|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Работа с денежной наличностью: резервы пополнения бюджета ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 22)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 22, 2001
РАБОТА С ДЕНЕЖНОЙ НАЛИЧНОСТЬЮ: РЕЗЕРВЫ ПОПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
Совет директоров Банка России Решением от 22.09.1993 N 40 утвердил Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, которым определены правила работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций. Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (п.9) установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности: за расчеты наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа; за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы; за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности. На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных п.9 Указа N 1006, производится налоговыми органами по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями Порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью (в соответствии с Указом N 1006, в ред. Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2000 N 1358). Сумма административного штрафа исчисляется из расчета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения нарушения. Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим пунктом, зачисляются в федеральный бюджет.
Совет директоров Банка России 12.12.1997 (Протокол N 47) утвердил Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации, которое было доведено до всех банков и других контролирующих органов Письмом от 05.01.1998 N 14-П. Указаниями Банка России от 22.01.1999 N 488-У в Положение были внесены изменения и дополнения. В Положении приведены порядок определения лимита остатка наличных денег в кассе предприятия и рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью. Определено, что в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, установленных обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты. Для установления лимита предприятие представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно - кассовое обслуживание, расчет по форме N 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу". В соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 02.12.1997 N ВК-6-16/840@ налоговым органам следует применять финансовые санкции за неоприходование выручки, полученной от хозяйственной деятельности, по материалам собственных проверок. Согласно Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 N 14-П (Рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения порядка работы с денежной наличностью) учреждения банка проверяют лишь полноту оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка, а полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства. Учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют правила соблюдения определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по форме N 0408026. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы налоговой службы Российской Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью. Территориальные учреждения Банка России осуществляют контроль за работой банков по организации налично - денежного оборота, соблюдению предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. В случае нарушения кредитными организациями федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России по организации налично - денежного обращения взыскиваются штрафы, предусмотренные ст.75 Федерального закона от 02.12.1990 N 394-1 (в ред. от 26.04.1995, с изменениями и дополнениями по состоянию на 08.07.1999) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В Указании Банка России от 07.10.1998 N 375-У установлен предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами (10 тыс. руб.). Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 10 тыс. руб., следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации. Под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе. Совместным Письмом Госналогслужбы России от 13.08.1994 N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13.08.1994 N 104 и Банка России от 16.08.1994 N 104, зарегистрированным в Минюсте России 08.09.1994 N 682, утвержден Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (в ред. Письма Госналогслужбы России от 15.12.1994 N ВГ-4-13/116н, Минфина России N 166, Банка России N 128; Письма Госналогслужбы России от 02.06.1995 N ВГ-4-13/23н, Минфина России от 02.06.1995 N 46, Банка России от 05.06.1995 N 171; Письма Госналогслужбы России от 16.06.1995 N ВГ-4-12/25н, Минфина России от 05.06.1995 N 47, Банка России от 16.06.1995 N 174; с учетом Порядка открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1212, утвержденного Минфином России 10.11.1996 N 95, Госналогслужбой России 11.11.1996 N ПВ-6-12/773, Банком России 24.10.1996 N 349; Приказа Госналогслужбы России от 17.03.1998 N АП-3-10/51). Данным Порядком предусмотрено, что периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяются руководителем банка самостоятельно в зависимости от того, как предприятие выполняет требования порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Период, за который рассматривается состояние кассовой дисциплины, должен быть не менее трех месяцев. По просьбе налоговых органов кредитные организации в согласованные сроки могут осуществлять в пределах предоставленной им компетенции проверки установленных налоговыми органами фактов нарушений предприятиями порядка работы с денежной наличностью независимо от даты их возникновения. Однако эти проверки не носят обязательного (нормативного) характера. При установлении налоговыми органами в ходе документальных проверок соблюдения налогового законодательства фактов нарушения условий работы с денежной наличностью независимо от даты их возникновения об этом информируются банки, осуществляющие расчетно - кассовое обслуживание данных предприятий, или соответствующие финансовые органы. В Письме Госналогслужбы России от 02.12.1997 N ВК-6-16/840@ определено, что при этом необходимо обеспечить контроль за принятием банками соответствующих мер по переданным налоговыми органами сведениям о выявленных нарушениях порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Факты непроведения банками проверок обслуживаемых организаций по сообщенным налоговыми органами сведениям об указанных выше нарушениях должны рассматриваться как уклонение от выполнения норм действующего законодательства, возлагающих на банки функции контроля за соблюдением организациями порядка ведения кассовых операций. При наличии таких фактов налоговые органы обязаны незамедлительно направлять Главным территориальным управлениям (национальным банкам) Банка России предложения о применении к этим кредитным организациям мер ответственности, предусмотренных ст.75 Закона Российской Федерации от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с последующими изменениями и дополнениями). При непринятии Главными территориальными управлениями (национальными банками) Банка России соответствующих мер воздействия к банкам, виновным в необеспечении должного контроля за соблюдением организациями кассовой дисциплины и дисциплины налично - денежных расчетов, информация об этом должна быть направлена в Банк России. Налоговые органы, действуя в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 и рекомендациями, приведенными в Письме N ВК-6-16/840@, по каждому факту выявленных нарушений направляют письма в банки, осуществляющие расчетно - кассовое обслуживание предприятия, в котором установлено нарушение. Банки осуществляют проверку предприятий, в которых инспекциями МНС России установлены нарушения порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, но в соответствии со своими планами проверок, т.е. проверка проводится не за тот период, в котором инспекциями установлены нарушения, а за другой период (иные 3 месяца). Это приводит к тому, что инспекции МНС России не могут применить финансовые санкции за нарушения из-за отсутствия представлений банков. Получается, что нарушения налицо (выявлены органами исполнительной власти государства), финансовые санкции и административная ответственность руководителей предприятий за них установлена Указом Президента Российской Федерации, а наложить финансовые санкции невозможно из-за того, что коммерческие банки не обязаны перепроверять факты обнаруженных нарушений и представлять соответствующую информацию в налоговые органы, которые без этих сведений коммерческих банков согласно п.9 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 не могут наложить финансовые санкции. Например, налоговые органы направляют письма в банки, осуществляющие расчетно - кассовое обслуживание предприятия, с просьбой выделить сотрудников для проведения совместной перепроверки установленных фактов нарушений кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью. Этот метод дает положительные результаты. По нашему мнению, необходимо внести изменения в Указ Президента Российской Федерации от 23.05.1994 N 1006 о предоставлении права налоговым органам по результатам собственных проверок налагать финансовые санкции за нарушения кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью и права налагать административные штрафы на руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, с информированием банков о нарушениях, допущенных их клиентами. Это повысит ответственность предприятий за соблюдение кассовой дисциплины и условий работы с денежной наличностью и будет важным резервом пополнения бюджета.
Подписано в печать А.Кленовский 30.05.2001 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |