|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О применении Инструкции МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (Начало) ("Налоговый вестник", 2001, N 8)
"Налоговый вестник", N 8, 2001
О ПРИМЕНЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МНС РОССИИ ОТ 15.06.2000 N 62 "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
С 6 октября 2000 г. действует Инструкция от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 62), утвержденная Приказом МНС России от 15.06.2000 N БГ-3-02/231. Издание Инструкции N 62 обусловлено внесением достаточно большого количества изменений в прежнюю редакцию и необходимостью нормативного закрепления целого ряда норм действующего законодательства. Прежде всего с 1 января 2000 г. из состава плательщиков налога на прибыль исключены филиалы и обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, ранее являвшиеся самостоятельными плательщиками налога. Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Постановлению Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическим указаниям по применению этого Постановления, доведенным Письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, в п.1.4 Инструкции N 62 установлено, что организация, в состав которой входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, исчисление и уплату налога на прибыль в федеральный бюджет осуществляют от валовой прибыли, рассчитанной согласно требованиям ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в целом по результатам финансово - хозяйственной деятельности организации с учетом результатов деятельности всех структурно обособленных подразделений [как имеющих, так и не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета]. В части налога на прибыль, подлежащего зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, его уплата осуществляется организацией (или структурными подразделениями по ее поручению) в доходы иных субъектов Российской Федерации, по месту нахождения территориально обособленных структурных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета. Распределение прибыли, приходящейся на филиалы и иные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, находящиеся на территории иных субъектов Российской Федерации, вне места нахождения головной организации, осуществляется исходя из коэффициента, определяемого пропорционально их среднесписочной численности и стоимости основных производственных фондов. Исчисление налога на прибыль, причитающегося к уплате в доходы соответствующих субъектов Российской Федерации, по месту нахождения территориально обособленных структурных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, производится головной организацией. Расчеты вышеназванных сумм налога, приходящихся на соответствующие структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, представляются головной организацией в налоговый орган по месту своего нахождения. На обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации с головной организацией, вышеназванный порядок не распространяется, и уплата налога на прибыль в доход соответствующего субъекта Российской Федерации по месту их нахождения не производится.
Вышеназванный порядок распространяется с 1 января 2000 г. также и на филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Разъяснения о порядке уплаты ими налога на прибыль были доведены до налоговых органов Письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 и нашли отражение и в Инструкции N 62. Кроме того, Инструкция N 62 устанавливает, что головная организация должна до начала квартала сообщить своим обособленным подразделениям и налоговым органам по месту их нахождения о сумме авансовых взносов по налогу на прибыль. В десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности, головная организация должна представить сведения о сумме налога от фактической прибыли и суммах дополнительных платежей. Инструкцией N 62 введено понятие "обособленное подразделение", определяемое как любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца. Это понятие совпадает с аналогичным понятием, приведенным в ст.11 НК РФ. В связи с установлением нового порядка расчетов по налогу на прибыль для структурных подразделений организаций в п.5 Письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 разъяснено, что организации, в состав которых входят санатории, пансионаты, дома отдыха и т.п., имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, ранее являвшиеся налогоплательщиками, должны перечислять налог на прибыль в части, приходящейся на эти структурные подразделения в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту их нахождения, или же эти структурные подразделения должны исполнять обязанности организаций по уплате налога на прибыль путем перечисления в бюджет сумм налога на прибыль, сообщенных организацией. По организациям, являющимся плательщиками авансовых платежей по налогу на прибыль, следует иметь в виду, что согласно п.4 Методических указаний по применению Постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, доведенных Письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, и Письму МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158, помимо авансовых взносов налога и налога от фактически полученной прибыли, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения их структурных подразделений должна также перечисляться соответствующая часть дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета), исчисленная исходя из сумм доплат (уменьшения) налога на прибыль и авансовых взносов налога, скорректированных на учетную ставку Банка России за пользование банковским кредитом (далее - дополнительные платежи). Определение дополнительных платежей по налогу на прибыль, подлежащих взносу в бюджет субъектов Российской Федерации, производится отдельно по организации (без обособленных подразделений) и по каждому обособленному подразделению.
Пример. Организация имеет обособленные подразделения, ведущие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский счет), а также структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского счета), находящиеся на территории другого, чем головная организация, субъекта Российской Федерации. По месту нахождения головной организации установлена ставка платежей по налогу на прибыль в размере 19%, а по месту нахождения структурных подразделений - соответственно 18 и 15%. Согласно справкам об авансовых взносах налога на прибыль сумма налога на прибыль, подлежащая взносу в бюджет субъектов Российской Федерации в целом по организации за IV квартал 2000 г., составляла 178 тыс. руб., в том числе по головной организации - 76 тыс. руб., филиалу, имеющему отдельный баланс и расчетный счет (филиал N 1), - 72 тыс. руб., по филиалу, не имеющему отдельного баланса и расчетного счета, находящемуся на территории другого субъекта Российской Федерации (филиал N 2), - 30 тыс. руб. Вся сумма авансовых платежей была внесена в бюджет своевременно. По итогам работы за IV квартал фактическая сумма платежей по налогу на прибыль в бюджет субъектов Российской Федерации составила по головной организации - 114 тыс. руб., филиалу N 1 - 108 тыс. руб., филиалу N 2 - 45 тыс. руб. Учетная ставка Банка России, принимаемая для расчета дополнительных платежей за IV квартал 2000 г., деленная на четыре, составляла 6,25% (25 : 4). Следовательно, по месту нахождения головной организации и структурных подразделений помимо налога на прибыль в бюджет субъектов Российской Федерации должны быть уплачены дополнительные платежи в сумме: - по месту нахождения головной организации - 2,4 тыс. руб. [(114 - 76) x 6,25%]; - по месту нахождения филиала N 1 - 2,3 тыс. руб. [(108 - 72) x 6,25%]; - по месту нахождения филиала N 2 - 1 тыс. руб. [(45 - 30) x 6,25%].
Исчисление и уплата дополнительных платежей в федеральный бюджет согласно вышеназванным нормативным документам производится организацией по месту своего нахождения, без распределения по структурным подразделениям. Кроме зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации согласно ст.8 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", организации уплачивают с 1 января 2001 г. налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5%. Согласно Письму МНС России и Минфина России от 19.03.2001 N N ВГ-6-02/214, 04-02-01/1/01 на организации, уплачивающие налог на прибыль в местные бюджеты по ставкам, устанавливаемым представительными органами местного самоуправления в размере не свыше 5%, распространяются положения Методических указаний Госналогслужбы России по применению Постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, доведенных до сведения налоговых органов Письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, а также Письма МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158 "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года", с учетом особенностей, изложенных в Письме от 19.03.2001. В случае установления представительными органами местного самоуправления, в том числе ЗАТО, по месту нахождения предприятия (организации) или входящих в его состав филиалов и представительств, а также иных обособленных структурных подразделений ставки налога на прибыль в местные бюджеты в размере не выше 5% предприятие (организация) определяет долю прибыли, являющуюся налоговой базой для расчета налога на прибыль (далее - налоговая база), подлежащего зачислению в местные бюджеты, в следующем порядке: - по предприятию (организации) - без находящихся на территориях других муниципальных образований, чем само предприятие (организация) филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, непосредственно подчиненных предприятию (организации) или входящих в состав филиалов и представительств; - по филиалам и представительствам - без входящих в них обособленных подразделений, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем филиал и представительство; - по обособленным подразделениям, подчиненным предприятию (организации) или входящим в состав филиалов и представительств, если эти подразделения расположены на территории другого муниципального образования, чем предприятие (организация) или филиал и представительство. Если на территории одного муниципального образования расположены филиалы и представительства (без входящих в них обособленных подразделений, расположенных на территории другого муниципального образования) и обособленные подразделения (подчиненные предприятию или входящие в состав филиалов и представительств), то налоговая база может быть определена исходя из совокупности их данных. Исчисление налога на прибыль, подлежащего зачислению в местные бюджеты, производится исходя из налоговой базы, определенной предприятием (организацией) в вышеуказанном порядке, по установленным представительными органами местного самоуправления ставкам, по месту нахождения соответственно предприятий (организаций), филиалов и представительств и иных обособленных подразделений в размере не свыше 5%. Уплата исчисленного налога на прибыль осуществляется предприятием (организацией) в местные бюджеты по месту своего нахождения, а также филиалов, представительств и иных обособленных подразделений. Пунктом 1.2.5 Инструкции N 62 для организаций, которые наряду с другими видами деятельности осуществляют деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, введена норма, регулирующая распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов между видами деятельности, облагаемыми единым налогом, и другими видами деятельности. Общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, содержание дирекции и охрана предприятия, содержание зданий и текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, переведенных на уплату единого налога, и от иных видов деятельности. В п.2 Письма МНС России от 12.02.2001 N ВГ-6-02/128 разъяснено, что при применении п.1.2.5 Инструкции N 62 по организациям, осуществляющим наряду с другими видами деятельности торговую деятельность, для определения удельного веса этого вида деятельности в общей сумме выручки организации по торговой деятельности используется показатель валовой прибыли. Согласно Инструкции N 62 по предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, валовой доход определяется как разность между ценой продажи и ценой покупки реализуемых товаров без НДС и акцизов, то есть в порядке, установленном п.23 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н. Пунктом 2.3 Инструкции N 62 установлено, что при определении себестоимости продукции (работ, услуг), принимаемой для целей налогообложения по предприятиям, осуществляющим торговую деятельность, при расчете размеров платежей (страховых взносов) по добровольному страхованию средств транспорта (водного, воздушного, наземного), имущества, гражданской ответственности организаций - источников повышенной опасности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования и договорам с негосударственными пенсионными фондами, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с пп."р" п.2 Положения о составе затрат, используется показатель валовой прибыли. Пунктом 2.4 Инструкции N 62 также уточнен порядок определения прибыли от реализации основных фондов. Ранее прибыль от реализации основных фондов определялась как разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью с учетом их переоценки, проводимой в порядке, установленном Правительством РФ, увеличенной на индекс инфляции, исчисленный в порядке, определенном Правительством РФ. Начиная с 1 января 2000 г. при определении прибыли от реализации основных фондов учитываются также результаты переоценки, производимой организациями самостоятельно, в порядке, установленном в п.п.14 - 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. При этом необходимо иметь в виду, что если организация производила переоценку в соответствии с вышеназванным Положением, то индекс инфляции применяется к остаточной стоимости основных средств и первоначальной стоимости иного имущества согласно данным бухгалтерского учета по состоянию на момент их реализации. Это положение было доведено до налоговых органов в Письме МНС России от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288. Согласно п.15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 с 1 января 2001 г. изменился порядок бухгалтерского учета сумм дооценки и уценки основных средств, образовавшихся в результате переоценки объектов основных средств, самостоятельно осуществленной организацией. Так, сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие отчетные периоды и отнесенной на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов, относится на счет прибылей и убытков отчетного периода в качестве дохода. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на счет прибылей и убытков в качестве операционного расхода. При выбытии объекта основных средств сумма его дооценки переносится с добавочного капитала организации в нераспределенную прибыль организации. Пунктом 2.10 Инструкции N 62 установлено, что в целях правильного исчисления налога на прибыль налогоплательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности, указанным в п.2.9 Инструкции: - доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру; - доходов от долевого участия в других организациях; - доходов от казино и иного игорного бизнеса, видеосалонов (видеопоказа), проката носителей с аудио-, видеозаписями и т.п.; - посреднических операций и сделок; - страховой деятельности; - осуществления отдельных банковских операций; - производства сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции. Организации, осуществляющие (помимо вышеназванных) иные виды деятельности, распределяют общехозяйственные и общепроизводственные расходы (например, содержание дирекции и охраны предприятия, содержание и зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.) между различными видами деятельности пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. Ранее для вышеназванных целей по организациям, осуществляющим торговую деятельность, в качестве показателя выручки от реализации продукции (работ, услуг) использовался показатель товарооборота.
Пример. ООО "Омега ЛТД" занимается оптовой торговлей и оказывает посреднические услуги. В отчетном году выручка от реализации посреднических услуг (без НДС и акцизов) составила 500 тыс. руб., затраты, связанные с осуществлением этих услуг, - 300 тыс. руб., выручка от реализации товаров (без НДС и акцизов) - 1000 тыс. руб., покупная стоимость реализованных товаров - 800 тыс. руб., сумма общехозяйственных расходов ООО "Омега ЛТД" - 50 тыс. руб. Распределим общехозяйственные расходы по видам деятельности. Валовая прибыль от торговой деятельности составит 200 тыс. руб. (1000 тыс. руб. - 800 тыс. руб.), сумма общехозяйственных расходов, относящихся к торговой деятельности, - 14,29 тыс. руб. [200 тыс. руб. : (200 тыс. руб. + 500 тыс. руб.) x 100% = 28,57%; 50 тыс. руб. х 28,57% = 14,29 тыс. руб.]; сумма общехозяйственных расходов, относящихся к посреднической деятельности, - 35,71 тыс. руб. [500 тыс. руб. : (200 тыс. руб. + 500 тыс. руб.) х 100% = 71,43%; 50 тыс. руб. x 71,43% = 35,71 тыс. руб.].
При осуществлении организацией несколько видов деятельности, облагаемых налогом на прибыль по различным ставкам (в том числе облагаемой единым налогом на вмененный доход), часто возникает вопрос о порядке распределения внереализационных доходов (расходов) организации между различными видами ее деятельности. МНС России Письмом от 20.11.2000 N 02-5-11/472 разъяснило, что если внереализационные доходы (расходы) связаны напрямую с конкретным видом деятельности, то эти доходы (расходы) облагаются налогом на прибыль по ставкам и в порядке, установленном для этого вида деятельности. При получении внереализационных доходов (расходов), относящихся к деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, налог на прибыль с этих внереализационных доходов не исчисляется и не уплачивается. Если не представляется возможным определить принадлежность внереализационных операций к конкретному виду деятельности, то доходы от них облагаются налогом по ставке, предусмотренной для налогообложения прибыли по обычным видам деятельности. В случае если организация занимается только одним видом деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, то полученные ею внереализационные доходы (расходы) увеличивают (уменьшают) этот доход и налогом на прибыль не облагаются. Пунктом 4.1 Инструкции N 62 уточнено понятие "фактически произведенные затраты и расходы" за счет прибыли предприятия, на которые согласно п.1 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) уменьшается налогооблагаемая прибыль. Инструкцией N 62 понятие "фактически произведенные затраты" расшифровывается как "оплаченные". Одной из наиболее часто применяемых организациями и значительной по размеру является льгота по налогу на прибыль, установленная пп."а" п.4.1 Инструкции N 62. Согласно данному положению налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, уменьшается на суммы, направленные: предприятиями сферы материального производства на финансирование капиталовложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам; предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Эта льгота предоставляется названным организациям при условии полного использования на эти цели начисленного износа на последнюю отчетную дату. В связи с многочисленными вопросами, возникающими при применении данной льготы, МНС России разъяснило в п.п.6, 7, 8 и 9 Письма от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 следующее. Льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. При решении вопроса о предоставлении льготы по налогу на прибыль должны приниматься во внимание суммы нераспределенной прибыли за соответствующий отчетный период текущего года.
Пример. Объем осуществленных (оплаченных) капитальных вложений производственного назначения составил 300 млн руб.; начисленная сумма износа (амортизации) - 170 млн руб.; налог на прибыль - 31,1 млн руб. (по ставке 35%); нераспределенная прибыль отчетного года - 60 млн руб.; валовая прибыль с учетом корректировки по стр. 2 Расчета (налоговой декларации) - 150 млн руб. Льгота может быть предоставлена в размере 60 млн руб. при направлении нераспределенной прибыли отчетного года на финансирование капитальных вложений. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.7 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" указанная льгота не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета данной льготы, более чем на 50%.
В Законе РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также в Инструкции N 62 не приведено методики определения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая является источником для финансирования капитальных вложений, а также порядка отражения направления собственной прибыли предприятия на эти цели. Вместе с тем с выходом Методических рекомендаций о порядке формирования бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н, более определенно установлена обязанность организации отражать в бухгалтерском учете в составе добавочного капитала сумму нераспределенной прибыли, направленную на финансирование капитальных вложений. Это требование приведено в п.п.44, 51, 91, 93 и 98 вышеприведенных Методических рекомендаций. При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по налогу на прибыль, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых организации были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах сумм предоставленной льготы. В ходе осуществления организациями капиталовложений имеют место случаи несовпадения периода оплаты затрат на эти цели и отражения стоимости данных капиталовложений в бухгалтерском учете организации.
Пример. Оплата стоимости основных фондов была произведена в предыдущем году, а отражение их стоимости в учете произведено в текущем году. Оплата стоимости основных фондов произведена в текущем году, а отражение их в учете - в предыдущем году. Исходя из изложенного при исчислении налога на прибыль данная льгота может быть предоставлена при условии выполнения налогоплательщиком необходимых условий, предусмотренных вышеуказанным Законом и п.7 Письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139.
Согласно п.18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 организация производит начисление амортизации (износа) основных средств одним из четырех установленных этим пунктом способов, выбор которого она осуществляет самостоятельно. В то же время для целей налогообложения принимается линейный способ, установленный Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. В бухгалтерском учете по счету 02 "Износ основных средств" ("Амортизация основных средств") отражается сумма начисленного износа исходя из выбранных методов начисления износа (амортизации). Указанная сумма учитывается при предоставлении льготы по налогу при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений производственного назначения. При этом следует иметь в виду, что фактически произведенные затраты уменьшаются на сумму начисленного с начала года на отчетную дату износа (амортизации) по всем основным средствам, принадлежащим предприятию. Пунктом 4.4 Инструкции N 62 уточнены условия предоставления льгот по налогу на прибыль малым предприятиям, осуществляющим производство и одновременно переработку сельхозпродукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного и природоохранного назначения. Данные предприятия не уплачивают в первые два года налог на прибыль, а в третий и четвертый годы уплачивают налог соответственно в размере 25 и 50% установленной ставки при условии, что выручка от реализации указанных видов деятельности составит в первые два года свыше 70%, а в третий и четвертый годы свыше 90% общей суммы выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг. По малым предприятиям, осуществляющим наряду с вышеназванными видами деятельности торговую деятельность, при определении удельного веса торговой деятельности в общей сумме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг принимается показатель валовой прибыли, определяемый как разность между ценой продажи и ценой покупки реализованных товаров без НДС и акцизов. Пунктом 11 Письма МНС России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 разъяснен часто встречающийся вопрос: по какой причине не может быть предоставлена организации льгота по налогу на прибыль при наличии у нее на балансе объектов жилищно - коммунального хозяйства в части затрат на водоснабжение, отопление и канализацию. Основанием для непредоставления льготы являются следующие причины: 1. В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93), утвержденным Госстандартом России (с изменениями и дополнениями), расходы организации на отопление, водоснабжение и канализацию (то есть расходы по чисто коммунальным услугам) не являются затратами жилого фонда. 2. Исходя из п.10 Письма Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно - коммунальном хозяйстве" (c изменениями и дополнениями) суммы, взимаемые с пользователей коммунальных и других услуг (целевые сборы), получаемые жилищными и другими предприятиями и организациями, имеющими на своем балансе объекты жилищного фонда, направляются на покрытие затрат (целевых расходов) по статьям согласно утвержденным ими сметам. Сметы расходов целевого назначения по каждому виду коммунальных услуг должны предусматривать предстоящие платежи, а распределение расходов между пользователями этих услуг производится по их фактической стоимости. Суммы превышения целевых сборов над расходами (переборы) и суммы превышения расходов над сборами (недоборы) засчитываются или добираются в последующие отчетные периоды. Указанные суммы от эксплуатационной или иной деятельности предприятий и организаций на финансовые результаты деятельности организации не относятся. Предоставления льгот на суммы вышеназванных затрат Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не предусмотрено. Пунктом 4.5 Инструкции N 62 уточнены условия льготирования прибыли организации, направленной на покрытие убытка прошлых лет. Согласно п.5 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток [по данным годового бухгалтерского отчета (за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами)], освобождается от уплаты налога на прибыль часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели резервного и других аналогичных фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации). При определении размера указанной льготы в налоговом расчете принимаются понесенные организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг). Инструкция N 62 уточнила порядок предоставления этой налоговой льготы. Если сумма убытка от реализации продукции (работ, услуг) превышает общую (балансовую) сумму убытка, то льгота предоставляется на сумму, равную балансовому убытку. Если же сумма балансового убытка превысит сумму убытка от реализации продукции (работ, услуг), то не облагается налогом прибыль, направленная на покрытие убытка от реализации продукции (работ, услуг). Если же предприятие получило убыток от реализации продукции, а в целом по балансу - прибыль, то льгота не предоставляется.
Пример. По данным бухгалтерской отчетности в 2000 г. предприятие имеет следующие показатели: убыток от реализации продукции - 100 тыс. руб.; убыток от внереализационных операций - 50 тыс. руб. Общая сумма балансового убытка составляет 150 тыс. руб. Для льготирования в этом случае учитывается убыток от реализации продукции (работ, услуг) в сумме 100 тыс. руб.
В новой Инструкции вновь включена норма, определяющая, что сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождается от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет. Сумма убытка, на покрытие которого направляется прибыль, освобождаемая от налогообложения, распределяется равными долями на последующие пять лет. Пунктом 2 ст.56 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом. В связи с тем, что в ходе налоговых проверок между налоговыми органами и организациями - налогоплательщиками возникали споры о том, что является основанием, подтверждающим отказ либо приостановление организацией налоговой льготы, п.14 Письма Минфина России от 15.02.2001 N ВГ-6-02/139 разъяснено следующее. Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума ВАС РФ от 11.06.1999 N N 41, 9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от использования льготы, следует исходить из того, что факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Иными словами, налогоплательщик вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду. В этом случае следует уточнить тот Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли, по которому предприятие не заявило льготу. При этом согласно ст.78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Налогоплательщик может считаться отказавшимся от использования льготы либо приостановившим ее использование только в случае, если им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Отказ от использования льготы следует рассматривать как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться законным правом на льготу. Следует иметь в виду, что отказ налогоплательщика от использования льготы по налогу на прибыль, например, при направлении прибыли на финансирование капитальных вложений, предусмотренной пп."а" п.1 ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", либо при приостановлении ее использования, не предоставляет право налогоплательщику в следующем налоговом периоде заявить льготу исходя из суммы затрат, произведенных в налоговом периоде, в котором он отказался от ее использования. При приостановлении льготы по налогу на прибыль, предусмотренной при направлении прибыли на покрытие убытка предыдущих лет, необходимо принимать во внимание, что указанная льгота предоставляется в течение последующих пяти лет и при ее приостановлении в одном из этих пяти лет или переносе на следующий налоговый период организация теряет право на получение льготы по прибыли, направленной на покрытие убытка, которая могла быть предоставлена в данном году.
(Окончание см. "Налоговый вестник", N 9, 2001)
Подписано в печать М.В.Куцко 17.07.2001 Советник налоговой службы
III ранга г. Ростов - на - Дону
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |