|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Судебная практика ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2001, N 14)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 14, 2001
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Верховным Судом Российской Федерации была рассмотрена жалоба акционерного общества о признании незаконным п.4 разд.IV Порядка направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, установленного Письмом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства охраны окружающей среды (Письмо соответственно от 22.12.1992 N 09-05-12 и от 21.12.1992 N 04-04/72-6344, с изменениями от 23.05.1995) на основании Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.1992 N 442 и от 28.08.1992 N 632. Оспариваемый п.4 разд.IV "Сроки перечисления средств в экологические фонды и процедура их оформления" содержал положение, на основании которого после истечения срока, установленного для внесения платежа, предприятие в соответствии с действующим законодательством уплачивает пени в размере 0,7% от суммы невнесенного платежа за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно. Первоначально заявленное основание для жалобы АО о том, что Закон РСФСР "Об охране окружающей среды" не предусматривает уплату налогов за загрязнение окружающей среды, в судебном заседании было изменено, и заявитель просил признать оспариваемый пункт по мотивам несоответствия установленного в нем размера пени требованиям налогового законодательства. По результатам судебного разбирательства с учетом объяснений сторон было принято Решение Верховного Суда Российской Федерации (от 22.03.2000 N ГКПИ 00-198) о признании оспариваемого пункта в части размера пени незаконным и не подлежащим применению, поскольку в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации установлен иной размер пени. При этом следует обратить внимание на следующее. Хотя Минфином России и Минприроды России, несмотря на принятое решение, до сих пор не внесены соответствующие изменения в указанный Порядок, размер пени, установленный в нем, не может применяться, так как решение суда вступает в силу в соответствии со ст.208 ГПК РСФСР. Кроме того, согласно Федеральному закону от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (ст.7) с 1 января текущего года Федеральный экологический фонд Российской Федерации упразднен, и рассматриваемый Порядок может быть применен только в части формирования аналогичных территориальных фондов. Предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации стала жалоба граждан - предпринимателей на нарушение их конституционных прав положениями абз.6 ст.6 и абз.2 части первой ст.7 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Суть жалобы заключалась в том, что указанные граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, за неприменение в принадлежащих им торговых точках контрольно - кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением были привлечены к административной ответственности и подвергнуты штрафу на основании данных положений. Поскольку нарушения были совершены не самими предпринимателями, а их наемными работниками - продавцами, заявители считали, что именно они должны привлекаться к административной ответственности, а налоговые органы ограничились выяснением лишь самого факта правонарушения и не исследовали вопрос о наличии вины и ее степени. По результатам рассмотрения жалобы Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение от 14.12.2000 N 244-0, в котором указывается следующее. Конституционные критерии допустимости привлечения к административной ответственности как юридического лица, так и физического лица - предпринимателя за неприменение ККМ при ведении денежных расчетов с населением выявлены Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12.05.1998 N 14-П и в Определении от 01.04.1999 N 29-0, в соответствии с которыми штраф как мера административной ответственности допустим. Но он может быть наложен при условии, что доказаны не только сам факт совершения правонарушения, но и вина юридического лица или предпринимателя, которая проявляется в виновном действии (бездействии) соответствующих лиц, действующих от их имени (поскольку стороной в договоре купли - продажи является предприятие или предприниматель, а не продавец). Возложение ответственности на предприятие (предпринимателя) не может служить препятствием для них в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного по вине работника. В п.2 указанного Определения также отмечается, что конституционно - правовой смысл положений абз.6 ст.6 и абз.2 части первой ст.7 Закона N 5215-1, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 12.05.1998 и в рассматриваемом Определении, имеет общеобязательный характер и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Подписано в печать Г.Титова 04.04.2001 Минфин России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |