Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О налоговом администрировании в нефтяной отрасли ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 2000 О НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ 1. Общие положения Нефтяная промышленность России стабильно обеспечивает потребности страны в нефти и нефтепродуктах. В ней практически завершены преобразования, связанные с переходом к рыночным отношениям в экономике. Добычу нефти осуществляют 15 нефтяных компаний, 7 организаций ОАО "Газпром", 75 мелких российских неинтегрированных нефтедобывающих организаций, 42 совместных предприятия с иностранным участием. Добыча нефти и конденсата осуществляется в 28 субъектах Российской Федерации. В 1999 г. добыча нефти с газовым конденсатом составила 304,8 млн т, что на 1,5 млн т больше, чем в предыдущем году. Крупные нефтяные компании добывают 90% всей нефти. Положение нефтедобывающей промышленности в настоящее время улучшилось, чему в существенной мере способствует сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура на нефть и нефтепродукты, рост объема производства, увеличение экспортной выручки. Предприятия нефтяной промышленности обеспечивают 9,9% общего объема промышленного производства страны. На долю этой промышленности приходятся 21,4% валютной выручки от общего экспорта и 22,4% общей суммы доходов федерального бюджета. Однако в нефтедобывающем комплексе не произошло кардинальных изменений в работе с фондом скважин. Тенденция к снижению неработающего фонда проявляется в основном не за счет ввода новых скважин, а за счет их консервации. В связи с этим Правительство РФ было вынуждено принять специальное Постановление от 01.11.1999 N 1213 "О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях". 2. Затраты, связанные непосредственно с добычей и подготовкой нефти и обусловленные технологией и организацией производства Планирование и учет затрат по добыче и производству нефти осуществляются в разрезе обособленных производственных (структурных) подразделений, имеющихся у нефтегазодобывающего предприятия. К ним относятся: - цех поддержания пластового давления; - цех по добыче нефти и газового конденсата; - цех комплексной подготовки нефти (обезвоживание, обессоливание, стабилизация нефти); - цех подземного ремонта скважин и т.д. При планировании и учете затрат, образующих себестоимость нефти, применяются следующие виды группировок расходов: а) по месту возникновения затрат (цехи по обеспечению добычи нефти, вспомогательные производства и другие подразделения нефтедобывающего предприятия); б) по видам продукции (нефть, включая газовый конденсат, газ попутный и др.); в) по видам расходов (статьям и элементам затрат). Планирование, учет и калькулирование себестоимости добычи нефти и газоконденсата, а также газа попутного производятся в разрезе следующих статей: - расходы на энергию по извлечению нефти; - расходы по искусственному воздействию на пласт; - расходы на оплату труда производственных рабочих; - расходы по сбору и транспортировке нефти и газового конденсата; - расходы по технологической подготовке нефти; - амортизация скважин; - расходы на содержание и эксплуатацию скважин и оборудования; - отчисления на социальные нужды; - платежи в бюджет (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы и другие налоги и сборы); - общепромысловые расходы; - коммерческие расходы. На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, разработана и утверждена Приказом Минтопэнерго России от 01.11.1994 N 371 Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа. В себестоимость добычи нефти включаются: а) затраты, непосредственно связанные с добычей и промысловой подготовкой нефти, обусловленные технологией и организацией производства; б) платежи за право на добычу полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство (отчисления на геолого - разведочные работы), затраты на рекультивацию земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; в) затраты на подготовку и освоение производства; г) другие затраты. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости добычи нефти является частью системы бухгалтерского учета на предприятии, основанной на первичной документации и инвентаризации. 3. Платежи за право на добычу полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы Важнейшим сектором экономики, обеспечивающим наибольший вклад в государственный бюджет, является недропользование. Сектор недропользования включает подготовку и воспроизводство минерально - сырьевой базы, добычу полезных ископаемых, переработку, транспортировку, реализацию и потребление как собственно минеральных ресурсов, так и товарных продуктов их первых переделов. С развитием минерально - сырьевой базы укрепляется основа экспортных отраслей и приток валюты в страну. Положение с воспроизводством запасов нефти уже достаточно длительное время характеризуется как кризисное. В связи с внедрением с 1992 г. рыночных отношений в недропользование наметилось резкое отставание работ по геологическому изучению недр, особенно на стадии региональных исследований из-за недостаточности источников их финансирования. Начиная с 1994 г. прирост запасов полезных ископаемых не компенсирует фактических объемов их добычи: по нефти ежегодные приросты запасов остаются на уровне 200 млн т в год при добыче около 300 млн т, то есть нарушилось даже простое воспроизводство минерально - сырьевой базы. Причины такого положения заключаются в том, что ресурсный потенциал субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется добыча нефти, уже недостаточен для компенсации добычи экономически эффективными запасами, а нефтяные компании и ОАО "Газпром" не могут проводить геолого - разведочные работы в новых регионах из-за действующих законодательных ограничений. Кроме того, применение некоторыми компаниями внутрикорпоративных цен на нефть и газ привело в 1999 г. к относительному сокращению налогооблагаемой базы и соответственно к снижению объема отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ), направляемых на геолого - разведочные работы. В последние годы лишь некоторые добывающие предприятия устойчиво компенсируют свою добычу приростами запасов, и происходит это за счет того, что в их распоряжении остаются практически все средства, отчисляемые на ВМСБ. 3.1. Плата за пользование недрами В настоящее время вопросы платы за пользование недрами регулируются ст.ст.39 - 41 Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", введенного в действие с 15 марта 1995 г., и отдельными постановлениями Правительства РФ и ведомственными подзаконными актами. В соответствии со ст.41 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок установлены Постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна". В настоящее время разработана Методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами при добыче нефти на территории Самарской области, составленная в соответствии с Законом РФ "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, а также Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна и Инструкцией о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами, в которых установлены предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых. В соответствии с вышеуказанными документами предельный уровень регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых по нефти, конденсату и природному газу составляет 6 - 16% от стоимости добытого минерального сырья и определяется как доля от стоимости добытого углеводородного сырья с учетом нормативных потерь полезного ископаемого в недрах; при этом стоимость добытого углеводородного сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции без налога на добавленную стоимость и акциза. Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению нефти и газа с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно - географических условий, состояния и периода разработки месторождения. Факторы, определяющие состояние и период разработки месторождения, представлены в таблице, по которой рассчитывается ставка регулярных платежей за право пользования недрами при добыче нефти (Пл), определяемая как частное от деления суммы коэффициентов факторов (К1, ...., К7), участвующих в расчете (п.п.1 - 7 таблицы), на их количество. (К1 + ... + К7) Пл = -------------- ———— 7

Таблица

Определение ставки регулярных платежей

за пользование недрами при добыче нефти

     
   —————————————————————————T—————————————T—————————————————————————¬
   | Факторы, определяющие  |   Ставки    |   Краткое пояснение к   |
   |дифференциацию платежей |  платежей   |        факторам,        |
   |                        |   в % от    |   определяющим ставки   |
   |                        | стоимости   |   регулярных платежей   |
   |                        |  добытого   |                         |
   |                        |   сырья     |                         |
   |                        |    (К)      |                         |
   +————————————————————————+—————————————+—————————————————————————+
   |1. Величина  остаточных | 6   10  16  |В соответствии          с|
   |извлекаемых запасов     |             |государственным  балансом|
   |месторождений нефти     |             |запасов          полезных|
   |(млн т)                 |             |ископаемых     Российской|
   |                        |             |Федерации                |
   |1.1. < 0,5              | X           |                         |
   |1.2. > 1,0 — 2,0        |     Х       |                         |
   |1.3. > 5,0              |            Х|                         |
   |                        |             |                         |
   |2. Средний дебит  одной |             |В расчет      принимается|
   |эксплуатационной        |             |среднегодовой действующий|
   |скважины (т/сут.)       |             |фонд скважин             |
   |2.1. < 3,0              | X           |                         |
   |2.2. > 5,0 — 7,0        |     X       |                         |
   |2.3. > 20,0             |          Х  |                         |
   |                        |             |                         |
   |3. Способ  эксплуатации |             |От общего      количества|
   |добывающих скважин      |             |эксплуатируемых скважин  |
   |3.1. Фонтанный          |          Х  |более 50% скважин        |
   |3.2. Фонтанно —         |             |                         |
   |механический            |     X       |от 25 до 50% скважин     |
   |3.3. Механический       | X           |менее 25% скважин        |
   |                        |             |                         |
   |4. Стадия разработки    |             |Среднеарифметическое     |
   |[(КА + КБ + КВ) : 3]    |             |значение             трех|
   |4.1. Темп отбора (%)    |          Х  |показателей.     Величина|
   |4.1.1. > 4,0            |             |отбора      нефти      на|
   |4.1.2. > 2,0 — 3,0      |     X       |месторождении за год, в %|
   |4.1.3. < 0,5            | Х           |от начальных  извлекаемых|
   |                        |             |запасов нефти            |
   |                        |             |                         |
   |4.2. Средняя            |             |Высокая     обводненность|
   |обводненность скважин   |             |добываемой      жидкости,|
   |(%)                     |             |определяемая           по|
   |4.2.1. < 40             |          X  |лабораторным  данным   по|
   |4.2.2. > 70 — 80        |     X       |содержанию  воды в пробах|
   |4.2.3. > 90             | X           |жидкости                 |
   |                        |             |                         |
   |4.3. Степень            |             |Величина отбора нефти  на|
   |выработки запасов       |             |месторождении   за  время|
   |(%)                     |             |разработки,   в   %    от|
   |4.3.1. < 20             |          X  |начальных     извлекаемых|
   |4.3.2. > 60 — 80        |     Х       |запасов                  |
   |4.3.3. > 90             | X           |                         |
   |                        |             |                         |
   |5. Глубина   разработки |             |Средневзвешенная       по|
   |(км)                    |             |запасам глубина, определ.|
   |5.1. До 1,5             |          X  |(остаточные       извлек.|
   |5.2. От 2,51 — 3,5      |     Х       |запасы      х     глубину|
   |5.3. Более 4,5          | X           |продуктивн.   пласта)   :|
   |                        |             |:     число   разрабатыв.|
   |                        |             |пластов                  |
   |                        |             |                         |
   |6. Географо —           |             |Максимальный      процент|
   |экономические условия   |             |платежа  применяется  для|
   |6.1. С развитой         |          X  |разрабатываемых          |
   |инфраструктурой         |             |месторождений,           |
   |6.2. Со слабо           | X           |минимальный     —     для|
   |развитой                |             |разведанных             и|
   |инфраструктурой         |             |законсервированных       |
   |                        |             |скважин                  |
   |                        |             |                         |
   |7. Качество нефти       |             |Расчет качества     нефти|
   |[(КА + КБ + КВ) : 3]    |             |определяется  по  средней|
   |7.1. Сернистостъ (S, %) |             |величине   трех  основных|
   |7.1.1. Малосернистые    |           X |характеристик:           |
   |(до 0,5)                |             |сернистости          (S),|
   |7.1.2. Сернистые        |     X       |плотности  (q),  вязкости|
   |(0,5 — 2,0)             |             |(у) в пластовых условиях.|
   |7.1.3. Высокосернистые  | X           |При        многопластовых|
   |(>2,0)                  |             |залежах        показатели|
   |                        |             |величин   качества  нефти|
   |                        |             |определяются          как|
   |                        |             |средневзвешенные       по|
   |                        |             |добытой     нефти      за|
   |                        |             |последний год            |
   |                        |             |                         |
   |7.2. Плотность          |             |                         |
   |(q, г/куб. см)          |             |                         |
   |7.2.1. Легкие (до 0,870)|          X  |                         |
   |7.2.2. Средние          |     X       |                         |
   |(0,871 — 0,900)         |             |                         |
   |7.2.3. Тяжелые (>0,900) | X           |                         |
   |                        |             |                         |
   |7.3. Вязкость           |          X  |                         |
   |7.3.1. С незначительной |             |                         |
   |вязкостью (до 1,0)      |     X       |                         |
   |7.3.2. С повышенной     |             |                         |
   |вязкостью               |             |                         |
   |(5,1 — 25,0)            | X           |                         |
   |7.3.3. Высоковязкие     |             |                         |
   |(>25,0)                 |             |                         |
   L————————————————————————+—————————————+——————————————————————————
   

Примечания. 1. Показатели, участвующие в расчетах по определению величин коэффициентов факторов, должны браться за последний календарный (отчетный) год, предшествующий расчету платежей.

2. При определении ставки платежей за пользование недрами при добыче нефти на впервые вводимых в разработку месторождениях п.п.2 и 4 в приведенной методике расчета не используются.

В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно - геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, Законом РФ "О недрах" (ст.ст.40, 44, 48) предусматривается, что органы, предоставляющие лицензии на пользование недрами, могут принимать решения о частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами или предоставлении отсрочек уплаты этих платежей недропользователям, осуществляющим освоение таких месторождений. Данный порядок рассмотрения этих вопросов изложен в Письме МПР России от 18.11.1996 N ВО-61/3024.

В соответствии с п.17 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.1994 N 1212, от 26.08.1996 N 1007, от 22.08.1998 N 1004) платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке: местный бюджет - 30%; региональный бюджет - 30%, федеральный бюджет - 40%.

Необходимо учитывать особую природу платежей за природные ресурсы, поскольку данными платежами пользователь недр оплачивает право пользования в своих коммерческих интересах принадлежащих всему обществу природных ресурсов. Поэтому не случайно платежи за пользование недрами включаются в себестоимость продукции.

Начиная с 1993 г. в России действует лицензионный порядок недропользования. Лицензии выдаются на конкурсной или аукционной основе. В настоящее время существует ряд особенностей платежей за пользование недрами при добыче нефти: нет единой для всех месторождений ставки, не установлены единые нормативы потерь, исключаемые из налогооблагаемой базы. Что касается особенностей внесения платы по конкретным месторождениям, то они могут содержаться в лицензии.

Кроме указанных выше нормативных актов при расчете и уплате этих платежей следует руководствоваться также Инструкцией о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной Минфином России 04.02.1993 N 8, Госналогслужбой России 30.01.1993 N 17, Федеральным горным и промышленным надзором 04.02.1993 N 01-17/41.

3.2. Отчисления на воспроизводство

минерально - сырьевой базы

Законом РФ "О недрах" предусмотрено возмещение затрат на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) за счет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ст.44), часть которых поступает в Федеральный фонд ВМСБ и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, включая изучение недр на континентальном шельфе и в Мировом океане. Перечень мероприятий по ВМСБ, финансируемых из средств этого фонда, разрабатывается и утверждается МПР России по согласованию с Минэкономики России.

При формировании ежегодной расчетной базы по отчислениям на ВМСБ в федеральный бюджет зачисляется порядка 30% общего объема отчислений, в бюджеты субъектов - около 30% общего объема и около 40% всех отчислений остаются добывающим предприятиям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ.

Положение о Федеральном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 986.

Порядок использования отчислений на ВМСБ и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 N 597.

Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся у организаций - недропользователей на себестоимость добычи полезных ископаемых.

Не использованные в течение года, а также использованные не по назначению средства, переданные добывающим организациям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ, по истечении года перечисляются в фонды ВМСБ субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения объемов финансирования геолого - разведочных работ, а также неполного и нецелевого использования отчислений на ВМСБ.

Существующая система управления воспроизводством запасов предусматривает использование отчислений на ВМСБ лишь в пределах тех регионов, где они образуются, в результате чего геолого - разведочные работы в новых перспективных районах проводятся в незначительных объемах. Большая же часть отчислений, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, по нашему мнению, практически не работает по своему целевому назначению - воспроизводству минерально - сырьевой базы ТЭК, распыляясь на другие виды работ, не имеющих прямого отношения к запасам нефти и газа.

4. Платежи за предельно допустимые выбросы

(сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду

В соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" определены базовые нормативы платы за вредные выбросы и сброс нефти и нефтепродуктов в окружающую среду.

В соответствии с п.3 утвержденного Порядка плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, согласно Положению о составе затрат (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 794).

Ответственность природопользователей за полноту, правильность исчисления и своевременность уплаты этих платежей регулируется законодательством о налоговой системе.

На долю ТЭК приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу и 27% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов.

Инвестиции в природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составили в 1999 г. около 5,5 млрд руб., что на 23% больше, чем в 1998 г. Практически вся природоохранная деятельность в ТЭК осуществлялась за счет собственных средств предприятий.

Объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 1999 г. в целом по ТЭК снизился на 1,5% и составил 9,3 млн т. Значительная масса загрязняющих веществ поступает в атмосферу при сжигании попутного нефтяного газа на факелах. Уровень использования ресурсов извлекаемого вместе с нефтью газа в целом по России составляет 80%, при этом 20% нефтяного газа продолжают сжигаться на факелах. Для сокращения потерь нефтяного газа принимаются меры по строительству объектов по его утилизации.

Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 1999 г. в целом по ТЭК был на 7,5% меньше, чем в 1998 г. Часть сточных вод закачивалась в продуктивные горизонты для поддержания пластового давления.

Остается чрезвычайно актуальной в ТЭК проблема снижения аварийных разливов нефти и ликвидации их последствий. В рамках НИОКР выполняются работы по разработке концепции создания функциональной системы ТЭК по борьбе с аварийными разливами нефти, а также концепция создания единой компьютеризированной системы производственного экологического мониторинга в ТЭК.

Подписано в печать И.К.Выскребенцев

23.10.2000 Государственный советник

налоговой службы II ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Методы и формы налогового администрирования ("Налоговый вестник", 2000, N 11) >
Статья: Налоговое резидентство физических лиц ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.