![]() |
| ![]() |
|
Статья: Списание задолженности по пеням ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 39)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, 2001
СПИСАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО ПЕНЯМ
Статьей 9 Федерального закона от 02.01.2000 N 7-ФЗ "О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 2000 год" на территориальные органы государственной службы занятости населения с 1 января 2000 г. были возложены функции по списанию пени работодателям по страховым взносам в Фонд занятости при соблюдении следующих условий: погашение работодателем просроченной задолженности по страховым взносам в Фонд занятости, образовавшейся по состоянию на 1 января 2000 г., до определенного срока; своевременная уплата текущих платежей в течение 2000 г. Размер списываемых пеней зависел от того, до какого срока погашалась задолженность, и колебался от 50 до 100%. Так, при погашении просроченной задолженности до 1 июля 2000 г. суммы пеней списывались полностью. При погашении задолженности до 1 октября пени списывались в размере 70%, до 31 декабря - 50%. При частичном погашении задолженности в указанные сроки списание пени по установленным нормам производилось пропорционально сумме погашенной задолженности по страховым взносам. Воспользоваться предоставленной законодательством возможностью уменьшить сумму задолженности изъявили желание многие плательщики. Однако органы службы занятости далеко не всегда принимали решение о списании задолженности по пеням, даже если плательщики соблюдали все необходимые условия. В результате этого многие плательщики в 2001 г. стали обращаться в арбитражные суды с исками о списании сумм пеней органами службы занятости. Ситуация интересна тем, что с 1 января 2001 г. был упразднен Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, взысканные после этой даты суммы недоимки, пеней и штрафов подлежали зачислению в доход федерального бюджета, а взыскание указанных сумм с 1 января 2001 г. осуществляется налоговыми органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Один из подобных исков рассматривался в Арбитражном суде Иркутской области. Суд расценил предоставленную Федеральным законом от 02.01.2000 N 7-ФЗ возможность, с одной стороны, как право, с другой - как обязанность органа службы занятости произвести списание сумм пеней при условии соблюдения плательщиком указанных условий. Списание пеней в рассматриваемом случае, по мнению суда, следует считать не чем иным, как публичным обещанием государства освободить от имущественной обязанности перед собой определенную категорию плательщиков.
Права истца, выполнившего все условия для списания, были нарушены бездействием ответчика, который обязан был принять решение о списании пеней. Суд принял решение признать неправомерным бездействие органа службы занятости по списанию задолженности по пени по уплате страховых взносов и обязать указанный орган принять решение о списании этой задолженности. Суд посчитал, что подобное решение орган службы занятости может и должен принять и в 2001 г., несмотря на то что указанные правоотношения возникли до 1 января 2001 г., а взыскание сумм недоимки по страховым взносам в Фонд занятости осуществляют налоговые органы.
Подписано в печать И.Шкловец 26.09.2001 Заместитель руководителя
Правового департамента Минтруда России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |