|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об обложении единым налогом на вмененный доход ("Налоговый вестник", 2000, N 11)
"Налоговый вестник", N 11, 2000
ОБ ОБЛОЖЕНИИ ЕДИНЫМ НАЛОГОМ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД
Для привлечения к уплате налогов организаций и индивидуальных предпринимателей, занятых в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, в том числе в розничной торговле, общественном питании, бытовом и транспортном обслуживании, то есть тех налогоплательщиков, которые производят расчеты с покупателями и заказчиками преимущественно в наличной денежной форме, в июле 1998 г. был принят Федеральный закон N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее - Федеральный закон). Принятие Федерального закона должно было также привести к снижению затрат на налоговое администрирование указанной категории налогоплательщиков, упрощению порядка исчисления и уплаты налогов. В соответствии с законодательством данный налог вводится в субъектах Российской Федерации нормативными правовыми актами их законодательных (представительных) органов государственной власти. По состоянию на 1 июля 2000 г. законодательные акты по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) действуют в 77 субъектах Российской Федерации. Соответствующие законы не приняты в 13 регионах, в том числе в городах Москве и Санкт - Петербурге, а также Калининградской, Московской, Мурманской, Новгородской, Тверской, Тюменской областях, Чеченской Республике и Республике Тыва, Корякском, Ненецком и Таймырском автономных округах. Из 77 регионов в 12 (Брянская, Костромская, Кировская, Курская, Тамбовская, Курганская и Читинская области, Чувашская Республика, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Республика Алтай и Ямало - Ненецкий автономный округ) на уплату ЕНВД переведены только индивидуальные предприниматели, осуществляющие определенные Федеральным законом виды деятельности. Принятые налоговыми органами меры позволили в первом полугодии 2000 г. обеспечить поступление ЕНВД в консолидированный бюджет в сумме 4,7 млрд руб., что составляет 323,2% к соответствующему периоду 1999 г., и во внебюджетные фонды в сумме 1,2 млрд руб. При этом в федеральный бюджет поступило 0,6 млрд руб. ЕНВД, или 309,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В бюджеты субъектов Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2000 г. поступило ЕНВД 4,1 млрд руб., или 325,3% по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года. Основная доля поступлений ЕНВД (60%) получена от индивидуальных предпринимателей. Наибольшую сумму поступлений ЕНВД обеспечили УМНС России по Краснодарскому краю (657,2 млн руб.), Нижегородской области (422,8 млн руб.), Красноярскому краю (316,7 млн руб.), Ростовской области (257,2 млн руб.), Ставропольскому краю (233,6 млн руб.). В разрезе видов деятельности наибольший удельный вес в общей сумме ЕНВД составляют поступления от плательщиков, осуществляющих розничную торговлю через магазины, палатки, ларьки, торговые павильоны, - 68,9%. При этом доля поступления ЕНВД от других видов деятельности, например от розничной торговли горюче - смазочными материалами, составила 10,7%, от оказания автотранспортных услуг - 4,3%, от общественного питания - 3,6%. По состоянию на 1 июля 2000 г. имеется 1162,4 тысячи плательщиков ЕНВД (17,2% к общему количеству зарегистрированных налогоплательщиков), что составляет 174,0% к уровню соответствующего периода прошлого года; при этом абсолютный рост числа плательщиков составил 494,3 тысячи.
Рост количества плательщиков ЕНВД произошел в указанный период за счет введения ЕНВД в УМНС России по Красноярскому краю, Оренбургской области с 1 октября 1999 г., Пермской области с 1 июля 1999 г., Омской области с 1 августа 1999 г., Саратовской области и Республике Татарстан с 1 апреля 2000 г. (182,6 тысячи плательщиков), а также увеличения на 82,4 тысячи плательщиков в УМНС по Республике Дагестан, Курской, Нижегородской областям и Краснодарскому краю. По состоянию на 1 июля 2000 г. в разрезе видов деятельности наибольшее количество плательщиков ЕНВД занято в розничной торговле - 937,4 тысячи, или 80,6% от общего количества плательщиков, переведенных на уплату ЕНВД . Количество плательщиков, занятых в других видах деятельности, например по оказанию автотранспортных услуг, составляет 70,8 тысячи, или 6,1% от общего числа плательщиков ЕНВД, по общественному питанию - 38,0 тысячи, или 3,3%, по розничной торговле горюче - смазочными материалами - 3,8 тысячи, или 0,3%. Анализ поступающей от региональных органов власти, налоговых органов и налогоплательщиков информации, а также результаты проведенных работниками Межрегиональной инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг (далее - Инспекция) в июле - августе 2000 г. тематических проверок УМНС России по Краснодарскому краю, Свердловской, Оренбургской и Тульской областям по вопросу организации контроля за налогообложением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ЕНВД свидетельствуют о наличии как положительных результатов, так и серьезных отрицательных последствий от введения этого налога в субъектах Российской Федерации. Положительным результатом является то, что значительно увеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные Федеральным законом виды деятельности, за счет легализации их деятельности и увеличения налоговой нагрузки. Так, например, по Республикам Алтай, Коми, Бурятия, Мордовия, Ставропольскому краю, Псковской и Ярославской областям и ряду других регионов налоговые поступления от данной категории налогоплательщиков увеличились более чем в 2 раза. Негативным последствием введения в регионах ЕНВД является то, что резко сократились налоговые поступления (в том числе в федеральный бюджет) от юридических лиц (особенно крупных торговых организаций), являющихся плательщиками данного налога, по сравнению с уплачиваемыми ими ранее налогами по общепринятой системе налогообложения. Так, в Республике Коми за первое полугодие 2000 г. организациями розничной торговли уплачено единого налога меньше, чем была уплачена сумма замененных им налогов за соответствующий период 1999 г., на 4,0 млн руб., или на 21%. В Республике Марий Эл налоговая нагрузка организаций в сфере бытовых услуг во II квартале текущего года по сравнению с I кварталом (до перевода на уплату единого налога) снизилась на 67%, в сфере розничной торговли - на 25%, в сфере общественного питания - на 48%, в сфере транспортных услуг - на 54%. В Липецкой области сумма потерь налогов, уплачиваемых до перевода на ЕНВД, только по ОАО "Липецкий хладокомбинат" за I квартал 2000 г. составила 771 тыс. руб.; при этом налоговая нагрузка по данному налогоплательщику снизилась в 6,5 раз. В Оренбургской области поступления ЕНВД по организациям, оказывающим автотранспортные услуги и услуги по предоставлению автомобильных стоянок, в первом полугодии 2000 г. оказались ниже налоговых поступлений за первое полугодие 1999 г. (до перевода названных организаций на уплату ЕНВД) соответственно в 1,3 и 4 раза. Основной причиной данного положения является делегирование Федеральным законом законодательным (представительным) органам государственной власти регионов права самостоятельного установления базовой доходности различных видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, а также отсутствие единых методологических принципов определения налогооблагаемой базы по ЕНВД на территории Российской Федерации. Во многих регионах показатели базовой доходности, оказывающие основное влияние на размер налогообложения вмененного дохода, установлены для организаций в заниженных размерах (из расчета применительно к индивидуальным предпринимателям), то есть в размерах, не обеспечивающих компенсацию ранее уплачиваемых ими налогов (НДС, акцизов, налогов на прибыль, на имущество, в дорожные фонды и т.д.). Кроме этого, занижается размер базовой доходности в результате лоббирования в законодательных (представительных) органах власти интересов отдельных групп предпринимателей, занимающихся бизнесом в сфере розничной торговли, бытового и транспортного обслуживания населения и т.п. Указанное обстоятельство приводит к значительным колебаниям размеров базовой доходности по одним и тем же видам деятельности в разных регионах, неравенству условий налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в стране. Так, например, размер годовой базовой доходности по различным физическим показателям, применяемым в целях обложения ЕНВД автозаправочных станций, колеблется в разрезе субъектов Российской Федерации на один топливо - раздаточный пистолет от 29,0 тыс. руб. (Псковская область) до 2250,0 тыс. руб. (Краснодарский край), на одну торговую точку АЗС от 30,2 тыс. руб. (Тамбовская область) до 1680,0 тыс. руб. (Нижегородская область), на одну точку общепита от 1,5 тыс. руб. (Республика Дагестан) до 58,8 тыс. руб. (Тамбовская область), на 1 тонну грузоподъемности автотранспортных средств от 4,5 тыс. руб. (Ростовская область) до 32,0 тыс. руб. в Орловской области. Это свидетельствует о том, что назрела необходимость установления минимальных размеров вмененного дохода и иных значений составляющих формул расчета ЕНВД по видам деятельности решениями Правительства РФ отдельно по организациям и индивидуальным предпринимателям. Анализ работы налоговых органов по контролю за налогообложением налогоплательщиков ЕНВД позволяет делать вывод о необходимости внесения изменений в Федеральный закон в части состава плательщиков ЕНВД и видов осуществляемой ими предпринимательской деятельности. От региональных налоговых органов поступают предложения распространить действие федерального законодательства о ЕНВД на индивидуальных предпринимателей, занимающихся сбором и реализацией металлолома, а также на неграждан России, осуществляющих на ее территории розничную торговлю, исключить из состава плательщиков ЕНВД бюджетные и религиозные организации, включить в перечень видов деятельности, подпадающих под действие данного законодательства, оказание услуг по предоставлению в аренду торговых мест и торговых площадей на рынках. Налоговые органы проводят определенную работу по контролю за своевременным и полным поступлением названного налога в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Так, по результатам налоговых проверок, осуществленных во всех субъектах Российской Федерации, по состоянию на 1 июля 2000 г. выявлено 45,7 тысячи не привлеченных к налогообложению ЕНВД, основная доля из которых приходится на индивидуальных предпринимателей (около 44,0 тысяч человек); по сравнению с соответствующим периодом прошлого года рост составил 2,2 раза, в том числе индивидуальных предпринимателей - в 2 раза и юридических лиц в - 1,2 раза. Результаты выездных тематических проверок, проведенных Инспекцией в УМНС России по Краснодарскому краю и Свердловской области, показывают, что только в первом полугодии текущего года налоговыми органами данных регионов проверено соответственно 45,0 и 22,7 тысячи налогоплательщиков ЕНВД (48,5 и 67,2% от их общего количества). По результатам этих проверок доначислено единого налога соответственно в сумме 31,0 млн руб. и 0,9 млн руб., предъявлено штрафных санкций в сумме 11,0 млн руб. и 1,6 млн руб. Отсутствие особого порядка назначения, проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок по соблюдению законодательства о едином налоге мешает контрольной работе налоговых органов за плательщиками ЕНВД. Кроме того, целесообразно предусмотреть в Налоговом кодексе Российской Федерации порядок проведения рейдовых проверок, установить их статус и четко его регламентировать. В целях повышения эффективности налогового контроля за деятельностью индивидуальных предпринимателей - плательщиков ЕНВД назрела необходимость введения в федеральное налоговое законодательство положения о постановке на налоговый учет указанных плательщиков в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, а также об уплате ими ЕНВД на данной территории. Для качественного контроля за поступлением ЕНВД необходима доработка программы АИС "Налог - М", которая позволила бы отслеживать и выводить на печать списки плательщиков ЕНВД, не представивших расчеты и не оплативших налог на очередной налоговый период, что даст возможность оперативно отслеживать предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налога, и своевременно принимать меры. Наряду с осуществлением контрольной работы управлениями МНС России по субъектам Российской Федерации проводится организационно - методическая работа, направленная на разъяснение положений регионального законодательства по единому налогу. В этих целях налоговыми органами (Оренбургской, Тульской, Свердловской областей и др.) широко используются возможности средств массовой информации. Как показывает практика применения законодательства о ЕНВД, с введением данного налога в регионах значительно увеличился документооборот налоговых органов и, как следствие, - нагрузка на инспекторский состав, поскольку работники налоговых органов выписывают раз в квартал уведомление о переводе налогоплательщиков на уплату ЕНВД и раз в квартал (а чаще ежемесячно) Свидетельство об уплате ЕНВД. Учитывая большое количество налогоплательщиков, мест осуществления деятельности и необходимость представления повторных уточненных расчетов по ЕНВД, данная работа является трудоемкой и малорезультативной, что снижает качество и эффективность налогового администрирования данной категории налогоплательщиков. Из региональных налоговых органов в Инспекцию поступают многочисленные предложения о целесообразности выдачи налогоплательщикам одного бланка Свидетельства на каждый объект налогообложения на год (квартал) с последующей отметкой об уплате ЕНВД за определенный период. В отдельных регионах нормы действующего законодательства о ЕНВД не соответствуют нормам федерального законодательства, что также приводит к снижению поступлений данного налога и конфликтам между налогоплательщиками и налоговыми органами. Так, в Свердловской области перевод на уплату ЕНВД только индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, привел к тому, что ряд крупных торговых организаций (юридических лиц) были перерегистрированы на индивидуальных предпринимателей. За 1999 г. количество магазинов, зарегистрированных за индивидуальными предпринимателями, увеличилось в области с 4,8 тысячи до 11,7 тысячи, или в 2,4 раза. В связи с тем что базовая доходность розничной торговли, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, используемая для исчисления ЕНВД, была рассчитана исходя из уплачиваемого ими ранее подоходного налога, в 1999 г. в бюджеты всех уровней области не поступило 265 млн руб. (в том числе в федеральный бюджет - 50,0 млн руб.), в I квартале 2000 г. - около 20,0 млн руб. Налоговыми органами Республики Татарстан, Краснодарского края, Калужской, Кемеровской, Тюменской и ряда других областей в нарушение установленного федеральным законодательством порядка к уплате единого налога привлекаются индивидуальные предприниматели, не состоящие на налоговом учете на территории данных регионов, а лишь осуществляющие там свою деятельность, что приводит к двойному налогообложению. В целях исключения данного положения в федеральном законодательстве необходимо предусмотреть норму о постановке на налоговый учет данной категории налогоплательщиков и уплате налога по месту осуществления ими предпринимательской деятельности. Серьезным недостатком регионального законодательства является использование целого ряда физических показателей, характеризующих вид деятельности и необходимых при расчете ЕНВД, в то время как Письмом Правительства РФ от 07.09.1998 N 4435п-П5 рекомендовано применение только одного физического показателя по каждому виду деятельности. Так, например, указанным Письмом в качестве физического показателя по общественному питанию рекомендована общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности (кв. м), однако данный показатель применяется только в 21 субъекте Российской Федерации, в других же субъектах используются следующие показатели: точка общепита, количество работающих, посадочное место, торговая площадь, складская площадь, производственная площадь. При этом в 25 субъектах применяется более одного физического показателя, что вызывает большие колебания уровня базовой доходности по виду деятельности и, как следствие, не позволяет правильно рассчитать размер ЕНВД. В ряде регионов имеет место перевод на уплату ЕНВД видов деятельности, не оговоренных Федеральным законом. Так, в Тульской области торговые организации уплачивают ЕНВД не только по продаже товаров в розницу, но и по оптовой продаже, осуществляемой бюджетными учреждениями. Аналогичная норма, но с ограничением оптового оборота по реализации товаров указанными организациями до 5% от общего объема реализации, содержится в Законе о едином налоге на вмененный доход Краснодарского края. Кроме того, имеет место применение понижающих поправочных коэффициентов к уровню базовой доходности в зависимости от продолжительности занятия предпринимательской деятельностью. В Свердловской области эта норма областного закона привела к постоянной перерегистрации предпринимателями магазинов и других мест организации торговли на родственников, знакомых и других подставных лиц в целях снижения налогооблагаемой базы по единому налогу. По этой причине недопоступления ЕНВД в расчете на год составляют в области около 40 млн руб. В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", и хочется надеяться, что обозначенные в настоящей статье проблемы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей единым налогом будут учтены при его принятии.
Подписано в печать Ю.В.Подпорин 23.10.2000 Государственный советник
налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |