Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета ("Финансы", 2001, N 10)



"Финансы", N 10, 2001

УЧЕТНАЯ И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА

И РЕЗЕРВЫ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА

В соответствии с международными стандартами учет суммы реализации и ее налогообложение осуществляются по мере отгрузки продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг и предъявления счетов покупателям (заказчикам). Обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате налогов возникают в момент перехода права собственности, т.е. в момент отгрузки, а не в момент оплаты реализованной продукции.

Применение НДС, налога на прибыль и других налогов при осуществлении налоговой политики "по отгрузке" приемлемо для стран с промышленностью, обладающей передовой ресурсосберегающей технологией, выпускающей высокорентабельную конкурентоспособную продукцию, пользующуюся потребительским спросом. В этих странах объекты налогообложения - добавленная стоимость и прибыль - весьма значительны и не возникает проблем по расчетам с покупателями за отгруженную продукцию (работы, услуги) и с бюджетом - по налогам.

Если в стране доля убыточных организаций более 40%, если организации фактически кредитуют друг друга (взаимная задолженность поставщиков и покупателей составляет более трети ВВП), а расчеты неденежными средствами (бартер, взаимозачеты и т.д.) составляют 40 - 50% от объема оплаченной продукции, то осуществление учетной и налоговой политики "по отгрузке" в рамках действующей налоговой системы весьма проблематично.

Поэтому в нашей стране действующим законодательством разрешено осуществлять учетную политику "по отгрузке", а налоговую - (кроме налога на прибыль) как "по отгрузке", так и "по оплате".

Осуществление учетной политики "по отгрузке", а налоговой - "по оплате" усугубляет проблему неплатежей и не способствует реальной оценке фактического состояния дел в экономике. В частности, трудно планировать инвестиции в основной капитал за счет собственных источников (прибыли), не обеспеченных "живыми" деньгами (в балансе может присутствовать "бумажная" прибыль). Причина этому - применение указанных методов определения выручки для целей бухгалтерского учета и налогообложения, в результате чего формируются бухгалтерская и налоговая отчетность, данные которых не совпадают (для целей налогообложения НДС и налог на прибыль корректируются по особой схеме).

Кроме того, при осуществлении налоговой политики "по оплате" выводится из-под налогообложения значительная часть неоплаченной стоимости отгруженной продукции (работ, услуг), так называемая дебиторская задолженность.

Анализ данных статистической и налоговой отчетности за 1999 г. показывает, что удельный вес необлагаемой НДС продукции (работ, услуг) в общем объеме отгруженной продукции (работ, услуг) и прочих активов составлял в 1999 г. 42% (без учета льгот).

Осуществление налоговой политики "по оплате" выгодно организациям - покупателям продукции, поскольку входной НДС у них подлежит возмещению (зачету) из бюджета в случае оплаты продукции неденежными средствами (бартер, взаимозачет и т.д.). Это позволило организациям в 1999 г. минимизировать платежи крупных и средних организаций в бюджет по НДС на 21% и на 27% - крупнейших налогоплательщиков и организаций - монополистов в промышленности.

Статистическая и налоговая отчетность не учитывают обороты (доходы) теневого капитала, выведенные из-под налогообложения. Из числа зарегистрированных организаций только 48% организаций сдавали в 1999 г. отчеты в налоговые и статистические органы. Фирмы - "однодневки", созданные с целью уклонения от уплаты налогов, обычно регистрируются на подставных лиц, в правовом плане предъявить им претензии в случае уклонения от уплаты налогов практически невозможно. Сложившаяся в нашей стране совокупность способов ухода от уплаты налогов основана на масштабном теневом секторе в экономике, недостатках в налоговом и банковском законодательстве, большом неучтенном наличном денежном обороте. В денежной массе, обслуживающей хозяйственный оборот, более трети (35 - 36%) составляют наличные деньги, в то время как в странах с развитой экономикой удельный вес наличности не превышает 7 - 9%.

