Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Тематический выпуск: Предприятие и его обособленные подразделения ("Экономико-правовой бюллетень", 2001, N 3)



"Экономико-правовой бюллетень", N 3, 2001

ПРЕДПРИЯТИЕ И ЕГО ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Авторы номера

Т.Крутякова, О.Степанова

ОТ РЕДАКЦИИ

Одной из форм расширения бизнеса в различных отраслях деятельности, будь то торговля, страхование, консультационные услуги, услуги по ремонту отдельных видов техники и др., является создание широкой сети филиалов и представительств одной организации или предприятия на территории города, района, области, субъекта Российской Федерации, а также за их пределами. Кроме того, для осуществления некоторых технологических процессов требуется создание структурных подразделений предприятий и организаций вне местонахождения головного предприятия. Это могут быть отдельные цеха, склады, испытательные полигоны, очистные сооружения и т.п.

Филиалы, представительства и такие структурные подразделения представляют собой обособленные подразделения юридических лиц. Однако сами они юридическими лицами не являются.

В настоящем номере "Экономико - правового бюллетеня" рассмотрены многие вопросы, возникающие в процессе создания и деятельности таких подразделений, такие как порядок открытия филиалов и представительств, их правовой статус, открытие банковских счетов, наделение имуществом и ведение бухгалтерского учета.

Особое внимание обращаем на значительные изменения, произошедшие в налогообложении обособленных подразделений в связи с введением в действие части первой и отдельных глав части второй Налогового кодекса РФ.

Особенности деятельности филиалов и представительств могут регулироваться специальными нормативно - правовыми актами, в которых устанавливаются дополнительные требования к обособленным подразделениям, осуществляющим отдельные виды деятельности (например, банковская деятельность, деятельность в области образования и др.).

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В соответствии с действующим гражданским законодательством юридическое лицо может осуществлять деятельность вне места своего нахождения путем открытия представительств и филиалов, которые являются обособленными подразделениями. На практике к таким подразделениям относятся также структурные подразделения предприятий и организаций, статус которых в настоящее время специальными нормативными актами не определен.

Правовое положение филиала и представительства определено в ст.55 ГК РФ. Следует отметить, что в соответствии с этим определением функции филиала несколько шире, чем функции представительства. Представительство осуществляет только представление и защиту интересов юридического лица, не ведя при этом никакой иной деятельности. Филиал юридического лица осуществляет все виды деятельности, например научно - исследовательскую, хозяйственную, производственную, образовательную и др.

Что касается обособленных структурных подразделений, то из самого названия следует, что они являются какой-либо частью общей структуры предприятия, по определенным причинам (организационным, экономическим, технологическим) расположенной вне места нахождения головного предприятия.

Создание обособленного подразделения

Основным документом, регулирующим деятельность филиалов и представительств, является Гражданский кодекс РФ. Отдельные вопросы в этой сфере могут быть урегулированы другими нормативными актами о деятельности хозяйствующих субъектов той или иной формы собственности.

Как правило, решение о создании филиала и представительства принимается компетентным органом юридического лица.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) для создания филиала и представительства ООО требуется решение не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, принимающих участие в общем собрании. Однако уставом общества может быть предусмотрена необходимость большего числа голосов для принятия такого решения.

В акционерном обществе органом, принимающим решение об открытии филиала или представительства, является совет директоров (наблюдательный совет) общества (п.15 ст.65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО). Следует обратить внимание, что эти вопросы относятся к исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и не могут быть переданы для решения исполнительному органу общества (директору, правлению).

В соответствии с п.3 ст.55 ГК РФ филиалы и представительства должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Сообщения об изменениях в уставе общества, связанных с изменением сведений о его филиалах и представительствах, представляются органу государственной регистрации юридических лиц в уведомительном порядке (ст.5 Закона об АО). Аналогичные требования содержатся и в Законе о ООО. Срок, в течение которого полномочным органом управления юридического лица должно быть принято решение о внесении наименования вновь созданного филиала в учредительные документы, в настоящее время не установлен. Однако в соответствии с п.5 ст.34 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (действующей на основании ст.2 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ) в случае принятия такого решения сведения об этом должны быть сообщены регистрирующему органу в недельный срок.

Таким образом, в настоящее время государственная регистрация филиалов и представительств в порядке, действующем для юридических лиц, законодательством не предусмотрена.

Однако следует иметь в виду, что сведения о созданных обособленных подразделениях вносятся в учредительные документы юридического лица, т.е. они изменяются и дополняются. Таким образом, предприятие продолжает функционировать в ином качестве, что требует в соответствии с действующим законодательством государственной регистрации (п.1 ст.51 ГК РФ).

При отсутствии надлежащим образом зарегистрированных учредительных документов юридического лица с внесенными в них сведениями о созданных филиалах и представительствах можно говорить о несоответствии учредительных документов действующему законодательству. В этом случае в соответствии с п.11 ст.7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в редакции от 7 ноября 2000 г.) налоговым органам предоставлено право предъявлять в суд иски о ликвидации предприятия любой организационно - правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации, о признании регистрации предприятия недействительной и взыскании доходов, полученных в этих случаях.

Предприятие, осуществляющее деятельность с измененными учредительными документами, но без соответствующей регистрации, а равно без их изменения, может быть ликвидировано по решению суда как действующее с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер (ст.61 ГК РФ). Однако для доказательства неустранимого характера нарушений предприятию должно быть предложено в определенный срок внести соответствующие изменения в учредительные документы и произвести перерегистрацию. Только в случае отказа предприятия произвести такие действия нарушения будут иметь неустранимый характер.

Правовой статус обособленного подразделения

В соответствии с п.3 ст.55 ГК РФ основными документами, регулирующими деятельность обособленного подразделения, являются:

- положение об обособленном подразделении (представительстве, филиале, структурном подразделении), утвержденное юридическим лицом;

- доверенности, выданные юридическим лицом руководителям обособленного подразделения;

- учредительные документы юридического лица.

Действующее законодательство не предъявляет специальных требований к форме и содержанию положений об обособленных подразделениях. Однако наиболее целесообразно отразить в этом документе все вопросы деятельности обособленного подразделения, а именно:

- местонахождение;

- цели и задачи, а также направления деятельности;

- структуру управления;

- сведения об имуществе филиала и представительства;

- порядок открытия банковских счетов;

- перечень сделок, полномочия на совершение которых переданы руководителю филиала;

- иные сведения.

Следует обратить внимание, что положение об обособленном подразделении должно быть утверждено органом юридического лица, который управомочен принимать такое решение (см. соответственно Закон об АО, Закон об ООО).

На практике в положении о филиале или представительстве иногда встречается указание на то, что обособленное подразделение обладает правами юридического лица. Необходимо еще раз подчеркнуть, что такое положение противоречит закону.

Руководители филиала и представительства, как правило, назначаются на должность головной организацией и действуют на основании доверенности, которая является основным документом, подтверждающим их полномочия. Сложившейся арбитражной практикой подтверждено, что полномочия руководителя не могут основываться на указаниях, содержащихся в учредительных документах юридического лица, либо явствовать из обстановки, в которой действует руководитель филиала (п.20 Постановления ВАС РФ и ВС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). При этом следует учесть, что руководитель филиала (представительства) вправе передоверить совершение действий, на которые он уполномочен доверенностью, другому лицу с соблюдением правил, предусмотренных ст.187 ГК РФ.

Доверенность, выдаваемая руководителю филиала или представительства, должна быть оформлена с соблюдением правил ст.185 ГК РФ, а именно:

- быть подписанной руководителем головной организации или иным лицом, уполномоченным на это уставом головной организации;

- содержать необходимые данные (например, дату выдачи, без которой она признается недействительной);

- должна быть удостоверена печатью головной организации.

Доверенность руководителя и положение об обособленном подразделении должны обязательно содержать указание на сделки, которые оно вправе совершать. При наличии такого указания сделки, совершенные руководителем филиала (представительства), следует считать совершенными от имени юридического лица.

Как правило, юридическое лицо создает свои обособленные подразделения вне места своего нахождения. При этом в их деятельности, как и в деятельности любых хозяйствующих субъектов, нередко возникают вопросы, требующие разрешения в судебном порядке. В соответствии с п.2 ст.25 АПК РФ иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения этого обособленного подразделения. Следует иметь в виду, что данное правило может быть изменено только по соглашению сторон на основании ст.30 АПК РФ.

Аналогичные положения содержатся в ст.ст.118, 120 ГПК РСФСР.

Обособленные подразделения выступают в качестве стороны по делу при наличии надлежащим образом оформленных полномочий, которые, как уже было отмечено, закрепляются в доверенности, выдаваемой руководителю.

Если обособленное подразделение осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, то оно вправе заниматься такой деятельностью в рамках лицензии, выданной головной организации.

Юридическое лицо обладает правом наделять и филиал, и представительство своим имуществом. Однако при этом следует учитывать, что обособленность имущества как филиала, так и представительства носит относительный характер, поскольку это имущество продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Поэтому взыскание по долгам юридического лица может быть обращено на имущество, выделенное филиалу и представительству, независимо от того, связаны долги юридического лица с деятельностью филиала и представительства или нет. Точно также по долгам, связанным с деятельностью филиала и представительства, юридическое лицо несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом.

Данное положение подтверждается ГК РФ, а также Письмом Госналогслужбы России N ВП-6-10/415 и ФСНП РФ N ВВ-1909 от 3 июня 1997 г. "Об обращении взыскания на имущество филиалов", в соответствии с которым ответственность по долгам, возникающим у филиалов (представительств) в виде недоимок по налогам или после применения к ним штрафных санкций, несет головная организация всем принадлежащим ей имуществом.

Согласно Временному положению о порядке обращения взыскания на имущество организаций, утвержденному Указом Президента РФ от 14 февраля 1996 г. N 199 "О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций" арест может быть наложен только на имущество должника, принадлежащее ему на праве собственности или хозяйственного ведения, а также оперативного управления (за исключением имущества учреждений и объектов, изъятых из оборота либо ограничиваемых в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Банковский счет обособленного подразделения

В соответствии с п.2 Порядка применения положений Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", установленного совместным Письмом Госналогслужбы России от 13 августа 1994 г. N ВГ-4-13/94н, Минфина России от 13 августа 1994 г. N 104 и Банка России от 16 августа 1994 г. N 104 для осуществления операций по своей основной деятельности филиалам и представительствам разрешено открывать расчетные (текущие) банковские счета. Для этого требуется ходатайство юридического лица или его уполномоченного органа, а также комплект документов, перечисленных в Инструкции Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР".

Режим текущего счета определяется исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетом в соответствии с действующим законодательством.

С текущего счета представительства могут осуществляться только расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства и обязательств перед бюджетом.

Бухгалтерский учет в обособленном подразделении

Обособленные подразделения ведут бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) в соответствии с порядком, установленным для головной организации действующим законодательством. Так, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (далее - Положение о бухгалтерском учете и отчетности), определен порядок ведения бухгалтерского учета для организаций - юридических лиц по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно - правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Следует особо подчеркнуть, что в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения.

Как правило, филиалы и представительства осуществляют учет своего имущества и обязательств на отдельном балансе. Однако это не является признаком их имущественной обособленности, так как они не являются юридическими лицами. Кроме того, в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Пункт 4 ст.5 Закона об АО также предусматривает, что имущество филиалов (представительств) акционерного общества должно учитываться на их отдельных балансах и на балансе общества.

В практической деятельности обособленных подразделений нередко возникают вопросы по поводу отражения тех или иных обязательств в балансе. Например, каким образом производится отражение уставного капитала на балансе филиала или представительства.

В связи с этим следует отметить, что само понятие уставного (складочного) капитала, образованного за счет долей (вкладов) учредителей (участников), применимо только по отношению к коммерческим организациям, являющимся хозяйственными товариществами или обществами (см. ст.66 ГК РФ). В соответствии с п.67 Положения о бухгалтерском учете и отчетности величина уставного капитала, отражаемая в бухгалтерском учете и отчетности организации, равна величине уставного капитала, зарегистрированного в ее учредительных документах.

Так как филиал акционерного общества не является самостоятельным юридическим лицом (самостоятельной коммерческой организацией), то он, соответственно, не имеет собственных учредительных документов и, следовательно, к нему не может быть применимо понятие уставного капитала.

Необходимо также обратить внимание на то, что выделяемое филиалу имущество остается собственностью акционерного общества. В то же время имущество, передаваемое в качестве вклада в уставный фонд при учреждении юридического лица, становится собственностью этого юридического лица.

Таким образом, в отдельных балансах филиалов строка "Уставный капитал" не заполняется. При этом в сводном балансе акционерного общества должна отражаться величина уставного капитала, зарегистрированная в учредительных документах этого общества.

Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н утвержден новый План счетов финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Предприятиям и организациям разрешено осуществлять переход к новому Плану счетов в течение 2001 г. по мере готовности организации.

Следует отметить, что с введением нового Плана счетов порядок отражения операций по расчетам с филиалами не изменился. Для этой цели также предназначен счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", к которому открываются субсчета: 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу", 79-2 "Расчеты по текущим операциям" и др.

Субсчет 79-1 "Расчеты по выделенному имуществу" отражает расчет с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы, по переданным им внеоборотным и оборотным активам.

Имущество, выделенное указанным подразделениям, списывается организацией со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты".

Имущество, выделенное организацией указанным подразделениям, принимается на учет этими подразделениями с кредита счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в дебет счета 01 "Основные средства" и др.

На субсчете 79-2 "Расчеты по текущим операциям" учитываются прочие расчеты организации с филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями, выделенными на отдельные балансы.

Аналитический учет по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" ведется по каждому филиалу, представительству, отделению или другому обособленному подразделению организации, выделенному на отдельный баланс, а расчетов по договорам доверительного управления имуществом - по каждому договору.

Движение средств на оплату труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы отражается филиалами, представительствами и иными структурными подразделения организации, выделенными на отдельный баланс и имеющими текущие счета в кредитных организациях для осуществления вышеназванных расходов, на отдельном субсчете к счету 55 "Специальные счета в банках".

Имущество обособленного подразделения

Как было отмечено, для ведения хозяйственной деятельности головная организация наделяет обособленные подразделения своим имуществом.

Следует еще раз подчеркнуть, что имущество при этом, несмотря на его отражение на отдельном балансе обособленного подразделения, остается в собственности головной организации. Иными словами, головная организация вправе распоряжаться таким имуществом как собственник. Кроме того, при обращении взыскания на имущество головной организации без каких-либо ограничений может использоваться имущество ее обособленных подразделений.

В бухгалтерском учете операции по наделению филиала имуществом отражаются следующим образом:

Дебет 79-1 Кредит 01 (07, 10, 41) - передача филиалу основных средств, оборудования, материалов, товаров;

Дебет 01 (07, 10, 41) Кредит 79-1 - филиалом оприходовано переданное имущество;

Дебет 01 (07, 10, 41) Кредит 79-1 - возвращено имущество, переданное в филиал.

Некоторые вопросы в деятельности обособленных подразделений связаны с передачей им головной организацией транспортных средств.

В соответствии с п.3.1 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной автомобильной инспекции, утвержденных Приказом МВД России от 26 ноября 1996 г. N 624, регистрация транспортных средств, которыми юридическое лицо наделило свои филиалы (представительства), производится за юридическим лицом по месту нахождения филиалов (представительств).

В связи с тем, что вышеназванный документ не уточняет особенности постановки на учет транспортных средств обособленных подразделений, необходимые разъяснения по этому вопросу содержатся в Письме МВД России от 28 марта 1995 г. N 1/1465 "О порядке регистрации транспортных средств филиалами и представительствами юридического лица" (с изменениями от 20 июня 1995 г.).

Так, перечень документов, необходимых для регистрации транспортного средства обособленного подразделения, дополнен:

- информационным письмом налогового органа, подтверждающим постановку филиала (представительства) на учет в налоговом органе с указанием его местонахождения и идентификационного номера налогоплательщика. Следует принять во внимание, что в соответствии со ст.83 НК РФ на учет по месту нахождения транспортных средств встает само юридическое лицо - налогоплательщик;

- положением о филиале (представительстве), утвержденным создавшим его юридическим лицом;

- приказом (распоряжением) юридического лица о наделении филиала (представительства) транспортными средствами, в том числе приобретаемыми филиалом (представительством) от имени юридического лица;

- доверенностью, выданной юридическим лицом руководителю филиала (представительства) на право регистрации транспортных средств от имени юридического лица. Вероятно, доверенность требуется в том случае, если постановку на учет транспортного средства осуществляет руководитель обособленного подразделения.

В свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств в качестве владельца транспортных средств указывается юридическое лицо, являющееся их собственником, а в разделах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В раздел "Особые отметки" этих документов следует вносить запись: "филиал (представительство)". Адрес юридического лица проставляется в соответствующем разделе карточки учета транспорта.

Необходимо обратить внимание, что настоящее Письмо носит нормативный характер, так как оно зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ. Предоставление дополнительных документов является обязательным.

Государственный технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных по местонахождению обособленных подразделений юридических лиц, в настоящее время проводится в общем порядке в соответствии с Приказом МВД России от 15 марта 1999 г. N 190 "Об организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств".

ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОБОСОБЛЕННЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

На основании ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками являются организации, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги. При этом под организациями понимаются российские юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (п.2 ст.11 НК РФ). Действующее налоговое законодательство (п.2 ст.11 НК РФ) к обособленным относит любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие "рабочее место" определено в ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", согласно которой рабочим является место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Следует иметь в виду, что признание обособленного подразделения таковым не зависит от отражения факта его создания в учредительных или иных организационно - распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется обособленное подразделение.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками. Они лишь выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения.

Порядок выполнения обособленными подразделениями обязанностей организации по уплате налогов и сборов применительно к конкретным налогам и сборам определяется частью второй Налогового кодекса РФ. Поскольку на сегодняшний день в действие введены еще не все главы части второй НК РФ, до введения в действие соответствующих глав обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений исполняются организациями в порядке, установленном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов. При этом уплата налогов по месту нахождения тех филиалов и представительств, которые до 1 января 1999 г. признавались указанными федеральными законами самостоятельными налогоплательщиками, осуществляется в порядке, предусмотренном для филиалов и представительств, не имеющих отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета (ст.9 Федерального закона от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

В соответствии с п.1 ст.83 НК РФ организация, имеющая обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения (п.4 ст.83 НК РФ). Если налогоплательщик затрудняется определить место постановки на учет своих обособленных подразделений, то в соответствии с п.9 ст.83 НК РФ он может подать сведения об открытых им филиалах и представительствах, а также структурных подразделениях в налоговый орган по месту своего учета для принятия этим налоговым органом решения о месте постановки на учет таких обособленных подразделений.

Форма заявления о постановке на учет утверждена Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309. Кроме заявления в налоговые органы для постановки на учет подаются заверенные в установленном порядке копии следующих документов: свидетельства о регистрации организации, учредительных документов, иных документов, необходимых для государственной регистрации, документов, подтверждающих создание организации в соответствии с законодательством РФ.

При этом следует иметь в виду, что перечень учредительных документов, представляемых для государственной регистрации юридических лиц различных организационно - правовых форм, определен в гл.4 Гражданского кодекса РФ. Так, для акционерных обществ договор о создании общества не является учредительным документом (ст.98 Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8).

Вместе с тем документы, необходимые в настоящее время для государственной регистрации юридических лиц, перечислены в ст.ст.34, 35 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации". К таким документам относятся:

утвержденный учредителем (учредителями) устав предприятия;

решение о создании предприятия или договор учредителей;

документы, подтверждающие оплату не менее 50% уставного капитала (фонда) предприятия, указанного в решении о создании предприятия или договоре учредителей;

свидетельство об уплате государственной пошлины.

В случаях создания предприятия одним учредителем решением о создании предприятия считается утвержденный им устав предприятия. Вышеперечисленные нормативные акты специально не требует предоставления в числе документов, необходимых для регистрации, приказа об открытии обособленного подразделения или Положения об обособленном подразделении. Следовательно, отсутствие таких документов не может служить основанием для отказа в постановке на учет в налоговом органе обособленного подразделения.

В результате постановки на учет обособленного подразделения налогоплательщику выдается Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения обособленного подразделения на территории Российской Федерации, форма которого утверждена Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (Приложение 15). Однако следует обратить внимание на то, что данное Уведомление не может быть основанием для открытия банковского счета и применяется в предусмотренных законодательством случаях только при наличии Свидетельства о постановке на учет юридического лица - налогоплательщика либо его заверенной копии.

При принятии организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения снятие организации с налогового учета по месту нахождения филиала (обособленного подразделения) производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (п.5 ст.84 НК РФ).

Налог на прибыль предприятий и организаций

В настоящее время налог на прибыль предприятий и организаций уплачивается организациями, имеющими обособленные подразделения, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения обособленных подразделений в порядке, предусмотренном п.3 ст.1 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а также Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" (далее - Постановление N 660).

Согласно п.3 ст.1 Закона "О налоге на прибыль предприятий и организаций" зачисление налога на прибыль в части, зачисляемой в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, производится в доходы бюджетов субъектов РФ по месту нахождения структурных подразделений организации исходя из доли прибыли, приходящейся на эти структурные подразделения, определяемой пропорционально их среднесписочной численности (фонду оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов в порядке, установленном Постановлением N 660. При этом сумма налога по указанным организациям и структурным подразделениям определяется в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены организации и их структурные подразделения.

На основании Постановления N 660 доля прибыли, которая приходится на территориально обособленные структурные подразделения, по которой исчисляется налог, подлежащий зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ по месту нахождения указанных структурных подразделений, определяется исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов этих структурных подразделений соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.

Определение средней величины удельного веса для исчисления авансовых и фактических сумм налога на прибыль по организациям (без структурных подразделений) и по их структурным подразделениям производится исходя соответственно из предполагаемых и фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов этих организаций и их структурных подразделений.

Исчисление налога на прибыль отдельно по организациям (без структурных подразделений) и структурным подразделениям производится в соответствии со ставками налога на прибыль, действующими на территориях, где расположены эти организации и их структурные подразделения.

Организация представляет в налоговые органы по месту своего нахождения справки и расчеты по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет по организации в целом, а также в бюджеты субъектов РФ по организации без структурных подразделений и отдельно по каждому структурному подразделению с указанием места их нахождения и даты направления этих сведений в налоговые органы субъектов РФ по месту нахождения каждого структурного подразделения (п.8 Письма Госналогслужбы России от 4 августа 1995 г. N НП-4-01/46н "Методические указания по применению Постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 года N 660 "О порядке расчетов... ").

Уплата налога на прибыль в федеральный и в другие бюджеты (краевой, бюджеты муниципальных образований) может производиться как с расчетного счета самой организации, так и с расчетных счетов обособленных подразделений. Это не имеет принципиального значения, потому что все счета принадлежат одному юридическому лицу - самой организации, которая и является плательщиком налога на прибыль.

Ответственность за полноту перечисления в бюджеты субъектов РФ налога на прибыль, причитающегося со структурных подразделений, несут организации, в состав которых входят эти подразделения. В связи с этим штрафные санкции за несвоевременное перечисление платежей в бюджет, а также по результатам проверки этих организаций взыскиваются в бюджет с указанных организаций. Контроль за правильностью исчисления налогов и своевременностью их перечисления в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляют налоговые органы по месту нахождения головной организации.

Налог на добавленную стоимость

С 1 января 2001 г. порядок уплаты НДС организациями, имеющими обособленные подразделения, регулируется ст.175 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.175 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают НДС как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. При этом после 1 января 2001 г. возникновение обязанности по уплате НДС по месту нахождения обособленного подразделения не ставится в зависимость от того, участвует данное обособленное подразделение в реализации товаров (работ, услуг) или нет.

Пример. Предприятие А, расположенное в г. Москве, имеет филиал в г. С. - Петербурге. В соответствии с Положением о филиале филиалу не предоставлено право заключать договоры от имени предприятия, а также осуществлять денежные расчеты с покупателями.

До 1 января 2001 г. предприятие А не уплачивало НДС по месту нахождения филиала, поскольку в соответствии с требованиями действовавшего в то время Закона РФ от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" обязанность по уплате НДС возлагалась лишь на те обособленные подразделения организации, которые самостоятельно осуществляли реализацию товаров (работ, услуг).

После 1 января 2001 г. расчеты с бюджетом по НДС предприятие А должно производить в том числе и по месту нахождения своего филиала.

В соответствии с п.2 ст.175 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения организации, определяется как одна вторая произведения общей суммы НДС, подлежащей уплате организацией, на величину, исчисленную как сумма удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом и удельного веса стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в стоимости основных производственных фондов по организации в целом.

Указанные выше удельные веса определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) на конец отчетного налогового периода и среднегодовой стоимости основных производственных фондов за календарный год, предшествующий отчетному (с 1 января по 31 декабря). Если организация была создана после начала календарного года, то средняя стоимость основных производственных фондов определяется с момента создания организации и до налогового периода, предшествующего отчетному (п.48 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения организации, имеющей обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.

Организации самостоятельно выбирают применяемый показатель - среднесписочную численность работников или фонд оплаты труда - и не меняют его в течение отчетного года.

При определении среднесписочной численности работников в соответствии с Инструкцией Госкомстата России от 7 декабря 1998 г. N 121 "По заполнению организациями сведений численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения" не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско - правового характера (п.48 Методических рекомендаций по применению главы 21 "НДС" НК РФ).

Пример. В условиях предыдущего примера предположим, что:

1) предприятие имеет только один филиал, других обособленных подразделений у предприятия нет;

2) сумма НДС за февраль 2001 г., подлежащая уплате в бюджет по организации в целом, составляет 300 000 руб.;

3) среднесписочная численность работников филиала на конец февраля 2001 г. - 2 человека;

4) среднесписочная численность работников предприятия в целом (с учетом работников филиала) на конец февраля - 50 человек;

5) основных производственных фондов на балансе филиала нет.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения филиала в марте 2001 г. (за февраль 2001 г.), составит 6000 руб. (300 000 х 1/2 х (2/50 + 0) = 6000).

Сумма налога, подлежащая уплата в бюджет по месту нахождения предприятия, составит 294 000 руб.

Организации, имеющие обособленные подразделения, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц, квартал), представляют в налоговые органы:

- по месту своего нахождения - декларацию по форме N 1 с приложением по расчету суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (лист 08), и приложением по перечню обособленных подразделений организации (лист 09);

- по месту нахождения обособленных подразделений - титульный лист декларации, а также приложение расчета суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений, и приложение по перечню этих обособленных подразделений (п.3 Инструкции по заполнению декларации по НДС и декларации по НДС по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 2000 г. N БГ-3-03/407).

Налог на имущество

Статьей 1 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" определено, что филиалы и иные обособленные подразделения предприятий, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, являются плательщиками налога на имущество.

Руководствуясь ст.7 Закона РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, уплачивают налог на имущество в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений. Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений. При этом уплате в бюджет по месту нахождения головного предприятия подлежит разница между суммой налога на имущество, исчисленной головным предприятием по предприятию в целом, и суммами налога, уплаченными головным предприятием в бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений (п.13 Инструкции Госналогслужбы России от 8 июня 1995 г. N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

Единый социальный налог

Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, уплачивают единый социальный налог как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в порядке, предусмотренном п.9 ст.247 НК РФ.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения всех обособленных подразделений организации.

Организации, имеющие обособленные подразделения, представляют налоговые декларации по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений.

Налог на доходы физических лиц

В соответствии с действующим законодательством российские организации, выплачивающие доходы физическим лицам, признаются налоговыми агентами, в обязанности которых входит исчисление, удержание из доходов физических лиц и перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц (п.1 ст.226 НК РФ).

Как следует из п.7 ст.226 НК РФ, совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная организацией - налоговым агентом у налогоплательщиков - физических лиц, в отношении которых она (организация) признается источником дохода, уплачивается по месту учета организации - налогового агента в налоговом органе.

Организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.

Налог на пользователей автомобильных дорог

Согласно п.40 Инструкции МНС России от 4 апреля 2000 г. N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" налог на пользователей автодорог уплачивается организациями по месту своего нахождения, а также по месту нахождения обособленных подразделений организации, составляющих баланс и имеющих свой расчетный счет в банке.

Если организация имеет обособленные подразделения, не выделенные на отдельный баланс и не имеющие своего расчетного счета, то налог на пользователей автодорог по месту нахождения таких обособленных подразделений не уплачивается.

Местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы, предусмотренные Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (налог на рекламу, налог с продаж и др.) устанавливается органами местного самоуправления с учетом норм вышеназванного Закона. Эти органы своими решениями о введении местных налогов утверждают положения о порядке исчисления и уплаты таких налогов, которыми определяют круг налогоплательщиков, решают вопросы предоставления льгот отдельным категориям плательщиков.

На основании п.2 ст.8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе получать в местный бюджет предусмотренные законами РФ и законами субъектов РФ налоги с филиалов и представительств, головные предприятия которых расположены вне территории данного муниципального образования.

Если из общего объема налогооблагаемой базы невозможно определить ее размер по каждому отдельному структурному подразделению, то общая сумма выручки от реализованной продукции (работ, услуг) юридическим лицом распределяется по структурным подразделениям пропорционально численности в них работающих или фактически начисленной сумме заработной платы, а затем от этой доли исчисляется сумма налога исходя из размера ставки, утвержденной органом местного самоуправления на подведомственной ему территории.

Подписано в печать

01.03.2001

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Каковы порядок и сроки уплаты налога с продаж индивидуальными предпринимателями? ("Московский налоговый курьер", 2001, N 8) >
Вопрос: Каков порядок учета для целей налогообложения дохода, полученного по еврооблигациям 1998 г. выпуска, в целях исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль коммерческим банком? ("Московский налоговый курьер", 2001, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.