Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Земельный налог для юридических лиц ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20)



"Бухгалтерский учет", N 20, 2001

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Плата за пользование землей была введена Федеральной целевой программой "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.06.1999 N 694. Плательщиками земельного налога являются организации, имеющие в собственности или использующие земельные участки, строения, здания, сооружения, помещения в них, т.е. те, кто имеет документы, удостоверяющие право собственности, владения или пользования земельным участком на территории России.

Поскольку налог на землю отнесен к местным налогам, организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками земельного налога, так как указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности, а устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год; объемы помещений используются в расчетах в случае, когда высота помещений в одном и том же здании, сооружении различается более чем на 10%.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Например, для г. Москвы в 1999 г. применялись ставки земельного налога с коэффициентом 2 от действовавших в 1998 г. ставок земельного налога, установленных ст.1 Закона г. Москвы "О ставках земельного налога". В 2000 г. использовались ставки земельного налога, действовавшие в 1999 г., с коэффициентом 1,2 (для всех категорий земель). Статьей 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются и в 2001 г. для всех категорий земель.

Размер земельного налога зависит от расположения земельного участка. Так, в Законе г. Москвы от 21.01.1998 "О ставках земельного налога" даны описания границ территориально - экономических зон города и ставки налога для этих зон.

За земельные участки, находящиеся в раздельном пользовании нескольких юридических лиц, земельный налог начисляется отдельно каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании. За земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Если землепользование плательщика состоит из земельных участков, облагаемых налогом по различным ставкам, то общий размер земельного налога определяется суммированием налога по этим участкам.

Статьи 12 - 14 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с учетом изменений и дополнений) устанавливают льготы по земельному налогу. При определении видов организаций и учреждений, которые в соответствии с п.п.4, 10, 14, 15 ст.12 этого Закона полностью освобождаются от уплаты земельного налога, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.1976 (с учетом изменений).

Статьей 13 указанного Закона органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, находящихся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации. Но следует иметь в виду, что Минфин России разъяснил, что законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставлено право устанавливать, изменять или отменять только законы субъектов Российской Федерации в соответствии с п.5 ст.3 части первой Налогового кодекса РФ. Таким образом, учитывая местный характер земельного налога, с 1 января 1999 г. не должна применяться ст.13 Закона Российской Федерации "О плате за землю".

Статья 14 вышеназванного Закона, предоставляющая право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления, не может применяться, поскольку противоречит п.1 ст.56 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой установление льгот не может носить индивидуальный характер.

Одновременно с этим Минфин России сообщает, что признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.

Организации ежегодно, не позднее 1 июля, представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов налоговые декларации на бланке установленной формы (форма сводной налоговой декларации по земельному налогу приведена в Приложении N 1 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации" "О плате за землю"). По вновь отведенным земельным участкам налоговые декларации представляются юридическими лицами в течение месяца с момента получения документа, удостоверяющего право собственности. Земельный налог с юридических лиц исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельных участков.

Если объекты обложения юридических лиц расположены на территории, обслуживаемой одним налоговым органом, допускается представление одной сводной налоговой декларации по всем объектам, но с приложением к ней таблиц (Приложение N 1, таблицы ф. N N 1 - 4 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю") с указанием площадей, ставок и сумм налога, исчисленных по каждому земельному участку, зданию, сооружению и т.д., так как они могут подлежать налогообложению по разным ставкам в связи с нахождением их в различных зонах градостроительной ценности территорий городов, поселков и курортных районов.

Юридические лица уплачивают земельный налог равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налоге днем уплаты налога (ст.75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма излишне уплаченного земельного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Налогоплательщики, своевременно не привлеченные к уплате земельного налога, уплачивают этот налог не более чем за три предшествующих года. Налоговые органы ведут в установленном порядке учет плательщиков земельного налога, контролируют правильность исчисления и своевременность его уплаты. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года. Земельный налог относится на себестоимость продукции (работ, услуг).

Подписано в печать А.В.Титаева

28.09.2001 Аудитор

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реструктуризация кредиторской задолженности: условия и порядок проведения ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20) >
Статья: О порядке зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.