Значительная насыщенность хозяйственного оборота наличными деньгами продолжает облегчать отток финансовых ресурсов в теневую экономику и "уход" от уплаты налогов субъектов экономики, сдерживать пополнение доходной части бюджета государства и ограничивать его возможности по контролю и регулированию денежных потоков.

Нужен механизм, который бы предотвратил потери бюджета, связанные с выводом из-под налогообложения неучтенных оборотов, который бы учитывал специфику экономики нашей страны и способствовал бы увеличению объема денежных безналичных расчетов.

На наш взгляд, одним из таких механизмов является осуществление единой учетной и налоговой политики "по отгрузке" с применением единого налога с совокупного дохода (налога с продаж) с необременительной ставкой, допустим, 10%. Расчеты по этому налогу должны производиться в первоочередном и обязательном порядке (расчеты на инкассо), с последующим автоматическим списанием банками поступивших на счет налогоплательщика сумм налога в пользу бюджета. В этом случае со стоимости продукции (работ, услуг) на всех этапах ее прохождения (продажа, перепродажа, бартер, взаимозачет и т.д.) сначала будет уплачен налог, а затем уже проведена сама операция. Использование промежуточных фирм, созданных с целью "отмывания" денег, в цепочке расчетов, в которой налог становится сквозным, теряет всякий смысл.

Реальная налоговая нагрузка (при ставке 10%) будет способствовать укреплению платежной дисциплины и позволит существенно увеличить доходную часть бюджета за счет поступления только одного налога (по расчетам в 1,5 - 2 раза). Ставка налога в два раза меньше ставки НДС и рассчитана как разница между суммами НДС, начисленного и подлежащего уплате поставщику за материальные ресурсы, удельный вес которых в затратах на производство продукции (работ, услуг), по данным Госкомстата, составлял 60%.

У организаций - покупателей (заказчиков) продукции (работ услуг) "входной" налог, подлежащий отнесению на себестоимость материальных ресурсов, будет составлять 3 - 5% от стоимости продукции в зависимости от ее рентабельности. Для сравнения оборотные налоги (налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда) составляли 4% от стоимости продукции (работ, услуг).

"Входной" налог можно не относить на себестоимость материальных ресурсов, полученных от поставщика, а зачитывать. При этом должен быть сохранен налог на прибыль в качестве механизма налогового наблюдения за результатами деятельности убыточных и низкорентабельных организаций, а также с целью перераспределения денежных средств высокорентабельных организаций в пользу бюджета.

Возникшее при этом у налогоплательщика дебетовое сальдо (задолженность бюджета) может служить основанием для налогового наблюдения, например, в течение отчетного года с последующим инициированием процедуры банкротства или перехода в счет долга акций организаций - недоимщиков в собственность государства.

Превышение кредитового сальдо дебетового (задолженность бюджету) будет означать, что у организации возникает обязанность по уплате налога на прибыль. Как показывают проведенные расчеты, такая обязанность будет возникать у организаций, выпускающих продукцию, выполняющих работы, оказывающих услуги с рентабельностью 20% и более, а у организаций нематериалоемких производств - 17% и менее.

Переход под контроль государства организаций - недоимщиков, имеющих стратегическое значение и управляемых от лица государства профессиональными менеджерами, позволит осуществить государственную инвестиционную программу по обновлению основного капитала организаций за счет дополнительно поступивших в бюджет денежных средств.

Реальная налоговая нагрузка позволит организациям самим изыскивать собственные средства для обновления основного капитала.

Для организаций, применяющих налог с совокупного дохода (налог с продаж) должен быть сохранен порядок уплаты таможенных и государственных пошлин, единого социального налога (с минимальной ставкой), а также подоходного налога с физических лиц.

Подписано в печать А.И.Назаров

08.10.2001 Экономист

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Шведский опыт взимания НДС ("Финансы", 2001, N 10) >
Вопрос: Вправе ли бюджетное учреждение расходовать средства, полученные от предпринимательской деятельности, в том числе и от оказания платных услуг, в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов этого учреждения? ("Финансы", 2001, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.