|
|
Статья: Особенности налогообложения в малом бизнесе ("Финансы", 2001, N 11)
"Финансы", N 11, 2001
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
Большинство проблем современного малого предпринимательства в России обусловлено неоднозначностью трактовок законодательства и неравнозначностью требований различных отраслей права. На наш взгляд, источником многих проблем являются, в основном, две причины: особенности налогообложения (и, как следствие, бухгалтерского и статистического учета) и специфика подготовки кадров для малого бизнеса. Как известно, организациям малого бизнеса присущи свои отличительные черты: небольшое число сотрудников, преобладающее влияние руководителя или владельца, сравнительно малая величина основных финансовых показателей, например выручки или валюты баланса. На наш взгляд, одна из проблем заключается в том, что одни и те же количественные критерии, отличающие малый бизнес от среднего и крупного, устанавливаются совершенно по-разному в различных отраслях права. Согласно ст.3 Федерального закона РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в числе прочих установлены критерии предельной численности работников для субъекта малого предпринимательства (в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100; в сельском хозяйстве - 60 человек и т.д.). Одновременно для субъектов малого предпринимательства, желающих применять упрощенную систему отчетности и налогообложения, установлены более жесткие критерии предельной численности работающих: до 15 человек независимо от вида осуществляемой ими деятельности. Это особенно важно, если учесть, что налоговый учет на предприятиях, являющихся малыми с точки зрения Закона N 88-ФЗ, но численность которых более 15 человек, не отличается от налогового учета для среднего и крупного предпринимательства. Таким образом, по сути все фирмы с численностью более 15 человек не получают налоговых преимуществ. Единственной сохраняемой льготой является возможность ускоренной амортизации и списания 50% стоимости основных фондов в первое время существования. В бухгалтерском учете нормы Закона N 88-ФЗ также являются скорее формальными, таким образом, критерий численности фактически полностью игнорируется. Правила бухгалтерского учета для малого бизнеса установлены Минфином России (Приказ N 64н) таким образом, что решающим обстоятельством для введения упрощенной системы бухгалтерского учета на малом предприятии является не критерий численности. Более того, введен новый критерий (форма собственности), не предусмотренный Законом N 88-ФЗ. Далее, Приказом N 64н вводится весьма оригинальная норма - предлагаются два варианта упрощенной формы ведения бухгалтерского учета: "Упрощенная форма бухгалтерского учета малым предприятием может вестись по:
простой форме бухгалтерского учета (без использования регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия); форме бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества малого предприятия". Как известно, простая форма бухгалтерского учета предполагает только ведение Книги учета по форме К-1 и ведомости учета заработной платы В-8. Упрощенная форма с применением регистров требует ведения большего количества ведомостей (по формам В-1, В-2, В-3, ... В-9), т.е. является значительно более трудоемкой. Любопытно, что Приказом N 64н устанавливается новый критерий ведения упрощенного учета - количество операций и характер производственной деятельности: "Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанных с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности...". Обращает на себя внимание тот факт, что нормативно закрепляются не только новые критерии, но и создаются совершенно различные условия ведения бухгалтерского учета среди субъектов малого бизнеса, которые, исходя из Закона N 88-ФЗ, должны бы находиться в равных условиях. Много противоречий содержится и в самом налоговом законодательстве. В качестве классического примера можно привести следующее. С 1 января 2001 г. индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему учета, налогообложения и отчетности, являются плательщиками НДС. Однако позиция налоговых органов по этому вопросу отличается от позиции, выраженной Налоговым кодексом (ст.143). Так, в Письме МНС России от 20.11.2000 N 26-1-15/1550 "О порядке уплаты НДС и Единого социального налога" говорится: "Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства по-прежнему будет регулироваться Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, согласно которому организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость". Перечень законодательных противоречий можно продолжить. Нетрудно заметить, что даже при небольшом колебании в ту или иную сторону законодательно установленных критериев возникает необходимость коренным образом изменять систему бухгалтерского, налогового, производственного, управленческого и иного учета. Любое приведение в соответствие существующему законодательству систем учета и отчетности требует значительных затрат (трудовых и финансовых), которые нельзя назвать производительными. Решить эту проблему можно двумя путями: либо воспользовавшись услугами консалтинговой фирмы (приглашенных консультантов), либо имея штатного специалиста, владеющего вопросами финансового и налогового планирования. Простой расчет показывает следующее: по состоянию на 1 июля 2001 г. годовая выручка малого предприятия не может превышать 30 млн руб. (100 тыс. минимальных размеров оплаты труда). Это соответствует около 2,5 млн руб. в месяц, что примерно составляет 8300 долл. США (за базу взят курс 30 руб. за 1 долл. США). Даже беглый взгляд на стоимость консалтинговых услуг в России показывает, что малому бизнесу они просто не по карману. Поэтому единственной доступной альтернативой является применение методов финансового и налогового планирования. Однако именно малый бизнес имеет меньше всего возможностей для привлечения специалистов, владеющих методом налогового планирования. Таким образом, оба пути решения проблемы остаются на сегодняшний день для малого бизнеса практически недоступными. Из сказанного вытекают два важных вывода. Было бы логичным установить единые критерии численности работников, количества операций, объема операций и другие показатели, которые являлись бы едиными для бухгалтерского, налогового, статистического и иного законодательства. Поскольку в настоящий момент не наблюдается тенденции к унификации законодательства, профессиональные требования, предъявляемые к специалистам, работающим в области малого бизнеса не только не ниже, но порой и значительно выше, чем предъявляемые к их коллегам, работающим в среднем и крупном бизнесе. На наш взгляд, важную роль в решении поднимаемых в статье проблем малого предпринимательства играет кадровая составляющая. Как это ни парадоксально, но при обучении бухгалтеров, финансистов и других работников экономического профиля мало кого заботит вопрос, для каких сфер бизнеса готовят этих специалистов. Чаще всего российские учебные заведения выпускают финансовых, бухгалтерских и налоговых специалистов "широкого профиля". Это не отвечает современным потребностям экономики вообще и малого предпринимательства в частности. Поэтому, на наш взгляд, в современной системе профессионального образования необходимо четко выделить специализацию именно при подготовке кадров для малых экономических субъектов. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что в области совершенствования законодательства, являющегося базой развития малого бизнеса, необходимо добиваться большей унификации. Напротив, в области подготовки квалифицированных кадров для малого бизнеса следует ориентироваться на большее разнообразие учебных методик, курсов, специальных программ, в особенности тех, которые позволят максимально сочетать процесс обучения с работой в реальной деловой среде.
Подписано в печать Н.А.Кузнецова 05.11.2001 ВЗФЭИ
Е.В.Басалаева ВЗФЭИ
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |