|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета ("Финансы", 2001, N 10)
"Финансы", N 10, 2001
УЧЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА
В соответствии с международными стандартами учет суммы реализации и ее налогообложение осуществляются по мере отгрузки продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг и предъявления счетов покупателям (заказчикам). Обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате налогов возникают в момент перехода права собственности, т.е. в момент отгрузки, а не в момент оплаты реализованной продукции. Применение НДС, налога на прибыль и других налогов при осуществлении налоговой политики "по отгрузке" приемлемо для стран с промышленностью, обладающей передовой ресурсосберегающей технологией, выпускающей высокорентабельную конкурентоспособную продукцию, пользующуюся потребительским спросом. В этих странах объекты налогообложения - добавленная стоимость и прибыль - весьма значительны и не возникает проблем по расчетам с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) и с бюджетом - по налогам. Если в стране доля убыточных организаций более 40%, если организации фактически кредитуют друг друга (взаимная задолженность поставщиков и покупателей составляет более трети ВВП), а расчеты неденежными средствами (бартер, взаимозачеты и т.д.) составляют 40 - 50% от объема оплаченной продукции, то осуществление учетной и налоговой политики "по отгрузке" в рамках действующей налоговой системы весьма проблематично. Поэтому в нашей стране действующим законодательством разрешено осуществлять учетную политику "по отгрузке", а налоговую - (кроме налога на прибыль) как "по отгрузке", так и "по оплате". Осуществление учетной политики "по отгрузке", а налоговой - "по оплате" усугубляет проблему неплатежей и не способствует реальной оценке фактического состояния дел в экономике. В частности, трудно планировать инвестиции в основной капитал за счет собственных источников (прибыли), не обеспеченных "живыми" деньгами (в балансе может присутствовать "бумажная" прибыль). Причина этому - применение указанных методов определения выручки для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего формируются бухгалтерская и налоговая отчетность, данные которых не совпадают (для целей налогообложения НДС и налог на прибыль корректируются по особой схеме). Кроме того, при осуществлении налоговой политики "по оплате" выводится из-под налогообложения значительная часть неоплаченной стоимости отгруженной продукции (работ, услуг), так называемая дебиторская задолженность. Анализ данных статистической и налоговой отчетности за 1999 г. показывает, что удельный вес необлагаемой НДС продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) и прочих активов составлял в 1999 г. 42% (без учета льгот).
Осуществление налоговой политики "по оплате" выгодно организациям - покупателям продукции, поскольку входной НДС у них подлежит возмещению (зачету) из бюджета в случае оплаты продукции неденежными средствами (бартер, взаимозачет и т.д.). Это позволило организациям в 1999 г. минимизировать платежи крупных и средних организаций в бюджет по НДС на 21% и на 27% - крупнейших налогоплательщиков и организаций - монополистов в промышленности. Статистическая и налоговая отчетность не учитывают обороты (доходы) теневого капитала, выведенные из-под налогообложения. Из числа зарегистрированных организаций только 48% организаций сдавали в 1999 г. отчеты в налоговые и статистические органы. Фирмы - "однодневки", созданные с целью уклонения от уплаты налогов, обычно регистрируются на подставных лиц, в правовом плане предъявить им претензии в случае уклонения от уплаты налогов практически невозможно. Сложившаяся в нашей стране совокупность способов ухода от уплаты налогов основана на масштабном теневом секторе в экономике, недостатках в налоговом и банковском законодательстве, большом неучтенном наличном денежном обороте. В денежной массе, обслуживающей хозяйственный оборот, более трети (35 - 36%) составляют наличные деньги, в то время как в странах с развитой экономикой удельный вес наличности не превышает 7 - 9%. Значительная насыщенность хозяйственного оборота наличными деньгами продолжает облегчать отток финансовых ресурсов в теневую экономику и "уход" от уплаты налогов субъектов экономики, сдерживать пополнение доходной части бюджета государства и ограничивать его возможности по контролю и регулированию денежных потоков. Нужен механизм, который бы предотвратил потери бюджета, связанные с выводом из-под налогообложения неучтенных оборотов, который бы учитывал специфику экономики нашей страны и способствовал бы увеличению объема денежных безналичных расчетов. На наш взгляд, одним из таких механизмов является осуществление единой учетной и налоговой политики "по отгрузке" с применением единого налога с совокупного дохода (налога с продаж) с необременительной ставкой, допустим, 10%. Расчеты по этому налогу должны производиться в первоочередном и обязательном порядке (расчеты на инкассо), с последующим автоматическим списанием банками поступивших на счет налогоплательщика сумм налога в пользу бюджета. В этом случае со стоимости продукции (работ, услуг) на всех этапах ее прохождения (продажа, перепродажа, бартер, взаимозачет и т.д.) сначала будет уплачен налог, а затем уже проведена сама операция. Использование промежуточных фирм, созданных с целью "отмывания" денег, в цепочке расчетов, в которой налог становится сквозным, теряет всякий смысл. Реальная налоговая нагрузка (при ставке 10%) будет способствовать укреплению платежной дисциплины и позволит существенно увеличить доходную часть бюджета за счет поступления только одного налога (по расчетам в 1,5 - 2 раза). Ставка налога в два раза меньше ставки НДС и рассчитана как разница между суммами НДС, начисленного и подлежащего уплате поставщику за материальные ресурсы, удельный вес которых в затратах на производство продукции (работ, услуг), по данным Госкомстата, составлял 60%. У организаций - покупателей (заказчиков) продукции (работ услуг) "входной" налог, подлежащий отнесению на себестоимость материальных ресурсов, будет составлять 3 - 5% от стоимости продукции в зависимости от ее рентабельности. Для сравнения оборотные налоги (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда) составляли 4% от стоимости продукции (работ, услуг). "Входной" налог можно не относить на себестоимость материальных ресурсов, полученных от поставщика, а зачитывать. При этом должен быть сохранен налог на прибыль в качестве механизма налогового наблюдения за результатами деятельности убыточных и низкорентабельных организаций, а также с целью перераспределения денежных средств высокорентабельных организаций в пользу бюджета. Возникшее при этом у налогоплательщика дебетовое сальдо (задолженность бюджета) может служить основанием для налогового наблюдения, например, в течение отчетного года с последующим инициированием процедуры банкротства или перехода в счет долга акций организаций - недоимщиков в собственность государства. Превышение кредитового сальдо дебетового (задолженность бюджету) будет означать, что у организации возникает обязанность по уплате налога на прибыль. Как показывают проведенные расчеты, такая обязанность будет возникать у организаций, выпускающих продукцию, выполняющих работы, оказывающих услуги с рентабельностью 20% и более, а у организаций нематериалоемких производств - 17% и менее. Переход под контроль государства организаций - недоимщиков, имеющих стратегическое значение и управляемых от лица государства профессиональными менеджерами, позволит осуществить государственную инвестиционную программу по обновлению основного капитала организаций за счет дополнительно поступивших в бюджет денежных средств. Реальная налоговая нагрузка позволит организациям самим изыскивать собственные средства для обновления основного капитала. Для организаций, применяющих налог с совокупного дохода (налог с продаж) должен быть сохранен порядок уплаты таможенных и государственных пошлин, единого социального налога (с минимальной ставкой), а также подоходного налога с физических лиц.
Подписано в печать А.И.Назаров 08.10.2001 Экономист
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |