Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговая статистика и прогнозирование налоговой базы регионов ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 2000

НАЛОГОВАЯ СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

НАЛОГОВОЙ БАЗЫ РЕГИОНОВ

Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально - экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом. Своевременно собранные, обработанные и проанализированные данные налоговой отчетности дают возможность руководству МНС России и его управлений по субъектам Российской Федерации делать правильные выводы о результатах практической работы по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей и намечать пути повышения ее качества и эффективности.

В условиях необходимости укрепления и расширения налоговой базы федерального бюджета, как главного стабилизирующего фактора экономики страны, важнейшей задачей налоговой статистики является всестороннее исследование эффективности налогового процесса и происходящих в налоговой системе преобразований в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах на основе научно обоснованной системы показателей, обобщения и прогнозирования тенденций развития налоговой базы, выявления имеющихся резервов повышения налоговых поступлений и своевременного обеспечения надежной информацией политического руководства страны и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

В целях успешного решения этих задач представляется целесообразным:

- проводить дальнейшую работу по совершенствованию форм налоговой отчетности в части повышения оперативности и достоверности, а также сокращения и упрощения используемой системы показателей (в первую очередь, за счет отмены потерявших свою актуальность показателей);

- обращать больше внимания на качественные показатели, позволяющие выявлять взаимосвязь эффективности налогового планирования с региональным экономическим и социальным развитием, а также определенные тенденции для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона;

- предусматривать проведение разнообразных выборочных обследований, позволяющих объективно оценивать развитие налоговой базы регионов и прогнозировать поступление налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.

В настоящее время указанные направления совершенствования налоговой отчетности приобретают особую практическую значимость в связи с проводимой МНС России работой по внедрению Налогового паспорта региона.

С этой точки зрения целесообразно придерживаться принципа, при котором показатели налогового потенциала, содержащиеся в планируемом к утверждению Налоговом паспорте региона, должны быть зафиксированы и неизменны в налоговой отчетности последующих периодов.

В то же время при любых возможных изменениях форм налоговой отчетности должна быть обеспечена преемственность информации, необходимой для определения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и налоговой базы по основным налогам, что позволит в полной мере обеспечить сопоставимость отчетных данных за ряд лет. Значение этого положения можно проиллюстрировать примером с месячными формами отчетности N 1-НОМ "Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики" и N 4-НОМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики".

В соответствии с Приказом МНС России от 23.11.1999 N АП-3-09/370 "Об утверждении форм отчетности Министерства РФ по налогам и сборам на 2000 год" составление отчетности по этим формам в связи с отсутствием инструмента отбора предприятий для формирования данных отчетов не предусматривалось. При этом на перспективу в целях обеспечения сбора и разработки указанной отчетности предполагается внести в заголовочную часть бухгалтерского баланса признак отнесения предприятия к определенной отрасли экономики (код по ОКОНХ).

По мнению специалистов налоговых органов, в частности Управления МНС России по Санкт - Петербургу, отмена указанных отчетов на 2000 г. могла бы привести к утрате преемственности отраслевой базы данных, то есть к нарушению важнейшего принципа любой информационной системы. В то же время база данных о налоговых поступлениях и недоимке в разрезе основных отраслей (которая, например, по Санкт - Петербургу, ведется систематически начиная с 1994 г.) имеет большое практическое значение для:

- оценки налогового потенциала отдельных отраслей экономики и перспективы его развития;

- анализа налоговой нагрузки на предприятия различных отраслей;

- оценки адекватности налоговых поступлений уровню развития и социально - экономическим параметрам отдельных отраслей и выбора на этой основе объектов налоговой проверки;

- принятия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений о предоставлении льгот;

- прогнозирования налоговых поступлений.

В связи с этим Управление МНС России по Санкт - Петербургу (Письмо от 11.01.2000 N 20-08/222) впредь до усовершенствования отраслевого классификатора и инструмента отбора предприятий по отраслевому признаку просило оставить в системе налоговой статистики отчеты по формам N 1-НОМ и N 4-НОМ, сократив их периодичность до ежеквартальной. Это предложение было принято; согласно Приказу МНС России от 03.03.2000 N АП-3-09/89 указанные формы сохранены как ежеквартальные. При этом принималось во внимание и то, что во внедряемом Налоговом паспорте региона также присутствует база данных по основным отраслям экономики.

Между тем действующая в настоящее время налоговая отчетность не обеспечивает в полном объеме выборку сведений, необходимых для формирования Налогового паспорта региона.

В рамках проводимой работы по налоговой паспортизации регионов имеются следующие замечания и предложения по совершенствованию отдельных форм налоговой отчетности.

В форму N 1-НМ "Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" целесообразно ввести показатель начисления налогов и сборов в федеральный бюджет. Кроме этого, содержащиеся в форме N 1-НМ сведения о начисленных платежах включают суммы штрафов и пени, что не позволяет получить реальную оценку возможностей региона по начислению платежей в бюджет. Поэтому в данной форме отдельной строкой следует выделить: "исчислено по декларациям текущего года". В разд.3 "Структура поступления налога на добавленную стоимость" формы N 1-НМ в подразделе "справочно" в строках 410 - 413 также необходимо с 2001 г. выделить федеральный бюджет.

С 2000 г. отменена форма N 3-НЛК "Льготы по налоговым платежам, предоставленные налогоплательщикам в соответствии с действующим законодательством". Для заполнения Налогового паспорта региона данными по потерям в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам необходимо восстановить данную форму отчетности.

Для анализа коэффициента собираемости по всем налогам отчет по форме N 4-НМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" необходимо дополнить данными о недоимке по налогам, не включенным в совокупность налогов, по которым имеется информация о недоимке в отчете N 4-НМ.

С учетом большой значимости рентного фактора особого внимания заслуживают платежи за пользование природными ресурсами, которые необходимо дифференцировать, указав отдельно задолженность по налогу на землю и платежам за пользование недрами.

Исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета и необходимости объективного определения налоговой базы по всем видам налогов, контролируемых МНС России, а также установления на этой основе контрольных показателей по мобилизации доходов в федеральный бюджет, представляется целесообразным вернуться к вопросу периодичности представления отчета по форме N 5-НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов". По нашему мнению, эта форма должна быть полугодовой или даже квартальной. Отчет по форме N 5-НБН следует дополнить акцизами на бензин.

Проектом бюджета на 2001 г. предусмотрено расширение перечня подакцизных товаров; вводится акциз на дизельное топливо и моторные масла. Считаем целесообразным включить данное изменение в действующие формы налоговой отчетности, в том числе и в отчет формы N 5-НБН.

Подписано в печать А.И.Новикова

23.10.2000 Советник налоговой службы

I ранга

А.Д.Мельник

Советник налоговой службы

I ранга, к.т.н.

В.П.Золотарев

Советник налоговой службы

II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об обложении единым налогом на вмененный доход ("Налоговый вестник", 2000, N 11) >
Статья: Инструкция МНС России от 15.06.2000 N 62 (комментарий) ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.