Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок образования и функционирования специализированных фондов по охране и восстановлению природных ресурсов (Продолжение) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 2000

ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОНДОВ ПО ОХРАНЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета,

Региональный выпуск", N 35, 2000)

В 1997 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1997 N 986 было утверждено новое Положение о Фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы. Этот фонд образован в соответствии со ст.60 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" и является целевым бюджетным фондом.

Средства фонда направляются на финансирование осуществляемых для федеральных нужд мероприятий по воспроизводству минерально - сырьевой базы, включая геологическое изучение недр на территории Российской Федерации, ее континентальном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению Государственным фондом недр Российской Федерации.

Перечень мероприятий по воспроизводству минерально - сырьевой базы, финансируемых из средств фонда, разрабатывается и утверждается МПР России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.

В настоящее время следует руководствоваться Распоряжением МПР России от 09.09.1997 N 73-р, которым утвержден конкретный перечень мероприятий по воспроизводству минерально - сырьевой базы, включающий 22 вида этих мероприятий.

Средства фонда образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, производимых пользователями недр, которые осуществляют добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств. Эти средства фонда имеют целевое назначение, не подлежат изъятию, не могут быть использованы для получения прибыли, распределяются и используются по направлениям, установленным федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В последующих законах о федеральном бюджете, принимаемых на 1997, 1998, 1999 и 2000 гг., также указывался порядок перечисления и расходования средств фонда ВМСБ, но каждый раз экономический механизм этого процесса претерпевал некоторые изменения. Так, в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год" (в ред. от 09.01.1998 N 12-ФЗ) еще не предусматривалось создания территориальных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы.

В соответствующих Законах о федеральном бюджете на 1998 г. (от 26.03.1998 N 42-ФЗ, ст.89), 1999 г. (от 22.02.1999. N 36-ФЗ, ст.79) и 2000 г. (от 31.12.1999 N 227-ФЗ, ст.88) уже было указано, что отчисления ВМСБ, оставляемые в распоряжении субъектов Российской Федерации для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально - сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр, а также доходы от отчислений, производимых при добыче общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, используемых для местных нужд, направляются на формирование доходов территориальных фондов воспроизводства минерально - сырьевой базы.

В заключение отметим, что ни Федеральный фонд ВМСБ, ни соответствующие территориальные фонды не имеют каких-либо специальных органов управления ими, таких, как дирекция или правление.

Учет средств фонда ведется Главным управлением федерального казначейства Минфина России. В Инструкции Минфина России от 25.11.1998 N 55н "О порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств федерального фонда воспроизводства минерально - сырьевой базы" конкретизировано, что доходы фонда отражаются по группе 4000000 "Доходы целевых бюджетных фондов", подгруппе 4060100 "Федеральный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации; расходы - по гл.050 "Министерство природных ресурсов Российской Федерации", разд.3100 "Целевые бюджетные фонды" и подразделу 3107 "Федеральный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, целевой статье расходов 520 "Расходы за счет целевого фонда, консолидируемого в бюджете", видам расходов - 408 "Геологическое изучение недр Российской Федерации, континентального шельфа и Мирового океана для федеральных нужд", 409 "Расходы на управление Государственным фондом недр", 410 "Геолого - разведочные работы" и соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. Операции со средствами фонда проводятся только через Центральный банк Российской Федерации и Главное управление федерального казначейства Минфина России.

В соответствии с Положением о фонде распределение его средств на предстоящий финансовый год осуществляет МПР России по согласованию с Минэкономики России и представляет в Минфин России соответствующую информацию. Управление средствами фонда осуществляет МПР России в пределах средств, выделяемых Минфином России.

Контролируют расходование средств фонда Минфин России, МПР России и другие федеральные органы исполнительной власти - государственные заказчики работ по воспроизводству минерально - сырьевой базы, финансируемых за счет средств фонда.

Данное положение закреплено, в частности, и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 132 "Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр" (п.7). В соответствии с ним МПР России осуществляет контроль во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти по вопросам соблюдения нормативных актов по порядку и условиям взимания платежей при пользовании недрами и целевому использованию отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы.

Налоговые органы осуществляют контроль за своевременным поступлением указанных средств в бюджеты разного уровня (напоминаем, что средства фондов консолидированы в бюджетах) в соответствии с общими нормами налогового законодательства, касающегося порядка ведения контроля за всеми налогами и сборами, установленными Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08.07.1999 N 151-ФЗ).

Минфин России после утверждения федерального бюджета на соответствующий год доводит в установленном порядке до МПР России объем годовых ассигнований из федерального бюджета с поквартальным распределением по целевой статье расходов 520 "Расходы за счет целевого фонда, консолидируемого в бюджете", по видам расходов: 408 - "Геологическое изучение недр Российской Федерации, континентального шельфа и Мирового океана для федеральных нужд"; 409 - "Расходы на управление Государственным фондом недр"; 410 - "Геолого - разведочные работы" и соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Ликвидационный фонд при реализации соглашения

о разделе продукции

В пп.2 ст.7 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ (в ред. от 07.01.1999 N 19-ФЗ) "О соглашениях о разделе продукции" предусматривалось, что одним из условий выполнения работ должна быть ликвидация всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению. В этом Законе не предусматривался конкретный порядок финансирования данных работ, что приводило к некоторым затруднениям, так как в Законе при определении части произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора, должны учитываться и его затраты на выполнение работ по соглашению (так называемая компенсационная продукция для возмещения этих затрат) (ст.8). Поэтому в п.1 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1999 N 741 Положения о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашения о разделе продукции указывалось, что при реализации СРП инвестор обязан создать ликвидационный фонд в виде внебюджетного фонда при Минтопэнерго России (СРП по месторождениям углеводородного сырья) или при МПР России (СРП по месторождениям других полезных ископаемых) с целью накопления финансовых средств, необходимых для осуществления работ по консервации и ликвидации горных выработок и всех видов скважин, демонтажу оборудования и иных сооружений (платформ, металлоконструкций, объектов обустройства и др.), связанных с пользованием недрами, а также для рекультивации территории, использованной при проведении работ. При этом не создается какой-либо централизованный ликвидационный фонд. Этот фонд образуется по каждому соглашению о разделе продукции, и его средства используются исключительно для указанных выше целей. Затраты инвестора, связанные с работами по ликвидации, возмещаются ему частью произведенной продукции в порядке, установленном соглашением.

Фонд создается за счет ежеквартальных отчислений, осуществляемых инвестором с даты начала промышленной добычи пропорционально объемам добытого минерального сырья. Размер отчислений на единицу добытого минерального сырья устанавливается управляющим комитетом с таким расчетом, чтобы к планируемому сроку начала работ по ликвидации сумма средств фонда была достаточной для финансирования работ по ликвидации в соответствии с утвержденными управляющим комитетом планом работ по ликвидации и сметой затрат на его реализацию.

Хотя распорядителем средств фонда является уполномоченный государственный орган, до полного возмещения затрат инвестора, связанных с ежеквартальными отчислениями им средств в фонд для проведения работ по ликвидации, инвестор обладает правом собственности на часть этих средств в пределах невозмещенных ему затрат. После полного возмещения затрат инвестора, связанных с отчислениями средств в фонд, право на средства фонда переходит к Российской Федерации, от имени которой в соглашении о разделе продукции выступают Правительство Российской Федерации и орган исполнительной власти ее субъекта, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими в установленном порядке органы (п.п.6 и 7 указанного Положения).

Фонд восстановления и охраны водных объектов

В ст.125 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ было определено, что плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов в части, поступающей в федеральный бюджет (40%), направляется на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов (не путать с водным фондом, которым является совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр (ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).

Предусматривалось, что доходы фонда будут формироваться за счет платы, вносимой за: изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; сверхлимитное изъятие воды; использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Средства данного фонда должны были использоваться для реализации федеральных и территориальных государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов; финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов; защиты от вредного воздействия вод; осуществления научно - исследовательских и проектных работ, а также для иных целей, связанных с рациональным использованием, восстановлением и охраной водных объектов.

Принятая в Водном кодексе норма, в соответствии с которой средства от платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, поступают в бюджет, где образуется целевой бюджетный фонд, предназначенный для финансирования водохозяйственной деятельности, обладала с точки зрения многих экспертов рядом недостатков, в том числе наличие несовпадения взимания платы и расходования средств от нее по времени и территории взимания; сложность осуществления контроля за целевым использованием средств.

Эксперты отмечали, что более логично взимать плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов, непосредственно специализированным водохозяйственным организациям, осуществляющим затраты на проведение водохозяйственных и водоохранных мероприятий, на основании договоров с водопользователями - плательщиками. Аналогичная схема расчетов за водопользование принята в большинстве западноевропейских стран.

Обратим внимание и на тот факт, что Водный кодекс предусматривал формирование средств фонда, в том числе за счет платы за сброс сточных вод нормативного качества в пределах установленных лимитов. Это не согласуется с п.4 ст.20 Закона РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым плата как за нормативные, так и за сверхнормативные сбросы, направляется в экологические фонды.

Водный кодекс был принят в конце 1995 г., поэтому реально создание и функционирование указанного фонда могло осуществиться уже в начале 1996 г. - разумеется, при условии принятия соответствующих нормативных актов. Однако этот процесс был заторможен по двум причинам. Во-первых, Водный кодекс не содержал механизма взимания соответствующей платы: ст.123 было предусмотрено, что порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и ее предельные размеры определяются законодательством Российской Федерации. Во-вторых, Кодексом было предусмотрено, что порядок расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов определяется Правительством Российской Федерации (ст.125).

Соответствующий Закон "О плате за пользование водными объектами" был принят только в мае 1998 г. В июле этого же года Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.07.1998 N 818 утвердило минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам.

Реально же платежи стали поступать только в 1999 г., когда во многих регионах законодательными органами субъектов Российской Федерации были приняты конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов. Положение о фонде также было утверждено только в 1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.1999 N 934 "Об утверждении Положения об образовании и расходовании средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов". Поэтому в Законе "О федеральном бюджете на 1998 год" в ст.16 была сделана следующая запись: "установить, что плата, подлежащая направлению в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации на восстановление и охрану водных объектов, зачисляется в 1998 году в федеральный бюджет без образования целевого федерального бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов". И далее в ст.20 была просто указана федеральная доля платежей (40%) за пользование водными объектами - 2467,2 млн руб.

Законом "О федеральном бюджете на 1999 год" предусматривалось, что с 1 января 1999 г. будет создан Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (ст.8), а в ст.80 устанавливалось, что доходы этого фонда формируются за счет поступления 29% платы за пользование водными объектами, поступающей в доходы федерального бюджета, в сумме 400,0 млн руб.

В 2000 г. размер поступления платежей в фонд от их общей суммы хотя и вырос до 48%, но в реальном исчислении сумма платежей уменьшилась и составила 330,1 млн руб. (ст.ст.29 и 84 Закона "О федеральном бюджете на 2000 год").

И в 1999 г., и в 2000 г. средства фонда в основном расходовались на реконструкцию и капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности (около 50%), строительство объектов инженерной защиты от наводнений и обрушения берегов (около 20%), а также нормативное, информационное, научное, техническое и предпроектное обеспечение управления использованием и охраной водных объектов (около 15%).

Контроль за финансовыми потоками фонда возложен на несколько министерств. Но основным является Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Так, МПР России осуществляет управление средствами фонда, в том числе в установленном порядке представляет расчеты по образованию этих средств, формирует и представляет перечни мероприятий, финансируемых из средств фонда, и является распорядителем указанных средств. Финансирование из средств фонда водохозяйственных мероприятий капитального характера осуществляется в соответствии с перечнем объектов федерального и межрегионального значения, который ежегодно составляется и утверждается этим министерством по согласованию с Минэкономики России.

Контроль за целевым расходованием средств фонда осуществляют МПР России и Минфин России. Все мероприятия финансируются из средств фонда через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства по месту регистрации юридического лица - распорядителя (получателя) средств фонда.

В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации МПР России и Минфин России совместным Приказом от 18.11.1999 N 217, 78н утвердили Инструкцию о порядке формирования, использования и учета средств Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов.

Нормативными актами, регулирующими деятельность фонда, не предусмотрено создание какого-либо его правления или исполнительной дирекции.

Учет операций со средствами фонда осуществляют Главное управление федерального казначейства Минфина России и территориальные органы федерального казначейства на лицевых счетах, открытых МПР России и нижестоящим распорядителям средств фонда в территориальных органах федерального казначейства Минфина России.

Оплата выполненных работ для федеральных государственных нужд, произведенных на основании государственных контрактов (договоров), а также других договоров гражданско - правового характера, сводных реестров выполненных работ, других документов, подтверждающих факт выполнения обязательств, осуществляется путем перечисления средств с лицевых счетов распорядителей средств, открытых в территориальных органах федерального казначейства, на счета исполнителей работ, открытые в учреждениях Банка России или кредитных организациях.

Бухгалтерский учет использования средств фонда осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказами, инструкциями и иными нормативными правовыми актами Минфина России.

МПР России, его территориальные органы, другие нижестоящие распорядители средств фонда учитывают средства фонда, поступившие на лицевые и текущие бюджетные счета, по дебету субсчета 090 "Текущий счет по федеральному бюджету на расходы учреждений, для перевода подведомственным учреждениям и на другие мероприятия" и кредиту субсчета 230 "Финансирование из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия" или субсчета 140 "Расчеты по финансированию из бюджета на расходы учреждения и другие мероприятия". В аналитическом учете средства фонда учитываются обособленно.

Организации, осуществляющие финансово - хозяйственную деятельность, ведут учет получаемых средств фонда на балансовом счете 96 "Целевые финансирование и поступления", субсчет "средства Федерального фонда восстановления и охраны водных объектов", в установленном порядке.

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 40, 2000)

Подписано в печать В.Ершов

13.09.2000 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Дома - интернаты для престарелых и инвалидов ОКОНХ отнесены к учреждениям социального обслуживания. Для налогообложения земельным налогом дома - интернаты для престарелых и инвалидов относятся к учреждениям социального обслуживания или к объектам жилого фонда и следует ли предоставлять льготу по земельному налогу этим учреждениям? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37) >
Вопрос: Некоммерческая спортивная организация, зарегистрированная в установленном законодательством порядке, получает денежные средства от других предприятий на ведение своей уставной деятельности. Облагаются ли получаемые средства налогом на прибыль? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 37)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.