Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Краткий комментарий к новым законодательным и нормативным актам от 10.09.2001> ("Консультант Бухгалтера", 2001, N 10)



"Консультант Бухгалтера", N 10, 2001

Федеральный закон от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в часть вторую

Налогового кодекса Российской Федерации

и некоторые другие акты законодательства

Российской Федерации о налогах и сборах,

а также о признании утратившими силу

отдельных актов (положений актов) законодательства

Российской Федерации о налогах и сборах"

Вступает в силу с 1 января 2002 г.

Данным Законом в НК РФ внесены изменения, связанные с изменением названия одного из основных налогов, включенных в доходную часть бюджета, - в части первой НК РФ этот налог назывался "налог на доходы организаций". В процессе работы над гл.25 НК РФ было обращено внимание на несоответствие названия налога его экономическому содержанию. В результате было возвращено прежнее название "налог на прибыль организаций".

Установлена налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций в размере 6 процентов.

Но основное дополнение, внесенное Законом N 110-ФЗ, это гл.25 "Налог на прибыль организаций".

От других глав НК РФ гл.25 отличает максимальная детализация требований, предъявляемых к организации учета начисления и уплаты налога на прибыль. Так как нормы федерального закона являются нормами прямого действия, данное обстоятельство позволяет снять максимум неясностей и противоречий между налогоплательщиком и налоговым органом на уровне законодательства (а не подзаконных актов).

Тот, кто хотя бы бегло ознакомится с содержанием гл.25 НК РФ, безусловно, сможет убедиться в том, что текст статьи принципиально меняет подходы к организации учета вообще и налогового учета, в частности. Кстати, термин "налоговый учет" впервые введен именно гл.25 части второй НК РФ. Здесь же используется еще один новый термин "учетная политика для целей налогообложения".

Существенные изменения внесены в порядок учета амортизируемого имущества, внереализационных расходов, создания и использования резервов. В гл.25 НК РФ предпринята попытка урегулировать в одном законе особенности налоговых отношений между бюджетом и различными налогоплательщиками - торговыми организациями, страховыми организациями, пенсионными фондами и т.п.

Все сказанное обусловливает необходимость подробного рассмотрения отдельных положений законодательства, регулирующего налог на прибыль. В настоящее время редакцией журнала принято решение и готовится ряд материалов, посвященных организации налогового учета расходов и доходов, формированию налоговой базы и другим вопросам, связанным с введением в действие гл.25 НК РФ. Эти материалы будут публиковаться в последующих номерах журнала за 2001 г. и в 2002 г.

Более подробный анализ новых особенностей исчисления и уплаты налога на прибыль читайте в статье "Общий комментарий к главе 25 части второй Налогового кодекса РФ" в данном номере журнала.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 111-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

"О плате за пользование водными объектами"

Вступает в силу с 1 января 2002 г.

О чем может идти речь в законе, вносящем изменения в действующий закон, регулирующий размер какой-либо платы? Конечно же, о повышении размеров этой платы. В среднем в два раза.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ

"О противодействии легализации (отмыванию) доходов,

полученных преступным путем"

Вступает в силу с 1 февраля 2002 г.

Несмотря на большой резонанс, который данный Закон получил в средствах массовой информации, последствия его применения, по-видимому, не будут столь всеохватными и суровыми, как ожидалось.

Обязательному контролю подлежат не все операции, которые каким-то образом могут казаться подозрительными, а только те, которые удовлетворяют двум требованиям:

- сумма операции должна быть не менее 600 тыс. руб.;

- сама операция должна относиться к ограниченному перечню, указанному в Законе. Это операции, осуществляемые наличными; операции, осуществляемые лицами, имеющими какое-то отношение к наркоторговле или оффшорным зонам; операции, производимые в отношении анонимных клиентов, а также некоторые другие виды операций с движимым имуществом - помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента.

Какие-либо конкретные виды ответственности за легализацию доходов, добытых преступным путем, Законом не установлены. Организации, в которых осуществляются операции, подпадающие под действие Закона (банки, ломбарды и т.п.), сообщают необходимую информацию уполномоченному органу, который определяет, содержатся ли в действиях контролируемого лица признаки уголовного или административного преступления, и передает информацию по предназначению.

Наибольший объем работы предстоит провести организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом. Нарушение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и действующими на основании лицензии, требований может повлечь отзыв (аннулирование) лицензии.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 117-ФЗ

"О кредитных потребительских кооперативах граждан"

Вступает в силу со дня официального опубликования (9 августа 2001 г. - дата опубликования в Российской газете N N 151 - 152)

В двух словах: кассы взаимопомощи (КВП) возвращаются. Разница лишь в том, что теперь их деятельность не ограничена рамками одной организации. Здесь, правда, не совсем понятно, как в этих условиях проверять платежеспособность одних членов кооперативов и каким образом защитить интересы других. Опасение: не превратились бы эти кооперативы в банальные финансовые пирамиды...

Совершенно непонятно, почему число членов кооператива ограничено - снизу 15 членами, а сверху - 2000. Еще одна деталь: Законом подробно расписано, сколько и каких органов управления может создаваться - директор, правление, ревизионная комиссия, да еще и органы саморегулирования. В КВП это было как-то попроще.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 118-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в главу 22

части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (9 августа 2001 г., "Российская газета", N N 151 - 152), за исключением п.6 ст.1 (изменяющего ставки акцизов), который вступает в силу с 1 января 2002 г.

Законом несколько изменена (разумеется, в сторону уменьшения) налоговая база по природному сырью. Смешение товаров, в результате которого получается подакцизный товар, производимое в организациях общественного питания, более не приравнивается к производству подакцизной продукции. Авансовые платежи включаются в налоговую базу по акцизам у их плательщика. Ну и кроме того, разумеется, повышены ставки акцизов (кроме тех, которые установлены в процентах).

Большая часть других изменений касается регулирования налогообложения газа отбензиненного, газового конденсата и других вопросов, имеющих узкоотраслевое значение.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ

"Об аудиторской деятельности"

Вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (9 августа 2001 г., "Российская газета", N N 151 - 152). Положения ст.ст.9 и 14 и абз.7 п.2 ст.18 (регулирующие государственный контроль аудиторской деятельности) вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Подробный комментарий к этому Закону будет приведен в одном из ближайших номеров журнала "Консультант бухгалтера". Отметим лишь, что наиболее принципиальным изменением, по нашему мнению, является введение контроля за деятельностью аудиторов и аудиторских служб. Правда, будет это только через год.

Не обошлось и без недоразумений: в соответствии со ст.22 Закона положения п.6 ст.4 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении двух лет со дня вступления в силу данного Федерального закона. Только пункта этого в ст.4 нет.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон

"Об акционерных обществах"

Закон вступает в силу с 1 января 2002 г., за исключением п.п.35 и 36 ст.1 (касающихся компетенции общего собрания акционеров и порядка принятия решения таким собранием), которые вступают в силу со дня официального опубликования Закона (9 августа 2001 г., "Российская газета" N N 153 - 154).

Изменения коснулись примерно 60 процентов всех статей Закона. Существенная часть изменений и дополнений носит редакционный характер. Например, уже в п.1 ст.1 уточнено, что Закон определяет не только порядок создания акционерных общества, но и порядок их реорганизации и ликвидации.

Пункт 1 ст.2 дополнен абзацем, в соответствии с которым акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции общества без согласия других участников. Это также очевидно - просто текст Закона приводится в более полное соответствие с другими федеральными законами (прежде всего, ГК РФ), а также с другими статями Закона об акционерных обществах. Как уже было сказано, таких дополнений достаточно много.

Кроме того, имеются уточняющие изменения и дополнения. К таким относится, например, изменение ст.7 Закона об акционерных обществах в отношении порядка реализации членами закрытых акционерных обществ по преимущественному приобретению акций, продаваемых другими акционерами.

В ст.12 внесены изменения, уточняющие порядок внесения изменений в устав общества. Из текста этой статьи теперь можно сделать однозначный вывод о том, на какую сумму должен быть увеличен или уменьшен уставный капитал общества при внесении изменений в устав в различных ситуациях.

Но есть и другие изменения и дополнения, носящие принципиальный характер - то есть радикально меняющие подход к оценке той или иной хозяйственной операции.

Так, например:

- в ст.15 добавлен пункт, в соответствии с которым формирование имущества обществ, создаваемых в результате реорганизации, осуществляется только за счет имущества реорганизуемых обществ.

Полностью переписана ст.28 "Увеличение уставного капитала общества" Закона.

Статья 30 также изложена в новой редакции. Новизна в том, что при уменьшении уставного капитала общество обязано не только уведомить кредиторов, но и опубликовать соответствующее решение в печати, а государственная регистрация изменений в уставе общества, связанных с уменьшением уставного капитала общества, осуществляется только при наличии доказательств уведомления кредиторов.

В соответствии с дополнением ст.31 конвертация обыкновенных акций в привилегированные акции, облигации и иные ценные бумаги не допускается.

Статья 34 также изложена в новой редакции. Одним из основных изменений является исключение из статьи условия обязательного привлечения независимого оценщика в том случае, когда вклад в уставный капитал, вносимый неденежными средствами, превышает 200 МРОТ.

Втрое (с 15 до 5 процентов) уменьшен минимальный размер резервного капитала, создаваемого в акционерном обществе (п.1 ст.35).

Изменена ст.42. Решение объявлять о выплате дивидендов по размещенным акциям общество теперь имеет право только раз в год (ранее это также можно было делать ежеквартально или раз в полгода). Установлен максимальный срок для выплаты годовых дивидендов - он не должен превышать 60 дней со дня принятия решения о выплате годовых дивидендов. Ранее подобный срок был установлен только для промежуточных дивидендов (30 дней).

Также изменены положения Закона об акционерных обществах, регулирующие права и обязанности акционеров и органов управления обществом, проведение очередного и внеочередного общих собраний акционеров, совершения и одобрения крупных сделок и т.п.

Некоторые изменения пока не совсем понятны. К числу таких изменений можно отнести, например, дополнение п.1 ст.20 абзацем, из которого следует, что общество по единогласному решению всех акционеров вправе преобразоваться в некоммерческое партнерство. Непонятно, что это за организационно - правовая форма и какой главой ГК РФ она регулируется. Кроме того, неясно, с чего бы это все акционеры, ранее хотевшие заниматься предпринимательской деятельностью, вдруг должны отказаться от своего решения в пользу довольно неясных перспектив.

В общем следует признать, что изменения, внесенные в Закон об акционерных обществах, весьма обширны и их анализ требует отдельного разговора. То обстоятельство, что большая часть вносимых изменений вводится в действие с 1 января 2002 г., предоставляет возможность внимательно изучить эти изменения, а также обусловливает необходимость изучения изменений в течение срока до конца года.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ

"О внесении дополнений в статью 7 Закона

Российской Федерации "О государственных пенсиях

в Российской Федерации"

Вступает в силу с 1 августа 2001 г.

Наконец-то изменен (увеличен) индивидуальный коэффициент пенсионерам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Правда, и здесь не обошлось без ограничений - установлен максимальный коэффициент для различных районов, хотя казалось бы самым простым корректировать его с учетом районного коэффициента, действующего в соответствующих районах. Но, видимо, это повлечет невосполнимый ущерб ПФР (остаток которого на 1 января 2001 г., кстати, превышал 90 млрд руб.). Да и такой подход был бы слишком прост - тогда любой пенсионер сам сможет посчитать свою пенсию.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в часть вторую

НК РФ и некоторые другие акты законодательства

Российской Федерации, а также о признании

утратившими силу отдельных актов законодательства

Российской Федерации"

Вступает в силу с 1 января 2002 г.

Законом введена в действие гл.26 части второй НК РФ "Налог на добычу полезных ископаемых" и вносятся изменения, связанные с этой главой. Соответственно, внесены изменения в другие федеральные законы, имеющие отношение к регулированию отношений, возникающих при добыче полезных ископаемых, - "Об основах налоговой системы", "Бюджетный кодекс РФ", "О недрах" и т.д.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ

"О государственной регистрации юридических лиц"

Вступает в силу с 1 июля 2002 г., за исключением п.2 ст.27 (обязывающей органы власти разработать соответствующие нормативные документы), который вводится в действие со дня официального опубликования Федерального закона.

Закон можно назвать долгожданным. Наконец-то детализирован порядок регистрации юридических лиц в различных ситуациях - при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также при ведении единого государственного реестра юридических лиц. В настоящее время этот процесс регулируется ГК РФ, который, разумеется, не может предусмотреть всех особенностей. Одним из наиболее положительных элементов Закона является установление перечня документов, необходимых для регистрации, а также сроков осуществления этой процедуры.

Отказ в государственной регистрации допускается только в двух случаях: если необходимые документы не представлены или документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган.

Остается только сожалеть, что до введения Закона в действие придется ждать так долго.

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 130-ФЗ

"О внесении изменений в некоторые законодательные акты

Российской Федерации, затрагивающие

вопросы валютного регулирования"

Вступает в силу со дня официального опубликования (10 августа 2001 г., "Российская газета" N N 153 - 154).

В Законе почти ничего неожиданного нет. Снижена (до 50 процентов) доля валютной выручки, которую обязан продавать экспортер. Продажа должна быть осуществлена не позднее чем через семь календарных дней со дня поступления валютной выручки

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ

"О защите прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей при проведении государственного

контроля (надзора)"

Вступает в силу со дня официального опубликования (11 августа 2001 г. - дата опубликования в "Российской газете", N N 155 - 156).

Как сказано в преамбуле Закона, он направлен на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора).

Большая часть положений Закона направлена на сокращение количества проверок и упорядочению отношений между проверяющими и проверяемыми.

В частности, установлено, что проверяемые не могут выходить за рамки своих полномочий, проводить проверку в отсутствие должностных лиц, ответственных за проверяемый участок, требовать документы (информацию), не относящуюся к объекту проверки и т.п. Определены права проверяемых, установлена ответственность проверяющего за ущерб, причиненный проверкой и т.п.

Вместе с тем значительная часть статей Закона носит отсылочный характер, а некоторые нормы, являясь формально нормами прямого действия, не могут быть исполнены без разработки дополнительных подзаконных актов.

Наконец, одним из слабых, по нашему мнению, элементов Закона являются п.п.2 и 3 ст.1, в которых устанавливается перечень проверок, на которые действие Закона не распространяется. Это такие мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (так называемые камеральные проверки), а также мероприятия, проводимые по инициативе проверяемых (можно подумать, что в этом случае допустимо выходить за пределы компетенции, требовать любые документы и наносить убытки!).

Кроме того, п.3 ст.1 установлено, что положения Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением восьми видов проверок, в числе которых проверки, проводимые в рамках налогового, валютного и бюджетного контроля; таможенного контроля; лицензионного контроля; санитарно - карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации; оперативно - разыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия; государственного метрологического контроля (надзора).

То есть остается весьма ограниченный перечень органов, которые при проведении проверок должны исполнять требования Закона.

Возможно, это мнение и ошибочно, но как нам представляется, некоторые ограничения деятельности проверяющих с лихвой компенсируются ст.10 Закона, которая в качестве обязательных устанавливает перечень мер, которые должен принять проверяющий при выявлении нарушений.

Права же проверяемых не столь широки, как могло бы показаться. Проверяемые имеют право присутствовать на проверках, получать информацию (не совсем понятно, какую), знакомиться с результатами контроля, а также обжаловать действия проверяющих. Но это права очевидные (разве что не конституционные).

В общем, будущее покажет, как будет действовать этот Закон. Пока же нельзя сказать, что ожидания оправдались.

Постановление Правительства Российской Федерации

от 31 июля 2001 г. N 567 "Об утверждении Перечня

похоронных принадлежностей, реализация которых

освобождается от обложения налогом

на добавленную стоимость"

Применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г.

Постановление разработано и утверждено в развитие пп.8 п.2 ст.149 части второй НК РФ. Подробных комментариев не требует.

Письмо МНС России от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619

"Разъяснения по вопросам порядка исчисления

и уплаты налога на доходы физических лиц"

Нормативным документом не является, регистрации в Минюсте России не подлежит.

Данным Письмом даны, в частности, следующие ответы (вопрос понятен из ответа и комментария):

- оказывается, если физическое лицо обменивает одну иностранную валюту на другую иностранную валюту, то налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не возникает. Обращает внимание то, что это первый вопрос в Письме, а значит, должен бы быть основан на наибольшем количестве запросов. Неужели у нас такое количество физических лиц, которые занимаются подобными операциями?

- суммы районных коэффициентов и надбавок, выплачиваемых в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, не являются компенсационными выплатами и облагаются налогом на общих основаниях;

- если организация получила заем у физического лица, то проценты по такому займу облагаются налогом в полном объеме по ставке 13 процентов. Понятно, что физическое лицо - не банк и нечего ему предоставлять льготу в размере 3/4 ставки рефинансирования Центробанка РФ. Но опять возникает встречный вопрос: насколько распространенной является такая операция в российской (да и зарубежной) действительности?

- если организация продала своему работнику квартиру в рассрочку, материальной выгоды и налоговой базы не возникает. Если это разъяснение не будет отменено (что вряд ли), у организаций есть хороший шанс поправить материальное положение своих работников. Экономически (а не формально, по закону) материальная выгода все-таки возникает - работник экономит за счет того, что уплачивает стоимость квартиры по ценам, действующим на момент заключения договора, - без учета инфляции, накапливающейся по мере внесения очередных платежей;

- ответ на 6 вопрос может вызвать только недоумение - неужели кто-то мог его задать? Разъясняется, что по кредитам, выданным в 1997 г. и погашенным в 2000 г., налог в соответствии с гл.23 НК РФ не взимается. Разумеется, если срок выплаты просрочен, материальная выгода возникает;

- суммы компенсации стоимости путевок работникам бюджетной сферы, оплаченные бюджетными организациями, не являющимися плательщиками налога на прибыль, не за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, под действие п.9 ст.217 Налогового кодекса не подпадают и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов. Другими словами, работники коммерческих организаций оказываются в более привилегированном положении, нежели работники бюджетной сферы;

- льготный порядок налогообложения, установленный п.27 ст.217 Кодекса, распространяется на доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, и не может применяться к процентным доходам, выплачиваемым организациями системы потребительской кооперации. Таким образом, не допускается расширительное толкование отдельных положений НК РФ;

- если одинокая мать выходит замуж, то с месяца, следующего за месяцем регистрации брака в органах ЗАГСа, вычеты на содержание ребенка предоставляются в обычном размере (а не в двойном размере), т.е. 300 руб. В этом случае муж также вправе заявить стандартный налоговый вычет на содержание ребенка начиная с месяца регистрации брака в размере 300 руб., поскольку является супругом родителя. Арифметически получается то же самое, но буква закона соблюдена;

- весьма неожиданным кажется ответ на вопрос N 20. Оказывается, родители ребенка, обучающегося на платных подготовительных курсах, имеют право на социальный налоговый вычет на общих основаниях, при условии, что образовательное учреждение отвечает требованиям, установленным законодательством. Неожиданность ответа в том, что налицо именно расширительное толкование положений НК РФ. Впрочем, возможно, ответ давал работник, имеющий детей, обучающихся на подготовительных курсах;

- аналогичный ответ дан на вопрос N 21: налогоплательщик, оплативший в 2001 г. обучение своего ребенка в школе, имеет право на получение социального вычета, так как общеобразовательные школы относятся к образовательным учреждениям;

- при выдаче заработной платы из кассы за счет выручки сумма исчисленного и удержанного налога должна перечисляться на следующий день после выдачи заработной платы;

- с сумм авансовых выплат налоги не удерживаются и не перечисляются. Нам это представлялось очевидным - по меньшей мере, такой порядок существовал всегда и никаких видимых причин для его изменения нет. По-видимому, подобные вопросы все-таки появились.

Письмо ПФР от 14 августа 2001 г. N 09-18/6670

"О статусе Постановления Минтруда России и ПФР

от 03.07.1997 N 35"

Нормативным документом не является, регистрации в Минюсте России не подлежит.

В данном Письме привлекает внимание не столько его содержание, сколько позиция ПФР. Речь идет о Постановлении (регулирующем индивидуальный учет) в регистрации которого Минюстом России было отказано. ПФР сообщает, что отказ носит формальный характер и в настоящее время рядом органов федерального управления (в том числе и ПФР) "ведется работа по вопросу проведения государственной регистрации указанного Постановления."

Это следует понимать так, что требования Постановления следует исполнять так, как если бы факта отказа в регистрации не было. В то же время прямого указания на это в Письме нет. В этой ситуации налогоплательщик (плательщик взносов) попадает в весьма двусмысленную ситуацию, любой выход из которой может оказаться весьма болезненным. Это становится тем более актуальным в свете активности, которую Минюст России проявляет в деле отказа в регистрации (или в отмене в регистрации) нормативных документов, принятых несколько лет назад.

Приказ Минфина России N 56н, МНС России N БГ-3-14/254-1,

Минэкономразвития России N 258 от 24 июля 2001 г.

"Об отмене "Порядка применения экономических санкций

за нарушение государственной дисциплины цен"

Зарегистрирован в Минюсте России 16 августа 2001 г. N 2882.

Из названия документа ясно, о чем идет речь. Отмена "Порядка..." связана с Решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. Обращает внимание то, что Верховный Суд РФ признал недействительным не весь Порядок, а только п.п.1.5, 1.6, 2.6, 3.1, абз.2 п.3.3. Тем не менее отменен весь документ. Юридические и экономические последствия пока не ясны, так как в Решении Верховного суда РФ они не определены, как не сказано и о том, с какого периода указанные пункты следует считать незаконными.

Письмо МНС России от 8 августа 2001 г.

N ШС-6-14/613@

Нормативным документом не является, регистрации в Минюсте России не подлежит.

Продолжение борьбы между налогоплательщиками и органами арбитража с одной стороны и МНС России - с другой, по поводу постановки налогоплательщиков на учет по месту нахождения структурных подразделений, выделенных на отдельный баланс, и применения финансовых санкций за нарушение порядка постановки на учет.

Письмо МНС России N ВГ-6-02/605 и Минфина России

N 04-02-16/1 от 6 августа 2001 г.

"Об амортизационных отчислениях по объектам основных

средств, полученных в оперативное управление"

Нормативным документом не является, регистрации в Минюсте России не подлежит.

Разъясняется, что, учитывая специфику создания и функционирования унитарных предприятий, в распоряжение которых передается имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, что по объектам основных средств, полученных в хозяйственное ведение и оперативное управление, амортизация, начисленная в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072 "О Единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР", подлежит включению в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемую для целей налогообложения.

Письмо МНС России от 3 августа 2001 г.

N ФС-6-10/602@

Нормативным документом не является, регистрации в Минюсте России не подлежит.

Разъясняется порядок применения Письма МНС России от 16 апреля 2001 г. N АС-6-09/310@. В частности, разъясняется, что в случае предоставления организации права на реструктуризацию задолженности по федеральным налогам (сборам) и при наличии установленных законодательством о налогах и сборах оснований для возмещения налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного экспортерами поставщикам за приобретенные материальные ресурсы (работы, услуги), использованные при производстве экспортной продукции (работ, услуг), суммы НДС, подлежащие возмещению из федерального бюджета, не должны засчитываться в погашение реструктурируемой задолженности по пеням и штрафам.

Совместный Приказ Минздрава России и МНС России

от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256

"О реализации Постановления Правительства

Российской Федерации от 19 марта 2001 г. N 201

"Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих

видов лечения в медицинских учреждениях

Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты

которых за счет собственных средств налогоплательщика

учитываются при определении суммы социального

налогового вычета"

Зарегистрирован в Минюсте России 13 августа 2001 г. N 2874.

Дата вступления в силу в Приказе не определена.

По нашему мнению, порядок введения Приказа в действие должен отличаться от общего, так как его положения относятся к отношениям, возникшим после 1 января 2001 г., регулируемые федеральным законом.

Комментарий. Наконец-то, по прошествии всего восьми месяцев после вступления в силу гл.23 НК РФ и пяти - после выхода соответствующего Постановления Правительства РФ, МНС России и Минздрав России разработали форму справки об оплате медицинских услуг (без представления которой социальный налоговый вычет представляться не будет), Инструкцию по учету, хранению и заполнении этой справки, а также Порядок выписывания лекарственных средств. Как и следовало ожидать, порядок заполнения справки и порядок выписывания лекарственных средств предельно детализованы и усложнены - достаточно сказать, что рецепт теперь должен выписываться в двух экземплярах, причем на второй должен ставиться штамп специальной формы.

На практике это будет означать, что реальную возможность получения налогового вычета будут иметь только те налогоплательщики, которые получили соответствующие виды лечения или купили лекарственные средства только в конце 2001 г. Учитывая то, что лечебные учреждения нужно еще обеспечить формами справок, изыскать средства для оплаты штампов, а также обучить врачебный персонал правилам заполнения справок и новым правилам выписки рецептов, можно сделать вывод, что первые документы, оформленные в соответствии с требованиями данного Приказа могут появиться не ранее октября 2001 г. Возможно, что будут приниматься справки, выписанные после этой даты с указанием даты оплаты медицинской услуги. Но, как представляется, это решение простым налоговым инспектором приниматься вряд ли будет - потребуется еще одно письмо МНС России.

При применении норм данного Приказа могут возникнуть еще две неожиданных проблемы.

Первая связана с тем, что рецепты довольно часто выписываются на латыни, а налоговые инспекторы латынь не изучают даже факультативно.

Вторая - с традиционно не совсем четким почерком медицинских работников, что может послужить причиной отказа в принятии рецептов налоговыми органами.

Подписано в печать

10.09.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами ("Консультант Бухгалтера", 2001, N 10) >
Вопрос: Организация имеет на своем балансе пансионат для отдыха и оздоровления своих работников. Работодатель оплачивает полную или частичную стоимость путевки за счет средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль. Является ли стоимость путевок объектом обложения единым социальным налогом (взносом)? ("Налоговые известия Московского региона", 2001, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.