Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...МП не имеет собственных средств для приобретения основных средств. Предприятие заключило с заказчиком договор на выполнение работ. В смете (калькуляции) на выполнение работ заложена стоимость оборудования (основных фондов). Как в учете предприятия отразить приобретение основных фондов, оплаченных за счет средств заказчика? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9(18))



"АКДИ "Экономика и жизнь", N 9(18), 2000

Вопрос: Малое предприятие, зарегистрированное в 2000 г. и оформившее лицензии на строительные виды деятельности, не имеет собственных средств для приобретения необходимого оборудования, контрольно - измерительных приборов и т.п. Предприятие заключило с заказчиком договор на выполнение работ по техническому надзору за строительно - монтажными работами и обследованию технического состояния зданий и сооружений. В смете (калькуляции) на выполнение работ заложена стоимость оборудования (основных фондов).

Как в учете предприятия отразить приобретение основных фондов, оплаченных за счет средств заказчика?

Ответ: Порядок бухгалтерского учета операций, связанных с приобретением оборудования, зависит от условий договора, заключенного между предприятием и заказчиком.

Договором могут быть предусмотрены два варианта использования оборудования, приобретенного предприятием за счет средств заказчика в ходе выполнения работ по договору:

1) в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование является его собственностью и после окончания работ остается в его распоряжении;

2) в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование является собственностью заказчика и по окончании работ по договору подлежит передаче заказчику.

Рассмотрим порядок учета и налогообложения операций в каждом из возможных вариантов.

Вариант 1. Приобретенное оборудование является собственностью предприятия - исполнителя работ.

В этом случае поступающие от заказчика средства отражаются в полном объеме на счете 64 как средства, полученные авансом:

Дебет 51 Кредит 64 - поступили средства от заказчика на выполнение работ по договору.

Дебет 64 Кредит 68 - учтен НДС с поступившего аванса.

Операции по приобретению оборудования отражаются в учете в общеустановленном порядке:

Дебет 60 Кредит 51 - оплачен счет поставщика за оборудование.

Дебет 08 Кредит 60 - оприходовано оборудование, поступившее от поставщика.

Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС по приобретенному оборудованию.

Дебет 01 Кредит 08 - приобретенное оборудование включено в состав основных производственных фондов предприятия.

Дебет 68 Кредит 19 - НДС по приобретенному оборудованию отнесен на расчеты с бюджетом.

По мере выполнения работ по договору в учете отражаются затраты предприятия, связанные с выполнением работ, в том числе и амортизационные отчисления по приобретенному оборудованию, используемому при проведении работ:

Дебет 20 Кредит 02 (70, 69, прочие счета)

- отражены затраты на выполнение работ по договору.

После подписания акта приемки выполненных работ:

Дебет 62 Кредит 46 - отражена выручка от реализации работ по договору.

Дебет 46 Кредит 68 - учтен НДС с суммы выручки.

Дебет 64 Кредит 62 - зачтен аванс.

Дебет 68 Кредит 64 - восстановлен НДС, исчисленный с аванса.

Дебет 46 Кредит 20 - списана себестоимость выполненных работ.

Дебет 46 Кредит 80 - учтена прибыль от реализации выполненных работ.

По окончании работ оборудование, приобретенное в ходе исполнения договора, остается у предприятия в составе его основных фондов.

Вариант 2. Приобретенное оборудование является собственностью заказчика.

В этом случае фактически заказчик поручает предприятию не только выполнить для него определенные работы, но и приобрести для него определенное оборудование.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации сторонами заключается смешанный договор, содержащий в себе элементы договора подряда (в части выполнения работ) и договора комиссии (на покупку для заказчика определенного оборудования).

В этой связи поступающие от заказчика средства отражаются в учете следующим образом:

Дебет 51 Кредит 76 - поступили средства от заказчика в части сумм, предназначенных для закупки оборудования.

Дебет 51 Кредит 64 - поступили средства от заказчика в качестве аванса в счет предстоящего выполнения работ.

Дебет 64 Кредит 68 - учтен НДС с поступившего аванса.

Следует обратить внимание, что, по мнению Минфина России, средства, поступившие от заказчика на приобретение оборудования, подлежат обложению НДС в соответствии с требованиями п.2 ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (см. Письмо Минфина России от 30.11.1999 N 04-03-05).

Однако, по нашему мнению, положения п.2 ст.7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" к отношениям по закупке товаров в рамках договора комиссии (поручения) применяться не могут.

Таким образом, средства, поступившие от заказчика на приобретение для него оборудования, в облагаемый НДС оборот у предприятия включаться не должны, поскольку их получение не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Операции по закупке оборудования отражаются в учете предприятия проводками:

Дебет 60 Кредит 51 - оплачен счет поставщика.

Дебет 76 Кредит 60 - стоимость оборудования отнесена за счет заказчика.

Дебет 002 - поступившее оборудование принято к учету на забалансовом счете, поскольку это оборудование является собственностью заказчика.

По мере выполнения работ по договору в учете предприятия отражаются затраты, связанные с выполнением работ. При этом в себестоимость работ не включаются амортизационные отчисления по приобретенному оборудованию, поскольку это оборудование предприятию не принадлежит (п.46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н).

После окончания работ по договору предприятие в общеустановленном порядке отражает операции по реализации выполненных работ (см. выше вариант 1).

Если в соответствии с условиями договора приобретенное предприятием оборудование передается заказчику, то в учете предприятия выбытие оборудования отражается проводкой:

Кредит 002 - приобретенное оборудование передано заказчику.

Если по соглашению сторон после окончания работ по договору оборудование передается в собственность предприятия, то это оборудование принимается им в состав собственных основных средств как безвозмездно полученное:

Дебет 08 Кредит 80 - рыночная стоимость оборудования на дату оприходования включается в состав внереализационных доходов предприятия (п.25 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, п.п.8 и 10.3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н) и облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п.6 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций").

Дебет 01 Кредит 08 - полученное от заказчика оборудование принимается к учету в составе основных фондов предприятия.

Подписано в печать Т.Крутякова

10.09.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Предприниматель приобрел в июле 1999 г. легковой автомобиль для целей предпринимательской деятельности. За 5 месяцев прошлого года начислена амортизация по установленным нормам. Возможно ли начать применение ускоренной амортизации с 01.01.2000? Вправе ли предприниматель списать на затраты дополнительно до 50% первоначальной стоимости автомобиля? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9(18)) >
Вопрос: ...МУП заключило договор с предприятием ЖКХ на вывоз мусора со своей территории. С 1 мая решено сдавать бумажную макулатуру в организацию "Вторсырья". "Вторсырье" оплачивает макулатуру. Поступающие суммы предприятие относит в кредит счета 80. ГНИ считает, что поскольку сдача макулатуры носит постоянный характер, то это реализация. Кто в данной ситуации прав? ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 9(18))



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.