Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Налоговое обозрение от 10.10.2001> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 41)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 41, 2001

Бангладеш

По данным налоговой службы - национального совета доходов - Бангладеш, программа "налоговых каникул", которая преследовала цель поощрить диверсификацию промышленности и обеспечить сбалансированный экономический рост всех регионов страны, провалилась.

Начало реализации программы приходится на конец 80-х годов, когда правительство страны приняло меры, направленные на поощрение инвестиций в частный сектор экономики. Они предусматривали освобождение на 5 - 12 лет предприятий некоторых отраслей экономики от налога с корпораций, начисляемого по ставке 35%. Вся страна была поделена на 4 зоны. На территории специальной экономической зоны и в наименее развитых районах страны длительность периода освобождения от налогообложения была выбрана наиболее продолжительной. По замыслу правительства страны это должно было способствовать выравниванию темпов промышленного роста в различных регионах Бангладеш.

По последним данным национального совета доходов Бангладеш, в настоящее время более 65% промышленных предприятий продолжают вести хозяйственную деятельность в крупных экономических центрах и их пригородах, а фирмы, расположенные в менее привлекательных, но обладающих налоговыми льготами регионах, фактически представляют собой подразделения компаний, штаб - квартиры и основные мощности которых размещены в промышленно развитых регионах. Таким образом, "налоговые каникулы" привели к образованию на территории Бангладеш "налоговых убежищ" для "налоговых комбинаторов".

Как показывают исследования, отделения компаний, образованные в экономически депрессивных районах, отражали в своей отчетности большую прибыль в период действия "налоговых каникул", но становились значительно менее рентабельными после прекращения действия льгот. Поэтому они начинали деятельность заново под новыми названиями, возобновляя для себя льготный режим налогообложения.

Действие программы "налоговых каникул" уже несколько раз продлевалось. Последний раз это произошло в июне 2000 г., когда правительство страны приняло соответствующее решение в ответ на требования деловых кругов продлить "налоговые каникулы" еще на 5 лет. Налоговики Бангладеш полагают, что далее продлевать программу не имеет смысла.

Великобритания

Институт налогообложения Великобритании вновь призвал правительство страны упростить используемые в Англии формы налоговой отчетности. При этом специалисты этого ведомства ссылаются на данные проведенного опроса, согласно результатам которого четверо из пяти членов английского парламента признались, что не могут самостоятельно заполнить формы из-за их сложности. 82% членов парламента сообщили, что при заполнении своих налоговых деклараций они пользуются помощью профессиональных консультантов.

В 2001 г. инструкция по начислению налогов с физических лиц содержит 29 страниц, на которых располагается 438 полей для заполнения их данными. Столь сложная система отчетности является источником ошибок и значительно повышает издержки налогоплательщиков и налоговых органов, связанные с начислением налогов и обработкой данных.

В целях изменения ситуации эксперты института предлагают, в частности, радикально пересмотреть законодательство о налоге на прирост капитала. Кроме того, вместо трех ставок подоходного налога (10, 20, 22%) предлагается ввести единую ставку в размере 20% и одновременно повысить размер скидок для лиц с невысокими доходами. В октябре планируется опубликовать рекомендации по упрощению системы налоговой отчетности для малого бизнеса.

* * *

Правительство Великобритании опубликовало перечень учреждений, которые будут применять новую схему возмещения НДС. Английские учреждения культуры, не взимающие плату с клиентов за оказанные им услуги, в целях обложения налогом на добавленную стоимость не считаются коммерческими и поэтому не могут получить возмещение НДС, уплаченного при приобретении товаров и услуг, связанных с их деятельностью. В результате многие учреждения, в частности музеи и галереи, вынуждены взимать плату за вход, что дает им возможность получать возмещение входного НДС.

Однако в настоящее время все идет к тому, что правительство страны сможет разрешить организациям получить возмещение НДС и при условии, если они допускают посетителей к осмотру постоянных коллекций бесплатно. Причем новый порядок может быть установлен не позднее 1 декабря этого года.

Согласно новой схеме возмещение НДС смогут получить более 24 категорий музеев и галерей, размещенных более чем на 50 территориях. Сюда войдут национальные музеи Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса, Национальная портретная галерея, галереи Тейт. Учреждения, которые в настоящее время не взимают с посетителей плату за вход, получат возможность возместить входной НДС по затратам, понесенным с 1 апреля 2001 г. Прочие музеи смогут получить возмещение налога начиная с момента, когда они откроются для свободного посещения.

Венесуэла

Правительство Венесуэлы пытается избавиться от зависимости размера налоговых поступлений от экспорта нефти, цены на которую на мировом рынке подвержены значительным колебаниям. При этом Венесуэлу никак нельзя отнести к слабым державам: по объемам добычи нефти она занимает третье место в мире, а по экономическому развитию - пятое место в Латинской Америке.

Перспективы развития страны связываются с диверсификацией экономики и расширением источников налоговых поступлений, не имеющих отношения к налогообложению нефтяной отрасли. Руководство налогового и таможенного ведомства Венесуэлы намерено выполнить задачу, поставленную на 2001 г.: получить из источников, не связанных с налогообложением нефтяной отрасли, 8,2 трлн боливаров. "Нефтяные" налоговые поступления должны составить 6 трлн боливаров. По данным налоговиков, "ненефтяные" поступления в июле этого года впервые в этом году превысили бюджетные назначения, а цифра поступлений за январь - июль составила 99,1% от запланированной суммы. В Венесуэле рассчитывают на повышение более чем на 30% (или до 11 трлн боливаров) размера "ненефтяных" поступлений в бюджет 2002 г.

Задачу предполагается решать, во-первых, за счет повышения собираемости налогов. В частности, налоговики надеются в ближайшие несколько месяцев взыскать не менее 30% налоговой задолженности, размеры которой достигли 6 трлн боливаров. По оценкам специалистов налогового и таможенного ведомства, уровень уклонения от уплаты налогов в Венесуэле составляет от 60 до 65%. Около тысячи венесуэльских компаний отчитались о наличии убытков общим размером 4 трлн боливаров, при этом некоторые из них, без сомнения, являются прибыльными, и даже выплатили своим акционерам дивиденды.

Во-вторых, изменения соотношения источников пополнения государственного бюджета можно добиться путем корректировки законодательства. В августе 2001 г. национальной ассамблеей был принят так называемый основной налоговый кодекс в объеме 343 статей. Он вступает в силу спустя 90 дней после опубликования, за исключением положений об уголовной ответственности, вступающих в силу спустя год после опубликования. Принятие указанного документа повлекло за собой изменения законодательства, среди которых наиболее значительными эксперты считают следующие:

налоговое мошенничество будет караться тюремным заключением на срок от 7 месяцев до 7 лет. Особые меры будут приняты для искоренения практики использования налоговых убежищ: если налогоплательщик укрыл инвестиции от налогообложения в налоговом убежище (офшорной зоне), срок тюремного заключения может превысить 7 лет;

обжалование решений налоговых органов в суде теперь не влечет за собой приостановления процедуры взыскания налогов;

налогоплательщики получают право заключать с налоговыми органами соглашения по трансфертным ценам;

предприятия, нарушившие налоговый кодекс, могут быть закрыты.

Кроме того, значительно повышаются суммы денежных штрафов, и расширяется перечень наказуемых действий.

* * *

В августе этого года в Венесуэле в первом чтении был принят закон, регулирующий порядок осуществления функций налоговым ведомством, которое является независимым учреждением при министерстве финансов страны. Руководителя налогового ведомства назначает президент страны, и он имеет право присутствовать на заседаниях кабинета министров. Бюджет налогового ведомства предлагается формировать из расчета 3 - 5% от суммы собранных налогов.

Отметим, что некоторые депутаты от оппозиции выступили против последнего положения законопроекта. Они считают, что в случае роста налоговых поступлений (за 4 года венесуэльские налоговики планируют увеличить их размер с 11 до 20% ВВП) налоговое ведомство фактически превратится в государство в государстве. Кроме того, представители оппозиции потребовали внести в законопроект положение, предусматривающее утверждение кандидатуры руководителя налогового ведомства страны в парламенте (национальной ассамблее).

Германия

Правительство Германии пытается пресечь контрабанду непродекларированных доходов из Германии в Швейцарию. Немецкие таможенники сообщают, что примерно 1/3 проверок, проводимых в связи с возможным отмыванием денежных средств, полученных преступным путем, осуществляется на германо - швейцарской границе. Правительство страны предупредило частных лиц о возможных задержках на границе при следовании из Германии в Швейцарию, которые могут быть вызваны ужесточением контроля со стороны таможенных органов Германии в период обмена национальных европейских валют на единую валюту евро. Наибольшее число попыток контрабандного вывоза валюты из Германии прогнозируется на январь - февраль 2002 г.

Сообщается, что Швейцария разделяет опасения Германии в том, что объемы отмывания "грязных" денег вырастут, однако не планирует усиливать режим на границе. В Швейцарии дела по отмыванию денег расследуются прежде всего в банках, а не на границах конфедерации. Швейцарские таможенники обращаются в полицию лишь в тех случаях, когда обнаруживают у пересекающих границу лиц непомерно большие суммы наличных денег.

Вместе с тем правительство Швейцарии сообщило о планах реформирования управления по контролю над отмыванием денег, репутации которого в последнее время был нанесен ощутимый ущерб.

Предусматривается увеличение его численности с 10 до 25 человек и образование в нем четырех новых отделов, перед которыми будет поставлена задача повысить качество сбора информации.

Индия

Влиятельный комитет по электронной коммерции и налогообложению Индии, который возглавляет один из высокопоставленных работников налогового ведомства, подготовил рекомендации по налогообложению в области электронной коммерции. Предложения предусматривают введение налогов на доходы от хозяйственной деятельности, роялти и технические сборы. В целях налогообложения электронного бизнеса налоговому ведомству придется скорректировать законодательство по вопросу определения физического присутствия предприятия на территории Индии.

Комитет предложил установить налоги по меньшей мере для 15 категорий электронного бизнеса из 28 рекомендованных Организацией экономического сотрудничества и развития. Необходимость введения налогов для оставшихся 13 категорий может быть изучена позднее.

По оценкам экспертов, доходы от электронного бизнеса в Индии к 2008 г. могут составить до 10 млрд долл. США в год. Объем электронной коммерции и связанного с Интернетом экспорта программного обеспечения и услуг в 2000 - 2001 гг. достиг 1,2 млрд долл., прогноз на 2003 - 2004 гг. - до 3 млрд долл.

Индонезия

Правительство Индонезии повысило размер ставки налога на дорогие автомобили до 75%. Размер ставки налога на автомобили с объемом двигателя от 2,5 до 3 л повышается с 20 до 30%, от 3 до 4 л, а также на автомобили с дизельным двигателем с рабочим объемом от 2,5 до 3,5 л составляет 75%. Ранее размер ставки налога составлял 30 и 50% соответственно.

Как отмечают обозреватели, роскошные автомобили уже не являются редкостью на улицах Джакарты, что объясняется смягчением с 1998 г. ограничений на ввоз дорогих автомобилей. Цена дорогого автомобиля может превышать 120 тыс. долл. США, в то время как размер средней заработной платы по стране составляет чуть больше 600 долл. в год.

Латвия

Доля продукции индустрии программного обеспечения в ВВП Латвии в прошлом году составила 16,5 млн лат, при этом в виде налогов из этого сектора экономики в бюджет поступило 4 млн лат. По оценкам экспертов, к 2004 г. указанные налоговые поступления могут достигнуть 11,6 млн лат.

Одновременно экономике Латвии наносится крупный ущерб из-за пиратства в области программного обеспечения. По оценкам экспертов, доля пиратского программного обеспечения, эксплуатируемого в Латвии, составляет примерно 77% от всего массива программ. Из-за этого бюджет недосчитывает примерно 15 млн лат налоговых поступлений.

Румыния

Ущерб румынских компаний, производящих программное обеспечение, от компьютерного пиратства в 2000 г. составил 153 млн долл. США. В бюджет не поступило из-за этого 74 млн долл. налогов.

* * *

В попытке приостановить эмиграцию специалистов в области информационных технологий (ИТ) из страны румынское правительство приняло решение о полном освобождении от налогов разработчиков программного обеспечения и программистов. Освобождение распространяется на заработную плату специалистов независимо от формы собственности предприятия, на котором они работают. Новое положение действует с 1 июля 2001 г.

Компания, в которой работает специалист, подлежащий освобождению от налогообложения, должна заниматься производством программного обеспечения либо иметь в своей структуре специализированное ИТ - подразделение. Ее доходы от реализации программного обеспечения за рубеж должны составлять не менее 10 тыс. долл. США в расчете на каждого подлежащего освобождению от налогообложения специалиста.

Для получения освобождения от налогообложения специалист должен удовлетворять следующим требованиям:

иметь университетский диплом в области ИТ;

работать на предприятии, разрабатывающем программное обеспечение, либо в специализированном ИТ - подразделении;

активно заниматься деятельностью в области ИТ (соответствующие описания направлений деятельности приведены в национальном классификаторе предметов деятельности).

В постановлении правительства страны отсутствуют нормы предоставления освобождения от налогообложения для независимых консультантов и разработчиков программного обеспечения. По мнению обозревателей, до появления соответствующих разъяснений о порядке налогообложения этой категории физических лиц налоги будут продолжать начисляться на основе некоего "вмененного" дохода.

Подписано в печать Е.Воловик

10.10.2001 Государственный советник

налоговой службы III ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Возмещение материального ущерба работниками организации (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 41) >
Вопрос: Физическое лицо зарегистрировано как предприниматель без образования юридического лица в Москве. Нужно ли ему уплачивать налог на доходы физических лиц при наличии патента? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 41)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.