|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: О погашении реструктурируемой задолженности кредитных организаций ("Налоговый вестник", 2001, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2001
О ПОГАШЕНИИ РЕСТРУКТУРИРУЕМОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Очередность удовлетворения требований кредиторов в рамках мировых соглашений, заключаемых между кредиторами и кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций", устанавливается исходя из целесообразности согласно ст.106 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В соответствии с указанной статьей Федерального закона удовлетворение требований кредиторов по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды производится в четвертую очередь. Вместе с тем для целей заключения мировых соглашений в рамках реализации положений Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" Государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" (далее - Агентство) предложено формирование отдельных групп кредиторов, но с учетом установленной законодательством очередности удовлетворения требований кредиторов. Так, все кредиторы реструктурируемых кредитных организаций разделены на три группы с учетом характера их требований и положений ст.855 ГК РФ и ст.49 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". К первой группе кредиторов относятся физические лица по денежным обязательствам, возникшим из договоров банковского вклада и банковского счета. Вторую группу кредиторов составляют кредиторы по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (по собственным платежам банка и платежам его клиентов). В третью группу кредиторов входят кредиторы (кроме кредиторов первой группы) по денежным обязательствам, возникающим из гражданско - правовых договоров и иных оснований, предусмотренных ГК РФ.
Учитывая, что в целях сохранения баланса интересов кредиторов и банков указанная очередность определяется в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", установление отдельными федеральными законами и иными нормативными актами очередности удовлетворения требований министерств и ведомств, так же как и иных кредиторов, к реструктурируемым банкам недопустимо. Расчеты с кредиторами четвертой группы очередности осуществляются на основании и в порядке, предусмотренном мировыми соглашениями, утверждаемыми арбитражными судами, и по графикам, разработанным Агентством и согласованным с МНС России. Напомним, что условиями заключения с кредитной организацией, находящейся под управлением Агентства, мирового соглашения об урегулировании задолженности перед Российской Федерацией по обязательным платежам в федеральный бюджет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 "О представлении государственной корпорацией "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с реструктурируемыми кредитными организациями" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.04.2000 N 348) являются: а) равномерное погашение реструктурируемой кредитной организацией (не реже одного раза в квартал) задолженности перед Российской Федерацией по обязательным платежам (за исключением пеней и штрафов) в течение 6 лет со дня вступления в силу мирового соглашения; б) равномерное погашение реструктурируемой кредитной организацией (не реже одного раза в квартал) задолженности перед Российской Федерацией по пеням и (или) штрафам в течение 4 лет после погашения ею задолженности перед Российской Федерацией по обязательным платежам; в) в отношении реструктурируемых кредитных организаций, не имеющих задолженности перед Российской Федерацией по обязательным платежам в федеральный бюджет (за исключением пеней и штрафов), равномерное погашение ими (не реже одного раза в квартал) задолженности перед Российской Федерацией по пеням и (или) штрафам в течение 10 лет со дня вступления в силу мирового соглашения. Кроме того, допускается досрочное погашение реструктурируемой кредитной организацией задолженности перед Российской Федерацией. В случае если условиями мирового соглашения предусмотрена выплата реструктурируемой кредитной организацией процентов на остаток непогашенной задолженности перед Российской Федерацией, указанная выплата осуществляется ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, исходя из расчета одной десятой ставки рефинансирования Банка России, действующей на день заключения мирового соглашения. Следует обратить внимание на то, что никакими нормативными документами не регламентирован порядок возможного списания штрафных санкций по банкам, перешедшим под управление Агентства. Дело в том, что в соответствии со ст.13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" кредитные организации считаются переданными под управление Агентства с момента приобретения им акций (внесения вклада в уставный капитал) кредитной организации. В свою очередь, Агентство осуществляет в отношении реструктурируемой кредитной организации мероприятия на основе плана реструктуризации кредитной организации, в состав которого входят согласно ст.15 указанного Федерального закона и мероприятия по реструктуризации обязательств кредитной организации. Таким образом, урегулирование кредиторской задолженности банка, в том числе и его филиалов, по пеням и штрафам, начисленным в установленном законодательством о налогах и сборах порядке, возможно исключительно в рамках Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций", то есть путем заключения мирового соглашения. Повторим, что условия и порядок реструктуризации задолженности кредитных организаций перед Российской Федерацией определены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348. Таким образом, урегулирование кредиторской задолженности перед Российской Федерацией кредитных организаций, перешедших под управление вышеуказанного Агентства в ином порядке, в том числе путем списания начисленных пеней и штрафов, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Нельзя рассматривать вопрос и о возможности погашения задолженности по налоговым платежам и путем перевода задолженности по невыполненным обязательствам клиентов банка по уплате налогов и сборов в бюджет на его дебитора - организацию или предприятие любых форм собственности, имеющих задолженность перед банком по выданным ссудам, так как в соответствии со ст.60 НК РФ банки обязаны исполнять поручения налогоплательщика на перечисление налога в соответствующие бюджеты в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных обязанностей банки несут ответственность, установленную НК РФ. Перевод исполнения указанных выше обязанностей с кредитной организации на иное лицо действующим законодательством о налогах и сборах не предусмотрен. Итак, по результатам рассмотрения арбитражными судами мировых соглашений Агентство информирует МНС России в течение 10 дней со дня вынесения судом соответствующего решения. Агентство также представляет информацию в случае неисполнения кредитной организацией условий мирового соглашения. МНС России обеспечивает, в свою очередь, доведение указанной информации, а также графики уплаты платежей по мировому соглашению до сведения Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации в целях установления контроля за их исполнением. Для определении периода, в течение которого должна производиться первая выплата в погашение задолженности перед федеральным бюджетом при исполнении условий мировых соглашений, заключенных между банками и их кредиторами и утвержденных Арбитражными Судами, следует исходить из следующего. При проведении реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам перед федеральным бюджетом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2000 N 1002 "О порядке и сроках проведения в 1999 году реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" МНС России Письмом от 06.12.1999 N АС-6-10/970@ разъяснило, что первым кварталом уплаты по графику погашения реструктурируемой задолженности считается следующий квартал после принятия решения налоговым органом о реструктуризации задолженности. Исходя из сложившейся практики проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц в соответствии с указанным Постановлением МНС России применило аналогичный подход к определению срока платежа при исполнении условий мировых соглашений, заключенных реструктурируемыми кредитными организациями и кредиторами второй группы очередности, установив первым кварталом уплаты по графику погашения реструктурируемой задолженности кредитных организаций следующий квартал после вступления в силу мирового соглашения. Следует учитывать, что мнение Минфина России по данному вопросу аналогично. Погашение задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в федеральный бюджет кредитных организаций, находящихся под управлением Агентства, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина России от 22.12.2000 N 114н "О порядке осуществления финансирования в 2000 году расходов государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитных организаций" на реализацию мероприятий по реструктуризации кредитных организаций за счет средств, поступающих от погашения задолженности по налоговым и иным обязательным платежам кредитных организаций в федеральный бюджет, включая пени и штрафы, а также по неисполненным ими поручениям (распоряжениям) о перечислении налоговых и иных обязательных платежей, включая пени и штрафы" (далее - Приказ Минфина России от 22.12.2000 N 114н). По результатам сверки задолженности, произведенной в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 и установленными МНС России заданиями по организации работы налоговых органов по процедуре сверки задолженности реструктурируемых кредитных организаций перед федеральным бюджетом, реструктурируемая кредитная организация совместно с Агентством составляет реестры по форме, установленной Приказом Минфина России от 22.12.2000 N 114н. Агентство доводит до МНС России копии реестров с приложением копий платежных поручений, отраженных в реестре. МНС России обеспечивает направление полученных документов по Управлениям МНС России по субъектам Российской Федерации. Действие указанного порядка не распространяется на обязательства банка по налогам и сборам и иным платежам, неисполненным поручениям (распоряжениям) его клиентов на перечисление налогов и сборов и иных обязательных платежей, возникшие после перехода кредитной организации под управление Агентства. Перечисление средств в погашение задолженности банка осуществляется платежными поручениями банка в сроки, установленные мировым соглашением, на счета соответствующих органов федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств выписываются по каждой группе платежных документов соответствующего реестра. Перечисление средств в погашение задолженности банка по обязательным платежам осуществляется платежными поручениями банка в сроки, установленные мировым соглашением, на счета соответствующих органов федерального казначейства, сведения о реквизитах которых представлены Главным управлением федерального казначейства Минфина России. Платежные поручения на перечисление средств выписываются по каждой группе платежных документов соответствующего реестра, сформированной по кодам бюджетной классификации, а также группе, объединяющей документы, по которым не представляется возможным определить получателя средств. Пунктом 3 указанного выше Порядка предусматривается процедура формирования банком реестров не исполненных банком платежных документов на уплату федеральных налогов, сборов и иных обязательных платежей по кодам бюджетной классификации доходов Российской Федерации в разрезе получателей средств, указанных в платежных документах налогоплательщика. С платежным поручением на перечисление первого платежа по мировому соглашению банк направляет получателю реестр неисполненных платежных поручений. Погашение задолженности по обязательным платежам (за исключением пеней и штрафов) осуществляется банком не реже одного раза в квартал в установленные сроки в размере не менее 1/24 части задолженности, исчисленной по каждому платежному документу, включенному в реестр. Погашение задолженности по пеням и (или) штрафам производится после погашения задолженности по обязательным платежам не реже одного раза в квартал в течение 4 лет. В таком же порядке погашается задолженность банка как самостоятельного налогоплательщика, не оформленная платежными поручениями на момент перехода под управление Агентства (государственная пошлина, взыскиваемая по решениям судов Российской Федерации, и т.д.). Платежные документы на перечисление указанной задолженности могут быть оформлены при составлении реестров. МНС России осуществляет, в свою очередь, контроль за ходом исполнения графиков уплаты реструктурируемой задолженности кредитных организаций на основании информации, поступающей от Агентства, а также информации, отраженной в отчетности налоговых органов.
Подписано в печать Е.В.Бурмак 22.06.2001 Советник налоговой службы
I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |