Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Охранная деятельность: правовые основы и бухгалтерский учет (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 29)



"Финансовая газета", N 29, 2001

ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

В целях установления законодательного регулирования охранного бизнеса в России и унификации правового статуса института частной охраны Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" частная охранная деятельность была определена как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Наряду с Конституцией Российской Федерации и этим Законом правовую основу частной охранной деятельности составляют также другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ст.3 Закона N 2487-1 к охранным услугам законодатель отнес следующие виды услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

4) консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию на данный вид деятельности, выдаваемую органом внутренних дел. Приказом МВД России от 22.08.1992 N 292 утверждена Инструкция о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью (далее - Инструкция), п.2.1.1 которой было установлено, что лицензия представляет собой полученное в установленном Законом и указанной Инструкцией порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности. Такая лицензия выдается гражданам по месту жительства; частным охранным предприятиям - по месту их учреждения.

Учредители предприятия для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление, сведения о характере и направлениях деятельности предприятия, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии оружия, специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы. Также обязательны к представлению документы для получения лицензий руководителем предприятия и охранниками, а в случаях, когда уставом ЧОП предусматривается оказание охранных услуг, связанных с проектированием, монтажом, пуско - наладочными работами и эксплуатационным обслуживанием средств охранно - пожарной сигнализации, то и положительное заключение соответствующего органа государственной противопожарной службы, подразделения вневедомственной охраны МВД России. Лицензия сроком на три года выдается органом внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления. Эта лицензия и квитанция об уплате лицензионного сбора являются основанием для государственной регистрации предприятия с особыми уставными задачами.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, и Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2000), утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, затраты на приобретение лицензии следует отражать в составе нематериальных активов по статье "Организационные расходы" как расходы, связанные с образованием юридического лица, признанные в соответствии с учредительными документами вкладом участников (учредителей) в уставный (складочный) капитал.

Если данные расходы не были поименованы в учредительных документах как взнос в уставный капитал одного из учредителей, они не подлежат отражению в составе нематериальных активов и при их оплате должны относиться, по мнению авторов, на счета использования чистой прибыли.

Порядок и размеры платежей при выдаче лицензий определяются Минфином России. За выдачу лицензий на право осуществления частной детективной и охранной деятельности взимается единовременный лицензионный сбор, который оплачивается в установленном порядке через кредитные организации.

Лицензионный сбор был предусмотрен п.3 Письма Минфина России от 23.10.1992 N 99 "О порядке и размерах платежей при выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности" в следующих кратных размерах к минимальной месячной оплате труда (МРОТ), установленной законодательством Российской Федерации:

     
   ——————————————————————————T——————————————————————————————————————¬
   |         Объекты         |   Ставка сбора за выдачу лицензий    |
   |     лицензирования      |      (в кратных размерах МРОТ)       |
   +—————————————————————————+——————————————————————————————————————+
   |    Частные охранники    |                  35                  |
   |           ЧОП           |                  90                  |
   L—————————————————————————+———————————————————————————————————————
   

Следует отметить, что Постановлением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 31.08.1999 N КАС 99-223 (доведено Письмом Минфина России от 14.12.1999 N 92н) положения п.3 Письма N 99 были признаны утратившими силу с 31 августа 1999 г. Кассационная коллегия Верховного суда Российской Федерации постановила, что установленные Минфином России размеры лицензионного сбора противоречат требованиям закона, в частности Федерального закона от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", определившего, что максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратный минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом. Поскольку в Письме N 92н не установлен новый размер лицензионного сбора, остается признать, что в настоящее время размер сбора не определен.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом учредителей, направивших заявление, с указанием мотивированных причин отказа, причем это решение или нарушение срока рассмотрения заявления учредители могут обжаловать в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Городские и районные органы внутренних дел, реализуя функции лицензирующего органа, наделены как правом выдачи лицензий, так и правом продления срока их действия. Также к сфере, подведомственной лицензионно - разрешительным управлениям этих органов, относятся: аннулирование лицензий; осуществление контроля за деятельностью частных охранных предприятий и служб безопасности в пределах обслуживаемой территории; выдача сертификатов на право приобретения за плату специальных средств, оружия и боеприпасов ЧОП и службам безопасности по месту их учреждения.

Частные охранники, имеющие индивидуальную лицензию, предприятия и службы безопасности должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность. За один месяц до истечения срока действия лицензии следует подать новое заявление в орган внутренних дел, в котором ранее была получена лицензия. На его основании производится выдача новой лицензии (на 5 лет).

В случае выявления несоблюдения порядка владения лицензией, а именно нарушения либо неисполнения частным охранником (ЧОП) требований, предусмотренных законом, положений других законов и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности частных детективов, их предприятий и объединений или неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств, ее обладателю (руководителю ЧОП) начальником органа внутренних дел направляется предварительное письменное предупреждение, в котором сообщается, что ее обладатель (работники ЧОП) допустил нарушения Закона. При этом лицензионный орган обязан кроме изложения самого нарушения привести ссылку на закон, положения которого были нарушены, а также срок, до которого они должны быть исправлены. Обладатель лицензии должен быть поставлен в известность, что в случае неустранения названных нарушений лицензия будет аннулирована.

Если частному охраннику, руководителю ЧОП службой безопасности предъявлено обвинение в совершении преступления, то органы внутренних дел от обязанности направления предупреждения перед аннулированием лицензии освобождаются.

Лицензия на частную сыскную или охранную деятельность может быть аннулирована и в случае добровольного отказа частного детектива или охранника от нее или ликвидации объединения. При отзыве лицензии аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной сыскной и охранной деятельности. В целях обеспечения защиты прав обладателей лицензий ее аннулирование может быть обжаловано как в суде, так и в вышестоящем органе внутренних дел. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно лишь по истечении трех лет со дня судебного решения.

В отличие от предоставленного объединениям частных детективов права открывать филиалы в регионах России ЧОП такой возможности Закон не дает. Дело в том, что лицензии на частную охранную деятельность выдаются лишь самому предприятию; выдача же лицензий филиалам Законом не предусмотрена.

Следует обратить внимание на то, что лицензию необходимо иметь не только самому юридическому лицу. Получить лицензию обязаны и руководители охранных предприятий, и персонал этих предприятий. Для этого указанные лица обязаны представить в орган внутренних дел документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника, либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности. Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

Лицензия на осуществление частной охранной деятельности дает право сотрудникам ЧОП для работы по трудовому договору в целях оказания отдельных видов услуг в ЧОП либо для утверждения в должности руководителя ЧОП. При этом руководителям ЧОП и имеющим индивидуальную лицензию охранникам не разрешается совмещение частной детективной и охранной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях. На такое совместительство имеет право лишь персонал ЧОП, не оказывающий услуг, требующих получения индивидуальной лицензии.

Разрешительная деятельность государства за предоставлением охранных услуг не ограничивается сказанным. Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 N 849 (в ред. от 12.03.1996) был утвержден Перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России. Этот Перечень включает услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно - пожарной сигнализации. Порядок получения лицензий определен Положением о лицензировании государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации услуг в области пожарной безопасности, утвержденным Приказом МВД России от 30.08.2000 N 916.

Бухгалтеры ЧОП нередко допускают ошибку, считая, что при окончании срока действия лицензии (3 года или 8 лет) заканчивается срок деятельности предприятия. Исходя из этого осуществляется начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам. Следует иметь в виду, что окончание срока действия лицензии не является сроком окончания деятельности организации, которая может внести изменения в учредительные документы и заниматься любым иным видом деятельности, не запрещенным законодательством.

Остановимся подробнее на порядке формирования себестоимости услуг в данной сфере.

Налогообложение и учет в ЧОП не имеют исчерпывающего законодательного регулирования. В проблемных случаях следует руководствоваться общими нормами законодательства и подзаконных нормативных актов, а также отдельными разъяснениями Минфина России и Госналогслужбы России. И если в отношении исчисления НДС, налога на пользователей автодорог особых затруднений не возникает, то при формировании себестоимости, учитываемой для целей налогообложения, часто встречаются трудности.

(Продолжение см. "Финансовая газета", N 30)

Подписано в печать М.Киселев

18.07.2001 К.э.н.,

Д.Логунов

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какая часть уставного капитала переходит к новому акционерному обществу, создавшемуся путем выделения при реорганизации общества? ("Финансовая газета", 2001, N 29) >
Вопрос: Каков порядок перечисления в бюджет сумм арендной платы, полученной от сдачи в аренду помещений, относящихся к муниципальной собственности? ("Московский налоговый курьер", 2001, N 17)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.