Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Новый этап подготовки профессиональных бухгалтеров ("Финансовая газета", 2001, N 22)



"Финансовая газета", N 22, 2001

НОВЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БУХГАЛТЕРОВ

Утвержденное президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России (далее - ИПБ России) новое Положение об аттестации ассоциированных членов ИПБ России одобрено Минфином России и свидетельствует о начале очередного этапа реформирования бухгалтерского учета в России в области подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета.

Работа ИПБ России по организации в стране аттестации профессиональных бухгалтеров нашла поддержку Правительства и создала технические, организационные и методические основы для включения в проект федерального закона "О бухгалтерском учете" статьи, в которой федеральный орган государственной власти (имеется в виду Минфин России) определяет "критерии видов организаций, бухгалтерская отчетность которых должна подписываться аттестованным главным бухгалтером (бухгалтером), а также перечень видов бухгалтерских услуг, оказываемых аттестованным специалистом".

В случае принятия Закона "О бухгалтерском учете", на наш взгляд, будет обеспечена законодательная основа работы ИПБ России. Мы надеемся, что Институт займет достойное место в ряду общественных организаций, которым государство доверит эту работу.

Следует обратить внимание еще на одну статью проекта закона, в которой "федеральный орган государственной власти вправе осуществлять часть своих функций по разработке документов третьего уровня, по проверке качества работы аттестованных главных бухгалтеров, главных специалистов совместно с аккредитованными общественными организациями". Эта статья Закона открывает большие возможности ИПБ России в организации разработки и толкования инструктивных и других отраслевых методических материалов.

Работа по созданию отраслевых методических материалов в настоящее время активно ведется ИПБ России в инициативном порядке. Введение указаний статьи в Закон "О бухгалтерском учете" дает дополнительный импульс и заложит законодательную базу для ведения указанной работы профессиональной организацией.

До принятия нового Закона "О бухгалтерском учете", в котором предусмотрена статья об обязательной аттестации главных бухгалтеров ряда хозяйствующих субъектов страны, ИПБ России вместе с территориальными институтами профессиональных бухгалтеров (далее - ТИПБ), которые образованы в 60 регионах страны, проводит активную разъяснительную работу. Это привело к изменению общественного сознания специалистов бухгалтерского учета, и мы наблюдаем сейчас устойчивое их желание не просто получить соответствующий аттестат, а овладеть необходимыми знаниями для успешного выполнения своих обязанностей.

Президентский совет ИПБ России разработал ряд мероприятий, направленных на совершенствование работы в области подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Эти мероприятия в основном касаются следующих направлений:

повышение требований и выработка более качественных критериев отбора учебных центров подготовки и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров России (далее - УМЦ), которым доверяется работа по подготовке профессиональных бухгалтеров;

изменение порядка аттестации специалистов бухгалтерского учета на получение соответствующего аттестата;

ограничение круга специалистов бухгалтерского учета, допускаемых к прохождению квалификационного экзамена на получение аттестата профессионального бухгалтера;

проведение аттестации преподавателей, допускаемых к подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров;

введение контроля за качеством подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров.

Порядок и критерии отбора УМЦ, которым дается право осуществлять подготовку профессиональных бухгалтеров, изложены во Временных положениях об аккредитации УМЦ, утвержденных ИПБ России, Протокол N 03/-01 от 26 марта 2001 г.

В отличие от существовавших ранее критериев их отбора настоящими положениями к аккредитации допускаются УМЦ, имеющие:

лицензию Минобразования России на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по специальности "Бухгалтерский учет и аудит";

профильные кафедры бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита;

сертифицированных ИПБ России штатных преподавателей по каждой базовой дисциплине - бухгалтерский учет, экономический анализ, налогообложение, право.

Таким образом, к аккредитации в ИПБ России (на право осуществлять подготовку профессиональных бухгалтеров) допускаются только вузы, которые на профессиональной основе готовят кадры учетных работников. Однако данное решение не означает, что Институт отказывается от работы с теми УМЦ, которым разрешено вести подготовку специалистов по бухгалтерскому учету до 1 июля 2001 г. УМЦ, не удовлетворяющим новым критериям их аккредитации при ИПБ России, может быть предоставлено право продолжить работу по подготовке профессиональных бухгалтеров на договорных началах с аккредитованными при ИПБ России УМЦ. В этом случае вся ответственность и контроль за полнотой и качеством обучения специалистов бухгалтерского учета ложатся на аккредитованное при ИПБ России УМЦ. Принятым решением ИПБ России сужается круг аккредитованных УМЦ, которым доверяется работа по подготовке профессиональных бухгалтеров, что позволяет осуществлять более жесткий контроль за качеством обучения.

Другое существенное изменение в отборе УМЦ, которым доверяется подготовка профессиональных бухгалтеров, - наличие в их штате квалифицированных преподавателей, способных качественно обучать по всем дисциплинам, включенным в Программу подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. В этой связи одним из условий аккредитации УМЦ является наличие в вузе, при котором он организован, кафедр бухгалтерского учета, аудита и экономического анализа.

Это вызвано тем, что с введением нового порядка к преподаванию по Программе подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров допускаются только аттестованные ИПБ России преподаватели.

Требования к аттестации при ИПБ России преподавателей изложены в Положении об аттестации ассоциированных членов ИПБ России - преподавателей, утвержденном президентским советом ИПБ России и одобренном Минфином России <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Публикуется в "Финансовой газете. Региональный выпуск" N N 21, 22 за 2001 г.

Само название Положения говорит о том, что преподаватель, прежде чем пройти аттестацию, обязан стать ассоциированным членом ИПБ России и тем самым взять на себя определенные обязательства, в частности соблюдение нормы Кодекса профессиональной этики. Для вступления в ассоциированные члены допускаются только специалисты с высшим образованием и имеющие опыт преподавательской работы. Для привлечения к обучению профессиональных бухгалтеров - практиков в Положении предусмотрен допуск к аттестации специалистов, работающих на руководящих должностях, требующих знаний дисциплин, включенных в Программу подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров. Например, к преподаванию по бухгалтерскому учету могут быть допущены главные бухгалтеры предприятий, аудиторы; по налогообложению - руководящие работники налоговых служб, а по праву - работники юридических консультаций, арбитражных судов и т.п.

Прием преподавателей в ассоциированные члены ИПБ России проводится в основном по анкетным данным, которые могут представляться в ИПБ России либо лично преподавателем, либо ТИПБ или УМЦ, где он собирается преподавать.

Аттестация преподавателей осуществляется на основании рассмотрения в ИПБ России методических разработок, которые преподаватель должен представить в ИПБ России в десятимесячный срок после получения статуса ассоциированного члена. К подобным разработкам относятся как публикации (учебники, статьи, пособия и т.п.), так и тесты, задачи и т.п.

Аттестованный преподаватель ИПБ России, становясь действительным членом ИПБ России, обязан постоянно повышать свою квалификацию (в объеме не менее 60 часов в год).

Количество часов по каждому предусмотренному ИПБ России виду повышения квалификации определяется ИПБ России специальным документом. По отдельным видам представленных работ оценка может быть индивидуальной. Например, издание учебника или учебного пособия может быть оценена в 300 часов, что дает преподавателю право на продление своего аттестата на следующие пять лет.

Аккредитация при ИПБ России УМЦ, а также введение контроля за отбором преподавателей для обучения профессиональных бухгалтеров позволяют повысить качество процесса обучения.

В Положении об аттестации ассоциированных членов ИПБ России изложен также измененный порядок аттестации специалистов бухгалтерского учета на получение звания "Профессиональный бухгалтер". Аттестация профессиональных бухгалтеров предполагает не только их единовременную переподготовку, но и постоянное поддержание профессионального уровня. При этом подразумевается добровольное принятие на себя обязанностей, связанных с выполнением Кодекса этики члена ИПБ России. Так, профессиональный бухгалтер - действительный член ИПБ России - добровольно обязуется ежегодно повышать свою квалификацию в объеме 40 часов, неукоснительно выполнять этические нормы. Отметим, что Кодекс этики члена ИПБ России в основном соответствует Кодексу этики, который рекомендован Международной федерацией бухгалтеров. Невыполнение обязанностей, принятых на себя членом ИПБ России при его приеме в Институт, влечет за собой санкции вплоть до исключения действительного члена ИПБ России из Института, а это в свою очередь лишает профессионального бухгалтера возможности продлить свой аттестат на следующий период.

Вторым новшеством рассматриваемого Положения об аттестации ассоциированных членов ИПБ России являются намеченные в нем сроки допуска к аттестации специалистов, не имеющих высшего бухгалтерского образования. Если в прошлом должности главного бухгалтера часто занимали практики, не имеющие высшего бухгалтерского образования, то в настоящее время требования к профессиональному и этическому уровню главного бухгалтера значительно повысились. Решить эту проблему сразу в короткий период не представляется возможным, так как стране требуются сотни тысяч главных бухгалтеров с высшим образованием. Поэтому в Положении предусматривается поэтапное повышение образовательного уровня главных бухгалтеров.

Специалисты со средним специальным экономическим образованием будут допускаться к сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата профессионального бухгалтера только до 31 декабря 2002 г. При этом эти специалисты должны иметь стаж работы в должностях главного бухгалтера или руководителя финансовой службы на средних и крупных предприятиях не менее пяти лет (заметим, что порядок отнесения к малым предприятиям определен в Федеральном законе от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").

Для специалистов, занимающих должности руководителей бухгалтерской или финансовой службы на средних и крупных предприятиях не менее пяти лет и имеющих высшее неэкономическое образование, срок допуска к квалификационным экзаменам на аттестат профессионального бухгалтера определен до 31 декабря 2004 г.

Специалисты с высшим экономическим, но небухгалтерским образованием будут допускаться к квалификационным экзаменам на аттестат профессионального бухгалтера до 31 декабря 2006 г. Для допуска к квалификационным экзаменам эти специалисты должны иметь трехлетний стаж работы в должностях главного или заместителя главного бухгалтера или руководителей и заместителей руководителей финансовой службы на средних и крупных предприятиях страны.

Для решения проблемы привлечения главных бухгалтеров предприятий со средним экономическим образованием, высшим неэкономическим образованием и высшим экономическим, но небухгалтерским образованием в сферу их постоянного повышения квалификации после сроков, установленных настоящим Положением, ИПБ России совместно с Минфином России и Минобразованием России в настоящее время разрабатывает требования к программам дополнительного профессионального образования для вузов, обеспечивающим выполнение квалификационных параметров государственных образовательных стандартов по специальности "бухгалтерский учет и аудит". Количество часов дополнительной подготовки этих категорий специалистов будет различным, и только после обязательного прохождения обучения они будут допущены к переподготовке по 240-часовой программе и аттестации на звание "Профессиональный бухгалтер".

Наряду с главными бухгалтерами, руководителями финансовых служб и их заместителями к аттестации допускаются также специалисты, занимающие руководящие должности на крупных и средних предприятиях, требующие знания бухгалтерского учета, а также консультанты по бухгалтерскому учету.

Третьим существенным отличием рассматриваемого Положения от предыдущих является изменение порядка аттестации профессиональных бухгалтеров. Устанавливается, что сначала проводится письменно - устный выпускной экзамен (как правило, силами самого УМЦ, где осуществлялось обучение этого специалиста, с привлечением специалистов ТИПБ, на территории которого проводилось обучение профессиональных бухгалтеров), а затем - письменный экзамен (с элементами тестирования).

В соответствии с новым Положением УМЦ совместно с председателем экзаменационной комиссии (назначаемым, как правило, ТИПБ) проводит письменно - устный выпускной экзамен. Итоги этого экзамена позволяют экзаменационной комиссии, назначаемой ТИПБ, определить уровень полученных слушателем знаний и дать ему рекомендации о дальнейшем допуске к завершающему письменному экзамену.

Письменный экзамен организуется ТИПБ совместно с ИПБ России. ИПБ России разрабатывает перечень вопросов письменного экзамена, на которые должен ответить претендент. Претенденту дается ограниченное время для ответов на поставленные вопросы и предложенные тесты.

Проверка результатов экзамена проводится анонимно и не по месту его проведения, а в Москве. Это дает возможность исключить предвзятость и подтасовку итогов проведения экзаменов. При этом - благодаря разделению процессов сдачи и проверки результатов экзаменов - исключается фактор коммерческой заинтересованности УМЦ в его результатах.

Принятый ИПБ России порядок проведения экзаменов используется в ряде стран, в том числе и некоторыми нашими вузами, и показал высокую объективность выставляемых оценок.

В Положении об аттестации ассоциированных членов ИПБ России принята балльная система оценок для определения уровня подготовленности специалиста, дающая основание для выдачи ему аттестата профессионального бухгалтера.

В Положении установлено, что претендент должен набрать конкретное количество баллов, определенное ИПБ России <**>. На аттестат профессионального бухгалтера может претендовать тот, кто сдал экзамен по разделу программы "Бухгалтерский учет" на оценку не ниже, чем "хорошо". Специалистам, которые не набрали необходимое количество баллов на право получения аттестата профессионального бухгалтера, но по количеству баллов сдали экзамен на "удовлетворительно", выдается специальный аттестат - так называемый аттестат сертифицированного бухгалтера и предоставляется право прохождения дополнительной подготовки по определенным программам спецкурсов в объеме часов, устанавливаемых ИПБ России, необходимом для получения сертификата профессионального бухгалтера.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Соответствующий документ находится в стадии разработки.

В Положении указан также порядок продления аттестата профессионального бухгалтера на новый пятилетний срок, который мало чем отличается от порядка продления аттестата, предусмотренного предыдущими документами. При этом подчеркивается, что ИПБ России продлевает аттестат только действительным членам Института, которые постоянно (ежегодно) проходят повышение квалификации по программам повышения квалификации, утвержденным ИПБ России.

Наконец, Положением утверждена новая форма аттестата профессионального бухгалтера в виде диплома в жестком переплете. Это сделано в целях удобства использования и хранения аттестата. Новые бланки аттестатов пронумерованы, и их владельцы будут зафиксированы в едином реестре профессиональных бухгалтеров, который хранится и обновляется в ИПБ России.

Все действительные члены ИПБ России, получившие свои аттестаты до введения нового Положения об аттестации ассоциированных членов ИПБ России, сохраняют свой статус и могут поменять старые аттестаты на новые либо по мере окончания срока их действия, либо досрочно в установленном Институтом порядке. Смена аттестатов возможна только при соблюдении всех условий, определенных настоящим Положением.

Наряду с изменением системы подготовки, аттестации и повышения квалификации профессиональных бухгалтеров новый этап реформирования бухгалтерского учета предполагает создание качественно нового уровня организационно - технического обеспечения работы с членами ИПБ России. В организационном плане вся первичная работа по аттестации профессиональных бухгалтеров будет возложена на ТИПБ. Это в первую очередь работа с УМЦ регионов по подбору претендентов (ассоциированных членов ИПБ России), создание первичной базы данных по ассоциированным членам ИПБ России, организация письменно - устного экзамена в УМЦ и письменного экзамена в ТИПБ, взаимодействие с ИПБ России по созданию и выдаче своим членам аттестатов и членских билетов, а также по их обеспечению всей необходимой специальной литературой, работа по повышению квалификации и продлению аттестатов и т.п. Эта работа требует соответствующего технического обеспечения.

Для достижения поставленной цели ИПБ России начал работу по созданию корпоративной сети. На первом этапе такая сеть будет объединять ИПБ России и ТИПБ, а в дальнейшем - все аккредитованные при ИПБ России УМЦ и других корпоративных членов Института. На последнем этапе в нее смогут войти все члены ИПБ России и ТИПБ. Решение этой сложной задачи рассчитано на несколько лет.

Однако уже сегодня ИПБ России имеет технические возможности обеспечения бесплатными электронными почтовыми ящиками десятков тысяч своих членов. В ближайшее время общение между ТИПБ, УМЦ и ИПБ России будет осуществляться в основном через электронные почтовые ящики. На ряде ТИПБ создается возможность ведения базы данных членов ИПБ России и ТИПБ в режиме on-line. В этой базе данных будет возможен доступ к различного рода информации, связанной с проведением письменных экзаменов, разрешением всех конфликтных ситуаций и т.п.

В дальнейшем с помощью корпоративной сети предполагается осуществлять дистанционное обучение специалистов на базе ТИПБ и аккредитованных при ИПБ России УМЦ.

Наиболее сложной проблемой для кандидатов в профессиональные бухгалтеры являются единовременное освоение 240-часовой программы переподготовки, так как это требует где-то 8 - 10 недель интенсивного обучения без отрыва от работы. Определенные трудности вызывает также повышение квалификации профессиональных бухгалтеров по отдельным спецкурсам, так как не все территории имеют квалифицированные кадры для их проведения. Не секрет, что многие центры пытаются организовать разные схемы обучения (очно - заочные, с передачей большей части часов на самостоятельное освоение слушателем и т.д.), что нередко ведет к снижению качества обучения и затрудняет сдачу квалификационного экзамена.

Нам представляется, что данную проблему можно решить путем использования технологии дистанционного обучения, которая дает возможность слушателям осваивать необходимый материал в удобном для них месте, в удобное время, используя специальные компьютерные электронные учебники и соответствующие обучающие программы. Компьютерные классы могли бы быть организованы в аккредитованных УМЦ и в помещениях ТИПБ. Возможно приобретение электронных учебников на оптических компакт - дисках в личное пользование.

Использование дистанционной технологии обучения предоставляет широкие возможности для организации с помощью компьютеров тестирования знаний обучающихся и даже экзаменов. Однако подчеркнем, что это не отменяет деятельность экзаменационных комиссий, а лишь облегчает проведение экзаменов.

В настоящее время Всесоюзным заочным финансово - экономическим институтом совместно с ИПБ России практически завершена разработка компьютерного учебника, ориентированного на 240-часовую программу с учетом нового Плана счетов. Этот учебник базируется на концепции активного обучения, предусматривая организацию диалога.

А.Романов

Президент ИПБ России

А.Бакаев

Вице - президент ИПБ России

О.Островский

Генеральный директор ИПБ России

Подписано в печать

30.05.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Иностранные работники на российских предприятиях: правовой и налоговый аспекты (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 22) >
Статья: Учет НДС предприятиями и организациями, имеющими на балансе непроизводственные фонды ("Финансовая газета", 2001, N 22)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.