|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Особенности исчисления и взимания НДС в Израиле ("Налоговый вестник", 2000, N 11)
"Налоговый вестник", N 11, 2000
ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НДС В ИЗРАИЛЕ <*>
———————————————————————————————<*> Данная статья написана автором на основании материалов командировки в Израиль в составе делегации МНС России.
1. Общие положения
НДС был введен в Израиле в 1976 г. За 24 года, прошедших с момента введения НДС, данный налог стал играть значительную роль в формировании доходов этой страны. Так, по данным 1999 г. поступления в бюджет составили 30,6 млрд долл. США, в том числе НДС - 8,8 млрд долл. США (то есть 28,8%). Взимание НДС в Израиле отличается тем, что увеличение роли данного налога в доходных поступлениях сопровождается значительным снижением издержек на его сбор. Эффективность работы налоговых органов Израиля по взиманию НДС можно охарактеризовать следующими цифрами. При численности работников налоговых органов Израиля, непосредственно занятых взиманием НДС, 700 человек в бюджет поступает 8,8 млрд долл. США в год. Иными словами, производительность одного работника составляет около 12,6 тыс. долл. США. Для полноты картины приведем сведения о количестве налогоплательщиков по НДС.
Общее количество налогоплательщиков - 671 844, из них: коммерческие предприятия - 655 264 (в том числе недействующие организации и организации, находящиеся в стадии ликвидации); финансовые организации - 280; некоммерческие организации - 16 300. Средняя "нагрузка" на одного сотрудника подразделения, занимающегося сбором НДС, составляет почти 1000 налогоплательщиков. Высокие показатели работы налоговых органов Израиля достигаются тем, что практически вся экономическая информация о деятельности предприятий и предпринимателей собирается, обрабатывается и хранится в информационных центрах. Кроме этого, налогоплательщики в Израиле дифференцированы по объему деятельности. Благодаря различию методов контроля, применяемых в отношении крупных, средних и малых налогоплательщиков, усилия налоговиков сосредоточиваются на проверке организаций, производящих большую часть платежей в бюджет (так называемый принцип Парето - 20% затраченных усилий дают 80% результатов).
2. Основные принципы исчисления НДС в Израиле
За основу израильского закона о НДС был взят датский закон об этом налоге, который отражает основные принципы исчисления НДС, принятые в ЕС. Главным отличием НДС в Израиле от европейской системы является единая ставка налога, взимаемая с коммерческих организаций, финансовых институтов и индивидуальных предпринимателей, - 17%. По иной ставке НДС (8,5%) облагаются только операции некоммерческих организаций. Указанные ставки, по мнению израильских властей, являются оптимальными и позволяют обеспечить поступления в бюджет в необходимом размере и в то же время не лишать предпринимателей стимула для развития своей деятельности. Динамика изменения ставок НДС с 1976 г. показана на рис. 1.
20 - + 18 + * 18 + * 17 * 17 16 + * 16 + * 15 * 15 14 + + 12 + + 12 +* 12 + % 10 + + * 9 х 9 8 + + 8 х 8.5 + х 6.7 6 + * х х х + х 5 х 5 6.25 6.25 6.25 4 + + х 3 2 + + 0L-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+ 77 77 79 82 85 85 90 91 91 Июль Ноябрь Апрель Июль Июнь Июль Март Январь Январь
+ Коммерческие орг. и индивид. предприн. * Финансовые инст. х Некоммерческие орг.
Рис. 1.
Последнее изменение ставок налога произошло в 1993 г., с тех пор ставки налога не корректировались. С точки зрения налогового администрирования отсутствие дифференцирования ставки налога на добавленную стоимость в зависимости от категории реализуемого товара (выполняемой работы и/или оказываемой услуги) упрощает процедуру исчисления налога, ограничивает возможности для злоупотребления, а также уменьшает затраты на обработку деклараций по НДС. Плательщиками НДС являются все юридические и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. При определении добавленной стоимости коммерческие организации из выручки, полученной в отчетном периоде, вычитают затраты, произведенные в отчетном периоде. Подлежащий уплате НДС определяется следующим образом: из суммы НДС, начисленного на реализованную продукцию, вычитаются суммы налога, уплаченные налогоплательщиком своим поставщикам и подрядчикам за товары (работы, услуги), использованные для производства реализованной продукции. В соответствии с законодательством финансовые институты и некоммерческие организации исчисляют налоговую базу иным способом: налоговая база определяется как сумма прибыли и фонда заработной платы. Как утверждают израильские налоговые работники, данный метод налогообложения финансовых институтов и некоммерческих организаций в Израиле (в отличие от Дании и иных стран ЕС) является вполне эффективным. Контроль правильности исчисления данными организациями НДС производится в тесном контакте с подразделением налоговой службы, занимающимся подоходным налогом. Только по некоммерческим организациям в бюджет взимается приблизительно 1,5 млрд долл. США в год (примерно 17% от общей суммы НДС, поступающей в бюджет).
3. Основные методы налогового администрирования в Израиле
3.1. Регистрация налогоплательщика
Физическое лицо, компаньонство или компания, планирующие продать имущество, товары, недвижимость, землю или оказать услуги в ходе коммерческой деятельности, обязаны зарегистрироваться в офисе по НДС. Регистрация должна производиться не позже дня начала коммерческой деятельности. Если процесс создания бизнеса занимает продолжительный период времени, зарегистрироваться можно уже на стадии создания компаньонства или компании, но в данном случае необходимо представить доказательства, что бизнес создается. Для регистрации необходимо подготовить следующие документы. Одиночный бизнесмен представляет в ближайшее отделение по НДС свое удостоверение личности, договор о покупке места для осуществления деятельности или договор об аренде места бизнеса с оплаченным гербовым сбором. Его могут попросить также представить дополнительные документы, необходимые для доказательства создания бизнеса, его активности и классификации. Если создается компаньонство между двумя и более людьми, то все участники должны явиться в отделение по НДС с удостоверениями личности, договором о приобретении бизнеса или договором об аренде бизнеса с оплаченным гербовым сбором. Если компаньонство зарегистрировано у регистратора компаньонства, необходимо принести справку о регистрации. Компаньоны должны выбрать одного из них для представления компаньонства в управлении по НДС. Для регистрации компании с ограниченной ответственностью необходимо представить справку от регистратора компаний о регистрации, устав и меморандум компании, утвержденный регистратором компаний, а также договор о покупке или аренде места для осуществления деятельности с оплаченным гербовым сбором. При регистрации следует указать имена директоров компании, номера их удостоверений личности и адреса. Во время визита в управление по НДС необходимо получить специальный (821-й) бланк для классификации компании, в котором указать сведения об имуществе, сумме инвестиций, источниках финансирования, предполагаемый годовой оборот и идентифицирующие данные счета компании. В Израиле компании подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Компании классифицируются региональными управлениями по НДС, в которых производится регистрация налогоплательщика. К таким классифицирующим признакам относятся: - планируемая деятельность; для этого изучается внутренний устав компании; - цель деятельности; при этом обращается внимание на использование прибыли, полученной в результате деятельности, а также выясняется, кто является получателем средств и имущества в случае ликвидации (банкротства) компании; - предназначение услуги; если она оказывается материнской компании, то данная организация является филиалом компании и коммерческим лицом, даже если целью деятельности такого филиала и не является получение прибыли; - источник получения субсидий; если в качестве субсидирующих организаций выступают различные фонды поддержки (общественные организации), то такая компания признается некоммерческой; - период оборота средств; если вложенные средства окупаются за период больше 12 лет, такая организация признается некоммерческой, если за период меньше 12 лет - коммерческой; - конкурентные условия; в данном случае применяется принцип, что организация не должна конкурировать с другой аналогичной организацией из-за различной ставки налога (например, университет, 70% средств на содержание которого выделяются государством, не признается некоммерческой организацией и облагается по такой же ставке, как и негосударственные университеты). Вышеуказанные критерии являются достаточно подробными и охватывают практически все возможные варианты. Региональные управления по НДС обращаются в сложных случаях в центральный офис по НДС за разъяснениями несколько раз в месяц. Критерии отнесения организации к коммерческим или некоммерческим одобрены Верховным судом Израиля. На регистрацию налогоплательщика тратится примерно 10 минут. После регистрации налогоплательщик получает временную справку о регистрации, а через несколько недель - постоянную справку. В справке указываются номер удостоверения личности, квалификация - зарегистрированный, легализованный мелкий или освобожденный бизнесмен (данная квалификация присваивается в зависимости от вида деятельности и объема годового коммерческого оборота). Налогоплательщик получает также бланк для первого отчета по НДС и определяет периодичность, с которой он должен представлять отчеты - один раз в месяц или раз в два месяца (это также определяется величиной оборота). Позднее по почте он получит комплект отчетности по НДС на текущий финансовый год.
3.2. Отчетность по НДС
Периодичность представления отчетов определяется на основании предполагаемого годового оборота. Если предполагаемый оборот меньше 59 тыс. шекелей (примерно 15 тыс. долл. США), бизнесмен не платит НДС и не представляет отчетов. Но он не имеет права подавать заявление на возврат НДС и выписывать налоговые счета, дающие право покупателю его товаров (работ, услуг) на возмещение НДС. Отчет об объеме деятельности представляется один раз в год. Такой предприниматель называется освобожденным. Если годовой оборот больше 59 тыс. шекелей, но меньше 250 тыс. шекелей (62,5 тыс. долл. США), субъект хозяйственной деятельности представляет отчет каждые два месяца. Однако если он желает получать возмещение НДС, он может добровольно выбрать ежемесячное представление отчетности. Если при исчислении суммы НДС входной НДС превысил выходной, налогоплательщик может принимать такую отрицательную разницу в счет будущих платежей, но не имеет права получать возврат НДС из бюджета. Он не имеет также права выписывать налоговые счета. Такой налогоплательщик классифицируется как мелкий бизнесмен. Если годовой оборот больше 250 тыс. шекелей, отчеты представляются ежемесячно. Такой налогоплательщик имеет право выписывать налоговые счета, подавать заявление на возврат НДС. Исчисление подлежащего уплате НДС производится следующим образом. Из суммы НДС на сделки, то есть налога на реализованные товары (работы, услуги) или так называемого выходного НДС, вычитаются суммы налога на вклады (то есть суммы входного НДС). Налог на сделки исчисляется с валового оборота в отчетном периоде, в который включается сумма проданных в ходе осуществления коммерческой деятельности товаров (работ, услуг), в том числе для собственного пользования. При определении оборота в отчетном периоде указываются все сделки, за которые должны были быть выданы счета в отчетном периоде, а также суммы по всем счетам, выданным в отчетном периоде, даже если сделка еще не выполнена или оплата за реализованные товары (работы, услуги) еще не поступила. Счет на сделку - это документ, выдаваемый бизнесменом своему клиенту на каждую продажу или услугу. В счете на сделку должны быть указаны следующие данные: - имя бизнесмена; - регистрационный номер; - дата выдачи счета; - номер накладной (если необходимо); - имя и адрес клиента; - описание товара или услуги; - единица измерения количества; - количество товара (объем работы или услуги); - цена за единицу товара; - сумма счета. Счет на сделку может быть двух видов - простой и налоговый. Налоговый счет дает клиенту основание для вычета налога по данному счету при исчислении НДС. Мелкие и освобожденные бизнесмены не имеют права выдавать налоговый счет. Если налогоплательщик приобретает товары (работы, услуги) для нужд бизнеса и располагает налоговыми счетами, выписанными на его имя, он имеет право вычесть НДС (называемый налогом на вклады), уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг), из суммы НДС, начисленного на реализованные товары (работы, услуги). Различают два вида вкладов: - вклады в оборудование и постоянные ценности - это инвестиции в недвижимое имущество и оборудование, не предназначенные для продажи при нормальном осуществлении коммерческой деятельности (например, приобретение земли, постройка помещений, приобретение оборудования для производства и т.д.) - вклады в текущие приобретения для осуществления деятельности (например, затраты на формирование запаса товаров, приобретение сырья и материалов, а также эксплуатационные затраты, в которые входят ремонт, электроэнергия, телефон и т.п.). Если налог на сделки больше налога на вклады, то разница подлежит уплате в бюджет. При этом налогоплательщик заполняет декларацию по уплате НДС (рис. 2) <**>. ——————————————————————————————<**> Не приводится.
Если налог на вклады больше налога на сделки, налогоплательщик имеет право получать возмещение данной разницы из бюджета. В данном случае налогоплательщик заполняет декларацию для возврата НДС (рис. 3) <***>. ——————————————————————————————<***> Не приводится.
Налогоплательщик получает по почте один раз в год книжку отчетов на финансовый год с указанием порядка ее заполнения. Декларации по НДС размещены на 1/6 листа А4 (9 см х 1 см), отпечатаны типографским способом и приспособлены для считывания информации сканером. Декларации для уплаты и возмещения НДС из бюджета различаются по цвету: для уплаты НДС - серо - желтая, для возмещения - розовая. Данное цветовое различие помогает при сортировке отчетов и предназначено для своевременного изъятия неправильно разобранных деклараций. Отчеты составляются в двух экземплярах, второй лист в точности повторяет содержание первого, но окрашен в белый цвет. Он остается у налогоплательщика и хранится в составе его бухгалтерской документации. Согласно законодательству Израиля все книги счетов, записи о ведении коммерческой деятельности хранятся в течение 7 лет. Плательщики НДС указывают объем реализации, размеры налога на сделки и вклады и сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет либо возврату из бюджета. Если сумма НДС меньше определенного уровня (14 тыс. шекелей, или 3500 долл. США), декларации по НДС в инспекцию не подаются. Отчет представляется непосредственно в банк одновременно с платежными документами с 1 по 15 число месяца, следующего за отчетным периодом. Если сумма налога или сумма возврата по НДС больше 14 тыс. шекелей, отчеты представляются не только в банк, но и в налоговые органы. В данном случае в налоговом управлении просят представить подтверждающие документы (налоговые счета, счета на сделки на реализованные и приобретенные товары, работы и услуги) либо информацию на магнитном носителе о ведении бухгалтерского учета на компьютере. Представленная информация используется для пополнения базы данных о налогоплательщиках и о предпринимательской деятельности, осуществляемой в Израиле. На основе имеющихся данных производятся компьютерные встречные проверки налогоплательщиков. Налогоплательщики, представившие заявления о возврате НДС, получают возмещение следующим образом: 1. Если сумма возврата меньше 14 тыс. шекелей (3500 долл. США), деньги возвращаются банком налогоплательщика после сдачи декларации. Данные об этой операции передаются банком в информационный центр. 2. Если сумма возврата больше 14 тыс. шекелей, декларации на возврат НДС представляются в налоговые органы с приложением первичных документов. Налогоплательщик приносит оригиналы налоговых счетов, превышающие 3000 шекелей. В случае приобретения автомобиля или иных ценностей для осуществления деятельности представляется договор о приобретении и передаче права собственности, а также иные документы. Возврат осуществляется в течение 30 дней на расчетный счет налогоплательщика. 3. Экспортеры получают возмещение налога на расчетный счет после 20 числа месяца, в котором производится уплата, без проверки (если данный экспортер не отвечает критериям, указанным ниже). В случае если в течение 30 дней возмещение НДС не производится, на данную сумму начисляются проценты в размере 4% годовых с учетом инфляции. Пресечение злоупотреблений при возврате НДС экспортерам достигается следующими методами. 1. Формирование четко регламентированного "черного" списка критериев, соответствие которым означает повышенные меры контроля со стороны налоговых органов. 2. Ужесточение проверок организаций, которые соответствуют какому-либо из нижеуказанных критериев. В "черный" список попадают: - налогоплательщики, осуществляющие импорт или экспорт товаров в первый раз; - налогоплательщики, замеченные в каких-либо нарушениях налогового или таможенного законодательства; - организации, поставляющие товары, требующие специального разрешения; - организации, в отношении которых поступила информация о предполагаемом нарушении законодательства; - организации, поставляющие товары, в отношении которых стало известно, что на рынок недавно поступила партия некачественного товара или товара по демпинговым ценам, и т.п. Отчеты на уплату или на возврат налога представляются в специальные уполномоченные банки, с которыми Минфин Израиля заключает договоры на обработку деклараций. Государство платит такому банку 1,1 долл. США за каждую обработанную декларацию. Налогоплательщик может сдать отчеты в любой другой коммерческий банк, но при этом он сам должен оплатить банку работу по обработке деклараций. Банк обязан: - проштамповать отчет (в том числе экземпляр, остающийся у налогоплательщика); - перевести деньги на бюджетные счета; - отсортировать бланки; - трансформировать информацию, содержащуюся в поданных декларациях, в электронный вид; - отправить декларацию на магнитных носителях в информационный центр по НДС. В информационном центре производится сверка полученной информации с существующей базой данных и выявляются налогоплательщики, которые своевременно не представили отчеты. Наступает время налоговых работников начинать работу с такими налогоплательщиками. По словам одного из представителей израильской стороны, первое время общение происходит по телефону и плательщика "уговаривают" сдать декларацию. К более серьезным мерам воздействия, таким как конфискация денежных средств на счетах и имеющейся недвижимости, задержка грузов у экспортеров, задержка выезда из страны и, наконец, судебный иск, прибегают значительно позднее. Срок работы с подобными налогоплательщиками до выставления судебного иска составляет приблизительно один календарный год. В целом по стране в год подаются примерно 120 судебных исков за непредставление отчетов и неуплату налога. В настоящее время в "черном" списке числятся 400 неплательщиков. Такой длительный срок работы с плательщиком и такое малое количество недобросовестных налогоплательщиков легко объясняются размером штрафных санкций, налагаемых за опоздание со сдачей отчета. В соответствии с законом о НДС за несвоевременное представление отчетов начисляются следующие штрафные санкции: 1) штраф за опоздание с представлением декларации - определенная сумма за каждую неделю опоздания; 2) долговой штраф - процент от неуплаченной суммы, начисляемый за каждую неделю опоздания; 3) добавка на прикрепление и проценты - изменяются в соответствии с индексом инфляции последнего месяца и размером процента, принятого во время вычисления; 4) административный штраф - около 300 шекелей, или 75 долл. США, за каждый отчет. Например, месячная задержка представления отчета об уплате 1000 шекелей налога наказывается уплатой 630 шекелей (63% от суммы налога).
4. Методы осуществления налоговых проверок
В Израиле не проводится всеобщих налоговых проверок. Документальной проверке ежегодно подвергается только 2,5% налогоплательщиков. Такое небольшое количество документальных проверок обусловлено небольшим количеством налоговых управлений по НДС. В настоящее время в Израиле действуют 18 региональных управлений (офисов) по НДС: по одному на каждый крупный коммерческий центр. Только в Тель-Авиве, крупнейшем центре коммерческой деятельности, открыто 3 региональных управления по НДС. С работой налоговых управлений Израиля делегация МНС России знакомилась на примере одного из офисов по НДС в Тель-Авиве. Данное управление при численности работающих 40 человек обслуживает 27 тыс. действующих и 17 тыс. бездействующих предприятий. В связи с большим объемом работ в настоящее время рассматривается вопрос об увеличении штатной структуры на 8 человек. К основным функциям регионального управления по НДС относятся регистрация организаций и граждан в качестве налогоплательщиков и контрольная работа с налогоплательщиками (как проверка представляемых отчетов, так и участие в документальных проверках). Организационная структура регионального управления НДС представлена следующим образом: начальник управления, заместитель начальника управления, отдел кадров, отдел ревизии, отдел налогов. В свою очередь отдел налогов делится на подотделы и группы, ответственные за сбор налогов, за возврат НДС, за прием посетителей и т.д. В управлении также имеются юридический советник и истец управления. Налоговые проверки проводятся в соответствии с планом проверок, в который в течение календарного года вносятся изменения и дополнения, обусловленные фактами, выявленными в результате уже проведенных проверок. По статистике из общей суммы проверок 50% запланировано заранее (в основном, мелкие фирмы), 50% налогоплательщиков отбираются для проверки в ходе ревизионной работы. Процентное распределение времени работы с различными группами налогоплательщиков производится следующим образом: 15% времени уделяется работе с крупными фирмами, 10 - 15% отводится для мелких фирм, а основную массу времени - 60% занимает работа со средними фирмами. За год оформляется примерно 4000 дел: по 20 дел (в среднем) на одного аудитора. Сумма доначислений по одному делу составляет примерно 42 тыс. шекелей (10,5 тыс. долл. США). Работа ревизионного отдела производится по следующим основным направлениям: 1. Проверка общих данных и выявление основных связей плательщика (производится выявление родственных организаций, акционеров, дочерних предприятий, материнских компаний), сравнение выявленных связей с данными, полученными из внешних источников. На основании выявленных данных принимается решение о включении налогоплательщиков в план проверок, а также определяется объем предстоящей ревизии. 2. Работа с первичными документами. Проверяются не только документы на бумажном носителе, но и компьютерные файлы по ведению бухгалтерского учета и исчислению налога. Использование стандартных программ по ведению бухгалтерского учета позволяет применять целый ряд программных средств, осуществляющих проверку правильности ведения бухгалтерского учета и поиск сумм, сокрытых от налогообложения. 3. Работа над балансами. Суть данного направления работы заключается в следующем. Когда налогоплательщик приходит в налоговые органы с документами об оплате НДС либо с документами о возврате НДС, налоговый инспектор обычно просит представить балансы (на магнитном носителе) по стандартной форме. Данные переносятся в информационную сеть и используются для осуществления перекрестных проверок. Выборочной перекрестной проверке подвергаются примерно 10% налогоплательщиков. Данным способом пополняется информационная база по торговым операциям. Баланс плательщика тестируется программными средствами на предмет правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и выявления сумм, сокрытых от налогообложения. 4. Работа над отчетами. Осуществляется мониторинг своевременности представления отчетности по НДС, выявляются плательщики, уклоняющиеся от подачи отчетов, ведется работа с ними. 5. Проверка обоснованности НДС, предъявляемого к возмещению из бюджета. Выявляются случаи представления деклараций немного меньше 14 тыс. шекелей (в диапазоне примерно от 12 до 14 тыс. шекелей), затем производится проверка лиц, заявляющих о таком возврате и выявление взаимосвязанных организаций, организаций со схожими названиями и т.д., производится перекрестная проверка операций данных лиц. Дела о выявленных правонарушениях ведутся достаточно длительное время, в течение года или двух лет, до тех пор, пока у ревизоров не накопится достаточно оснований для передачи дела в суд. В год готовится примерно 500 дел об использовании фиктивных счетов, в суд передается около 300 дел. Обвинительные приговоры по подобным делам выносятся в 90 случаях из 100. 6. Принудительное взыскание НДС и штрафных санкций (аресты, продажа имущества, ликвидация предприятий). В целом налаженная система сбора, обработки и анализа данных позволила налоговым органам Израиля обеспечить высокие показатели собираемости НДС и снизить число налоговых нарушений.
Подписано в печать Ю.Л.Воробей 23.10.2000 Советник налоговой службы
II ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |