![]() |
| ![]() |
|
Статья: О налоге с продаж в Московской области (Начало) ("Финансовая газета", 2001, N 10)
"Финансовая газета", N 10, 2001
О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Закон Московской области от 23.11.2000 N 79/2000-03 состоит всего лишь из одной строчки: "Ввести в действие Закон Московской области N 67/98-03 "О налоге с продаж" с 1 января 2001 года". Дело в том, что сам Закон "О налоге с продаж" (далее - Закон) был принят два года назад: он датируется 31.12.1998. Однако в п.1 ст.16 Закона было указано, что он вводится специальным Законом. Введение в действие налога с продаж в Московской области обусловлено следующим. В связи с вступлением в действие с 2001 г. части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) из перечня применяемых налогов был изъят ряд налогов, поступления от которых составляли существенную часть бюджета области. К таким в первую очередь относится налог на содержание жилья и объектов социальной сферы. Введение в действие налога с продаж позволит в известной степени восполнить бюджетные потери региона. Вместе с тем в соответствии со ст.15 Закона подлежит отмене ряд региональных и местных налогов и сборов, таких как: сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц; сбор за право торговли; сбор за парковку автотранспорта; сбор за право использования местной символики; сбор за уборку территорий; сбор за открытие игорного бизнеса и ряд других.
В соответствии со ст.2 Закона его плательщиками являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, иностранные юридические лица, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Московской области. Закон определил, что при реализации товаров (работ, услуг) на территории области обособленными подразделениями юридического лица, не имеющими своего баланса и расчетного счета, плательщиком налога в бюджет является соответствующее юридическое лицо. Налог уплачивается по местонахождению указанных обособленных подразделений. При этом необходимо понимать, что налоговыми органами трактуется как "обособленное подразделение" и его местонахождение. В ст.11 части первой НК РФ указано, что обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Кроме того, место нахождения обособленного подразделения российской организации - место осуществления этой организацией деятельности через обособленное подразделение. Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В п.2 ст.3 Закона указано, что к продаже за наличный расчет приравнивается продажа с проведением расчетов посредством кредитных и иных расчетных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). В связи с этой записью в Законе встает вопрос о том, возникает ли налог с продаж, если товары (работы, услуги) реализуются индивидуальному предпринимателю, а он рассчитывается за них в безналичном порядке. Позиция налоговых органов по этому вопросу отражена в Письме МНС России от 13.03.2000 N АП-8-03/1176. Во-первых, в соответствии со ст.11 НК РФ под понятием "счета" понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, в этой же статье дано определение индивидуального предпринимателя, под которым понимается физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На основании этих посылок МНС России сделало вывод о том, что перечисление денежных средств со счетов в банках за приобретенные товары (работы, услуги) индивидуальными предпринимателями признается продажей за наличный расчет. Таким образом, индивидуальные предприниматели оказались в неравных условиях с юридическими лицами, реализующими точно такую же продукцию. Предприниматель, купивший у юридического лица товары для последующей перепродажи, включит налог с продаж в цену товара. В результате конечный покупатель заплатит на 5% больше, чем за такой же товар, приобретенный у юридического лица. Следует отметить, что предприниматели России обращались с жалобами в Конституционный Суд Российской Федерации по поводу этой ситуации. 30 января 2001 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Постановление, в соответствии с которым он признал, что порядок взимания налога с продаж противоречит Конституции Российской Федерации. Суд определил, что в течение 2001 г. положения налога с продаж должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации, где говорится о равенстве всех перед законом и о свободе ведения экономической деятельности, или же с 1 января 2002 г. этот налог будет отменен. В статье 4 Закона приведен перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом налогообложения. В основном этот перечень соответствует перечню, приведенному в п.3 ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако в ряде позиций перечень уточнен и расширен. Так, не являются объектом налога с продаж в Московской области услуги по уходу за инвалидами, стоимость путевок (курсовок), реализуемых не только для инвалидов, но и для ветеранов, детей - сирот, детей из малообеспеченных семей, медицинские услуги, услуги почтово - телеграфной и телефонной связи и ряд других товаров и услуг.
(Окончание см. "Финансовая газета", N 11, 2001)
Подписано в печать Ю.Донин 06.03.2001 К.э.н.
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |