Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Бюджетирование с помощью информационных систем (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 35)



"Финансовая газета", N 35, 2001

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Построение полноценной системы финансового планирования практически невозможно без использования корпоративной информационной системы (КИС). Возможна реализация бюджетирования, при которой планирование ведется в укрупненных показателях, без оперативных деталей. Такие варианты близки к бизнес - планированию, но для оперативного управления предприятием в течение месяца практически не приспособлены.

Известны различные модели управления предприятиями в процессе бюджетирования (см. таблицу). Использование того или иного метода определяется прежде всего возможностью и / или стремлениями центра по управлению подчиненными структурами (дочерними предприятиями, центрами финансовой ответственности).

     
   ———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬
   | Директивный  |Корпоративный центр выполняет практически все    |
   |    метод     |функции, характерные для дирекции обычной компа— |
   |              |нии; он самым активным образом вмешивается в опе—|
   |              |рационную деятельность своих дочерних предприятий|
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |Управленческий|Основная роль корпоративного центра заключается в|
   |    метод     |том, чтобы определять задачи и принимать решения,|
   |              |в рамках которых предстоит действовать дочерним  |
   |              |предприятиям. Потенциал для взаимодействия между |
   |              |этими предприятиями в масштабах холдинга (пред—  |
   |              |приятия) определяется, локализуется и координиру—|
   |              |ется центром на стратегическом уровне            |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |Инвестиционный|Функции корпоративного центра ограничиваются ве— |
   |    метод     |дением инвестиционной деятельности на основе     |
   |              |принципов портфельного управления. При этом центр|
   |              |преследует лишь финансовые и в ряде случаев неко—|
   |              |торые дополнительные цели и вмешивается в дея—   |
   |              |тельность дочерних предприятий лишь при наступле—|
   |              |нии критических ситуаций                         |
   L——————————————+——————————————————————————————————————————————————
   

В данной статье особое внимание уделяется директивной модели с возможностью реализации схем бюджетирования с подробными данными.

Итоговые (сводные) документы финансового плана включают консолидированные формы планов движения денежных средств, прибылей и убытков, укрупненного баланса как предприятия в целом, так и по центрам финансовой ответственности. Как правило, это реализуется не на каждом предприятии. Тем не менее практически везде существует финансовый план. Наиболее распространенным является движение денежных средств или план по прибылям / убыткам (план финансовых результатов). Часто приходится вводить термин "комплексный финансовый план", чтобы отличить его от "частичного" финансового плана.

На различных предприятиях количество и состав бюджетов могут отличаться, единого стандарта нет. Предприятия самостоятельно вырабатывают схему бюджетирования, приемлемую для них. Одна из возможных схем бюджетов приведена на рисунке.

     
                                 ————————————————¬ — — — — — — ——¬  
     ————————————————————————————+ Бюджет продаж |
     |                           L———————T———————— ————————————¬ |
     |                                  \ /                    |
     |                           ————————————————¬             | |
     |                           | Бюджет (план) |             |
     | —— — — — — — — — — — — — —+ производства  |             | |
     |                           L—T——————————————             |
     | |        ———————————————————+—————————————¬             | |
     |         \ /                \ /           \ /            |
     | | —————————————¬    ———————————¬    ————————————¬       | |
     |   |   Бюджет   |    |  Бюджет  |    |  Бюджет   |       |
     | | |материальных|    | по труду |    | накладных |       | |
     |   |   затрат   |    |          |    |  расходов |       |
     | | L———T———T—————    L————T——————    L—————T——————       | |
     |       |   L——————————————+————————————————+             |
     | |    \ /                                 \ /            | |
     |   ——————————¬                   ————————————————¬       |
     | | | Бюджет  |                   |    Бюджет     |       | |
     |   | закупок |                   | себестоимости |       |
     | | L—T——————T—                   L—————T——————————       | |
     |           \ /                  ————————                 |
     | |   |   —————————————————¬     |  ———————————————————¬  | |
     |         | Бюджет движения|<—————  |     Бюджет по    |  |
     L—+———+——>|денежных средств|        |прибылям / убыткам|<—— |
               L————————————————+———————¬L——————————T————————
   
¦ ¦ ¦ \ / ¦ ¦ ------------¬ ¦ ¦ L-------->¦ Бюджетный ¦ ¦ L- - - - - - - - - - - - - - - - - - ->¦ баланс ¦< ———— L- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - ->L---------- ————

Рассмотрим построение бюджетов с помощью EPR-системы среднего класса SyteLine фирмы Frontstep (ранее Symix).

Бюджетирование в системе класса MRP

Счета учета. Одной из важнейших задач руководителя финансовой службы (главного бухгалтера) является определение перечня необходимых счетов с аналитическими признаками. Эти счета учитываются для построения бухгалтерского учета и используются для управленческого учета. В системе SyteLine применяются четыре аналитических признака (коды анализа), из которых два заняты под коды продуктов и коды подразделений.

Бюджет продаж. Формирование бюджета продаж складывается из двух частей:

формирование заказов;

прогнозирование количества продаж.

При формировании заказов на продажу определяется их количество от конкретных клиентов (покупателей). В каждом заказе указываются: покупатель (клиент), поставляемые товары; срок поставки и количество товаров в поставке; срок оплаты, вид платежных средств, через какой банк (или другую форму) осуществляются расчеты; вспомогательные данные (адреса, реквизиты и т.п.).

В системе предполагается обеспечение продаж следующими способами: производство; закупки; перемещение.

В случае обеспечения заказов покупателей через производство формируется заказ - наряд на производство (классическая схема для производственного предприятия), через закупки - заказ на покупку (классическая схема для торговых предприятий). Схема перемещений отражает вариант, когда товар уже находится на предприятии, но на удаленном складе или в торговом доме.

В системе реализуется расширенная версия управленческой методологии "make or buy" (произвести или купить).

Прогнозное количество формируется путем установления ожидаемого количества продаж товара. В данном случае производство осуществляется не непосредственно под определенного заказчика, а на склад. Продажи товара выполняются со склада. Такая схема продаж проще (для сбытовой службы), но при этом требуется "замораживание" части капитала на складе готовой продукции. Кроме того, пользователю системы доступно (сразу видно), какое количество товара предполагается оставить на складе готовой продукции, и эту продукцию можно дополнительно продавать.

Особенностью задания бюджета продаж в SyteLine является их детализация по разным уровням, в том время как бюджеты, заданные традиционным способом, как правило, не позволяют проследить разбиение продаж по заказчикам, менеджерам, регионам и т.д.

Бюджет (план) производства. Бюджет производства формируется в два этапа. На первом этапе составляется План продаж и операций (ППО), в котором отражаются целевые установки, выраженные, например, в бизнес - плане в натуральных величинах. Главное предназначение ППО - согласование желаемого (бизнес - плана) с реально достижимым (возможности рынка, производственные мощности и персонал, финансовые возможности). Он состоит из плана производства и плана продаж (план маркетинга).

Действия выполняются в системе с помощью функции Генеральный план - график производства (ГПГП). Для планирования формируются плановые товары по группам готовой продукции. Группы продукции должны определяться на основе производства и маркетинга.

Необходимые ресурсы определяются с помощью функции Генерация загрузки вчерне. При этом оцениваются все основные ресурсы по периодам и сравниваются потребности с имеющимся количеством, т.е. возможен анализ не только производственных мощностей и необходимого персонала, но и бюджета затрат на материалы, возможностей поставщиков и т.д. Следует отметить, что в результате этих действий выполняется приблизительная оценка необходимых ресурсов.

Следующий этап - составление Основного производственного плана (ОПП), который является основным объектом в системе планирования деятельности предприятия. Его основное назначение и особенности:

позволяет формировать связки между агрегированным производственным планом и тем, что будет фактически произведено;

является основной входящей информацией для расчета необходимых материалов;

на его основе рассчитывается доступное для прогнозируемых продаж количество конкретных позиций готовой продукции. Эта информация необходима в первую очередь для службы сбыта;

является соглашением между сбытом и производством по срокам и количеству производимой продукции.

План производства формируется с учетом заказов клиентов (включая ожидаемые продажи через склад) и заказ - нарядов на производство, а также плановых (ожидаемых) остатков готовой продукции на складах, но не менее "минимальной" партии. Ее размер определяется технологическими и экономическими факторами, при этом принимаются во внимание потери из-за брака, хранения продукции.

Бюджет потребности в материалах. Бюджет потребности в материалах рассчитывается согласно плану производства на базе норм расхода сырья и материалов (спецификаций), длительности технологических операций, времени задержек / доставки (технологических маршрутов). Здесь же рассчитывается план производства деталей и сборочных единиц, которые входят в состав узлов и агрегатов выпускаемых товаров. Этот расчет реализуется по методологии MRP (Material Requirements Planning), заложенной в основу современных информационных систем управления предприятием.

(Окончание см. "Финансовая газета", N 36, 2001)

Подписано в печать О.Дранко

29.08.2001 Компания "Фронтстеп СНГ"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каков порядок применения банком льготы по налогу на прибыль в связи с проведением научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ? ("Финансовая газета", 2001, N 35) >
Вопрос: Должны ли индивидуальные предприниматели начислять единый социальный налог на выплаты, производимые наемным работникам, являющимся инвалидами I, II или III группы? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 35)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.