Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налогообложение индивидуальных предпринимателей в 2001 году ("Бухгалтерский учет", 2001, N 18)



"Бухгалтерский учет", N 18, 2001

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

В 2001 ГОДУ

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы (ст.11 НК РФ). Если физическое лицо не зарегистрировано, но осуществляет предпринимательскую деятельность, ее результаты облагаются налогом в порядке, установленном для индивидуальных предпринимателей.

Существуют две системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

- общеустановленная система налогообложения;

- упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение индивидуальных предпринимателей,

применяющих упрощенную систему налогообложения,

учета и отчетности

Согласно ст.3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства является специальным налоговым режимом, при котором в течение определенного периода времени налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в особом порядке (ст.18 НК РФ). Правовые основы введения и порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности регламентируются Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).

Переход на упрощенную систему налогообложения

и порядок ее применения

Переход на упрощенную систему осуществляется предпринимателями в добровольном порядке. Но в регионах Российской Федерации, где введен единый налог на вмененный доход (в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности"), индивидуальные предприниматели не имеют права использовать упрощенную систему налогообложения, если по виду деятельности являются плательщиками единого налога на вмененный доход.

Согласно Закону N 222-ФЗ индивидуальный предприниматель может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если:

- численность работников, нанятых индивидуальным предпринимателем, составляет не более 15 человек (включая работающих по договорам гражданско - правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности;

- совокупный размер валовой выручки в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы, не превысил суммы 100 000-кратного МРОТ.

С 01.01.2001 для исчисления валовой выручки величина МРОТ составляет 100 руб. <*> (МРОТ, установленный с 01.07.2000 Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ, применяется исключительно для случаев, установленных в ст.3 данного Закона);

- нет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей, а также своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Порядок применения МРОТ для расчета предельного размера годовой валовой выручки для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему, изложен в Письме Минфина России от 03.07.2000 N 04-02-05/1.

Индивидуальный предприниматель может применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с квартала, в котором он прошел государственную регистрацию. Заявление о переходе на эту систему должно быть подано не позднее, чем за один месяц до начала отчетного квартала, с которого планируется переход.

Официальным документом, дающим право на применение упрощенной системы, является патент. Он выдается на один календарный год налоговым органом по месту постановки на налоговый учет на основе письменного заявления налогоплательщика (налоговый учет индивидуальных предпринимателей ведется по месту жительства).

Ежеквартально осуществляется выплата годовой стоимости патента, которая является фиксированным платежом, заменяющим уплату единого налога на доход за отчетный период. Стоимость патента для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, установлена в нормативных актах субъектов Российской Федерации.

По истечении срока действия патента на основании заявления индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает новый патент на следующий год, если соблюдены условия использования упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, переходят к обычной системе налогообложения, учета и отчетности в двух случаях: в добровольном порядке и при превышении предельной численности работающих (свыше 15 человек).

Согласно п.7 ст.5 Закона N 222-ФЗ при превышении предельной численности работающих налогоплательщики переходят на применявшуюся ранее систему налогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором должен быть представлен отчет по итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал), в котором была превышена предельная численность работающих.

Переход на обычную систему налогообложения в случае превышения предельного размера выручки до истечения срока действия патента законодательством не установлен. В этом случае налогоплательщик применяет упрощенную систему до истечения срока патента, но не имеет права работать по ней в следующем отчетном периоде. При этом налоги, действующие при общеустановленной системе, за период осуществления деятельности по упрощенной системе не пересчитываются.

Налогообложение

В соответствии с Законом N 222-ФЗ при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальный предприниматель выплачивает стоимость патента на занятие предпринимательской деятельностью вместо налога на доходы физических лиц <**>. При этом предприниматель является плательщиком всех остальных налогов и сборов в общеустановленном порядке.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Если индивидуальный предприниматель занимается деятельностью, которая не предусмотрена патентом, то с соответствующего дохода, за вычетом расходов, он исчисляет и уплачивает подоходный налог по ставке 13%.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, выплачивают:

- стоимость патента;

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продаж (в тех регионах РФ, где он введен);

- единый социальный налог (взнос);

- таможенные платежи, государственные пошлины и иные налоги и сборы при возникновении обязанности налогоплательщика.

Налог на добавленную стоимость

С 01.01.2001 индивидуальные предприниматели являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст.143 НК РФ).

В соответствии с п.1 ст.145 НК РФ индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исчисления и уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма их выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Это положение не распространяется на индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье.

Согласно п.3 ст.145 НК РФ лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и документы представляют не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Освобождение производится на срок, равный двенадцати последовательным календарным месяцам (п.4 ст.145 НК РФ).

Налог с продаж

В Законе N 222-ФЗ не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты налога с продаж.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, являются плательщиками налога с продаж в случае реализации товаров (работ, услуг) в розницу или оптом за наличный расчет.

Единый социальный налог

С 01.01.2000 в соответствии со ст.234 НК РФ на территории Российской Федерации вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента. Базой для исчисления единого социального налога является сумма дохода, с которой налог на доходы физических лиц (13%) равен стоимости патента.

Доход индивидуального предпринимателя, полученный от предпринимательской деятельности, облагается единым социальным налогом по ставке 22,8% (или по меньшей ставке, если налогооблагаемая база превысит 100 000 руб.).

Пример. Стоимость патента - 50 МРОТ (5000 руб.), подоходный налог - 13%, единый социальный налог - 22,8%.

Сумма единого социального налога, причитающаяся к уплате, составит 5000 х 100% : 13% х 0,228 = 8769 руб.

(п.27.2 Приказа МНС России от 29.12.2000 N БГ-3-07/465 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)").

Налогообложение индивидуальных предпринимателей,

не применяющих упрощенную систему налогообложения,

учета и отчетности

Индивидуальные предприниматели, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход (в тех регионах, где он введен), должны в общеустановленном порядке исчислять и уплачивать следующие налоги:

- налог на добавленную стоимость;

- налог с продаж (в тех регионах Российской Федерации, где он введен);

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог (взнос);

- таможенные платежи, государственные пошлины и иные налоги и сборы при возникновении обязанности налогоплательщика.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, порядок исчисления и уплаты НДС и налога с продаж аналогичен вышеописанному.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии со ст.227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляют исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

По истечении месяца со дня получения доходов в 5-дневный срок индивидуальный предприниматель должен представить в налоговый орган налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода (определяет предприниматель) в текущем налоговом периоде (календарный год; ст.216 НК РФ). Налоговый орган на основании указанного предполагаемого дохода или фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период (с учетом предусмотренных налоговых вычетов) исчисляет суммы авансовых платежей.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом:

сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода;

сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет.

Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели обязаны представить итоговую налоговую декларацию по результатам деятельности в прошедшем году.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту учета налогоплательщика.

В п.1 ст.224 НК РФ ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13% от дохода, полученного индивидуальным предпринимателем.

В соответствии с п.3 ст.210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст.218 - 221 НК РФ.

Согласно п.1 ст.221 НК РФ индивидуальные предприниматели при исчислении налоговой базы имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом указанные расходы принимаются к вычету в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций.

Перечень затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), установлен в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552).

Налоговые вычеты предоставляются индивидуальным предпринимателям на основании их письменного заявления при подаче налоговой декларации по окончании налогового периода.

Если индивидуальный предприниматель не может документально подтвердить свои расходы, налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. Данное положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Единый социальный налог

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих общеустановленную систему налогообложения, объектом налогообложения будет являться доход, полученный от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с его извлечением (п.3 ст.236 НК РФ). Налоговая база согласно п.3 ст.237 НК РФ определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиком за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, предусмотренных п.1 ст.221 НК РФ (т.е. тех же расходов, на которые может быть уменьшена налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц).

Если индивидуальный предприниматель является инвалидом I, II или III группы, он освобождается от уплаты налога в части доходов от предпринимательской деятельности в размере, не превышающем 100 000 руб. в течение календарного года (п.3 ст.239 НК РФ).

Доход индивидуального предпринимателя, полученный от предпринимательской деятельности, облагается единым социальным налогом по ставке 22,8% (или по меньшей ставке, если налогооблагаемая база превысит 100 000 руб.).

В соответствии с п.1 ст.244 НК РФ расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате, производится налоговым органом исходя из налоговой базы данного налогоплательщика за предыдущий налоговый период и применяемых ставок.

Не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, индивидуальные предприниматели обязаны представить в налоговый орган итоговую налоговую декларацию по единому социальному налогу за прошедший налоговый период.

Индивидуальные предприниматели, являющиеся работодателями (независимо от системы налогообложения), начисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц и единый социальный налог с выплат, начисленных своим сотрудникам, в общеустановленном порядке по общеустановленным ставкам (гл.23 "Налог на доходы физических лиц", гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ).

Изменения в налогообложении индивидуальных предпринимателей, произошедшие в 2001 г:

являются плательщиками НДС с 01.01.2001, возможно освобождение от уплаты НДС;

уплата взносов во внебюджетные фонды заменена уплатой единого социального налога;

предусмотрена регрессивная шкала ставок по единому социальному налогу;

инвалиды I, II или III групп освобождаются от уплаты единого социального налога в части доходов, не превышающих 100 000 руб.;

единая ставка налога на доходы физических лиц установлена в размере 13% независимо от величины дохода;

минимальный размер оплаты труда (исходя из которого рассчитывается предельный уровень годовой валовой выручки для упрощенной системы) составляет 100 руб.

Подписано в печать А.А.Трубников

28.08.2001 Аудитор

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение экспорта продукции ("Бухгалтерский учет", 2001, N 18) >
Статья: Можно ли компьютер учитывать по частям? ("Бухгалтерский учет", 2001, N 18)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.