![]() |
| ![]() |
|
Статья: Нарушение правил налогового контроля ("Бухгалтерский учет", 2001, N 22)
"Бухгалтерский учет", N 22, 2001
НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Состав налоговых правонарушений и санкции установлены Налоговым кодексом РФ. В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством: - налоговых проверок; - получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; - проверки данных учета и отчетности; - осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли); - в других формах, предусмотренных НК РФ.
Приведенный список - не исчерпывающий, но формы налогового контроля могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ. Формы налогового контроля складываются из установленных в п.1 ст.31 НК РФ прав налоговых органов: - требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов; - производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; - вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах; - осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России и МНС России; - контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам; - привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков; - вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; - создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ. В НК РФ также установлены составы налоговых правонарушений и санкции за незаконное воспрепятствование проведению налогового контроля со стороны налогоплательщика (см. табл.).
Налоговая ответственность за нарушение правил налогового контроля
————T——————————————————————————T—————————————————————T———————————¬ | N | Состав налогового | Субъект налогового | Санкция | |п/п| правонарушения в | правонарушения | | | | соответствии с НК РФ | | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 1.|Незаконное воспрепятство— |Налогоплательщик, на—|Штраф | | |вание доступу должностного|логовый агент или их |5000 руб. | | |лица налогового органа, |представители | | | |таможенного органа, органа| | | | |государственного внебюд— | | | | |жетного фонда, проводящего| | | | |налоговую проверку в соот—| | | | |ветствии с НК РФ, на тер— | | | | |риторию или в помещение | | | | |налогоплательщика или на— | | | | |логового агента (ст.124 | | | | |НК РФ) | | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 2.|Несоблюдение установленно—|Налогоплательщик — |Штраф | | |го НК РФ порядка владения,|организация <2> |10 000 руб.| | |пользования и (или) распо—| | | | |ряжения имуществом, на ко—| | | | |торое наложен арест | | | | |(ст.125 НК РФ) <1> | | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 3.|Непредставление в установ—|Организация или упол—|Штраф | | |ленный срок налогоплатель—|номоченное лицо, ука—|50 руб. за | | |щиком (налоговым агентом) |занные в ст.86.2 |каждый не— | | |в налоговые органы доку— |НК РФ <3> |представ— | | |ментов и (или) иных сведе—| |ленный до— | | |ний, предусмотренных НК РФ| |кумент | | |и иными актами законода— | | | | |тельства о налогах и сбо— | | | | |рах (п.1 ст. 126 НК РФ) | | | | +——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | |Согласно п.2 ст.126 НК РФ |Организация (за ис— |Штраф | | |непредставление налоговому|ключением банка, от— |5000 руб. | | |органу сведений о налого— |ветственность которо—| | | |плательщике, выразившееся |го предусмотрена пра—| | | |в отказе организации пре— |вилами ст.ст.132 и | | | |дставить имеющиеся у нее |135.1 НК РФ) | | | |документы, предусмотренные| | | | |НК РФ, со сведениями о на—| | | | |логоплательщике по запросу| | | | |налогового органа, а равно| | | | |иное уклонение от пред— | | | | |ставления таких документов| | | | |либо представление доку— | | | | |ментов с заведомо недосто—| | | | |верными сведениями, если | | | | |такое деяние не содержит | | | | |признаков нарушения зако— | | | | |нодательства о налогах и | | | | |сборах, предусмотренного | | | | |ст.135.1 НК РФ | | | | +——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | |Деяния, предусмотренные |Физическое лицо |Штраф | | |п.2 ст.126, если они со— |(признаваемое вменяе—|500 руб. | | |вершены физическим лицом |мым и достигшее | | | |(п.3 ст.126 НК РФ) |16—летнего возраста) | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 4.|Неявка либо уклонение от |Лицо, вызываемое в |Штраф | | |явки без уважительных при—|качестве свидетеля |1000 руб. | | |чин лица, вызываемого по |<4> | | | |делу о налоговом правона— | | | | |рушении в качестве свиде— | | | | |теля (ст.128 НК РФ) | | | | +——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | |Неправомерный отказ свиде—|Лицо, вызываемое в |Штраф | | |теля от дачи показаний, а |качестве свидете— |3000 руб. | | |равно дача заведомо ложных|ля <4> | | | |показаний (ст.128 | | | | |НК РФ) <5> | | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 5.|Отказ эксперта, переводчи—|Эксперт, переводчик |Штраф | | |ка или специалиста от |или специалист |500 руб. | | |участия в проведении нало—| | | | |говой проверки (п.1 ст.129| | | | |НК РФ) | | | | +——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | |Дача экспертом заведомо |Эксперт, переводчик |Штраф | | |ложного заключения или |или специалист |1000 руб. | | |осуществление переводчиком| | | | |заведомо ложного перевода | | | | |(п.2 ст.129 НК РФ) | | | +———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | 6.|Согласно п.1 ст.129.1 |Лицо, обязанное в со—|Штраф | | |НК РФ неправомерное несо— |ответствии с НК РФ |1000 руб. | | |общение (несвоевременное |представлять сведения| | | |сообщение) лицом сведений,|в налоговые органы | | | |которые в соответствии с | | | | |НК РФ это лицо должно со— | | | | |общить налоговому орга— | | | | |ну <6>, при отсутствии | | | | |признаков налогового пра— | | | | |вонарушения, предусмотрен—| | | | |ного ст.126 НК РФ | | | | +——————————————————————————+—————————————————————+———————————+ | |Те же деяния, совершенные |Лицо, обязанное в со—|Штраф | | |повторно в течение кален— |ответствии с НК РФ |5000 руб. | | |дарного года (п.2 ст.129.1|представлять сведения| | | |НК РФ) |в налоговые органы | | L———+——————————————————————————+—————————————————————+———————————— ————————————————————————————————<1> В соответствии с п.1 ст.77 НК РФ арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества. <2> Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика - организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа (п.2 ст.77 НК РФ). <3> Обязанности организаций или уполномоченных лиц, связанные с проведением налогового контроля за расходами физического лица (ст.86.2 НК РФ): 1) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи недвижимости направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках; 2) орган, осуществляющий регистрацию механических транспортных средств, обязан не позднее 15 дней после регистрации направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных транспортных средствах, не относящихся к недвижимому имуществу; 3) лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи ценных бумаг, указанных в ст.2 НК РФ, направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках по купле - продаже ценных бумаг; 4) нотариус обязан не позднее 15 дней после удостоверения сделки купли - продажи культурных ценностей направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию об этой сделке; 5) уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках, обязаны не позднее 15 дней после регистрации сделки купли - продажи золота в слитках направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированной сделке; 6) непредставление организацией или уполномоченным лицом информации, указанной в ст.86.2 НК РФ, признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ. <4> В соответствии с п.2 ст.90 НК РФ не могут допрашиваться в качестве свидетелей: 1) лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля; 2) лица, которые получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности, адвокат, аудитор. <5> В соответствии с п.5 ст.90 НК РФ перед получением свидетельских показаний должностное лицо налогового органа должно предупредить свидетеля об этом, а также должно предупредить его об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем должна быть сделана отметка в протоколе, которую свидетель должен удостоверить своей подписью. <6> Кроме: нарушения срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ); непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ); нарушения банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст.132 НК РФ); непредставления налоговым органам сведений о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщиков - клиентов банка (ст.135.1 НК РФ).
Подписано в печать М.Д.Иванов 29.10.2001 Юрист
Информцентра XXI века
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |