Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О лизинге отечественной авиационной техники ("Налоговый вестник", 2001, N 9)



"Налоговый вестник", N 9, 2001

О ЛИЗИНГЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Ряд федеральных законов содержит нормы, касающиеся государственного регулирования и способствующие лизингу в отдельных отраслях народного хозяйства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" одним из направлений государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, является развитие в Российской Федерации финансового лизинга. Согласно Федеральному закону от 08.01.1998 N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" одной из целей государственного регулирования развития авиации является создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов; одним из направлений государственной поддержки развития авиации этот Федеральный закон называет предоставление в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе.

Вышеуказанные нормы Федерального закона "О государственном регулировании развития авиации" в части предоставления налоговых льгот не соответствуют законодательству о налогах и сборах, так как основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливаются законодательством о налогах и сборах, к которому указанные законы не относятся. Таким образом, льготное налогообложение субъектов лизинговой деятельности возможно только на основании и в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.

Налоговое стимулирование лизинговой деятельности является одним из наиболее распространенных и эффективных рычагов воздействия на рынок лизинговых услуг (наряду с непосредственным направлением бюджетных средств на поддержку лизинговых операций в отдельных отраслях народного хозяйства).

В соответствии с пп.7 п.1 ст.151 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при ввозе поставляемых по лизингу племенного скота, сельскохозяйственной техники, технологического оборудования, предназначенного исключительно для организации и модернизации технологических процессов, НДС уплачивается с отсрочкой до момента постановки этих товаров на учет лизингополучателем, но не более чем на шесть месяцев. Иных льгот и изъятий из общего порядка уплаты НДС указанной главой Кодекса не предусмотрено.

В то же время необходимо учитывать, что одной из основных задач проводимой в стране налоговой реформы является сокращение чрезмерного количества необоснованных налоговых льгот и изъятий из общего режима налогообложения.

Действующее законодательство о налогах и сборах предусматривает для участников лизинговой деятельности ряд льгот и исключений, к которым, в первую очередь, относятся следующие.

В соответствии с Положением о составе затрат (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2000 N 420) в себестоимость продукции (работ, услуг), в частности, включаются затраты на оплату процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым лизингодателем для осуществления операций лизинга; плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), а также лизинговые платежи (пп."с", "ч" п.2 Положения о составе затрат). К элементу "Прочие затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся в том числе лизинговые платежи (п.10 Положения о составе затрат). Указанные суммы уменьшают налогооблагаемую базу предприятий и организаций по налогу на прибыль.

В отношении вопроса об ужесточении налогового режима для иностранных производителей авиационной техники необходимо отметить следующее. В соответствии с пп.7 п.1 ст.150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых только в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций. Согласно пп."щ" ст.5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" освобождается от уплаты налога технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Данная льгота предоставляется по технологическому оборудованию, в отношении которого ранее предоставлялась льгота по НДС, и оплаченному до 1 января 1999 г. Авиационная техника может быть освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2000 N 806 "Об освобождении от обложения НДС технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации" (льгота фактически действует только для той авиационной техники, которая была оплачена до 1 января 1999 г). В случае если авиационная техника поставляется на территорию Российской Федерации не в качестве вклада в уставный капитал организаций или аналоги которого производятся на территории Российской Федерации, то она подлежит обложению НДС на общих основаниях.

Относительно льгот по налогу на прибыль предприятий и организаций необходимо отметить, что Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не содержит отдельных льгот по прибыли, полученной от использования импортной авиационной техники.

Ужесточение налогового режима в отношении иностранных товаропроизводителей может привести к инициированию идентичных правовых актов в зарубежных странах по отношению к товарам российского производства, что неизбежно повлечет за собой снижение экспорта аналогичных российских товаров и поступление валютной выручки в страну.

Таким образом, разрабатывать меры по ужесточению налогового режима в отношении иностранных производителей авиационной техники нецелесообразно.

Как уже указывалось, ликвидация значительного числа налоговых льгот с целью выравнивания налогового бремени является одним из приоритетных направлений налоговой реформы, проводимой в рамках модернизации российской экономики на 2001 - 2002 гг. При этом за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота и значительных изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли, стимулирующих инвестиционную деятельность, планируется достичь общего снижения налогового бремени.

По нашему мнению, в рамках проводимой налоговой реформы следует продолжать уменьшать число отдельных налоговых льгот, в том числе и для субъектов лизинговой деятельности. Введение той или иной налоговой льготы для отдельных видов плательщиков или видов деятельности без применения дополнительных мер поддержки и создания благоприятного экономического климата может привести не столько к процветанию соответствующего вида деятельности, сколько к созданию неравных условий конкуренции хозяйствующих субъектов. Это в полной мере применимо и к отношениям лизинга. Стимулирование и поддержку лизинговой деятельности необходимо проводить, в первую очередь, посредством принятия комплекса мер по созданию благоприятного экономического климата для развития инвестиционной деятельности, вообще, и привлечения частных и корпоративных инвестиций в область лизинговых операций, в частности. Общее снижение налогового бремени и изменение порядка формирования базы налогообложения прибыли после принятия главы "О налоге на прибыль (доход) организаций" НК РФ должны стать одним из стимулов развития инвестиционной деятельности и лизинга в России.

Подписано в печать А.О.Диков

17.08.2001 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О трудностях, встречаемых при практическом применении статьи 76 Налогового кодекса РФ ("Налоговый вестник", 2001, N 9) >
Статья: О проблемах и перспективах развития налоговой системы Российской Федерации ("Налоговый вестник", 2001, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.