дивидендов по привилегированным акциям, размер которых определен уставом, должен быть также установлен в уставе АО. При этом в новой редакции Закона N 208-ФЗ предусмотрено, что срок выплаты дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям должен быть установлен уставом. В противном случае данные акции кумулятивными не являются. В новой редакции Закона N 208-ФЗ более подробно регламентирован порядок конвертации привилегированных акций общества в иные акции общества (обыкновенные и привилегированные). При этом законодательно закреплен запрет конвертации привилегированных акций в иные, помимо акций, ценные бумаги. Решение об ограничении прав по привилегированным акциям вступают в силу, если за него проголосовало не менее трех четвертей голосов акционеров, права которых не ограничиваются, а также не менее трех четвертей голосов акционеров, права которых будут ограничены при принятии соответствующего решения (если уставом АО не предусмотрено большее число голосов акционеров). Акционеры - владельцы привилегированных акций в случае принятия решения о невыплате или неполной выплате им дивидендов приобретают по своим акциям право голоса независимо от причин такого решения.
(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 2, 2002)
Подписано в печать Л.В.Дроздова 14.12.2001 Юрисконсульт
аудиторской и консалтинговой фирмы "Топ - Аудит" А.А.Деменков Юрисконсульт
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |