Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Шведский опыт взимания НДС ("Финансы", 2001, N 10)



"Финансы", N 10, 2001

ШВЕДСКИЙ ОПЫТ ВЗИМАНИЯ НДС

Налог на добавленную стоимость внедрен в шведской налоговой системе с 1 января 1969 г. Первоначально налогообложению подлежали только товары и особые виды услуг, но в 1991 г. произошло расширение объекта налогообложения, в который стали включаться все товары и услуги, за исключением специального перечня необлагаемых товаров и услуг. Значительные перемены в налогообложении НДС произошли и при вступлении Швеции в ЕС с 1 января 1995 г. По сравнению с другими странами ЕС в Швеции действует самый высокий общий уровень налогообложения НДС - 25%.

Необлагаемыми товарами (услугами) в основном являются товары (услуги) социального сектора (лекарственные средства и медикаменты, услуги здравоохранения и образования), банковские и страховые услуги, а также купля - продажа недвижимости и сдача в аренду (наем) жилых и офисных помещений (всего 25 параграфов Закона по полному освобождению от НДС).

Право налогоплательщиков на возмещение НДС возникает при обязательном выполнении двух условий:

- входящий налог должен относиться к приобретениям или импорту в рамках налогооблагаемой деятельности;

- реализации товаров (услуг) в другие страны, а также фактическом осуществлении и подтверждении экспорта товаров (услуг).

Право на вычет НДС возникает у налогоплательщика и при приобретении товаров для собственных производственных нужд.

Следует отметить что шведский закон об НДС не устанавливает конкретных документов для обоснования и подтверждения сделок купли - продажи у покупателя и продавца как внутри страны, так и при поставке на экспорт.

В Швеции действуют более ужесточенные меры проверки по сравнению с российским законодательством о налогах и сборах. Несмотря на то что сроки возмещения НДС (или решение об удержании средств) установлены на законодательном уровне в течение 2,5 месяцев после последнего срока подачи декларации, но в том случае, если у налогового органа имеются сомнения в отношении какой-либо сделки и возмещения лицу НДС, то он имеет право отказать в возмещении НДС этому лицу на неопределенный срок до полной проверки и выяснения достоверности всей необходимой налоговому органу информации и фактически осуществленных операций.

Существуют два принципа определения страны налогообложения по НДС при экспорте товаров - принцип происхождения и принцип назначения. Согласно первому принципу налогообложение производится в стране, где продавец ведет свою хозяйственную деятельность (принцип происхождения), а в соответствии со вторым - налогообложение производится в стране нахождения покупателя (принцип назначения).

В Швеции при определении страны налогообложения НДС при экспорте товаров как в страны ЕС, так и другие страны, в настоящее время применяется принцип назначения (по экспортируемым товарам входной НДС возмещается). При этом в долгосрочной перспективе планируется переходить на принцип происхождения как принцип определения страны налогообложения по экспортируемым товарам, для которого необходимо действие одинаковых ставок НДС во всех странах ЕС. Однако в Швеции пока не могут и не хотят снижать ставки НДС до 20%.

В зависимости от категории налогоплательщиков, которые могут относиться к малым, средним и крупным предприятиям, налоговая декларация представляется ими ежемесячно, за исключением тех лиц, ежегодный оборот которых не превысил 1 млн швед. крон (малые предприятия). К средним предприятиям относятся лица с ежегодным оборотом от 1 до 40 млн швед. крон. Крупными предприятиями признаются организации, ежегодный оборот которых составляет более 40 млн швед. крон.

Налоговая декларация, являющаяся единой для всего предприятия и подаваемая им (как налогоплательщиком НДС) в налоговый орган, состоит из двух частей, одна из которых предназначена для НДС, а другая - для социальных взносов и подоходного налога.

Налогоплательщики с ежегодным оборотом менее 1 млн швед. крон подают декларацию не позднее 31 марта следующего года и уплачивают НДС не позднее 12 числа каждого календарного месяца. Средние предприятия должны декларировать и уплачивать НДС за налоговый период не позднее 12 числа месяца, следующего через месяц, т.е. второго месяца, после налогового периода. Крупные предприятия должны декларировать и уплачивать НДС за налоговый период не позднее 26 числа каждого календарного месяца, следующего за налоговым периодом.

Декларация высылается предприятию налоговым органом примерно за месяц до даты ее подачи. Контроль за напоминанием налогоплательщику о подаче декларации осуществляется компьютером.

Кроме того, при реализации товаров (услуг) в другие страны ЕС налогоплательщики должны представлять ежеквартальную отчетность по таким поставкам с указанием стоимости товарной поставки, стоимости трехсторонней торговли, а также регистрационного N покупателя по НДС, включая код страны, в срок не позднее 5 числа второго месяца после окончания квартала. При этом срок сдачи квартального отчета не зависит от того, как предприятие отчитывается по НДС - ежемесячно или ежегодно в налоговой декларации. Такой же порядок применяется и к индивидуальным предпринимателям.

При неправильном заполнении декларации (отчетности) санкции применяются только по тем декларируемым неточностям и ошибкам, которые привели к недоплате налога в бюджет или излишнему возмещению НДС из бюджета. В этом случае доначисляется недостающая сумма НДС и применяются санкции в размере 20% от доначисленной (неуплаченной) суммы налога. За неточности в декларации, не приведшие к недопоступлениям в бюджет налоговых платежей, санкции не применяются, хотя шведские налоговые органы считают это своей недоработкой. Отсутствие названных санкций объясняется тем, что шведская сторона не хотела их применять при вступлении Швеции в ЕС в 1995 г.

Налоговая декларация и квартальная отчетность по НДС представляются налогоплательщиками не только в бумажном виде, но и по электронной почте и Интернету. В ближайшее время (текущем и следующем году) по обоюдному желанию крупных организаций и налоговых органов предполагается переход на преимущественное представление налогоплательщиками налоговой декларации и отчетности по НДС в электронном виде по Интернету или электронной почте, практически отказавшись от бумажных носителей информации. По прогнозу в 2002 г. сдача электронной отчетности должна осуществляться не только практически всеми фирмами, но и 200 000 предпринимателями (половиной всех предпринимателей).

Сейчас налогоплательщики имеют право и могут представлять отчетность в электронном виде, но не обязаны это делать, поскольку такая обязанность не установлена в законодательных актах, а шведские налоговые органы не пытались провести и закрепить на законодательном уровне соответствующую норму об обязанности представления отчетности в электронном виде.

Электронная налоговая отчетность уже в настоящее время скрепляется электронной печатью, требование к которой установлено в шведском законе об электронной печати. По заявлению организации электронная печать выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер предприятия. Работник фирмы (как правило директор или главный бухгалтер) получает сертификат и осуществляет работу с электронной печатью.

В 1998 г. в связи с реформой по унификации налогового законодательства был введен налоговый счет. Каждый налогоплательщик получает один налоговый счет для перечисления на него одновременно всех налоговых платежей, учитывая, что предприятия с годовым оборотом более 40 млн швед. крон платят налоги и отчисления два раза в месяц. Платеж зачисляется на счет налогового органа - соответствующего налогового управления Швеции. Осуществление налоговых платежей также может производиться по Интернету и при помощи других сетей. На основании налогового счета производятся сверки о поступивших и выплаченных сумм налога.

Важное значение, о котором будет сказано ниже, как внутри Швеции, так и в ЕС имеет факт наличия у налогоплательщика - организации регистрационного N по НДС (VAT number), состоящий из 8 цифр. Индивидуальные предприниматели не имеют регистрационного N по НДС, но им присваивается персональный номер, состоящий также из 8 цифр, первые 4 из которых обозначают дату рождения физического лица.

При реализации товаров внутри ЕС за основу берется национальный регистрационный номер предприятия, к которому перед его цифровым показателем добавляется двузначный код страны - буквенное обозначение страны предприятия, а в конце номера добавляются дополнительные 2 цифры. В итоге, если фирма является шведским предприятием, то ее номер может выглядеть следующим образом: SE556123456701.

При осуществлении контроля за уплатой НДС при реализации товаров между странами ЕС особое внимание уделяется как экспортным, так и импортным операциям, в которых присутствует риск мошенничества в отношении уплаты и возмещения НДС. В том случае, когда проданный шведским продавцом товар в момент продажи находится в Швеции, а затем доставляется покупателю в другую страну ЕС, то, как правило, считается, что товарооборот был произведен в Швеции и должен облагаться НДС в Швеции. Для того чтобы товар не облагался НДС в Швеции, необходимыми условиями являются:

- покупатель должен быть из другой страны ЕС и иметь регистрационный N по НДС, т.е. покупатель должен быть зарегистрирован (поставлен на учет) как плательщик НДС в другой стране ЕС;

- товары должны быть физически вывезены из Швеции в другую страну ЕС.

Таким образом, выполняя эти условия по освобождению от уплаты НДС, продавец должен доказать, что на момент поставки товаров покупатель был зарегистрирован в другой стране ЕС как плательщик НДС, а товар был перевезен из Швеции в другую страну ЕС. Поэтому регистрационный N покупателя по НДС всегда должен указываться в счете - фактуре. В связи с этим продавец должен знать регистрационный номер покупателя либо получить или потребовать сведения об этом номере и в случае сомнений о достоверности такого номера, характеризующего покупателя как плательщика НДС в другой стране ЕС, проверить полученные данные в налоговой инспекции или по круглосуточному телефону отдела обслуживания налогового управления.

В том случае, если выясняется недействительность регистрационного N покупателя по НДС вообще или в период, когда он представил сведения об этом номере, и покупатель не может указать действительный номер, считается, что покупатель не зарегистрирован как плательщик НДС и не может быть освобожден от его уплаты. Данный факт означает обязанность продавца уплатить в шведский бюджет НДС со всего оборота товара, а данная сделка квалифицируется как продажа товара внутри страны (в том числе в квартальной отчетности).

Для обоснованности возмещения НДС также должны быть представлены единый документ (ГТД), транспортные документы и другие документы, подтверждающие поступление товара к покупателю, либо подтверждение или справка от покупателя, если он сам вывез товар. При отсутствии сомнений у налоговых органов в факте экспорта товаров для его подтверждения налогоплательщиком достаточно представление либо единого (ГТД), либо транспортных документов.

При проверке экспорта товаров налоговыми органами (а в случае судебного разбирательства и шведскими судами) обращается внимание не только на то, подтверждают ли представленные документы факт экспорта и относятся ли документы к данным товарам, но и на оценку реальности представленных данных. При этом шведские судебные органы лояльны по отношению к национальным налоговым органам и рассматривают всю цепочку перепродавцов, в которой, по мнению налогового органа, присутствует факт мошенничества.

Кроме того, если таможня страны покупателя товаров подтвердит факт отсутствия их прибытия в страну их получателя, то суд откажет продавцу товаров в возмещении НДС.

Как уже было сказано выше при экспорте товаров шведские налогоплательщики обязаны сдавать квартальную отчетность, отражающую названные операции, а также те операции, в которых шведская сторона выступает в качестве перепродавца товара, покупатель и первоначальный продавец которого зарегистрированы в качестве плательщиков НДС соответственно в трех разных странах (например, при перепродаже шведским лицом в Германию товара, приобретенного в Дании). В этом случае шведский налогоплательщик должен указать регистрационный N по НДС немецкого лица и сумму, полученную от продажи товара, в качестве стоимости трехсторонней сделки. Данные по экспортным операциям также отражаются и в налоговой декларации.

Шведские налоговые органы не имеют возможности проверять все счета - фактуры, в связи с чем осуществляется выборочная их проверка. При этом в отчетности отражаются сальдированные показатели, а не результаты операций по каждой конкретной сделке. Поскольку предприятия должны представлять правильные, достоверные и корректные данные, а налоговые органы Швеции также практически не могут иметь достоверную информацию по данным таможенных органов из-за неправильного заполнения налогоплательщиками отчетности, сверка таких данных является бесполезной. В связи с тем что из всех несопоставимых данных отчетности 87% приходится на несоответствия по причине неправильного заполнения и 10% - на несоответствие налоговых периодов, важность правильного учета при отсутствии санкций за представление таких данных является важным фактом для контроля НДС.

Таким образом, должны быть другие способы контроля за НДС, так как на таможне он не взимается и при торговле внутри стран ЕС контрольные функции таможенных органов значительно снижены и практически отсутствуют (за исключением отдельных видов товаров) по сравнению с их функциями по товарным потокам со странами, не входящими в ЕС (при торговле внутри ЕС таможенным органом оформляется лишь таможенное подтверждение факта прибытия товара к покупателю).

Одним из таких действенных способов контроля НДС является электронная отчетность в международной системе базы данных ЕС - "VIES", позволяющая отслеживать сделки налогоплательщиков внутри ЕС. Доступ к конфиденциальным данным этой международной системы имеют и налоговые органы Швеции посредством центрального офиса связи (CLO), находящегося на федеральном уровне. Между странами ЕС существует естественная система обмена информацией. Центральные офисы связи (CLO) имеются в каждой стране ЕС на национальном уровне и между ними осуществляется обмен контрольной информацией. В Швеции центральный офис связи - CLO расположен в г. Стокгольме. В каждом из 10 регионов Швеции имеются по одному представителю центрального офиса связи (CLO), имеющих доступ к международной базе данных ЕС (региональный уровень). Для получения информации, хранящейся в этой базе, налоговый инспектор обращается к своему представителю в регионе с просьбой, оформленной в установленном порядке в виде запроса, который направляется через ГНС Швеции в центральный шведский офис связи. Запрос в центральном офисе связи (CLO) рассматривается в течение 3 месяцев, но в исключительных случаях сроки рассмотрения запроса ограничены 1 месяцем. Вместе с тем право доступа шведских налоговых инспекторов к данной базе ограничено в зависимости от круга их обязанностей.

Ведомство по борьбе с экономическими преступлениями (налоговая полиция), а также прокуратура и судебные органы Швеции могут обратиться к шведским налоговым органам с просьбой о предоставлении и им определенной информации, имеющейся в международной системе базы данных ЕС "VIES".

Получение информации из "VIES" может быть осуществлено 2-мя способами: при помощи собственной системы выборки (система селекции) или при обращении отдельным инспектором, имеющим право доступа по конкретным компаниям.

Международная система базы данных ЕС "VIES" при запросах о сделке налогоплательщика может представить данные, в частности, о: шведском продавце товара; лице, являющемся покупателем этого товара; постановке этого лица (покупателя) на учет в качестве плательщика НДС; дате постановки его на учет (при условии, если он зарегистрирован в качестве плательщика НДС); дате снятия с учета лица, являющегося покупателем товара (при условии, если он был снят с учета в качестве такового); сумме сделки и другой информации.

Использование шведскими налоговыми органами международной системы базы данных ЕС "VIES", отслеживающей в рамках ЕС сделки налогоплательщиков, существенно облегчает контроль за НДС в Швеции. Однако налоговые органы Швеции в своей работе используют не только систему "VIES", но и другие электронные источники информации, в том числе национальные базы данных.

Подписано в печать М.А.Высоцкий

08.10.2001 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В период нахождения работников плавсостава в рейсе членам их семей во II полугодии 2000 г. по доверенности выдавались суммы аванса в счет оплаты труда за месяц. Окончательный расчет производится в марте 2001 г. за весь период нахождения в рейсе. Можно ли применять регрессивную шкалу ставок на доходы, начисленные таким работникам с марта 2001 г.? ("Аудиторские ведомости", 2001, N 10) >
Статья: Учетная и налоговая политика и резервы увеличения доходов бюджета ("Финансы", 2001, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.