Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Снижать налоги и совершенствовать налоговое администрирование ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 9)



"Налоговые известия Московского региона", N 9, 2000

СНИЖАТЬ НАЛОГИ И СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ

НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ

Интервью с руководителем Управления МНС России по г. Москве Г.А.Горбуновым

- Геннадий Александрович, возникает много вопросов в связи с принятием части второй Налогового кодекса РФ, прежде всего, по подоходному и единому социальному налогу.

Какие принципиальные изменения в исчислении и уплате налогов с физических лиц Вы отмечаете в первую очередь?

- Рассматривалось много вариантов ставок подоходного налога. На завершающей стадии было принято предложение Правительства о 13%-ной (единой) ставке подоходного налога. Пожалуй, это самое принципиальное нововведение. Единая шкала должна легализовать теневой оборот, но лишь при усилении административного контроля.

Сверхвысокие же доходы, такие как выигрыши в лотерею, на тотализаторе, денежные призы, будут облагаться налогом в размере 35%.

С физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, подоходный налог будет взиматься по ставке 30% от суммы доходов, полученных на территории РФ.

- Вы прогнозируете увеличение сбора подоходного налога?

- Да, я предполагаю, что легализация доходов налогоплательщиков увеличит в целом по России поступление налога. Ведь сейчас многие предприниматели скрывают реальные доходы своих работников. Недавно мы провели проверки в туристических фирмах г. Москвы. Так вот, там средняя зарплата составляет всего 700 - 800 руб.! Это явно не соответствует реальному положению вещей. Резервы увеличения сбора налога есть.

Кроме того, в широком смысле ситуация выглядит следующим образом.

Средняя ставка подоходного налога в целом по России составила в прошлом году 12,7%. Поэтому введение новой единой ставки - 13% не принесет потерь в масштабах страны.

А вот в регионах, где средняя зарплата выше среднероссийской, потери, конечно, будут. И прежде всего - в Москве. Здесь средняя ставка налога в прошлом году приближалась к 17%, поэтому разница может обернуться, по нашим оценкам, потерей в 2001 г. примерно 6,5 млрд руб. подоходного налога.

- Складывается впечатление, что единая ставка подоходного налога будет действовать в пользу богатых.

- В узком смысле, конечно, да. Платить 13% с большого годового дохода ощутимо выгоднее, чем отдавать в виде налога 35%. Но не забывайте, что богатые люди разными способами сейчас предпринимают попытки уклониться от уплаты налога по таким ставкам. Теперь же налогоплательщику будет проще заплатить налоги, чем изобретать схемы уклонения от их уплаты.

Таким образом, польза для богатых должна обернуться выгодой для государства, которое получит стабильного налогоплательщика, без снижения сбора налога. Думаю, что отказываться через какое-то время от такой ставки нельзя. Вряд ли кто-то сегодня станет отрицать, что налогоплательщики выведут свои доходы из тени не раньше, чем поверят в постоянный характер налоговых нововведений.

Зарубежный опыт показывает, что существуют эффективные социально справедливые пути привлечения средств в казну. Например, в ряде развитых западных стран основная часть налоговых поступлений в региональные и местные бюджеты образуется за счет налогообложения различных форм имущества.

- Как теперь Вам представляется декларационная кампания?

- Многие считают, что теперь не надо сдавать налоговые декларации. На самом деле это не совсем так. Единая ставка позволяет упростить налоговое декларирование. Кроме того, существенно упрощаются процедуры исчисления и уплаты налога организациями и предприятиями, а также процедуры контроля для самих налоговых органов. Но декларировать доходы все-таки придется. Это относится, прежде всего, к индивидуальным предпринимателям, частнопрактикующим нотариусам и адвокатам, а также к гражданам - при заявках на социальные льготы.

- Да, кстати, льготы в Кодексе в основном сохранены, хотя при подготовке второй его части высказывалось мнение о полном исключении льгот по налогам.

Как Вы к этому относитесь?

- Если говорить о подоходном налоге, то считаю, что мы пока еще живем в стране небогатых людей с невысоким уровнем личных доходов, хотя уровень потребительских цен на товары и услуги приближается к общемировому. Поэтому с социальной точки зрения такое льготирование пока необходимо и оправдано. Например:

- не будут платить налог студенты, пенсионеры, получатели адресной социальной помощи;

- право на существенные льготы имеют ученые, деятели науки и техники;

- вычет из налогооблагаемой базы предоставляется "чернобыльцам", "блокадникам" и некоторым другим малозащищенным категориям граждан;

- предусмотрен имущественный налоговый вычет от продажи жилья и т.д.

- Очень много вопросов вызывает единый социальный налог.

Какова Ваша позиция по данному вопросу?

- Моя позиция по этому вопросу сформировалась несколько лет назад и я ее неоднократно высказывал: собирать все налоги, сборы и т.п. должен один орган. Это существенно сократит расходы по контролю за правильностью платежей и упростит работу налогоплательщиков. Всем необходимым для этого мы располагаем - я имею в виду информационные базы данных; техническое обеспечение; частично финансовое и кадровое обеспечение.

Кроме того, нельзя рассматривать решения, принятые по социальному налогу, в отрыве от решений, принятых по подоходному налогу. Это действие в одном направлении - расширение налогооблагаемой базы путем снижения налогов на зарплату и фонд оплаты труда.

Работодателю, конечно, было выгодно выдавать зарплату тайно, в конверте - не нужно платить подоходный налог, перечислять значительные суммы в Пенсионный и другие фонды. Но проходит время, и пенсия работнику начисляется в соответствии с мизерной зарплатой, выдаваемой по ведомости. Именно поэтому, в конечном итоге, работающему гражданину все эти хитрости невыгодны, государству - тоже.

Сегодня самая революционная мера - регрессивная шкала уплаты социального налога, которая должна стимулировать работодателей отказаться от "серых" схем выплаты зарплаты. Методика ее достаточно сложна. Так что практику применения налогоплательщикам придется осваивать, как это ни странно, в тесном взаимодействии с налоговиками.

В принципе принятые главы части второй Налогового кодекса РФ направлены на то, чтобы налогоплательщик понял, что ему выгоднее платить, чем не платить налоги.

- Как решаются проблемы, возникающие в процессе передачи функций по сбору социального налога от фондов (ранее их собиравших) налоговым органам?

- Проблемы действительно есть. Ведь нам нужно, с одной стороны, сохранить весь положительный опыт работы, накопленный в фондах (прежде всего, в части информации и кадров), а с другой - адаптировать его к действующей у нас системе отчетности, учета и контроля. Поэтому в рамках подготовки к введению единого социального налога образованы рабочие группы, работающие в контакте с фондами. Именно они сегодня прорабатывают порядок приема - передачи сведений из фондов в налоговые органы, согласовывают процедуры, решают возникающие проблемы (вопросы, связанные с переплатой, образовавшейся у некоторых налогоплательщиков; недоимкой, образовавшейся во всех фондах, особенно в Пенсионном фонде, и т.д). Все должно быть готово к 1 января 2001 г., чтобы можно было начать, как говорится, с чистого листа.

Суть создаваемой системы - организация полного учета всех поступлений с разбивкой по каждому из фондов. Методические аспекты мероприятий намечено обобщить на всероссийском совещании, которое МНС России предполагает провести в ноябре текущего года.

- Существуют ли планы использовать механизм системы ИНН, о котором так много говорили в последнее время?

- Я думаю, что в конечном итоге мы придем к сохранению единого номера для учета информации о налогах, о пенсионных отчислениях и т.д. Сейчас в министерстве создается система обязательного строжайшего учета и контроля за поступающими средствами и деления этих средств, чтобы они не смешивались друг с другом. В связи с этим хочется еще раз сказать, что наличие у физических лиц ИНН упростит многие вопросы взаимоотношения физических лиц не только с налоговыми органами, но и с государственными социальными внебюджетными фондами. В первую очередь я имею в виду адресную социальную помощь малообеспеченным гражданам, т.е. наличие конкретной информации о каждом налогоплательщике (физическом лице) позволит предоставить социальные гарантии государства не всем сразу, а каждому в зависимости от конкретных обстоятельств.

- Почему установлены разные ставки единого социального налога для работодателей и предпринимателей, не использующих наемный труд?

- По нашему мнению, установление разных ставок единого социального налога для работодателей и предпринимателей, не использующих наемный труд, связано с тем, что объектом налогообложения для одних категорий работодателей будут являться выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско - правового характера, тогда как для предпринимателей, не использующих наемный труд, налоговая база определяется как сумма доходов от предпринимательской деятельности (как в денежной, так и в натуральной форме) за вычетом расходов, связанных с их получением. Для предпринимателей, применяющих упрощенную схему налогообложения, объектом налогообложения будет являться доход, определенный исходя из стоимости патента.

- Поясните ситуацию с договорами гражданско - правового характера.

- В налоговом плане ситуация с договорами гражданско - правового характера упростилась. Теперь доходы граждан по таким договорам независимо от суммы облагаются налогом по единой ставке один раз по месту выплаты дохода.

- Для сбора социального налога потребуются дополнительные материальные ресурсы, сохранение же действующих социальных льгот тоже потребует значительных средств.

Сможет ли Москва аккумулировать необходимые для этого ресурсы, учитывая проблемы со сбором налогов, в частности подоходного, о которых Вы говорили выше?

- Как раз об этом шел разговор на прошедшем недавно заседании Правительства Москвы, где рассматривался проект бюджета г. Москвы на 2001 г. Намечены определенные мероприятия, позволяющие скомпенсировать часть так называемых выпадающих доходов. При этом совершенствование налогового администрирования позволит сохранить высокий уровень сбора налогов, который был практически всегда характерен для Москвы. Одновременно планируется расширение налогооблагаемой базы за счет уплаты подоходного налога с 1 января 2001 г. теми, кто проходит аттестацию - военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов и др.

- Как все эти изменения отразятся на экономике страны?

- Характер экономики страны определяется многими факторами и не в последнюю очередь качеством ее бюджета. Первые шаги в налоговой реформе в принципе призваны оживить экономический рост. Целенаправленная налоговая политика освобождения фонда оплаты труда от налогообложения - хороший стимул к труду и предпринимательству.

Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция к установлению нормальных взаимоотношений между субъектами бизнеса.

Мы предполагаем, что совершенствование налогового администрирования позволит распространить эту тенденцию и на взаимоотношения предпринимателей с государством.

Подписано в печать Беседу провел

10.09.2000 Р.Г.Андреев

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В июле 1998 г. была куплена квартира. Льготой по подоходному налогу не пользовалась. Могу ли я сейчас, т.е. в 2000 г., воспользоваться этой льготой? ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 9) >
Тематический выпуск: Несостоятельность (банкротство) предприятий в РФ ("Экономико-правовой бюллетень", 2000, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.