Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Арбитражная хроника от 10.09.2000> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9)



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 9, 2000

1. Акты налогового законодательства, ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют

(Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 N 161/00)

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к налоговой инспекции о признании недействительным ее уведомления о переводе его на уплату единого налога с вмененного дохода. Решением суда исковые требования удовлетворены, названное уведомление признано недействительным. Суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении исковых требований отказал.

Как видно из материалов дела, индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность по оказанию юридических услуг на основании свидетельства о государственной регистрации от 02.07.1998. В момент его регистрации индивидуальные предприниматели подлежали налогообложению в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц".

Законом Краснодарского края "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" с 01.01.1999 введен единый налог на вмененный доход, в том числе и для предпринимателей, оказывающих юридические услуги, что и явилось основанием для направления налоговым органом предпринимателю обжалованного им уведомления.

Из материалов дела следует, что данные о доходах и налоге, подлежащем уплате при прежних условиях налогообложения, судебными инстанциями в достаточной степени не исследовались.

При таких обстоятельствах Президиум ВАС РФ состоявшиеся судебные акты по данному делу отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Комментарий

В соответствии со ст.57 Конституции РФ и п.2 ст.5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Статьей 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Утрата этим положением силы и введение нового режима налогообложения означают по существу придание новым условиям уплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим до введения в действие нового регулирования, что не согласуется с Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ в той мере, в какой новое регулирование ухудшает положение конкретного налогоплательщика.

Указанная правовая позиция о недопустимости придания Федеральному закону "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" обратной силы отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.1999 N 111-О.

2. Налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы благотворительной помощи, оказанной организациям, указанным в законе

(Постановление Президиума ВАС РФ от 06.06.2000 N 8924/99).

ГНИ проведена камеральная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов и других обязательных платежей ЗАО. По результатам проверки составлен акт и принято решение о взыскании с налогоплательщика доначисленного налога на прибыль и пеней, в том числе за занижение налогооблагаемой прибыли на суммы безвозмездно оказанной денежной помощи, перечисленной прокуратуре, РОВД, налоговой полиции, сельской администрации.

ЗАО обратилось в арбитражный суд с иском к ГНИ о признании частично недействительным решения о взыскании доначисленного налога на прибыль и пеней. Решением суда иск удовлетворен частично. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и иск удовлетворен в полном объеме. Суд кассационной инстанции постановление апелляционной инстанции оставил без изменения.

Президиум ВАС РФ постановления апелляционной и кассационной инстанций отменил, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Комментарий

В соответствии с пп."в" п.1 ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на сумму взносов на благотворительные цели.

В названной статье Закона приведен перечень организаций, перечисление денежных средств которым дает право налогоплательщику уменьшить налогооблагаемую прибыль в размерах, предусмотренных в Законе. Этот перечень является исчерпывающим.

Из содержания этой статьи следует, что благотворительная деятельность может являться таковой в том случае, если она носит не только целевой, но и адресный характер, т.е. помощь может быть направлена только тем организациям, которые указаны в Законе.

Поскольку помощь ЗАО указанным организациям не соответствовала назначению и целям, которые определены в ст.6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", общество не вправе было уменьшать налогооблагаемую прибыль на расходы, связанные с оказанием этой помощи, а могло осуществлять ее за счет своей чистой прибыли.

3. При оценке заключенных договоров суд должен исходить из фактических отношений сторон по договору, а не из его названия

(Постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.2000 N 9057/99)

ГНИ проведена проверка соблюдения налогового законодательства государственным унитарным предприятием (далее - ГУП). В ходе проверки установлено, что в феврале 1996 г. ГУП заключены договоры о совместной деятельности с ООО и частным предпринимателем, являющиеся по сути договорами аренды. От сдачи в аренду государственного имущества получены доходы, с которых не перечислен НДС. По результатам проверки составлен акт и принято решение о взыскании НДС, а также штрафов и пеней. ГУП обратилось в арбитражный суд с иском к ГНИ о признании недействительным ее решения.

Решением суда в удовлетворении иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, исковое требование удовлетворено. Суд кассационной инстанции названное постановление оставил без изменения.

Президиум ВАС РФ все состоявшиеся по данному делу судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В вынесенном Постановлении указано, что суду необходимо полно исследовать и оценить характер договоров, заключенных ГУП с ООО и частным предпринимателем, исходя из фактических взаимоотношений сторон по этим договорам.

Комментарий

Действующим законодательством право налогового органа самостоятельно оценивать характер договоров, заключенных хозяйствующими субъектами, не предусмотрено.

В соответствии с п.1 ст.3 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Доходы, полученные от совместной деятельности, в оборот, облагаемый НДС, не включаются.

Наличие или отсутствие у налогоплательщика объекта налогообложения от выручки, полученной по заключенным договорам, зависит от характера фактических взаимоотношений между сторонами. Президиум ВАС РФ отметил, что при принятии решения суд должен исходить из фактических отношений сторон по договору, а не из его названия.

4. Если Налоговый кодекс предусматривает более мягкую меру ответственности, чем ранее действовавшее законодательство, то применяется ответственность, установленная Кодексом

(Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2000 N 145/00)

В 1999 г. ГНИ проведена проверка соблюдения налогового законодательства ЗАО за период с июля 1996 г. по март 1998 г. По результатам проверки составлен акт, которым установлена недоплата НДС, в связи с чем налогоплательщику начислен штраф в соответствии со ст.122 Налогового кодекса РФ в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

ГНИ обратилась в арбитражный суд с иском к ЗАО о взыскании суммы штрафа. Решением суда исковые требования удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено и в иске отказано.

Президиум ВАС РФ названное постановление отменил, дело направил на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.

Комментарий

Статья 8 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в случае когда Кодекс устанавливает более мягкую ответственность за конкретное правонарушение, чем было установлено ранее действовавшим законодательством о налогах, за соответствующее правонарушение, совершенное до 1 января 1999 г., применяется ответственность, установленная Налоговым кодексом.

5. Возврат из бюджета излишне уплаченного налога производится в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса

(Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2000 N 6044/99)

Как следует из материалов дела, в период с 1996 по 1998 гг. представительством кипрской компании (далее - компания) в РФ получены доходы в виде процентов по договорам банковского валютного счета. При их выплате коммерческим банком с этих доходов удержаны и перечислены в бюджет налоги.

В соответствии со ст.28 Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр от 29.10.1982 "Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества" проценты по банковским вкладам названной компании налогообложению в РФ не подлежат.

Компания обратилась в арбитражный суд с иском к ГНИ о возврате сумм налога, а также о взыскании процентов за просрочку их возврата в порядке, предусмотренном п.9 ст.78 Налогового кодекса РФ. Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал госналогинспекцию возвратить сумму налога из бюджета. Суд кассационной инстанции решение суда оставил без изменения.

Президиум ВАС РФ состоявшиеся судебные акты отменил, дело направил на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Комментарий

В соответствии с п.9 ст.78 Налогового кодекса РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата. В силу п.10 названной статьи зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ.

Пунктом 11 Положения о Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 N 864, осуществление по представлению налоговых органов возврата из республиканского бюджета РФ излишне взысканных и уплаченных налогов и других платежей возложено на органы казначейства.

Подписано в печать О.Старостина

10.09.2000 АКДИ "Экономика и жизнь"

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Арбитражная хроника от 10.09.2000> ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9(18)) >
Статья: Не повторяйте ошибок (о типичных нарушениях налогового законодательства) ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.