|
|
Статья: О налоговом администрировании в нефтяной отрасли ("Налоговый вестник", 2000, N 11)"Налоговый вестник", N 11, 2000 О НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ 1. Общие положения Нефтяная промышленность России стабильно обеспечивает потребности страны в нефти и нефтепродуктах. В ней практически завершены преобразования, связанные с переходом к рыночным отношениям в экономике. Добычу нефти осуществляют 15 нефтяных компаний, 7 организаций ОАО "Газпром", 75 мелких российских неинтегрированных нефтедобывающих организаций, 42 совместных предприятия с иностранным участием. Добыча нефти и конденсата осуществляется в 28 субъектах Российской Федерации. В 1999 г. добыча нефти с газовым конденсатом составила 304,8 млн т, что на 1,5 млн т больше, чем в предыдущем году. Крупные нефтяные компании добывают 90% всей нефти. Положение нефтедобывающей промышленности в настоящее время улучшилось, чему в существенной мере способствует сложившаяся благоприятная ценовая конъюнктура на нефть и нефтепродукты, рост объема производства, увеличение экспортной выручки. Предприятия нефтяной промышленности обеспечивают 9,9% общего объема промышленного производства страны. На долю этой промышленности приходятся 21,4% валютной выручки от общего экспорта и 22,4% общей суммы доходов федерального бюджета. Однако в нефтедобывающем комплексе не произошло кардинальных изменений в работе с фондом скважин. Тенденция к снижению неработающего фонда проявляется в основном не за счет ввода новых скважин, а за счет их консервации. В связи с этим Правительство РФ было вынуждено принять специальное Постановление от 01.11.1999 N 1213 "О мерах по вводу в эксплуатацию бездействующих, контрольных и находящихся в консервации скважин на нефтяных месторождениях". 2. Затраты, связанные непосредственно с добычей и подготовкой нефти и обусловленные технологией и организацией производства Планирование и учет затрат по добыче и производству нефти осуществляются в разрезе обособленных производственных (структурных) подразделений, имеющихся у нефтегазодобывающего предприятия. К ним относятся: - цех поддержания пластового давления; - цех по добыче нефти и газового конденсата; - цех комплексной подготовки нефти (обезвоживание, обессоливание, стабилизация нефти); - цех подземного ремонта скважин и т.д. При планировании и учете затрат, образующих себестоимость нефти, применяются следующие виды группировок расходов: а) по месту возникновения затрат (цехи по обеспечению добычи нефти, вспомогательные производства и другие подразделения нефтедобывающего предприятия); б) по видам продукции (нефть, включая газовый конденсат, газ попутный и др.); в) по видам расходов (статьям и элементам затрат). Планирование, учет и калькулирование себестоимости добычи нефти и газоконденсата, а также газа попутного производятся в разрезе следующих статей: - расходы на энергию по извлечению нефти; - расходы по искусственному воздействию на пласт; - расходы на оплату труда производственных рабочих; - расходы по сбору и транспортировке нефти и газового конденсата; - расходы по технологической подготовке нефти; - амортизация скважин; - расходы на содержание и эксплуатацию скважин и оборудования; - отчисления на социальные нужды; - платежи в бюджет (плата за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы и другие налоги и сборы); - общепромысловые расходы; - коммерческие расходы. На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, разработана и утверждена Приказом Минтопэнерго России от 01.11.1994 N 371 Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости добычи нефти и газа. В себестоимость добычи нефти включаются: а) затраты, непосредственно связанные с добычей и промысловой подготовкой нефти, обусловленные технологией и организацией производства; б) платежи за право на добычу полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство (отчисления на геолого - разведочные работы), затраты на рекультивацию земель, плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем в пределах установленных лимитов. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду; в) затраты на подготовку и освоение производства; г) другие затраты. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости добычи нефти является частью системы бухгалтерского учета на предприятии, основанной на первичной документации и инвентаризации. 3. Платежи за право на добычу полезных ископаемых и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы Важнейшим сектором экономики, обеспечивающим наибольший вклад в государственный бюджет, является недропользование. Сектор недропользования включает подготовку и воспроизводство минерально - сырьевой базы, добычу полезных ископаемых, переработку, транспортировку, реализацию и потребление как собственно минеральных ресурсов, так и товарных продуктов их первых переделов. С развитием минерально - сырьевой базы укрепляется основа экспортных отраслей и приток валюты в страну. Положение с воспроизводством запасов нефти уже достаточно длительное время характеризуется как кризисное. В связи с внедрением с 1992 г. рыночных отношений в недропользование наметилось резкое отставание работ по геологическому изучению недр, особенно на стадии региональных исследований из-за недостаточности источников их финансирования. Начиная с 1994 г. прирост запасов полезных ископаемых не компенсирует фактических объемов их добычи: по нефти ежегодные приросты запасов остаются на уровне 200 млн т в год при добыче около 300 млн т, то есть нарушилось даже простое воспроизводство минерально - сырьевой базы. Причины такого положения заключаются в том, что ресурсный потенциал субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляется добыча нефти, уже недостаточен для компенсации добычи экономически эффективными запасами, а нефтяные компании и ОАО "Газпром" не могут проводить геолого - разведочные работы в новых регионах из-за действующих законодательных ограничений. Кроме того, применение некоторыми компаниями внутрикорпоративных цен на нефть и газ привело в 1999 г. к относительному сокращению налогооблагаемой базы и соответственно к снижению объема отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ), направляемых на геолого - разведочные работы. В последние годы лишь некоторые добывающие предприятия устойчиво компенсируют свою добычу приростами запасов, и происходит это за счет того, что в их распоряжении остаются практически все средства, отчисляемые на ВМСБ. 3.1. Плата за пользование недрами В настоящее время вопросы платы за пользование недрами регулируются ст.ст.39 - 41 Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах", введенного в действие с 15 марта 1995 г., и отдельными постановлениями Правительства РФ и ведомственными подзаконными актами. В соответствии со ст.41 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" с пользователей недр взимаются платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами, критерии определения ставок установлены Постановлением Правительства РФ от 28.10.1992 N 828 "Об утверждении Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна". В настоящее время разработана Методика определения ставок регулярных платежей за пользование недрами при добыче нефти на территории Самарской области, составленная в соответствии с Законом РФ "О недрах", Положением о порядке лицензирования пользования недрами, а также Положением о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна и Инструкцией о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право пользования недрами, в которых установлены предельные уровни регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых. В соответствии с вышеуказанными документами предельный уровень регулярных платежей за право на добычу полезных ископаемых по нефти, конденсату и природному газу составляет 6 - 16% от стоимости добытого минерального сырья и определяется как доля от стоимости добытого углеводородного сырья с учетом нормативных потерь полезного ископаемого в недрах; при этом стоимость добытого углеводородного сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции без налога на добавленную стоимость и акциза. Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению нефти и газа с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно - географических условий, состояния и периода разработки месторождения. Факторы, определяющие состояние и период разработки месторождения, представлены в таблице, по которой рассчитывается ставка регулярных платежей за право пользования недрами при добыче нефти (Пл), определяемая как частное от деления суммы коэффициентов факторов (К1, ...., К7), участвующих в расчете (п.п.1 - 7 таблицы), на их количество. (К1 + ... + К7) Пл = -------------- ———— 7
Таблица
Определение ставки регулярных платежей за пользование недрами при добыче нефти
—————————————————————————T—————————————T—————————————————————————¬
| Факторы, определяющие | Ставки | Краткое пояснение к |
|дифференциацию платежей | платежей | факторам, |
| | в % от | определяющим ставки |
| | стоимости | регулярных платежей |
| | добытого | |
| | сырья | |
| | (К) | |
+————————————————————————+—————————————+—————————————————————————+
|1. Величина остаточных | 6 10 16 |В соответствии с|
|извлекаемых запасов | |государственным балансом|
|месторождений нефти | |запасов полезных|
|(млн т) | |ископаемых Российской|
| | |Федерации |
|1.1. < 0,5 | X | |
|1.2. > 1,0 — 2,0 | Х | |
|1.3. > 5,0 | Х| |
| | | |
|2. Средний дебит одной | |В расчет принимается|
|эксплуатационной | |среднегодовой действующий|
|скважины (т/сут.) | |фонд скважин |
|2.1. < 3,0 | X | |
|2.2. > 5,0 — 7,0 | X | |
|2.3. > 20,0 | Х | |
| | | |
|3. Способ эксплуатации | |От общего количества|
|добывающих скважин | |эксплуатируемых скважин |
|3.1. Фонтанный | Х |более 50% скважин |
|3.2. Фонтанно — | | |
|механический | X |от 25 до 50% скважин |
|3.3. Механический | X |менее 25% скважин |
| | | |
|4. Стадия разработки | |Среднеарифметическое |
|[(КА + КБ + КВ) : 3] | |значение трех|
|4.1. Темп отбора (%) | Х |показателей. Величина|
|4.1.1. > 4,0 | |отбора нефти на|
|4.1.2. > 2,0 — 3,0 | X |месторождении за год, в %|
|4.1.3. < 0,5 | Х |от начальных извлекаемых|
| | |запасов нефти |
| | | |
|4.2. Средняя | |Высокая обводненность|
|обводненность скважин | |добываемой жидкости,|
|(%) | |определяемая по|
|4.2.1. < 40 | X |лабораторным данным по|
|4.2.2. > 70 — 80 | X |содержанию воды в пробах|
|4.2.3. > 90 | X |жидкости |
| | | |
|4.3. Степень | |Величина отбора нефти на|
|выработки запасов | |месторождении за время|
|(%) | |разработки, в % от|
|4.3.1. < 20 | X |начальных извлекаемых|
|4.3.2. > 60 — 80 | Х |запасов |
|4.3.3. > 90 | X | |
| | | |
|5. Глубина разработки | |Средневзвешенная по|
|(км) | |запасам глубина, определ.|
|5.1. До 1,5 | X |(остаточные извлек.|
|5.2. От 2,51 — 3,5 | Х |запасы х глубину|
|5.3. Более 4,5 | X |продуктивн. пласта) :|
| | |: число разрабатыв.|
| | |пластов |
| | | |
|6. Географо — | |Максимальный процент|
|экономические условия | |платежа применяется для|
|6.1. С развитой | X |разрабатываемых |
|инфраструктурой | |месторождений, |
|6.2. Со слабо | X |минимальный — для|
|развитой | |разведанных и|
|инфраструктурой | |законсервированных |
| | |скважин |
| | | |
|7. Качество нефти | |Расчет качества нефти|
|[(КА + КБ + КВ) : 3] | |определяется по средней|
|7.1. Сернистостъ (S, %) | |величине трех основных|
|7.1.1. Малосернистые | X |характеристик: |
|(до 0,5) | |сернистости (S),|
|7.1.2. Сернистые | X |плотности (q), вязкости|
|(0,5 — 2,0) | |(у) в пластовых условиях.|
|7.1.3. Высокосернистые | X |При многопластовых|
|(>2,0) | |залежах показатели|
| | |величин качества нефти|
| | |определяются как|
| | |средневзвешенные по|
| | |добытой нефти за|
| | |последний год |
| | | |
|7.2. Плотность | | |
|(q, г/куб. см) | | |
|7.2.1. Легкие (до 0,870)| X | |
|7.2.2. Средние | X | |
|(0,871 — 0,900) | | |
|7.2.3. Тяжелые (>0,900) | X | |
| | | |
|7.3. Вязкость | X | |
|7.3.1. С незначительной | | |
|вязкостью (до 1,0) | X | |
|7.3.2. С повышенной | | |
|вязкостью | | |
|(5,1 — 25,0) | X | |
|7.3.3. Высоковязкие | | |
|(>25,0) | | |
L————————————————————————+—————————————+——————————————————————————
Примечания. 1. Показатели, участвующие в расчетах по определению величин коэффициентов факторов, должны браться за последний календарный (отчетный) год, предшествующий расчету платежей. 2. При определении ставки платежей за пользование недрами при добыче нефти на впервые вводимых в разработку месторождениях п.п.2 и 4 в приведенной методике расчета не используются.
В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горно - геологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые запасы, Законом РФ "О недрах" (ст.ст.40, 44, 48) предусматривается, что органы, предоставляющие лицензии на пользование недрами, могут принимать решения о частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами или предоставлении отсрочек уплаты этих платежей недропользователям, осуществляющим освоение таких месторождений. Данный порядок рассмотрения этих вопросов изложен в Письме МПР России от 18.11.1996 N ВО-61/3024. В соответствии с п.17 Положения о порядке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и участками морского дна (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.11.1994 N 1212, от 26.08.1996 N 1007, от 22.08.1998 N 1004) платежи за право на добычу углеводородного сырья (нефть, газовый конденсат и природный газ) распределяются в следующем порядке: местный бюджет - 30%; региональный бюджет - 30%, федеральный бюджет - 40%. Необходимо учитывать особую природу платежей за природные ресурсы, поскольку данными платежами пользователь недр оплачивает право пользования в своих коммерческих интересах принадлежащих всему обществу природных ресурсов. Поэтому не случайно платежи за пользование недрами включаются в себестоимость продукции.
Начиная с 1993 г. в России действует лицензионный порядок недропользования. Лицензии выдаются на конкурсной или аукционной основе. В настоящее время существует ряд особенностей платежей за пользование недрами при добыче нефти: нет единой для всех месторождений ставки, не установлены единые нормативы потерь, исключаемые из налогооблагаемой базы. Что касается особенностей внесения платы по конкретным месторождениям, то они могут содержаться в лицензии. Кроме указанных выше нормативных актов при расчете и уплате этих платежей следует руководствоваться также Инструкцией о порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами, утвержденной Минфином России 04.02.1993 N 8, Госналогслужбой России 30.01.1993 N 17, Федеральным горным и промышленным надзором 04.02.1993 N 01-17/41.
3.2. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы
Законом РФ "О недрах" предусмотрено возмещение затрат на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ВМСБ) за счет отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы (ст.44), часть которых поступает в Федеральный фонд ВМСБ и используется для целевого финансирования работ, предусмотренных федеральными программами геологического изучения недр, включая изучение недр на континентальном шельфе и в Мировом океане. Перечень мероприятий по ВМСБ, финансируемых из средств этого фонда, разрабатывается и утверждается МПР России по согласованию с Минэкономики России. При формировании ежегодной расчетной базы по отчислениям на ВМСБ в федеральный бюджет зачисляется порядка 30% общего объема отчислений, в бюджеты субъектов - около 30% общего объема и около 40% всех отчислений остаются добывающим предприятиям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ. Положение о Федеральном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы утверждено Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 N 986. Порядок использования отчислений на ВМСБ и освобождения пользователей недр от указанных отчислений утвержден Постановлением Правительства РФ от 17.05.1996 N 597. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся у организаций - недропользователей на себестоимость добычи полезных ископаемых. Не использованные в течение года, а также использованные не по назначению средства, переданные добывающим организациям для самостоятельного финансирования геолого - разведочных работ, по истечении года перечисляются в фонды ВМСБ субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что в настоящее время наблюдается тенденция снижения объемов финансирования геолого - разведочных работ, а также неполного и нецелевого использования отчислений на ВМСБ. Существующая система управления воспроизводством запасов предусматривает использование отчислений на ВМСБ лишь в пределах тех регионов, где они образуются, в результате чего геолого - разведочные работы в новых перспективных районах проводятся в незначительных объемах. Большая же часть отчислений, направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации и федеральный бюджет, по нашему мнению, практически не работает по своему целевому назначению - воспроизводству минерально - сырьевой базы ТЭК, распыляясь на другие виды работ, не имеющих прямого отношения к запасам нефти и газа.
4. Платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду
В соответствии с Законом РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" и во исполнение Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" определены базовые нормативы платы за вредные выбросы и сброс нефти и нефтепродуктов в окружающую среду. В соответствии с п.3 утвержденного Порядка плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, согласно Положению о составе затрат (в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 N 794). Ответственность природопользователей за полноту, правильность исчисления и своевременность уплаты этих платежей регулируется законодательством о налоговой системе. На долю ТЭК приходится около 48% выбросов вредных веществ в атмосферу и 27% сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, свыше 30% твердых отходов и до 70% общего объема парниковых газов. Инвестиции в природоохранные мероприятия за счет всех источников финансирования составили в 1999 г. около 5,5 млрд руб., что на 23% больше, чем в 1998 г. Практически вся природоохранная деятельность в ТЭК осуществлялась за счет собственных средств предприятий. Объем выбросов вредных веществ в атмосферу в 1999 г. в целом по ТЭК снизился на 1,5% и составил 9,3 млн т. Значительная масса загрязняющих веществ поступает в атмосферу при сжигании попутного нефтяного газа на факелах. Уровень использования ресурсов извлекаемого вместе с нефтью газа в целом по России составляет 80%, при этом 20% нефтяного газа продолжают сжигаться на факелах. Для сокращения потерь нефтяного газа принимаются меры по строительству объектов по его утилизации. Объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты в 1999 г. в целом по ТЭК был на 7,5% меньше, чем в 1998 г. Часть сточных вод закачивалась в продуктивные горизонты для поддержания пластового давления. Остается чрезвычайно актуальной в ТЭК проблема снижения аварийных разливов нефти и ликвидации их последствий. В рамках НИОКР выполняются работы по разработке концепции создания функциональной системы ТЭК по борьбе с аварийными разливами нефти, а также концепция создания единой компьютеризированной системы производственного экологического мониторинга в ТЭК.
Подписано в печать И.К.Выскребенцев 23.10.2000 Государственный советник
налоговой службы II ранга
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |