|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговая система Республики Беларусь ("Налоговый вестник", 2001, N 8)
"Налоговый вестник", N 8, 2001
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Общие положения
В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства, которые аккумулируются в бюджете для финансирования расходов на развитие хозяйства, содержание органов управления, оборону, а также на обеспечение членам общества гарантий в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны правопорядка. Начавшийся в 90-х годах процесс либерализации экономической жизни на просторах бывшего СССР привел к появлению в Республике Беларусь тысяч независимых предприятий и предпринимателей, десятков коммерческих банков и страховых компаний, а также к формированию рынка ценных бумаг и активизации внешней торговли. Это потребовало скорейшего принятия соответствующих законодательных актов, направленных на обеспечение цивилизованного сбора налогов с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений. В связи с этим особенно актуальным стало создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям. Как следствие, в начале 1992 г. взамен существовавшей на базе командно - административной экономики была введена в действие новая, ориентированная на рынок система налогообложения. Ее основу составил Закон "О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь", а также специальные акты налогового законодательства, определяющие по каждому виду налога конкретные объекты обложения, порядок уплаты, ставки и льготы. Первоначально налоговая система включала 15 основных налогов и 8 видов отчислений в различные внебюджетные фонды, в результате чего общий уровень налоговой нагрузки на экономику в 1992 г. составил 43,9% от ВВП. В дальнейшем налоговая система неоднократно корректировалась с точки зрения перечня налогов, размеров ставок, предоставления льгот. Соответственно колебалась и величина налоговой нагрузки, которая нашла отражение в таблице 1.
Таблица 1
—————————————————T————T————T————T————T————T————T————T————T———————¬ | |1993|1994|1995|1996|1997|1998|1999|2000|Прогноз| | | | | | | | | | |2001 г.| +————————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+———————+ |Реальная налого—|39,3|40,1|32,1|28,5|31,2|30,4|32,0|31,8| 32,6 —| |вая нагрузка на | | | | | | | | | 30,5 | |экономику (без | | | | | | | | | | |учета фонда соц—| | | | | | | | | | |защиты) | | | | | | | | | | +————————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+———————+ |Реальная налого—|49,6|49,4|42,6|39,2|41,9|41,1|42,4|42,2| 43,2 —| |вая нагрузка на | | | | | | | | | 41,1 | |экономику (с | | | | | | | | | | |учетом фонда | | | | | | | | | | |соцзащиты) | | | | | | | | | | +————————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+———————+ |Недоимка по пла—|15,3|13,4| 4,6| 7,6| 1,3| 0,5| 0,3| 0,5| 0,5 | |тежам в бюджет и| | | | | | | | | | |внебюджетные | | | | | | | | | | |фонды, в % к ВВП| | | | | | | | | | +————————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+———————+ |Номинальная на— |65,0|62,8|47,2|46,9|43,1|41,6|42,7|42,7| 43,7 —| |логовая нагрузка| | | | | | | | | 41,6 | |на экономику (с| | | | | | | | | | |учетом фонда | | | | | | | | | | |соцзащиты) | | | | | | | | | | L————————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————————
Общая характеристика структуры налогов и сборов Республики Беларусь в их количественном выражении представлена в таблице 2.
Анализ структуры налоговых поступлений в бюджет Республики Беларусь
Таблица 2
в % к ВВП —————————————————————————————————————————T———————T———————T———————¬ | |1998 г.|1999 г.|2000 г.| +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налог на добавленную стоимость | 9,2 | 9,2 | 9,0 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Местные налоги и сборы от выручки | 0,3 | 0,3 | 0,6 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Республиканский фонд поддержки произво— | 1,6 | 1,7 | 2,0 | |дителей с/х продукции | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Дорожный фонд | 2,1 | 2,4 | 1,9 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Фонд стабилизации экономики производите—| 0,0 | 1,5 | 1,3 | |лей с/х продукции | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Местный целевой бюджетный жилищно — ин— | 0,0 | 0,0 | 0,7 | |вестиционный фонд | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Другие внебюджетные фонды местных Сове— | 0,0 | 0,03 | 0,07 | |тов депутатов | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Целевые сборы на содержание в/ж фонда | 0,6 | 1,4 | 1,2 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Целевые сборы на содержание ДДУ | 0,0 | 0,0 | 0,8 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Акцизы | 3,9 | 3,5 | 2,8 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Всего косвенных налогов и сборов | 17,7 | 20,0 | 20,4 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налог на прибыль | 4,4 | 4,9 | 4,4 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налог на доходы | 0,2 | 0,3 | 0,5 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Подоходный налог | 3,7 | 3,1 | 3,0 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налог на недвижимость | 0,9 | 0,3 | 0,8 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Рентный сбор | 0,0 | 0,0 | 0,2 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Местные налоги из прибыли | 0,7 | 0,8 | 0,8 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Всего прямых налогов и сборов | 9,9 | 9,4 | 9,7 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Чрезвычайный налог | 0,9 | 0,8 | 0,8 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Земельный налог | 0,4 | 0,3 | 0,2 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налог на добываемые из природной среды | 0,1 | 0,04 | 0,03 | |ресурсы | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Экологический налог за переработку нефти| 0,1 | 0,1 | 0,1 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Государственный фонд содействия занятос—| 0,3 | 0,3 | 0,3 | |ти | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Фонд охраны природы | 0,2 | 0,2 | 0,1 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Другие целевые бюджетные фонды | 0,0 | 0,0 | 0,01 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Внебюджетный фонд на содержание ДДУ | 0,7 | 0,8 | 0,0 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Налоги за пользование лесными фондами | 0,1 | 0,1 | 0,1 | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Отчисления в фонд социальной защиты | 10,7 | 10,4 | 10,4 | |населения | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Всего налогов и сборов, относимых на | 13,5 | 13,0 | 12,1 | |себестоимость | | | | +————————————————————————————————————————+———————+———————+———————+ |Реальная налоговая нагрузка | 41,1 | 42,4 | 42,2 | L————————————————————————————————————————+———————+———————+———————— В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 26 видов налогов и других платежей в бюджет. В зависимости от выполняемых функций и источника уплаты они могут быть объединены в 7 укрупненных групп: 1) налоги и отчисления, уплачиваемые из выручки от реализации продукции (работ, услуг), а именно: налог на добавленную стоимость; акцизы; местные налоги и сборы от выручки; отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог; целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно - инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда; 2) налоги на прибыль и доходы, к которым относятся: налог на прибыль; налог на дивиденды и приравненные к ним доходы; подоходный налог с физических лиц; налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство; налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности и налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности); 3) налог на недвижимость; 4) налог на приобретение автотранспортных средств и местные налоги и сборы (кроме налогов с продаж и сборов за услуги, включаемых в выручку), уплачиваемые за счет средств, остающихся в распоряжении плательщиков; оффшорный сбор, относимый на финансовые результаты плательщиков; 5) налоги, сборы и отчисления, относимые субъектами предпринимательства на себестоимость продукции (работ, услуг). К этой группе относятся: чрезвычайный налог и обязательные отчисления в Государственный фонд содействия занятости, уплачиваемые единым платежом от фонда заработной платы; земельный налог; экологический налог; плата за проезд по автомобильной дороге Брест - Минск - граница Российской Федерации (М1 / Е30); - плата за проезд по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств; - плата за размещение отходов производства и потребления в окружающей среде; - плата, взимаемая за древесину, отпускаемую на корню; 6) единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции и налог для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения; 7) прочие сборы.
2. Краткая характеристика основных налогов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь
2.1. Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший доходный источник, за счет которого формируется более 25% доходов бюджета Республики. НДС облагаются обороты по реализации товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь. С 2000 г. в Республике Беларусь применяется зачетный метод исчисления НДС, аналогичный используемому в Российской Федерации. Основная ставка НДС - 20%; кроме того, применяются и пониженные ставки в размере 10 и 0%. Наиболее широко используется пониженная ставка - 10%, которая установлена при реализации определенных видов товаров и услуг [продукция растениеводства (за исключением цветов, декоративных растений), животноводства (за исключением пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства, продовольственных товаров и товаров для детей, услуг по изготовлению и ремонту одежды и обуви, ремонту часов, сложной бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, услуг парикмахерских, бань, прачечных и химчисток и т.д.]. При этом налоговая ставка в размере 10% применяется только при налогообложении указанной продукции, реализуемой на территории Республики Беларусь. При реализации такой продукции за пределами Республики Беларусь их налогообложение производится с применением налоговой ставки в размере 20%, если не применяется ставка в размере 0%. НДС по нулевой ставке облагаются экспортируемые товары, строительные работы, транспортные услуги, услуги по производству товаров из давальческого сырья (материалов). Индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС в последующем отчетном месяце, если их выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий месяц превысила размер 3000 минимальных заработных плат, установленных на этот месяц законодательством Республики Беларусь. Вместе с тем они могут стать плательщиками НДС независимо от размера полученной выручки за предшествующий месяц при представлении соответствующего заявления в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.
2.2. Акцизы
Объектом обложения акцизами в зависимости от вида установленных ставок акцизов являются: а) по произведенным в Республике Беларусь подакцизным товарам: объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов; стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов в случае установления адвалорных ставок акцизов; б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь: объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении в случае применения твердых (специфических) ставок акцизов; таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов. Основной перечень подакцизных товаров и налоговые ставки отражены в таблице 3.
Таблица 3
————————————————————————————————————T————————————————————————————¬ |Наименование подакцизной продукции | Ставка акциза | +———————————————————————————————————+————————————————————————————+ |Алкогольная продукция |Ставки акцизов в белорусских| | |рублях за 1 литр безводного | | |(стопроцентного) этилового | | |спирта, содержащегося в | | |готовой продукции | | | | |Алкогольная продукция за исключени—| 4690 | |ем ниже перечисленной | | |Ликероводочные изделия с объем— | 3550 | |ной долей этилового спирта до 28% | | |включительно | | |Коньяк | 3100 | |Бренди, кальвадос, коньячные | 2020 | |напитки | | |Вермуты и вина, за исключением на— | 555 | |туральных, игристых, шампанских, | | |шипучих и газированных | | |Вина натуральные виноградные и пло—| 62 за литр | |довые, шипучие и газированные | готовой продукции | | | | |Вина игристые и шампанские | 610 за литр | | | готовой продукции | | | | |Напитки винные с объемной долей | 4450 | |этилового спирта до 20% включитель—| | |но (плодовые, плодовые крепкие, ви—| | |ноградные) | | |Напитки винные с использованием | 2600 | |концентрированных пищевых основ и | | |натурального сырья, ввозимых на | | |территорию Республики Беларусь | | |Напитки слабоалкогольные с объемной| 1000 | |долей этилового спирта до 7% вклю— | | |чительно | | |Пиво |42 за литр готовой продукции| | | | |Спирт: | | |— этиловый из пищевого сырья | 1,8 евро за | | | 1 литр безводного | | | (стопроцентного) | | | этилового спирта | | | | |— спирт — сырец из пищевого сырья, | 0 евро за 1 литр безводного| |отпущенный на ректификацию предпри—| (стопроцентного) | |ятиям Республики Беларусь | этилового спирта | | | | |— ректификованный, отпущенный | 0 евро за 1 литр безводного| |предприятиям Республики Беларусь на| (стопроцентного) | |производство алкогольной продукции,| этилового спирта | |сброженно — спиртованных плодово — | | |ягодных соков (виноматериалов), ук—| | |суса | | |— гидролизный технический | 0,1 евро за 1 литр | | | безводного (стопроцентного)| | | этилового спирта | | | | |Спиртосодержащие растворы (настои, | 0 евро за 1 литр | |экстракты, ароматизированные спир— | | |ты), отпущенные предприятиям Рес— | | |публики Беларусь на производство | | |безалкогольных напитков | | |Табачная продукция: | | |— табак трубочный | 17,5 евро за 1 кг | | | | |— табак курительный, за исключением| 8,8 евро за 1 кг | |табака, используемого в качестве | | |сырья для производства табачной | | |продукции | | |— сигары | 0,5 евро за 1 штуку | | | | |— сигариллы | 3,5 евро за 1000 штук | | | | |— сигареты с фильтром | 1,8 евро за 1000 штук | | | | |— сигареты без фильтра | 0,8 евро за 1000 штук | | | | |— папиросы | 0,5 евро за 1000 штук | | | | |Ювелирные изделия (включая изделия | 5% | |с бриллиантами) | | |Микроавтобусы и автомобили легко— | 10% | |вые, в том числе переоборудованные | | |в грузовые, независимо от рабочего | | |объема двигателя, за исключением | | |легковых автомобилей, предназначен—| | |ных для профилактики и реабилитации| | |инвалидов | | |Нефть сырая | 16,5 евро за 1 тонну | |Бензины автомобильные: | | |бензины автомобильные (кроме марок | 80 + 15 евро за 1 тонну | |АИ—91, А—92, АИ—93, АИ—95, А—96, | | |А—98) | | |бензины автомобильные марок АИ—91, | 100 + 20 евро за 1 тонну | |А—92, АИ—93 | | |бензины автомобильные марок АИ—95, | 115 + 20 евро за 1 тонну | |А—96, А—98 | | |Дизельное топливо товарное | 50 + 10 евро за 1 тонну | L———————————————————————————————————+————————————————————————————— 2.3. Отчисления в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчисления средств пользователями автомобильных дорог
Эти отчисления уплачиваются в размере 2% от выручки от реализации продукции, работ и услуг (у банков и небанковских кредитно - финансовых организаций, за исключением Национального банка Республики Беларусь, - дохода за вычетом расходов по уплате процентов, комиссионных и прочих банковских расходов; у юридических лиц независимо от организационно - правовой формы и формы собственности, осуществляющих торговую, заготовительную деятельность и деятельность по предоставлению услуг общественного питания, - валового дохода; у страховых и перестраховочных организаций - балансовой прибыли). С 15 марта по 30 июня 2001 г. размер этих отчислений увеличен до 2,4%.
2.4. Целевые сборы в местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищно - инвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда
Целевые сборы уплачиваются в размере 2,5%, а налоговая база аналогична отчислениям в Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и отчислениям средств пользователями автомобильных дорог.
2.5. Налоги на прибыль и доходы
Прибыль юридических лиц облагается налогом на прибыль по ставке 30%. По ставке 15% облагается прибыль малых предприятий (кроме предприятий розничной торговли), балансовая прибыль которых составляет в год не более 5000 минимальных заработных плат со среднегодовой численностью работающих на них: в промышленности - до 200 человек; в науке - до 100 человек; в строительстве и других отраслях производственной сферы, общественном питании и бытовом обслуживании - до 50 человек; в других отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек. Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от производственно - технического и некоторых других видов обслуживания предприятий агропромышленного комплекса, облагается налогом по ставке 10%. Прибыль предприятий агропромышленного комплекса, полученная от строительства и ремонта производственных объектов АПК, облагается налогом по ставке 7%. Фиксированные суммы налога на прибыль для мелкорозничной торговой сети устанавливаются местными Советами в минимальных заработных платах в зависимости от товарооборота, ассортимента товаров и вида торговой точки. От уплаты налога на прибыль освобождаются предприятия, использующие труд инвалидов и пенсионеров, за исключением прибыли, полученной от торговой, торгово - закупочной и посреднической деятельности, сельскохозяйственные предприятия по реализации произведенной ими продукции растениеводства и животноводства (кроме некоторых видов продукции), рыболовства и пчеловодства. Более того, облагаемая налогом прибыль налогоплательщиков уменьшается на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно - исследовательских, опытно - конструкторских и опытно - технологических работ, на суммы прибыли, направленные на финансирование капвложений производственного назначения и жилищного строительства, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, суммы, направленные на приобретение или строительство жилья своим работникам, и т.д. Дивиденды и приравненные к ним доходы юридических лиц облагаются налогом по ставке 15%. Налог удерживается у источника дохода.
2.6. Подоходный налог с физических лиц
В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь плательщиками подоходного налога являются: - граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся (более 183 дней в календарном году) на территории Республики Беларусь, - по доходам, полученным от источников в Республике Беларусь и за ее пределами; - иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, - от источников в Республике Беларусь. Объектом налогообложения является доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной формах, полученный в течение календарного года. При этом в качестве дохода физических лиц рассматриваются не только любые получаемые ими денежные средства и материальные ценности, но и оплаченные за счет средств юридических лиц, предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, включая лиц, занимающихся частной нотариальной деятельностью (далее - предприниматели), различного рода путевки, курсовки, абонементы, проездные билеты, медицинские или бытовые услуги, питание, экскурсии, обучение (за исключением обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров). Законом установлен ряд льгот по налогу: доходы, полностью либо частично не подлежащие налогообложению (необлагаемая сумма ограничена определенной величиной), и льготы в виде вычетов, производимых из доходов физических лиц. Вычеты из доходов предусмотрены за каждый месяц, в течение которого либо за который получен доход: - в размере минимальной заработной платы; - в размере двукратной минимальной заработной платы на каждого ребенка до 18 лет и каждого иждивенца; - в размере десяти минимальных заработных плат для отдельных категорий физических лиц. Налог взимается по прогрессивной шкале, имеющей пять диапазонов величин облагаемого дохода и соответствующих им ставок: 9, 15, 20, 25 и 30%. Для отдельных доходов, к которым относятся дивиденды по акциям, доходы, получаемые при распределении прибыли (дохода) юридического лица, в том числе в виде процентов на вклады физических лиц в уставном фонде (имуществе), доходы, образующиеся в результате ликвидации или реорганизации юридических лиц, а также в результате изменения доли (пая) физического лица, установлена твердая ставка налога в размере 15%. Исчисление налога производится при выплате указанных доходов. С сумм авторских вознаграждений, выплачиваемых наследникам авторов и наследникам лиц, являвшихся субъектами смежных прав, повторно (неоднократно), налог взимается в размере 40% при выплате такого вознаграждения. Налогообложение доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, не относящихся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, осуществляется по ставке 20%, без учета вычетов и других льгот по налогу, предоставляемых иным налогоплательщикам. Подоходный налог взимается у источника выплаты дохода или налоговыми органами. Понятие "источник выплаты дохода" означает прежде всего предприятия, учреждения и организации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения (в Законе они объединены термином "юридические лица", причем любой организационно - правовой формы и любой формы собственности), а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Доходы, получаемые физическими лицами от источников, на которые Законом не возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с выплаченных ими доходов (от физических лиц по трудовым договорам и гражданско - правовым договорам, в результате наследования, а также за границей или из-за границы и т.п.), подлежат налогообложению по результатам их декларирования налоговым органам. Декларации представляются в таких случаях физическими лицами в 30-дневный срок со дня получения дохода. Налог исчисляется и предъявляется к уплате налоговым органом исходя из заявленного в декларации фактически полученного и предполагаемого к получению до конца календарного года дохода.
2.7. Налоги на доходы в отдельных сферах деятельности
Доходы банков, небанковских кредитно - финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также доходы иных юридических лиц от операций с ценными бумагами облагаются налогом на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности. Налог уплачивается по ставке 30% для кредитно - финансовых учреждений и страховых организаций и 40% для иных юридических лиц по доходам от операций с ценными бумагами. Уплата налога на доходы заменяет уплату НДС и налога на прибыль.
2.8. Доходы от осуществления лотерейной деятельности
Доходы от осуществления лотерейной деятельности облагаются налогом по ставке 8%. Доходы определяются как разность между суммой выручки от организации лотерейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи.
2.9. Налог на игорный бизнес
Налогом на игорный бизнес облагаются игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор. Ставки налога установлены в минимальных заработных платах в месяц.
2.10. Налог на недвижимость
Налогом на недвижимость юридических лиц по ставке 1% в год облагается остаточная стоимость основных фондов, являющихся собственностью или находящихся во владении плательщиков, и стоимость объектов незавершенного строительства, по которым истекли сроки строительства, определенные строительными нормами и правилами. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на сумму налога на недвижимость, исчисленного за основные фонды. Физические лица также платят налог на недвижимость. Объектом налогообложения является стоимость принадлежащих им зданий. Ставка налога установлена в размере 0,1%. Налог на недвижимость исчисляется исходя из оценки объектов, порядок которой определяется Совмином Республики Беларусь на начало года. С 2001 г. при проведении оценки применяются коэффициенты типа населенного пункта и качества среды, учитывающие изменение стоимости недвижимости в зависимости от ее месторасположения в конкретном населенном пункте. Если подобная оценка невозможна, в качестве объекта налогообложения принимается стоимость аналогичных зданий и строений. От обложения налогом освобождаются здания, за исключением предназначенных и (или) используемых в установленном порядке для осуществления предпринимательской деятельности, принадлежащие пенсионерам по возрасту, инвалидам I и II групп и другим нетрудоспособным физическим лицам при отсутствии трудоспособных лиц, совместно проживающих или числящихся согласно данным похозяйственного учета или домовых книг, не имеющим источников дохода, облагаемых подоходным налогом налоговыми органами и т.д.
2.11. Земельный налог
Земельные участки, предоставленные в установленном порядке во владение, пользование или собственность, облагаются земельным налогом. Плательщиками указанного налога являются как юридические, так и физические лица. Ставки налога установлены в белорусских рублях за гектар.
2.12. Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости
Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости исчисляются единым платежом в размере 5% от фонда заработной платы.
2.13. Экологический налог
Экологическим налогом облагаются: - объемы добываемых из природной среды ресурсов; - объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ; - объемы переработанных нефти и нефтепродуктов.
2.14. Налог на приобретение автотранспортных средств
Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается в размере 5% от стоимости транспортных средств, приобретаемых в собственность путем купли, мены, лизинга, дарения, безвозмездной передачи и в качестве вклада в уставный фонд.
2.15. Местные налоги и сборы
В 2001 г. местные органы власти имеют право вводить на территории соответствующих административно - территориальных единиц следующие местные налоги и сборы: 1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне); 2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь; 3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе); 4) налог на рекламу; 5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района); 6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации. Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки.
2.16. Упрощенные системы налогообложения
В Республике Беларусь применяются две упрощенные системы налогообложения. Предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско - правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 5000 минимальных заработных плат, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации). Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10% валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога в размере 5% от валовой выручки.
2.17. Прочие сборы
Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются Совмином Республики Беларусь или Президентом Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых услуг все общегосударственные сборы можно разделить на три основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. Плательщиками общегосударственных сборов являются юридические лица (включая предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь). Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях. Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор. В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы. Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь. Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности. В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Совмином Республики Беларусь.
3. Заключение
Как ясно видно из приведенной характеристики налоговой системы Республики Беларусь, существенную роль в ней играют косвенные налоги и сборы. Безусловно, проводимые в Республике рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, выдвинули в качестве главной задачи бюджетно - налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация усилила фискальную направленность налоговой системы Республики и ее ориентацию на преимущественно косвенное налогообложение. Из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. С одной стороны, косвенные налоги действительно являются одним из значимых ценообразующих факторов, что нередко оказывает негативное влияние на рыночную конъюнктуру. С другой стороны, нельзя не учитывать и достаточно позитивное влияние косвенного налогообложения на структуру потребления (например через механизм взимания акцизов по алкогольным изделиям). Поэтому смещение приоритетов в структуре налогов не должно абсолютизироваться. Переход к увеличению доли прямых налогов, и в частности подоходного налога с физических лиц, должен быть постепенным и продуманным и учитывать реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и населения, а также перспективы его роста в течение достаточно продолжительного периода. При этом следует иметь в виду, что из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему Республики Беларусь, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость (имущество). Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию Республики Беларусь, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (например экологический налог как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов). В связи с этим основная цель проводимой в Республике Беларусь налоговой политики заключается как в сокращении количества налогов, так и в рационализации их структуры, стимулировании приоритетных направлений деятельности и инвестиционной активности за счет предоставления соответствующих налоговых льгот (скидок), оптимизации налоговой базы.
Подписано в печать К.А.Сумар 17.07.2001 Председатель государственного
налогового комитета Республики Беларусь Н.Т.Мамбеталиев Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |