Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Реструктуризация кредиторской задолженности: условия и порядок проведения ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20)



"Бухгалтерский учет", N 20, 2001

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ:

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ

Принимая во внимание невозможность единовременной уплаты организациями образовавшейся задолженности по платежам в бюджет, Правительством РФ в целях урегулирования проблемы неплатежей принято Постановление от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом".

Но чрезмерно жесткие условия, установленные данным Постановлением и обязывающие организации своевременно и в полном объеме уплачивать текущие платежи, не позволили большинству налогоплательщиков провести в 1999 - 2000 гг. реструктуризацию образовавшейся задолженности по платежам в бюджет.

Учитывая данные обстоятельства, Правительство РФ приняло Постановление от 23.05.2001 N 410 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 г. N 1002".

Кроме того, Приказом МНС России от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 "О применении в 2001 г. порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" утверждены Правила, регламентирующие процедуру реструктуризации долгов в 2001 г.

В соответствии с указанными документами в текущем году реструктуризации подлежит:

- задолженность юридических лиц по федеральным налогам и сборам, образовавшаяся по состоянию на 1-е января 2001 г., но не более задолженности на первое число месяца подачи заявления;

- задолженность по начисленным пеням и предъявленным штрафам - на дату принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности. При этом задолженность по штрафам должна быть признана налогоплательщиком ко взысканию (подача заявления о реструктуризации задолженности по штрафам является фактом ее признания).

Условия реструктуризации задолженности

Заявление о реструктуризации долгов должно быть подано юридическим лицом до 1 декабря 2001 г.

Для получения права на проведение реструктуризации образовавшейся задолженности юридическое лицо должно обеспечить полную уплату федеральных налогов и сборов, начисленных с 1 января 2001 г. по первое число месяца принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности. Допускается единовременная уплата начисленных за указанный период сумм налогов и сборов. Следует учитывать, что суммы налогов и сборов, дополнительно начисленные в 2001 г. по результатам камеральных и выездных налоговых проверок, также относятся к текущим налоговым платежам.

Реструктуризация осуществляется путем предоставления налогоплательщикам рассрочки уплаты задолженности по налогам и сборам на 6 лет, пеням и штрафам - на 4 года после погашения задолженности по налогам и сборам. Если организация не имеет задолженности по налоговым платежам, она получает право реструктуризации задолженности по пеням и штрафам на 10 лет.

Погашение образовавшейся задолженности должно осуществляться организацией ежеквартально равными долями. При этом предприятия и организации энергетики (в том числе атомной и коммунальной) и угольной промышленности имеют право производить погашение задолженности по налогам и сборам начиная со второго года после принятия решения о реструктуризации долгов.

С рассроченных сумм задолженности по налогам и сборам уплачиваются проценты в размере одной десятой годовой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дату вступления в силу Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, которая составляла на указанную дату 55%.

Проценты начисляются на сумму непогашенной задолженности и уплачиваются не позднее 15 числа последнего месяца квартала. При исчислении процентов по первому сроку уплаты необходимо учитывать количество дней, прошедших с момента принятия решения.

Предприятия и организации энергетики и угольной промышленности осуществляют уплату процентов на общих основаниях, т.е. ежеквартально начиная с первого года.

С рассроченной задолженности по пеням и штрафам проценты не уплачиваются.

Задолженность, не подлежащая реструктуризации

В задолженность, подлежащую реструктуризации, не включаются действующие отсрочки (рассрочки) платежей в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового и инвестиционного налогового кредитов, предоставленные ранее.

Постановление N 1002 (в ред. от 23.05.2001 N 410) не распространяется на задолженность, отсроченную в соответствии с Указом Президента РФ от 19.01.1996 N 65 <1>, реструктурированную в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.04.1998 N 395 <2>, а также на пени, начисленные по состоянию на 20 мая 1996 г. на задолженность по федеральному бюджету и не взысканные на основании п.11 Указа Президента РФ от 08.05.1996 N 685 <3> (если указанные пени не списаны в соответствии с Приказом МНС России от 03.09.1999 N АП-3-09/290 <4>).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> "О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 года".

<2> "О порядке проведения в 1998 году реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом".

<3> "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины".

<4> "Об утверждении порядка перерасчета задолженности налогоплательщиков (налоговых агентов) по уплате пени по налогам и сборам".

Не подлежит реструктуризации в соответствии с настоящим Постановлением задолженность, образовавшаяся по подоходному налогу, поскольку в данном случае юридическое лицо выступает налоговым агентом, на которого в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

Задолженность юридических лиц по налогу на реализацию горюче - смазочных материалов, налогу на пользователей автомобильных дорог, начисленным пеням и штрафам за несвоевременную уплату этих налогов, предъявленным штрафам за нарушение ведения расчетов с населением с использованием ККМ и задолженность по уплате госпошлины также не может быть реструктурирована в соответствии с настоящим Постановлением.

Порядок проведения реструктуризации задолженности, утвержденный Постановлением N 1002, не распространяется на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие организации, кроме открытых акционерных обществ "Ангарская нефтехимическая компания", "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод", "Московский нефтеперерабатывающий завод", "НОРСИ".

Кроме того, следует отметить, что согласно данному Постановлению реструктуризация задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет осуществляется один раз. Таким образом, юридические лица, ранее получившие право на реструктуризацию задолженности в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 и утратившие это право в связи с невыполнением условий реструктуризации, не могут повторно подать заявление или восстановить действие ранее принятого решения. В то же время, организации, получившие в 1999 - 2000 гг. право на реструктуризацию задолженности в соответствии с данным Постановлением и выполняющие все условия, могут дополнительно реструктурировать задолженность по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления и принятия решения, ранее не подлежавшую реструктуризации.

Также организации, реструктурировавшие задолженность по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 05.03.1997 N 294 или от 14.04.1998 N 395 и обеспечившие соблюдение установленных условий и полное погашение рассроченной задолженности, имеют право реструктурировать вновь образовавшуюся задолженность согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.

Документы, необходимые

для реструктуризации задолженности

Принятие решения о реструктуризации задолженности (вне зависимости от суммы долга) в 2001 г. в соответствии с Постановлением N 1002 возложено на налоговые органы по месту постановки юридического лица на налоговый учет.

Для рассмотрения вопроса о возможности проведения реструктуризации задолженности организация представляет в налоговый орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении права на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам и сборам;

2) заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам;

3) дополнительное заявление о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по пеням, начисленным за период рассмотрения заявления о предоставлении права на реструктуризацию, и штрафам;

4) документы, подтверждающие наличие и размер ранее предоставленных отсрочек (рассрочек) по платежам в федеральный бюджет, в том числе в виде налогового и инвестиционного налогового кредитов, срок действия которых не истек к моменту подачи заявления;

5) справку налогового органа, подтверждающую фактическое поступление текущих платежей по федеральным налогам и сборам в сумме обязательных начислений за период с 1 января 2001 г. по первое число месяца подачи заявления;

6) справку налогового органа по месту регистрации организации о задолженности по налогам и сборам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;

7) справку налогового органа по месту регистрации налогоплательщика о задолженности по пеням и штрафам на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности;

8) проект графика погашения задолженности по федеральным налогам и сборам. Если федеральный налог либо его часть подлежит зачислению в региональный бюджет, то график погашения задолженности должен быть согласован с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации. При составлении графика погашения задолженности организация должна иметь в виду, что при принятии налоговым органом решения в первом и втором месяцах квартала первый срок погашения задолженности будет приходиться на третий месяц этого же квартала. Соответственно, при вынесении налоговым органом решения в последнем месяце квартала первый срок погашения рассроченной задолженности перейдет на следующий квартал;

9) проект графика погашения задолженности по пеням и штрафам.

Образцы бланков указанных документов, необходимые для реструктуризации, даны в Приложении к Правилам по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 (в ред. от 23.05.2001 N 410). С ними организация может ознакомиться в налоговом органе по месту постановки на налоговый учет.

Организация, в отношении которой в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), для рассмотрения вопроса о предоставлении права на реструктуризацию задолженности должна представить в налоговый орган мировое соглашение, заключенное с конкурсными кредиторами и утвержденное арбитражным судом.

Кроме того, организация имеет право одновременно с реструктуризацией задолженности по федеральным налогам реструктурировать задолженность по региональным и местным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам в соответствии с названным постановлением. Для этого к вышеуказанным документам следует приложить:

1) ходатайство органа, уполномоченного принимать решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования, о проведении реструктуризации кредиторской задолженности этой организации по обязательным платежам в бюджеты соответствующих субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования одновременно с реструктуризацией ее задолженности по федеральным налогам, начисленным пеням и штрафам;

2) проекты графиков погашения задолженности организации по региональным налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, согласованные с органом, уполномоченным принимать решения о реструктуризации от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования;

3) справку о размере задолженности по региональным и местным налогам, начисленным пеням и штрафам по состоянию на первое число месяца подачи заявления о реструктуризации задолженности.

В целях формирования пакета документов, необходимых для решения вопроса о предоставлении права на реструктуризацию задолженности, организации до подачи заявления следует обратиться в налоговый орган по месту учета за предоставлением соответствующих справок.

В случае несоблюдения организацией требований, предъявляемых к вышеназванным документам, налоговые органы обязаны не позднее 15 рабочих дней с момента получения от организации заявления возвратить ей документы с указанием причины отказа в рассмотрении.

Налогоплательщики должны иметь в виду, что подача заявления не является основанием для приостановления применения к организациям предусмотренных законодательством мер принудительного взыскания образовавшейся задолженности.

В то же время, если в отношении должника налоговым органом принято и направлено судебному приставу - исполнителю постановление о взыскании задолженности за счет имущества, налогоплательщик может включить в пакет документов обращение о приостановлении исполнительных действий на период вынесения налоговым органом решения о реструктуризации задолженности в случае, если к моменту подачи заявления имущество не реализовано.

Погашение задолженности налогоплательщиком

Налоговый орган, рассмотрев заявление и представленный пакет документов, удовлетворяющий предъявляемым требованиям, в течение 30 рабочих дней принимает решение о предоставлении организации права на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам. По заявлениям, поданным налогоплательщиками в ноябре текущего года, решения должны быть приняты не позднее 31 декабря 2001 г.

С момента принятия решения о реструктуризации задолженности налоговый орган приостанавливает применение к должнику мер принудительного взыскания, а также начисление пеней на рассроченную задолженность по налогам и сборам.

Организация, получив рассрочку по уплате задолженности, обязана ежеквартально уплачивать текущие налоговые платежи в полном объеме, погашать рассроченную задолженность в соответствии с установленным графиком, а также уплачивать проценты на непогашенную задолженность по налогам и сборам. При наличии задолженности по уплате текущих платежей, а также причитающихся сумм погашения задолженности по установленному графику по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным кварталом, организация утрачивает право на реструктуризацию образовавшейся задолженности по обязательным платежам в бюджет. Соответствующий налоговый орган в месячный срок принимает решение о прекращении действия ранее принятого решения о реструктуризации задолженности и совместно с ФСФО (его территориальным агентством) принимает меры по взысканию задолженности, включая инициирование в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника.

При погашении реструктурированной задолженности организациям необходимо учитывать, что излишне уплаченные суммы в счет погашения задолженности в одном квартале не уменьшают сумму долга, причитающуюся к уплате в следующем квартале, а засчитываются в погашение задолженности по последнему сроку (последним срокам) графика.

Постановление N 1002 предусматривает стимулирование досрочного погашения задолженности. Так, если организация погасит половину реструктурированной задолженности по налогам и сборам в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности и обеспечит своевременную и полную уплату текущих платежей в федеральный бюджет в данном периоде, то Минфин России по представлению МНС России или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

При погашении реструктурированной задолженности за 4 года, а также полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в указанном периоде производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.

В случае проведения реструктуризации задолженности только по пеням и штрафам при своевременном и полном ежеквартальном внесении в федеральный бюджет текущих налоговых платежей в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации задолженности производится списание половины оставшегося непогашенным долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию). При обеспечении полной и своевременной уплаты текущих налоговых платежей в течение 4 лет производится списание оставшейся суммы задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым налогоплательщиком ко взысканию).

Особенности реструктуризации задолженности

сельскохозяйственными предприятиями

и организациями

Предприятия и организации сельского хозяйства, а также крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют реструктуризацию кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, а также начисленным пеням и штрафам в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.06.2001 N 458 "О порядке и условиях проведения в 2001 году реструктуризации просроченной задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов".

Условия и порядок проведения реструктуризации образовавшейся задолженности практически аналогичны порядку реструктуризации долгов согласно Постановлению Правительства РФ N 1002.

Основным отличием является погашение организациями рассроченной задолженности равными долями не реже одного раза в полугодие, а также иной порядок стимулирования урегулирования проблемы неплатежей. Так, при погашении данными предприятиями одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды и уплате текущих платежей в течение 2 лет списывается 50% суммы пеней и штрафов. В случае полного погашения рассроченной задолженности по указанным налогам и взносам и уплаты текущих платежей в течение последующих 4 лет производится окончательное списание задолженности по пеням и штрафам.

Следует также иметь в виду, что решение о реструктуризации задолженности предприятий по страховым взносам принимается налоговым органом при наличии актов сверки задолженности, заверенных в установленном порядке региональными (территориальными) организациями государственных внебюджетных фондов. При этом решения о реструктуризации задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимаются органами Фонда социального страхования Российской Федерации в рассмотренном выше порядке.

Подписано в печать О.М.Спицына

28.09.2001 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет производства и продаж продукции в розничной торговле ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20) >
Статья: Земельный налог для юридических лиц ("Бухгалтерский учет", 2001, N 20)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.