| 
 | 
Статья: <Новости. Мониторинг законодательства от 10.10.2001> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2001, N 10)
 "АКДИ "Экономика и жизнь", N 10, 2001 
 Налоговое законодательство 
 Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" ("Российская газета", 10.08.2001) 
 
 Часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена новой гл.26 "Налог на добычу полезных ископаемых". Плательщиками данного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объектом налога на добычу полезных ископаемых являются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации или за ее пределами (если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации), а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию. Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Если в отношении добытых полезных ископаемых установлены различные налоговые ставки, то налоговая база в этом случае определяется отдельно по каждому виду. Сумма налога уплачивается не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - кварталом. Порядок уплаты налога предусматривает уплату в течение указанного налогового периода авансовых платежей, которые исчисляются как 1/3 общей суммы налога за предыдущий налоговый период. Комментируемая глава вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений, которые начнут применяться с 1 января 2002 г. 
 Вопросы предпринимательской деятельности 
 Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ("Российская газета", 10.08.2001) 
 По истечении шести месяцев со дня официального опубликования вступает в силу Федеральный закон, устанавливающий новый перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, который, сразу отметим, существенно меньше по сравнению с действующим. Кроме того, дается перечень видов деятельности, не подпадающих под действие Закона. Сюда входят, в частности, деятельность кредитных организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, биржевая, нотариальная, страховая и образовательная деятельность. Нижний предел срока действия лицензии увеличен с трех до пяти лет. При этом положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Уточнен перечень документов, необходимых для получения лицензии, который не может быть произвольно расширен. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В настоящее время этот срок определен в 30 дней. Уточнены также полномочия лицензирующих органов. Установлено, что лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случаях неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Предусмотрено право лицензирующих органов аннулировать лицензию, не обращаясь в суд, в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии. Теперь о лицензионных сборах. За рассмотрение заявления о предоставлении лицензии будет взиматься плата в размере 300 руб., за предоставление лицензии - 1000 руб., за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб. 
 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" ("Российская газета", 10.08.2001) 
 Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц. Согласно Закону регистрация будет осуществляться в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. При этом отметим, что значительно упрощается процедура представления документов, поскольку допускается как представление документов непосредственно заявителем, так и направление их по почте. Запрещается требование регистрирующими органами представления иных документов, кроме установленных комментируемым Законом. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Закон вводится в действие с 1 июля 2002 г. 
 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" ("Российская газета", 09.08.2001) 
 Федеральный закон направлен на создание правового механизма для борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате совершения преступления. Положения Закона применяются к отношениям юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением указанных операций. Помимо этого действие Закона распространяется на физических и юридических лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами или иным имуществом за пределами Российской Федерации. Установлено, что операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 руб. Кроме того, по своему характеру данная операция должна входить в утвержденный Законом перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Дается также перечень организаций, которые обязаны информировать уполномоченный орган о таких операциях. К последним относятся банки, страховые и лизинговые организации, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также организации почтовой, телеграфной связи. Причем вышеназванные организации будут обязаны направлять в уполномоченный орган сведения и об операциях, которые не входят в вышеупомянутый перечень, но в отношении которых возникли подозрения, что целью этих операций является легализация (отмывание) доходов. Федеральный закон вступит в силу с 1 февраля 2002 г. 
 Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" ("Российская газета", 11.08.2001) 
 11 августа 2001 г. вступил в силу Федеральный закон, направленный на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контрольной деятельности государства. При этом в Законе оговаривается, что его положения не применяются к отношениям, связанным с проведением, в частности, налогового, валютного, бюджетного, таможенного, лицензионного контроля, банковского и страхового надзора, оперативно - разыскных мероприятий. Государственный контроль в Законе определяется как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральным законодательством. Сформулированы основные принципы защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля. Таковыми, например, являются презумпция добросовестности предпринимателя, открытость государственного контроля, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля, возможность обжалования как действий, так и бездействия органов государственного контроля. Важно отметить недопустимость взимания органами государственного контроля платы с организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении контрольных мероприятий. Исключение составляют случаи возмещения расходов на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Согласно Закону продолжительность контрольного мероприятия не должна превышать одного месяца (в исключительных случаях - двух месяцев), причем проверки могут проводиться не более чем один раз в два года. Вместе с тем определяются и случаи, когда органы государственного контроля вправе проводить внеплановые проверки. 
 Аудиторская деятельность 
 Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ("Российская газета", 09.08.2001) 
 Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации и вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ряда положений, для которых установлен иной срок введения их в действие. Под аудитом в Законе понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Помимо проведения аудита индивидуальные аудиторы и аудиторские организации могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. В перечень таких услуг, в частности, входят налоговое, управленческое и правовое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес - планов, проведение маркетинговых исследований и др. В соответствии с Законом аудиторская организация может быть создана в любой организационно - правовой форме, за исключением открытого акционерного общества. Законом вводится ряд обязательных требований к аудиторским организациям. Во-первых, не менее 51% уставного капитала аудиторской организации должно принадлежать аттестованным аудиторам или имеющим лицензии аудиторским организациям. Во-вторых, не менее 50% штата аудиторской организации должны составлять граждане РФ, постоянно проживающие в России. Если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, то в этом случае российские граждане должны составлять 75% штата. В-третьих, в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов. Правда, что касается последнего требования, то соответствующее положение вступает в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу Закона. Определены случаи, когда организации подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке. Так, обязательному аудиту должны подвергаться открытые акционерные общества; кредитные и страховые организации или общества взаимного страхования; товарные и фондовые биржи; инвестиционные фонды; внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления; индивидуальные предприниматели и федеральные государственные унитарные предприятия, объем выручки или финансовые показатели которых превышают в 500 тыс. раз МРОТ или суммы активов баланса превышают на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством МРОТ. Кроме того, обязательный аудит может применяться и в других случаях, если это предусмотрено федеральным законодательством. Следует отметить, что при проведении обязательного аудита, который должен осуществляться только аудиторскими организациями, аудитор обязан застраховать риск ответственности за нарушение договора. 
 Подписано в печать О.Бодрягина 
 10.10.2001 
 
     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   
   (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.  |