|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Реформирование налоговой и таможенной системы Республики Казахстан ("Налоговый вестник", 2001, N 7)
"Налоговый вестник", N 7, 2001
РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1. Реформирование налоговой и таможенной системы
Министерство государственных доходов Республики Казахстан (МГД РК) было образовано Указом Президента Республики Казахстан от 12.10.1998 "О дальнейшем реформировании системы государственных доходов Республики Казахстан" как орган системы государственного управления, ответственный за исполнение доходной части государственного бюджета. Министерство объединило практически все фискальные органы страны: налоговую и таможенную службу, органы налоговой полиции, Агентство по реорганизации и ликвидации предприятий, Комитет по государственному контролю над производством и оборотом алкогольной продукции. С первых дней существования Министерства было необходимо добиться понимания всеми работниками системы государственных доходов того, что наряду с защитой интересов государственного бюджета нашей главной задачей является установление баланса интересов налогоплательщиков и государства. В 1999 г. Министерство разработало и приняло Программу совершенствования деятельности фискальных органов, повышения качества налогового и таможенного администрирования на 1999 - 2000 гг., в которой определило приоритетные направления работы, в том числе:
1) участие в совершенствовании фискальной политики; 2) создание методологии и методик анализа и прогнозирования государственных доходов в разрезе республиканского и местного бюджетов; 3) работа с крупными налогоплательщиками; 4) создание условий для роста официальной экономики, особенно в сфере малого бизнеса; 5) повышение качества таможенного администрирования; 6) обеспечение полноты поступления акцизов и усиление борьбы с нелегальным производством и оборотом подакцизных товаров; 7) повышение эффективности и расширение налогооблагаемой базы непроизводственных платежей. Главным итогом деятельности Министерства в 1999 - 2000 гг. стал поступательный рост доходов государственного бюджета на фоне либерализации налогового законодательства, упорядочения взаимоотношений между фискальными органами и налогоплательщиками. Решающую роль в этом сыграли благоприятные факторы внешнеэкономической конъюнктуры, адекватные действия Правительства страны, направленные на создание условий экономического роста, а также совершенствование и либерализация налогового и таможенного законодательства, повышение качества администрирования. Четкое взаимодействие всех органов системы МГД РК способствовало выполнению прогнозных поступлений в бюджет. В целом за годы независимости Республики Казахстан отмечается положительная тенденция роста основных макроэкономических показателей. За 2000 г. процент исполнения государственных доходов, находящихся в компетенции МГД РК, составил 110,0%, тогда как в 1999 г. аналогичный показатель был равен 100,7%. По итогам последних 5 лет (1996 - 2000 гг.) по ряду показателей (средние размеры зарплаты, пенсии, ВВП на душу населения) Республика Казахстан вышла на одну из лидирующих позиций среди стран СНГ, а по таким показателям, как девальвация и инфляция, накопленным итогом за 5 лет, Республика Казахстан находится в одном ряду с такими странами Восточной Европы, как Польша и Венгрия.
Динамика отношения доходов государственного бюджета к ВВП за 1994 - 2000 гг.
25%¦ 22,6% ¦ --------¬ ¦ 19,5% ¦ 0,9% х¦ 20%¦ 17,2% 17,5% --------¬ +-------+ ¦ --------¬ 15,5% 16,7% --------¬ ¦ 1,8% х¦ ¦ *¦ ¦ 15% ¦ 0,7% х¦ --------¬ --------¬ ¦ 4,0% х¦ +-------+ ¦ ¦ 15%¦--------¬ +-------+ ¦ 2,5% х¦ ¦ 3,5% х¦ +-------+ ¦ *¦ ¦ 20,2% ¦ ¦¦ *¦ ¦ *¦ +-------+ +-------+ ¦ *¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ *¦ ¦ *¦ ¦ ¦ ¦ 16,4% ¦ ¦ ¦ 10%¦¦ 13,2% ¦ ¦ 14,6% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12,4% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 11,9% ¦ ¦ 12,1% ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5%¦¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+-------+ +-------+ +-------+ +-------+ +-------+ +-------+ +-------+ ¦¦ 1,8% +¦ ¦ 1,9% +¦ ¦ 1,2% +¦ ¦ 1,1% +¦ ¦ 1,0% +¦ ¦ 1,3% +¦ ¦ 1,5% +¦ 0%L+-------+-+-------+-+-------+-+-------+-+-------+-+-------+-+-------+-
————¬ | x | Доходы от операций с капиталом L————----¬ ¦ * ¦ Налоговые поступления L-- ———— ----¬ ¦ + ¦ Неналоговые поступления L-- ———— Улучшение качества налогового администрирования привело к положительному росту доли государственного бюджета в ВВП. Из вышеприведенной диаграммы видно, что наибольший рост происходит именно за счет налоговых поступлений. Каковы же изменения, которые были внесены в налоговое законодательство в 1999 г.? Прежде всего это нормы, связанные с освобождением от НДС оборотов по оказанию услуг в социальной сфере, образовании и здравоохранении. Отменена известная норма по начислению НДС на убытки и сверхнормативные потери у субъектов естественных монополий, отражавшаяся на стоимости коммунальных услуг. Изменены сроки расчетов с бюджетом по НДС с 60 до 90 дней, то есть фактически была предоставлена отсрочка по уплате данного вида налога для предприятий коммунальной сферы и целого ряда других отраслей. Введена нулевая ставка НДС для организаций текстильной, швейной, кожевенно - обувной промышленности. Получил распространение единый земельный налог для крестьянских хозяйств, усовершенствована система выдачи патентов для предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции. Очень много было сделано по упрощению режима налогообложения малого бизнеса. Существенно расширен перечень применения патентов и, главное, изменен критерий отнесения субъектов малого бизнеса к категории налогоплательщиков, имеющих право работы на основе патента, то есть увеличено число наемных работников, которых патентообладатель может временно привлекать. Одновременно возрос размер оборота для работающих по патенту. По административным положениям был значительно снижен размер штрафа за несвоевременное исполнение налоговых обязательств - со 100 до 50%. Продлен срок уплаты задолженности, штрафов и пени до 60 дней, в течение которого налогоплательщики могут равномерно погашать свою задолженность. Упорядочена система наложения взысканий на счета налогоплательщиков. При этом сокращено количество нарушений налоговых обязательств до нескольких принципиальных правонарушений. Для машиностроительной, текстильной, швейной, кожевенно - обувной, химической промышленности были предоставлены отсрочки по выплатам бюджетной задолженности. Таким образом, сделаны важные шаги в направлении совершенствования и либерализации налогового законодательства. В начале II квартала 2000 г. в МГД РК было принято решение о введении моратория на проведение проверок хозяйствующих субъектов малого бизнеса. Если сравнивать итоги работы субъектов малого бизнеса за I и II кварталы текущего года, то на фоне снижения количества проверок наблюдается рост числа субъектов малого бизнеса, что отметил в своих выступлениях Глава государства. Численность работающих в сфере малого бизнеса возросла во втором полугодии по сравнению с первым полугодием 2000 г. на 58,9 тыс. человек. По оперативным данным за 2000 г. от субъектов малого бизнеса поступило налогов и платежей на сумму 42 780,6 млн тенге. За период действия моратория на проверки наблюдалось ежеквартальное увеличение поступлений налогов и платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства: - во II квартале по сравнению с I на 628 млн тенге, или на 6,6%; - в III квартале по сравнению со II на 719,6 млн тенге, или на 7,1%; - в IV квартале по сравнению с III кварталом на 1474 млн тенге, или на 13,6%. В то же время в целях реализации государственной политики поддержки субъектов малого бизнеса с января 2001 г. в налоговое законодательство (ст.138-4 Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон РК от 23.01.2001 N 147-II "О налогах и других обязательных платежах в бюджет") введены нормы режима налогообложения на основе упрощенной декларации. В итоге в текущем году субъекты малого предпринимательства Республики Казахстан наряду с действующим упрощенным режимом налогообложения (разовый талон, патент, общеустановленный режим) могут использовать альтернативный вариант расчета с бюджетом - на основе упрощенной декларации, который является привлекательным для субъектов малого предпринимательства и требует определенных мер по его дальнейшему качественному администрированию. Вопрос о продлении моратория на проверки субъектов малого предпринимательства в 2001 г. будет решаться в зависимости от складывающейся экономической ситуации и исходя из результатов введения упрощенного налогообложения. В рамках совершенствования налогового законодательства в 2000 г. существенно улучшена процедура апелляций, сокращены сроки их рассмотрения. На сегодняшний день высшим апелляционным органом по инстанции является МГД РК. За 2000 г. в МГД РК поступило 1303 претензии налогоплательщиков на неправомерные решения территориальных органов. В 810 случаях (62%) решения налоговых органов были признаны правомерными, а в 493 случаях (38%) - неправомерными. После рассмотрения поданных ходатайств в Министерстве доначисленные суммы были уменьшены на 2,5 млрд тенге. Это говорит о том, что мы движемся в направлении создания нормальной системы налоговых апелляций. Наша задача - наладить такую систему апелляций, при которой наиболее компетентные работники МГД РК будут рассматривать апелляционные жалобы и принимать справедливые решения, чтобы налогоплательщики поверили в действенность данной процедуры, способствующей скорейшему разрешению споров во внесудебном порядке. Одно из приоритетных направлений работы МГД РК - это решение проблемы трансфертного ценообразования, связанной с занижением экспортных цен крупными предприятиями - экспортерами и, соответственно, недопоступлением значительных сумм потенциальных налогов в государственный бюджет. Поэтому в рамках работы Министерства в 1999 - 2000 гг. был сделан акцент на работе с крупными предприятиями - экспортерами, что дало положительный результат. Доля 100 крупнейших предприятий в доходах, входящих в компетенцию МГД РК, составила 34,5% по итогам 1999 г. и 45,3% по итогам 2000 г. Происходит существенное улучшение взаимоотношений бюджета с крупными предприятиями, экспортные цены значительно сблизились с ценами основных товарных рынков, формируется баланс интересов крупных предприятий и государственного бюджета. Важным шагом на пути совершенствования налогового администрирования явилось внедрение в 1999 г. электронного мониторинга крупных налогоплательщиков, что обеспечило возможность контроля за деятельностью крупных предприятий с точки зрения формирования цены, реальности отгрузки товаров, достоверности налоговых счетов - фактур, себестоимости, проведения встречных проверок, контроля за применением трансфертных цен. Результаты мониторинга крупных налогоплательщиков не замедлили сказаться на поступлениях в бюджет. За 2000 г. поступление налогов и платежей от крупнейших предприятий увеличилось более чем в 2 раза по сравнению с 1999 г., что стало следствием налогового администрирования, а также мониторинга трансфертных цен. Кроме того, с 1 января 2001 г. введен в действие Закон РК "О государственном контроле при применении трансфертных цен", разработчиком которого было МГД РК. Данным Законом установлены меры государственного контроля над сделками с целью предотвращения потерь государственного дохода, возникающих в результате отклонения применяемых в них цен от рыночной цены. В Законе впервые четко развернуто толкование взаимозависимости сторон сделок, когда могут быть намеренные занижения (завышения) цен, а также определяется методика оценки рыночной цены и эффективный механизм обнаружения и устранения злоупотреблений при применении трансфертных цен. На этом фоне необходима дальнейшая либерализация налогового законодательства для субъектов малого и среднего бизнеса. В настоящее время на рассмотрение Правительства Республики Казахстан внесен целый ряд соответствующих предложений по изменению действующего налогового законодательства, а также предложение о снижении социального налога для плательщиков единого земельного налога. В 2000 г., за исключением позитивных поправок, которые были внесены в рамках защиты банковской тайны и рынка ценных бумаг, никаких изменений в налоговое законодательство не вносилось. Таким образом, было показано, что можно работать в условиях стабильного налогового законодательства. Вместе с тем в течение указанного периода МГД РК вело активную работу по разработке проекта Налогового кодекса Республики Казахстан (НК РК). Сегодня работа над созданием проекта НК РК завершена, и он находится на рассмотрении в Парламенте Республики Казахстан. По проекту НК РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" проведено 17 республиканских конференций, 14 заседаний Межведомственной комиссии, 2 заседания Совета экономической политики, 2 заседания Правительства Республики Казахстан. До внесения проекта НК РК на рассмотрение в Парламент от различных государственных, неправительственных, общественных организаций, ассоциаций и физических лиц поступило 7984 предложения и замечания. Материалы о работе над проектом НК РК размещались на Web - сайте МГД РК. Организованы и проведены на телеканале "ХАБАР" теледебаты по проекту Налогового кодекса Республики Казахстан. Сформирована библиотека предложений экспертов к проекту НК РК, свод по представленным предложениям от государственных органов и акимов (руководителей) областей и городов Астана и Алматы. Подготовлены и изданы пояснительные материалы к проекту НК РК.
2. Проект НК РК
Совершенствование налогового законодательства - это ряд последовательных и целенаправленных мер, призванных улучшить объем поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет государства, при этом не повышая налоговой нагрузки. Изменения в экономике страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы в июле 1995 г., обусловили необходимость систематизации всех положений и норм о налогах и других обязательных платежах в бюджет, регулирующих налоговые отношения в республике. В проекте НК РК необходимо было решить следующие задачи: - создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов; - снижение налоговой нагрузки с одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от видов деятельности, доходов, товаров (работ и услуг); - совершенствование налоговых режимов для производителей сельскохозяйственной продукции и для субъектов малого бизнеса; - объединение многих положений и норм налогового законодательства в рамках одного закона; - обеспечение стабильности налогового законодательства. Проект НК РК создавался на базе действующего налогового законодательства с проведением тщательной ревизии действующих положений налогообложения на предмет их соответствия достигнутому этапу развития Казахстана. При этом учитывалась необходимость включения в НК РК большего количества конкретных правил, необходимых для определения налоговых обязательств и процедур взимания налогов. Проект НК РК состоит из трех частей: "Общей", "Особенной" и "Налогового администрирования". Из проекта исключены некоторые льготы в отношении индивидуального и корпоративного подоходных налогов, НДС, акцизов, социального налога и других налогов, что обеспечивает прочную базу поступления доходов, упрощенное администрирование и равное положение налогоплательщиков, занимающихся одной сферой деятельности. В проекте НК РК заложены условия для выполнения следующих основных задач: 1) изменение действующего налогообложения с целью обновления основных средств и стимулирования развития лизинговых отношений. В части проведения амортизационной политики в целях налогообложения для стимулирования воспроизводства основных средств проектом НК РК предусматривается право применения налогоплательщиками для всех основных средств двойной нормы амортизации по введенным в эксплуатацию новым машинам и оборудованию. Расширяется база исчисления суммы расходов на ремонт и увеличиваются предельные нормы отнесения на вычеты. Для расширения лизинговых отношений вводится норма, позволяющая относить на вычеты суммы вознаграждения (интереса) за имущество, полученное в финансовый лизинг; 2) сближение положений законодательства по НДС Казахстана с положениями по данному налогу, действующими в европейских странах. Проектом НК РК снижена и введена единая ставка 16% вместо существующих ставок 20 и 10%, установлены требования, предъявляемые к постановке на учет по НДС, что позволит увеличить эффективность налогового администрирования. Впервые устанавливаются нормы, регламентирующие порядок налогообложения работ и услуг. Проектом НК РК также предусматривается налогообложение и зачет по НДС коммерческого использования зданий. С одной стороны, данная норма позволит налогоплательщикам сохранить свои оборотные средства и направить их на развитие производства, с другой - это приведет к легализации объемов строительно - монтажных работ, поскольку лица, приобретающие строительные услуги и здания, будут заинтересованы в получении зачета по НДС; 3) в проекте НК РК реализуется идея стимулирования производства через особенности налогообложения приоритетных отраслей экономики: социальной сферы, аграрного сектора и малого бизнеса. В отношении некоммерческих организаций, а также организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере (дошкольное воспитание, библиотечное обслуживание, образование, медицинское обслуживание, наука, спорт и культура), и предприятий, использующих труд инвалидов, проектом НК РК предлагается установить освобождение доходов от корпоративного подоходного налога и оборотов от НДС. Значительные послабления по налогообложению сохраняются для налогоплательщиков аграрного сектора: крестьянских (фермерских) хозяйств и юридических лиц - сельхозтоваропроизводителей. Так, для крестьянских (фермерских) хозяйств сохраняется порядок расчетов с бюджетом на основе уплаты единого земельного налога вместо уплаты фермерами НДС, подоходного налога, земельного налога, налога на транспортные средства и налога на имущество. По социальному налогу предусматривается пониженная ставка. Данное положение касается доходов фермера от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства, а также продуктов ее переработки. Для юридических лиц - сельхозтоваропроизводителей проектом НК РК сохраняется патентная система расчетов с бюджетом, которая, в сущности, является механизмом косвенного субсидирования сельского хозяйства. Государственная поддержка данной категории налогоплательщиков выражается в 80-процентном уменьшении суммы налогов, рассчитанных по патенту. В стоимость патента включаются корпоративный подоходный налог, НДС, социальный налог, налог на имущество и налог на транспортные средства. Льгота распространяется как на реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства, так и на деятельность по ее переработке. Достаточно неординарный подход по налогообложению предлагается проектом НК РК для субъектов малого бизнеса. Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса может в добровольном порядке применяться юридическими лицами - субъектами малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями, соответствующими установленным критериям по доходу, численности работников, видам деятельности. Специальный налоговый режим заменяет обычный порядок исчисления и уплаты корпоративного (индивидуального) подоходного налога, за исключением удерживаемого у источника выплаты, а также социального налога. Режим предусматривает три формы упрощенного расчета с бюджетом на основе разового талона, патента и упрощенной декларации. Упрощение режима налогообложения для субъектов малого бизнеса, заложенное в проекте НК РК, касается трех аспектов: упрощения учета объекта налогообложения, исчисления налогов, а также процедуры составления налоговой отчетности в виде упрощенной декларации. В упрощенном режиме при определении налогооблагаемой базы отсутствует необходимость вести учет затрат предпринимателя. Расчет налогового обязательства перед бюджетом в упрощенном режиме производится предельно просто: к полученному доходу применяется единая ставка, которая заменяет расчеты с бюджетом в обычном режиме по нескольким налогам: корпоративному, индивидуальному, подоходному, социальному. Уплата налогов производится по истечении квартального налогового периода. Наконец, упрощенная декларация, которую заполняет предприниматель, очень компактна. Такая схема налогообложения является привлекательной для субъектов малого бизнеса. Кроме того, в целях стимулирования работодателей к созданию новых рабочих мест, а также легализации фактической численности работающих в сфере малого предпринимательства в проект НК РК введена норма, в соответствии с которой исчисленная сумма налога по упрощенной декларации подлежит уменьшению на 1,5% за каждого работника исходя из среднесписочной численности наемных работников; 4) введение особых положений, касающихся международного налогообложения. Проект НК РК предлагает упрощенную процедуру получения в определенных случаях преимуществ по налоговым конвенциям по сравнению с действующим законом. Такую оценку дают и международные эксперты в области международного налогообложения. Детально описано определение расходов, связанных с деятельностью постоянных учреждений - нерезидентов. Расширен круг обстоятельств, при которых нерезидент считается имеющим постоянное учреждение на территории Республики Казахстан. Более понятными стали нормы, определяющие налогооблагаемый доход постоянного учреждения. В целях предотвращения уклонения от налогообложения доходов и улучшения администрирования проект НК РК уточняет перечень налогооблагаемых доходов нерезидентов прочими доходами, возникающими из источников в Республике Казахстан. С целью упрощения процедуры администрирования налоговых конвенций проект НК РК предлагает процедуру осуществления платежей подоходного налога через условные банковские вклады. Согласно данной процедуре суммы подоходного налога у источника выплаты, удерживаемые с доходов нерезидентов, осуществляющих деятельность в нашем государстве в пределах временных ограничений, предусмотренных налоговыми конвенциями, подлежат перечислению на условные банковские вклады в банках Республики Казахстан на основании заключаемых договоров. При выполнении условий налоговых конвенций нерезиденты представляют в налоговые органы заявления на возврат удержанного подоходного налога, и в случае достоверности информации, указанной в заявлениях, суммы удержанных налогов с банковскими вознаграждениями подлежат возврату нерезидентам. В случае неправомерности применения нерезидентами положений налоговых конвенций суммы налогов подлежат перечислению в государственный бюджет Республики Казахстан. Процедура осуществления платежей подоходного налога через условные банковские вклады гарантирует нерезидентам возврат удержанных налогов, а также уплату банковских вознаграждений, начисленных с момента удержания, и подтверждает выполнение Республикой Казахстан обязательств по заключенным налоговым конвенциям. В проекте НК РК предлагается решение еще одной немаловажной проблемы, связанной с налоговыми конвенциями: отнесение на вычеты управленческих и общеадминистративных расходов, понесенных нерезидентами в целях определения налогооблагаемых доходов из источников в Республике Казахстан. Проект НК РК предлагает методы пропорционального распределения расходов и их непосредственного (прямого) отнесения на вычеты и раскрывает содержание этих методов. В проекте НК РК решается самая главная задача формирования налогового законодательства - сделать его применение простым и единообразным, без возможности двойственного толкования его норм как со стороны органов государственного управления, так и со стороны налогоплательщиков. В проекте НК РК систематизированы основные налоговые положения, объединены, а также четко изложены все нормы налогового законодательства с целью избежания их двойственного толкования.
3. Реформирование таможенной системы
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22.11.2000 N 1746 была утверждена Программа реформирования таможенных органов Республики Казахстан. Реформа направлена на упрощение системы таможенного контроля, прозрачность законодательства и таможенных процедур, разработку стратегии увеличения поступления таможенных платежей. Кроме того, реформа должна следовать международной признанной практике, которая нашла свое отражение в конвенциях и соглашениях Всемирной таможенной организации (ВТО), Всемирной торговой организации. Одним из основных принципов реформирования таможенной службы является создание условий для либерализации внешней торговли и благоприятного режима для международного транзита товаров, с учетом географического положения страны. Таможенным комитетом МГД РК проводилась планомерная работа по созданию околотаможенной инфраструктуры, деятельность которой призвана способствовать ускорению таможенной очистки товаров и транспортных средств. Таможенные органы на сегодняшний день составляют единую систему, в которую входят центральный таможенный орган, таможенные управления и таможни, таможенные посты. Созданы специализированные таможенные учреждения - Центральная энергетическая таможня, Информационно - статистическая таможня, Центральная таможенная экспертиза. Многочисленные действующие нормативные правовые акты по таможенному делу создали почву для их свободного и порой двусмысленного толкования и привели, как следствие, к злоупотреблениям со стороны таможенных органов. Недоступность, а также низкая степень адаптивности действующих таможенных норм к изменяющимся хозяйственным условиям отталкивают не только реальных, но и в большей степени потенциальных участников внешнеэкономической деятельности и, следовательно, наносят весомый урон экономике и имиджу государства. В целях упрощения таможенного законодательства для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) МГД РК создало межведомственную рабочую группу по систематизации, кодификации и совершенствованию нормативно - правовых актов по таможенному делу. В настоящее время данная работа полностью завершена. Принятые приказы систематизированы по их функциональному назначению и прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Всего разработано 52 инструкции, утвержденные приказом Таможенного комитета, и 4 инструкции, утвержденные приказом МГД РК. В процессе работы все разработанные проекты были размещены на Web - сайте МГД РК для рассмотрения и обсуждения заинтересованными лицами. В настоящее время Таможенным комитетом МГД РК ведется работа по изданию сборника нормативных актов по таможенному делу, где будет представлен полный пакет действующих актов, список отмененных и утративших силу инструкций и правил. Следующим шагом реформирования таможенных органов является компьютеризация и автоматизация процессов таможенного оформления и контроля, и, как следствие, повышение эффективности процедур таможенного оформления и таможенного контроля, создание единого глобального банка данных о движении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан. Важная роль в упрощении таможенных процедур отводится созданию системы информационных технологий - внедрению Единой автоматизированной системы таможенной службы. Использование собственных прикладных систем будет способствовать дальнейшему упрощению процесса таможенного оформления грузов, сокращению времени прохождения таможенных формальностей, эффективному анализу деятельности таможенных органов, противодействию контрабанде и нарушениям таможенных правил. В перспективе предполагается создание системы автоматизированного обмена данными со странами, являющимися торговыми партнерами Казахстана, внедрение в международную электронную систему обмена данными, которая позволит усилить контроль за перемещением товаров через таможенную границу Республики Казахстан, одновременно упростив таможенные формальности, связанные с заполнением различных форм документов вручную. Первоначальные мероприятия по автоматизации таможенной службы были начаты в 1995 г. 4 марта 1997 г. было принято Постановление Правительства Республики Казахстан N 294а о проведении автоматизации таможенных органов по программе развития, рассчитанной на 5 лет, которая предусматривала создание Единой автоматизированной информационной системы таможенной службы Республики Казахстан. В рамках ее создания за прошедший период была разработана система обмена информационными пакетами в режиме on / off-line - Республиканская сеть обмена данными таможенной службы Республики Казахстан, которая объединила центральный таможенный орган с областными управлениями и таможнями. В результате реализации Программы реформирования таможенной службы Республики Казахстан дальнейшее развитие и обновление получит материально - техническая база системы таможенных органов, улучшится технология таможенного обслуживания ВЭД, повысится уровень профессиональной подготовки таможенных работников, улучшится нормативно - правовое и методологическое обеспечение таможенной службы. Эти качественные улучшения условий функционирования таможенной системы обеспечат ей возможность полного удовлетворения растущих потребностей в ее услугах, позволят добиться более высокого качества обслуживания участников ВЭД. На данный момент страны Таможенного союза переходят на новую ступень развития - создание Евразийского экономического содружества (ЕврАзЭС). Одной из главных задач является совершенствование и гармонизация налоговых законодательств государств - участников Таможенного союза. На данный момент Республика Казахстан перешла на взимание косвенных налогов по принципу "страны назначения" со странами СНГ, за исключением Российской Федерации (вступает в силу с 1 июля 2001 г.) и Республики Туркменистан.
4. Основные задачи на перспективу
В настоящее время МГД РК в соответствии с Программой совершенствования деятельности фискальных органов, повышения качества налогового и таможенного администрирования на 2001 - 2003 гг. определены приоритеты и особо важные задачи на ближайшую перспективу, в том числе: - введение в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (НК РК); - автоматизация процессов налогового администрирования; - улучшение контроля качества и эффективности налогового аудита, внедрение системы электронного контроля налогового аудита; - автоматизация таможенных процедур, контроля и учета движения грузов, подлежащих таможенному оформлению; - развитие методологии прогнозирования и учета поступления доходов в государственный бюджет; - мониторинг деятельности крупных налогоплательщиков; - совершенствование работы по взиманию акцизов; - совершенствование взимания НДС; - совершенствование взимания непроизводственных платежей в бюджет; - совершенствование работы по банкротству и бездействующим предприятиям; - международное налогообложение; - совершенствование процедуры налоговых апелляций; - совершенствование методологии и администрирования норм специальных налоговых режимов и создание условий для развития малого бизнеса и сельхозтоваропроизводителей; - совершенствование системы сбора налогов в местные бюджеты; - совершенствование амортизационной политики; - уточнение положений контрактов на недропользование в связи с понижением ставок налога на добавленную стоимость и социального налога.
Подписано в печать З.Х.Какимжанов 22.06.2001 Министр государственных доходов
Республики Казахстан Н.Т.Мамбеталиев Ответственный секретарь СРНС, к.т.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |