|
|
Вопрос: ...Следует ли подтверждать и если следует, то каким образом возможность применения при исчислении налогооблагаемой прибыли в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики, скидок в размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки, предоставляемых российской фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации? ("Московский налоговый курьер", 2002, N 3)
"Московский налоговый курьер", N 3, 2002
Вопрос: Следует ли подтверждать и если следует, то каким образом возможность применения при исчислении налогооблагаемой прибыли в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики, скидок в размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки, предоставляемых российской фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации? Как отражается на финансовом результате применение данных скидок?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО от 21 ноября 2001 г. N 03-12/53672
Согласно п.2.5 Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" для целей налогообложения цена товаров, работ или услуг определяется в соответствии с положениями ст.40 части первой Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). На основании п.1 ст.40 части первой НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. В соответствии с п.2 указанной статьи налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в ряде случаев, в том числе при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени. Пунктом 3 ст.40 Кодекса предусмотрено, что в случае когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или в сторону понижении более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Вместе с тем рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных п.п.4 - 11 указанной статьи. При этом учитываются обычные при заключении между невзаимозависимыми лицами надбавки к цене или скидки. В частности, учитываются скидки, вызванные маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки. При этом необходимо иметь в виду, что в п.3 вышеназванной статьи Кодекса приведен неисчерпывающий список элементов маркетинговой политики. То есть в рамках маркетинговой политики возможно предоставление и индивидуальных скидок новым потребителям и каких-либо иных скидок. В данном случае необходимо документальное подтверждение всех существенных обстоятельств, принимаемых во внимание при установлении ценовой политики, проводимой в рамках маркетинговой политики. Установленные организацией цены и размеры скидок с цены после их обоснования (с проведением соответствующих расчетов) должны быть закреплены в специальных внутренних документах, составляемых при оформлении маркетинговой политики как составной части учетной политики. К ним могут относиться такие организационно - распорядительные документы, как приказ или распоряжение руководителя организации, а также прайс - листы. Указание на формирование цены сделки с учетом размера соответствующих скидок (надбавок) в рамках проведения маркетинговой (в том числе ценовой) политики также необходимо в тексте договора купли - продажи товаров, реализуемых со скидкой. При отсутствии вышеперечисленных соответствующим образом оформленных документов налоговым органом могут быть не приняты во внимание устные ссылки на проводимую маркетинговую политику. В этом случае, руководствуясь ст.40 части первой НК РФ, налоговый орган не вправе квалифицировать в качестве скидок, учитываемых в рамках маркетинговой политики (при исчислении налогооблагаемой прибыли), скидки (предоставляемые российской фирмой - продавцом покупателям товаров при их реализации) в размере, превышающем 20 процентов в сторону понижения цены сделки. Финансовый результат (прибыль, убыток) по рассматриваемой в вопросе сделке следует при этом определять как от сделки, цена по которой отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (услуг). В такой ситуации правомерно принятие налоговым органом мотивированного решения о доначислении налога и пени с применением установленных указанной статьей Кодекса методов расчета рыночной цены. Разница между рыночной ценой и фактической ценой сделки, на которую увеличивается налогооблагаемая прибыль, должна быть отражена по строке 3.1 "б" Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" (Приложение N 4 к Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62).
Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |