|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Типичные ошибки бухгалтера (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 22)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, 2001
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ БУХГАЛТЕРА
В ходе проверок бухгалтерской отчетности за 2000 г. нередко выявляются ошибки, которые бухгалтеры могли самостоятельно найти и исправить до того, как им предъявлено постановление налогового органа о предстоящей документальной налоговой проверке. В предлагаемом вниманию читателей материале показаны типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры в процессе работы. Ошибки условно сгруппированы по объектам учета или по возникающим у организаций проблемам. В материале сохраняются ссылки на уже отмененные нормативные документы, так как налоговые органы могут подвергнуть проверке документацию за три года, предшествовавших ей. При этом к нарушениям, допущенным в 1998, 1999 и 2000 гг., будет применяться налоговое законодательство, действовавшее в те налоговые периоды.
Учет объектов основных средств, нематериальных активов и МБП
1. Характер нарушения: не оформляются акты ввода в эксплуатацию и выбытия МБП и основных средств. Что нарушено: действовавшее Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97); Постановление Госкомстата России и Минфина России от 29.05.1998, 18.06.1998 N 57а, 27н "Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации".
Комментарий
По учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов оформляются следующие документы: N МБ-2 "Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов", МБ-4 "Акт выбытия малоценных и быстроизнашивающихся предметов", МБ-7 "Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений", МБ-8 "Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов"; по учету работ в капитальном строительстве: N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", КС-6 "Общий журнал работ", КС-11 "Акт приемки законченного строительством объекта", КС-14 "Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией"; по учету основных средств и нематериальных активов: N ОС-1 "Акт (накладная) приемки - передачи основных средств", ОС-3 "Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов", ОС-4 "Акт на списание основных средств", ОС-4а "Акт на списание автотранспортных средств", ОС-6 "Инвентарная карточка учета основных средств", ОС-14 "Акт о приемке оборудования", ОС-15 "Акт приемки - передачи оборудования в монтаж", ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования", НМА-1 "Карточка учета нематериальных активов".
2. Характер нарушения: отсутствуют инвентарные карточки на объекты основных средств. Что нарушено: Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Комментарий
Инвентарные карточки (инвентарная книга) заполняются на основе акта (накладной) приема - передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и списание объектов основных средств. В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные по объекту основных средств: срок полезного использования; способ начисления амортизации; освобождение от начисления амортизации (если имеет место); индивидуальные особенности объекта. Инвентарные карточки, как правило, составляются в одном экземпляре и находятся в бухгалтерии.
3. Характер нарушения: на предприятии не проводились инвентаризации склада, имущества, обязательств. Нет подтверждения остатков на складе на 01.01.2000. Что нарушено: п.п.5.1, 5.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49; п.6 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552; п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Комментарий
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Фактически имеющееся у организации имущество может не соответствовать данным бухгалтерского учета в силу ряда причин. Проверить полноту и достоверность бухгалтерского учета, установить, насколько содержание учетных данных и первичных документов соответствует фактическому объему и стоимости имущества организации, можно только в ходе полной инвентаризации имущества и финансовых обязательств. В организации с большой номенклатурой ценностей по распоряжению ее руководителя может проводиться выборочная инвентаризация: проверяется наличие не всего имущества, а лишь его части в местах хранения и переработки. Заключительный этап проведения инвентаризации - сравнение фактических остатков материальных ценностей, выявленных при проверке, с остатками, учтенными на счетах бухгалтерского учета. Результатом такого сравнения является составление сличительных ведомостей. Формы сличительных ведомостей утверждены Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88: Сличительная ведомость результатов инвентаризации основных средств (форма N ИНВ-18); Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно - материальных ценностей (форма N ИНВ-19).
4. Характер нарушения: неверно применены нормы амортизации по основным средствам. Наименование основных средств - Ноутбук New RB; применяемая норма амортизации - 12,5%; норма амортизации по данным аудита - 10%. Что нарушено: Единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.
Комментарий
В результате применения завышенных норм амортизации по перечисленным объектам основных средств произошло неправомерное завышение суммы издержек обращения и занижение финансового результата.
(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 23, 2001)
Подписано в печать Ю.Кольцов 30.05.2001 ООО "ЮВК Аудит"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |