|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Методы и формы налогового администрирования ("Налоговый вестник", 2000, N 11)
"Налоговый вестник", N 11, 2000
МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
Очередной этап налоговой реформы в России, ознаменовавшийся введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), коренным образом изменил взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Строгая регламентация всех процедур, осуществляемых в ходе проведения мероприятий налогового контроля, ослабление фискальной функции и постановка новых задач налоговым органам (информационное взаимодействие с различными государственными органами, контроль за расходами физических лиц и др.) - все это значительно изменило и осложнило содержание работы налоговых органов. Для успешного проведения налоговой политики государства необходима стройная система организационных мероприятий. Государство должно располагать достаточно надежным механизмом сбора налогов для того, чтобы получить ожидаемые средства в казну. Одним из главных составляющих в этом механизме является налоговое администрирование. Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определим совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление. Схема методов и форм налогового администрирования представлена на рисунке.
Методы и формы налогового администрирования
Налоговое Налоговое Налоговый планирование регулирование контроль
———————¬ ——————————¬ ———————————————¬ —————————————¬ |Такти—| |Стратеги—| | Система | | Регистрация| |ческое| |ческое | | налогового | | и учет | |(теку—| |(прогно— | |стимулирования| |плательщиков| |щее) | |зирова— | | | | | | | |ние) | | | | | L——————— L—————————— L—T———T———————T— L—————————————------------------¬ --------+-¬ ¦ ------+--------¬ -------------¬ ¦Оценка налогового¦ ¦Изменение¦ ¦ ¦Предоставление¦ ¦ Прием и ¦ ¦ потенциала ¦ ¦ срока ¦ ¦ ¦ отсрочки ¦ ¦ обработка ¦ ¦ региона ¦ ¦ уплаты ¦ ¦ ¦ или ¦ ¦ отчетности ¦ L------------------ ¦ налога ¦ ¦ ¦ рассрочки ¦ L----------- ———— L---------- ¦ L--------------- ------------¬ ——————————————————¬ ——————+——————————¬ | Учет | | Прогнозирование | | Предоставление | |поступления| |объемов налоговых| | налогового или | | налогов и | | поступлений | | инвестиционного| |начисленных| L—————————————————— | налогового | | сумм | ——————————————————¬ | кредита | L————————————¦ Утверждение ¦ L----------------- ------------¬ ¦ бюджета по ¦ -----------------¬ ¦ Контроль ¦ ¦ налогам ¦ ¦ Оптимизация ¦ ¦ за ¦ L------------------ ¦ налоговых ¦ ¦своевремен-¦ ——————————————————¬ | ставок | |ным поступ—| | Разработка | L————————————————— |лением пла—| | контрольных | —————————————————¬ |тежей | | заданий | | Система | L————————————L------------------ ¦ налоговых ¦ ------------¬ ——————————————————¬ | льгот | | Налоговые | | Определение | LT————T———T——————— | проверки | | долевого | ———————+——¬ | ——+———————¬ LT———————T———¦ распределения ¦ ¦ Отмена ¦ ¦ ¦ Снижение¦ -------+--¬ ---+--¬ ¦ ставок ¦ ¦авансовых¦ ¦ ¦ размера ¦ ¦Камераль-¦ ¦Выез-¦ ¦ и льгот ¦ ¦платежей ¦ ¦ ¦налоговой¦ ¦ные ¦ ¦дные ¦ L------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ставки ¦ L---------- L---- ———— L---------- ¦ L-------- ———— ------+----------¬ -----------¬ ¦ Уменьшение или ¦ ¦Реализация¦ ¦ полное сложение¦ ¦материалов¦ ¦ налоговых ¦ ¦ проверок ¦ ¦ обязательств ¦ L--------- ———— L----------------- ------------¬ —————————————————¬ |Контроль за| | Система санкций| |реализацией| LT———————T—————T—— |материалов | | | | |проверок и | ——————+————¬ | ——+———————¬ | уплатой | |Финансовые| | |Уголовные| |начисленных| L——————————— | L—————————— | санкций | ————————+————————¬ L————————————¦Административные¦ L--------------- ———— В процессе управления налоговыми отношениями участвуют не только налоговые, но и законодательные и исполнительные органы власти, Конституционный Суд РФ и арбитражные суды, органы федерального казначейства, финансовые органы, правоохранительные органы и др. Для повышения качества и результативности налогового администрирования необходимо законодательно закрепленное взаимодействие названных органов на разных уровнях управления. В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль. Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются. Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач. Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование). Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля. Основная задача налогового планирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий. В ходе налогового планирования оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам, выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен, разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней, определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот. Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно - налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия. Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита. Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики. Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки. Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности. Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов. Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля: - регистрация и учет налогоплательщиков; - прием и обработка отчетности; - учет поступления налогов и начисленных сумм; - контроль за своевременным поступлением платежей; - камеральные налоговые проверки; - выездные налоговые проверки; - реализация материалов налоговых проверок; - контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов. Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.
Подписано в печать И.А.Перонко 23.10.2000 Государственный советник
налоговой службы II ранга, к.э.н, профессор, Краснодарский край С.И.Межерицкий Советник налоговой службы I ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |