|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговая статистика и прогнозирование налоговой базы регионов ("Налоговый вестник", 2000, N 11)
"Налоговый вестник", N 11, 2000
НАЛОГОВАЯ СТАТИСТИКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ РЕГИОНОВ
Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально - экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом. Своевременно собранные, обработанные и проанализированные данные налоговой отчетности дают возможность руководству МНС России и его управлений по субъектам Российской Федерации делать правильные выводы о результатах практической работы по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей и намечать пути повышения ее качества и эффективности. В условиях необходимости укрепления и расширения налоговой базы федерального бюджета, как главного стабилизирующего фактора экономики страны, важнейшей задачей налоговой статистики является всестороннее исследование эффективности налогового процесса и происходящих в налоговой системе преобразований в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах на основе научно обоснованной системы показателей, обобщения и прогнозирования тенденций развития налоговой базы, выявления имеющихся резервов повышения налоговых поступлений и своевременного обеспечения надежной информацией политического руководства страны и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. В целях успешного решения этих задач представляется целесообразным: - проводить дальнейшую работу по совершенствованию форм налоговой отчетности в части повышения оперативности и достоверности, а также сокращения и упрощения используемой системы показателей (в первую очередь, за счет отмены потерявших свою актуальность показателей); - обращать больше внимания на качественные показатели, позволяющие выявлять взаимосвязь эффективности налогового планирования с региональным экономическим и социальным развитием, а также определенные тенденции для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона; - предусматривать проведение разнообразных выборочных обследований, позволяющих объективно оценивать развитие налоговой базы регионов и прогнозировать поступление налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения. В настоящее время указанные направления совершенствования налоговой отчетности приобретают особую практическую значимость в связи с проводимой МНС России работой по внедрению Налогового паспорта региона.
С этой точки зрения целесообразно придерживаться принципа, при котором показатели налогового потенциала, содержащиеся в планируемом к утверждению Налоговом паспорте региона, должны быть зафиксированы и неизменны в налоговой отчетности последующих периодов. В то же время при любых возможных изменениях форм налоговой отчетности должна быть обеспечена преемственность информации, необходимой для определения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и налоговой базы по основным налогам, что позволит в полной мере обеспечить сопоставимость отчетных данных за ряд лет. Значение этого положения можно проиллюстрировать примером с месячными формами отчетности N 1-НОМ "Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики" и N 4-НОМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики". В соответствии с Приказом МНС России от 23.11.1999 N АП-3-09/370 "Об утверждении форм отчетности Министерства РФ по налогам и сборам на 2000 год" составление отчетности по этим формам в связи с отсутствием инструмента отбора предприятий для формирования данных отчетов не предусматривалось. При этом на перспективу в целях обеспечения сбора и разработки указанной отчетности предполагается внести в заголовочную часть бухгалтерского баланса признак отнесения предприятия к определенной отрасли экономики (код по ОКОНХ). По мнению специалистов налоговых органов, в частности Управления МНС России по Санкт - Петербургу, отмена указанных отчетов на 2000 г. могла бы привести к утрате преемственности отраслевой базы данных, то есть к нарушению важнейшего принципа любой информационной системы. В то же время база данных о налоговых поступлениях и недоимке в разрезе основных отраслей (которая, например, по Санкт - Петербургу, ведется систематически начиная с 1994 г.) имеет большое практическое значение для: - оценки налогового потенциала отдельных отраслей экономики и перспективы его развития; - анализа налоговой нагрузки на предприятия различных отраслей; - оценки адекватности налоговых поступлений уровню развития и социально - экономическим параметрам отдельных отраслей и выбора на этой основе объектов налоговой проверки; - принятия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений о предоставлении льгот; - прогнозирования налоговых поступлений. В связи с этим Управление МНС России по Санкт - Петербургу (Письмо от 11.01.2000 N 20-08/222) впредь до усовершенствования отраслевого классификатора и инструмента отбора предприятий по отраслевому признаку просило оставить в системе налоговой статистики отчеты по формам N 1-НОМ и N 4-НОМ, сократив их периодичность до ежеквартальной. Это предложение было принято; согласно Приказу МНС России от 03.03.2000 N АП-3-09/89 указанные формы сохранены как ежеквартальные. При этом принималось во внимание и то, что во внедряемом Налоговом паспорте региона также присутствует база данных по основным отраслям экономики. Между тем действующая в настоящее время налоговая отчетность не обеспечивает в полном объеме выборку сведений, необходимых для формирования Налогового паспорта региона. В рамках проводимой работы по налоговой паспортизации регионов имеются следующие замечания и предложения по совершенствованию отдельных форм налоговой отчетности. В форму N 1-НМ "Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации" целесообразно ввести показатель начисления налогов и сборов в федеральный бюджет. Кроме этого, содержащиеся в форме N 1-НМ сведения о начисленных платежах включают суммы штрафов и пени, что не позволяет получить реальную оценку возможностей региона по начислению платежей в бюджет. Поэтому в данной форме отдельной строкой следует выделить: "исчислено по декларациям текущего года". В разд.3 "Структура поступления налога на добавленную стоимость" формы N 1-НМ в подразделе "справочно" в строках 410 - 413 также необходимо с 2001 г. выделить федеральный бюджет. С 2000 г. отменена форма N 3-НЛК "Льготы по налоговым платежам, предоставленные налогоплательщикам в соответствии с действующим законодательством". Для заполнения Налогового паспорта региона данными по потерям в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам необходимо восстановить данную форму отчетности. Для анализа коэффициента собираемости по всем налогам отчет по форме N 4-НМ "Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней" необходимо дополнить данными о недоимке по налогам, не включенным в совокупность налогов, по которым имеется информация о недоимке в отчете N 4-НМ. С учетом большой значимости рентного фактора особого внимания заслуживают платежи за пользование природными ресурсами, которые необходимо дифференцировать, указав отдельно задолженность по налогу на землю и платежам за пользование недрами. Исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета и необходимости объективного определения налоговой базы по всем видам налогов, контролируемых МНС России, а также установления на этой основе контрольных показателей по мобилизации доходов в федеральный бюджет, представляется целесообразным вернуться к вопросу периодичности представления отчета по форме N 5-НБН "Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов". По нашему мнению, эта форма должна быть полугодовой или даже квартальной. Отчет по форме N 5-НБН следует дополнить акцизами на бензин. Проектом бюджета на 2001 г. предусмотрено расширение перечня подакцизных товаров; вводится акциз на дизельное топливо и моторные масла. Считаем целесообразным включить данное изменение в действующие формы налоговой отчетности, в том числе и в отчет формы N 5-НБН.
Подписано в печать А.И.Новикова 23.10.2000 Советник налоговой службы
I ранга А.Д.Мельник Советник налоговой службы I ранга, к.т.н. В.П.Золотарев Советник налоговой службы II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |