![]() |
| ![]() |
|
Статья: О применении ККМ на коммерческом транспорте ("Налоговые известия Московского региона", 2001, N 3)
"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2001
О ПРИМЕНЕНИИ ККМ НА КОММЕРЧЕСКОМ ТРАНСПОРТЕ
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 917 "О внесении изменений и дополнений в Перечень отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин", установлено, что денежные расчеты без применения ККМ могут осуществлять организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам (ГМЭК), за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными). В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 сентября 1997 г. N 1402-р в целях повышения эффективности контроля за денежным оборотом в сфере торговли и услуг, а также предотвращения сокрытия прибыли от налогообложения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно - кассовым машинам дано указание принять меры по ускорению внедрения контрольно - кассовых машин с фискальной памятью, специально разработанных и включенных в реестр контрольно - кассовых машин для такси. Во исполнение указанных документов Правительства РФ разработаны и включены в Государственный реестр контрольно - кассовых машин ККМ, сфера применения которых - оказание услуг на автомобильном транспорте - в автобусах и маршрутных такси, а также таксометры для такси. Так, по информации налоговых инспекций Московской области, ГП "Мострансавто" установило и использует в области более 1000 ККМ; применяют ККМ и многие коммерческие транспортные предприятия. Например, в г. Коломне применяется 104 ККМ, в г. Егорьевске - 86, в г. Подольске коммерческими предприятиями, работающими в режиме маршрутного такси, установлено и применяется более 80 ККМ, в г. Орехово - Зуево - 35. Однако отдельные транспортные предприятия, осуществляющие перевозку пассажиров на аналогичном коммерческом транспорте, не применяют ККМ при денежных расчетах с населением. При этом эти предприятия используют такие же автотранспортные средства - "Газель", "Соболь" и др., работающие в аналогичном режиме (т.е. как маршрутное такси), по таким же тарифам и даже порой на этих же маршрутах. Проведенные проверки показали, что не применяют таксометры и некоторые такси. Отказ в установке контрольно - кассовых машин в маршрутных такси и регистрации ККМ в налоговых органах данные предприятия мотивируют тем, что они являются транспортом общего пользования, для которых Минфином России утверждены бланки строгой отчетности (билеты), приравниваемые к чекам ККМ. Однако данные предприятия не являются транспортом общего пользования по следующим основаниям. Критерии отнесения услуг к услугам маршрутных такси определены Временными правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, утвержденными 29 сентября 1997 г.
В разделе "Перевозка пассажиров в автобусах особо малой вместимости и малой вместимости в режиме маршрутного такси" Временных правил определено следующее. Статья 160. Перевозки в режиме маршрутного такси организуются перевозчиком по согласованию с органами местного самоуправления на всех видах сообщений (внутригородских, пригородных, междугородных) с использованием автобусов особо малой вместимости и малой вместимости, а также легковых автомобилей. Перевозки организуются с целью предоставления населению транспортных услуг повышенной комфортности за счет: - перевозки пассажиров только на местах сидения; - повышенной скорости сообщения по сравнению с маршрутными перевозками автобусами общего пользования; - остановок в пути следования по требованию пассажиров в любом месте маршрута с соблюдением правил дорожного движения. Вышеперечисленные критерии отнесения транспорта к транспорту, работающему в режиме маршрутного такси, присущи всем коммерческим транспортным предприятиям, в том числе ООО "Группа Автолайн", оказывающим услуги по перевозке пассажиров в городах и районах Московской области на автомобилях малой вместимости: "Газель", "Соболь", ПАЗ и др., которые должны применять при денежных расчетах с населением ККМ. Применяемые данными предприятиями бланки строгой отчетности (билеты) Минфином России по согласованию с ГМЭК для маршрутных такси не утверждались. Статьей 789 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения вытекает, что организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. Отсутствие указаний на данную обязанность перевозчика в перечисленных документах не позволяет признать перевозку перевозкой транспортом общего пользования и соответственно не позволяет пользоваться при денежных расчетах с населением билетами, утвержденными для проезда в наземном пассажирском транспорте общего пользования. В настоящее время подавляющее большинство транспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров на коммерческой основе, не выполняют требования ст.789 ГК РФ о перевозке пассажиров по обращению любого гражданина, так как под категорию любого гражданина подпадают и пассажиры, которым законодательством предоставлены льготы по проезду в транспорте. Эти льготы предприятиями, осуществляющими перевозки пассажиров на коммерческой основе, не предоставляются. При этом коммерческие транспортные средства предоставляют населению транспортные услуги повышенной комфортности, тарифы на которые выше, чем в городских, пригородных и междугородных автобусах общего пользования. Необходимо иметь в виду, что в п.7 ст.149 части второй Налогового кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2001 г., дается понятие услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). Согласно указанной статье, к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров, в том числе по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Из изложенного следует, что перевозки пассажиров данными предприятиями осуществляются маршрутными такси, а не транспортом общего пользования.
Подписано в печать А.С.Кленовский 10.03.2001 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |