Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Методы и формы налогового администрирования ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



"Налоговый вестник", N 11, 2000

МЕТОДЫ И ФОРМЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Очередной этап налоговой реформы в России, ознаменовавшийся введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), коренным образом изменил взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Строгая регламентация всех процедур, осуществляемых в ходе проведения мероприятий налогового контроля, ослабление фискальной функции и постановка новых задач налоговым органам (информационное взаимодействие с различными государственными органами, контроль за расходами физических лиц и др.) - все это значительно изменило и осложнило содержание работы налоговых органов.

Для успешного проведения налоговой политики государства необходима стройная система организационных мероприятий. Государство должно располагать достаточно надежным механизмом сбора налогов для того, чтобы получить ожидаемые средства в казну. Одним из главных составляющих в этом механизме является налоговое администрирование.

Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определим совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление.

Схема методов и форм налогового администрирования представлена на рисунке.

Методы и формы налогового администрирования

Налоговое Налоговое Налоговый

планирование регулирование контроль

     
   ———————¬ ——————————¬      ———————————————¬          —————————————¬
   |Такти—| |Стратеги—|      |   Система    |          | Регистрация|
   |ческое| |ческое   |      |  налогового  |          |   и учет   |
   |(теку—| |(прогно— |      |стимулирования|          |плательщиков|
   |щее)  | |зирова—  |      |              |          |            |
   |      | |ние)     |      |              |          |            |
   L——————— L——————————      L—T———T———————T—          L—————————————
   
------------------¬ --------+-¬ ¦ ------+--------¬ -------------¬ ¦Оценка налогового¦ ¦Изменение¦ ¦ ¦Предоставление¦ ¦ Прием и ¦ ¦ потенциала ¦ ¦ срока ¦ ¦ ¦ отсрочки ¦ ¦ обработка ¦ ¦ региона ¦ ¦ уплаты ¦ ¦ ¦ или ¦ ¦ отчетности ¦ L------------------ ¦ налога ¦ ¦ ¦ рассрочки ¦ L----------- ———— L---------- ¦ L--------------- ------------¬
     
   ——————————————————¬       ——————+——————————¬         |   Учет    |
   | Прогнозирование |       | Предоставление |         |поступления|
   |объемов налоговых|       | налогового или |         | налогов и |
   |   поступлений   |       | инвестиционного|         |начисленных|
   L——————————————————       |   налогового   |         |   сумм    |  
   ——————————————————¬       |    кредита     |         L————————————
   
¦ Утверждение ¦ L----------------- ------------¬

¦ бюджета по ¦ -----------------¬ ¦ Контроль ¦

¦ налогам ¦ ¦ Оптимизация ¦ ¦ за ¦

L------------------ ¦ налоговых ¦ ¦своевремен-¦

     
   ——————————————————¬       |     ставок     |         |ным поступ—|
   |   Разработка    |       L—————————————————         |лением пла—|
   |  контрольных    |       —————————————————¬         |тежей      |
   |    заданий      |       |     Система    |         L————————————
   
L------------------ ¦ налоговых ¦ ------------¬
     
   ——————————————————¬       |      льгот     |         | Налоговые |
   |   Определение   |       LT————T———T———————         |  проверки |
   |    долевого     | ———————+——¬ | ——+———————¬        LT———————T———
   
¦ распределения ¦ ¦ Отмена ¦ ¦ ¦ Снижение¦ -------+--¬ ---+--¬ ¦ ставок ¦ ¦авансовых¦ ¦ ¦ размера ¦ ¦Камераль-¦ ¦Выез-¦ ¦ и льгот ¦ ¦платежей ¦ ¦ ¦налоговой¦ ¦ные ¦ ¦дные ¦ L------------------ ¦ ¦ ¦ ¦ ставки ¦ L---------- L---- ———— L---------- ¦ L-------- ———— ------+----------¬ -----------¬ ¦ Уменьшение или ¦ ¦Реализация¦ ¦ полное сложение¦ ¦материалов¦ ¦ налоговых ¦ ¦ проверок ¦ ¦ обязательств ¦ L--------- ———— L----------------- ------------¬
     
                             —————————————————¬        |Контроль за|
                             | Система санкций|        |реализацией|
                             LT———————T—————T——        |материалов |
                              |       |     |          |проверок и |  
                        ——————+————¬  |   ——+———————¬  | уплатой   |
                        |Финансовые|  |   |Уголовные|  |начисленных|
                        L———————————  |   L——————————  |  санкций  |  
                              ————————+————————¬       L————————————
   
¦Административные¦ L--------------- ————

В процессе управления налоговыми отношениями участвуют не только налоговые, но и законодательные и исполнительные органы власти, Конституционный Суд РФ и арбитражные суды, органы федерального казначейства, финансовые органы, правоохранительные органы и др. Для повышения качества и результативности налогового администрирования необходимо законодательно закрепленное взаимодействие названных органов на разных уровнях управления.

В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.

Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.

Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.

В ходе налогового планирования оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам, выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен, разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней, определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот.

Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно - налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.

Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.

Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка отчетности;

- учет поступления налогов и начисленных сумм;

- контроль за своевременным поступлением платежей;

- камеральные налоговые проверки;

- выездные налоговые проверки;

- реализация материалов налоговых проверок;

- контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.

Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

Подписано в печать И.А.Перонко

23.10.2000 Государственный советник

налоговой службы II ранга,

к.э.н, профессор, Краснодарский край

С.И.Межерицкий

Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности определения в 2001 году налоговой базы для налога на доходы ("Налоговый вестник", 2000, N 11) >
Статья: О налоговом администрировании в нефтяной отрасли ("Налоговый вестник", 2000, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.