Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Об изменениях в Законе г. Москвы "О налоге с продаж" и Инструкции по его исчислению ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 36)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 36, 2000

ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ЗАКОНЕ Г. МОСКВЫ "О НАЛОГЕ С ПРОДАЖ"

И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ИСЧИСЛЕНИЮ

14 июля 2000 г. мэр Москвы подписал Закон г. Москвы N 19 "О внесении изменений и дополнений в ст.2 Закона города Москвы от 17 марта 1999 года N 14 "О налоге с продаж" (далее - Закон N 19 и Закон N 14).

Напомним, что п.2 ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ) налог с продаж отнесен к перечню региональных налогов и сборов. Соответственно, законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации предоставлено право расширять федеральный перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых при их реализации за наличный расчет не подлежит обложению данным налогом.

Законом N 19 расширен перечень льгот по налогу с продаж, уточнены формулировки отдельных льгот из ранее действовавших, а также уточнен порядок их предоставления при одновременной реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых данным налогом, так и освобожденных от него.

Кроме того, 12 июля 2000 г. вышли в свет Изменения и дополнения N 3 (далее - Изменения N 3) к Инструкции УМНС России по г. Москве от 23.06.1999 N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж" (далее - Инструкция N 1). Данный документ призван разъяснить порядок применения федерального и московского законодательства о налоге с продаж. Следует, однако, иметь в виду, что, поскольку Изменения N 3 были приняты ранее Закона N 19, они не учитывают изменений и дополнений, которые были внесены этим Законом.

Хотелось бы также обратить внимание налогоплательщиков на дату вступления в силу Закона N 19. Статьей 2 данного Закона определена дата вступления его в силу - первое число очередного месяца, следующего за датой официального опубликования. Документ был официально опубликован в газете "Тверская, 13" N 30 (26 июля - 1 августа) за 2000 г. Учитывая данные обстоятельства, Управление МНС России по г. Москве Письмом от 10.08.2000 N 14-15/35538 пояснило, что Закон N 19 вступил в силу 1 августа 2000 г.

Как уже указывалось, Закон N 19 существенно расширил перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом обложения налогом с продаж.

С момента введения в действие изменений налогом с продаж не облагаются:

предметы религиозного (в том числе богослужебного) назначения и культа, а также богослужебная литература, реализуемые религиозными организациями или их собственными предприятиями, созданными в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Напомним, что религиозные организации должны быть созданы в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", и зарегистрированы в Минюсте России или органах юстиции субъектов Российской Федерации. Кроме того, в соответствии со ст.23 данного Федерального закона религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации;

изделия (кроме подакцизных, т.е. кроме ювелирных <*>), которые отнесены к изделиям народных художественных промыслов на основе решений, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов Московским городским художественно - экспертным советом по декоративно - прикладному искусству и народным художественным промыслам, созданным в соответствии со ст.8 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах";

нотариальные действия и услуги правового и технического характера, оказываемые нотариусами.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации "Об акцизах" (в ред. от 07.03.1996 N 23-ФЗ) к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, для выполнения различных ритуалов и обрядов, монеты, памятные, юбилейные и другие знаки и медали (за исключением монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации, а также законами или иными нормативными актами государств - участников Содружества Независимых Государств), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга, недрагоценных материалов со вставками из драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга. Не относятся к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении (за исключением обручальных колец).

Необходимо отметить, что факт принятия указанной льготы противоречит позиции МНС России по вопросу отнесения частнопрактикующих нотариусов к числу плательщиков налога с продаж. Напомним, что Письмом МНС России от 13.05.1999 N 08-2-01/255 и Письмом Управления МНС России по г. Москве от 16.12.1999 N 09-08/19427 до сведения налогоплательщиков была доведена позиция налоговых органов по данному вопросу, в соответствии с которой совершаемые частнопрактикующими нотариусами нотариальные действия и предоставляемые ими услуги правового и технического характера не могут быть отнесены к объектам налогообложения по налогу с продаж, а сами частнопрактикующие нотариусы не могут быть отнесены к субъектам обложения данным налогом. Таким образом, если следовать логике этих Писем, т.е. если нотариусы изначально не являются плательщиками налога с продаж, то и какие-либо отдельные льготы для них принимать не требовалось.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.1999 N 1212 "О развитии Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации" федеральные органы исполнительной власти, в частности, при разработке правовых актов должны обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов. Поэтому для целей правильного применения льгот по налогу с продаж, как и ранее, следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (далее - ОКП) и Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (далее - ОКУН);

игрушки и елочные украшения. Очевидно, что льгота распространяется на товары, поименованные в подклассе 3 "Игрушки и елочные украшения" класса 96 "Изделия культурно - бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально - зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности" ОКП, коды продукции 963000 - 963981. Действие льготы распространяется не только на елочные украшения, но и на искусственные елки, включенные в указанный подкласс ОКП. Кроме того, согласно ОКП льготированию подлежит стоимость видеоигр и устройств для них, игровых компьютерных приставок и т.п.

Кроме перечисленных новых льгот Законом N 19 введены льготы, связанные с освобождением от налога с продаж некоторых услуг связи, в том числе:

услуг почтовой связи и городской телефонной сети. Не облагаются налогом с продаж услуги, отнесенные ОКУН к классу 03 "Услуги связи", подклассу 1 "Услуги почтово - телеграфной связи", группе 1 "Услуги почтовой связи" (код группы 031100), а также к подклассу 2 "Услуги телефонной связи", группе 2 "Услуги городских и сельских телефонных сетей" (код группы 032200). Хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

под действие данной льготы не подпадает стоимость услуг мобильной (так называемой "сотовой") телефонной связи;

поскольку налогом с продаж не облагаются услуги почтовой связи, следовательно, с момента введения в действие Закона N 19 не облагаются налогом с продаж и знаки почтовой оплаты при их реализации за наличный расчет. Напомним, что в соответствии с п.1.1 Положения "О знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации", утвержденного Приказом Минсвязи России от 26.05.1994 N 115, к знакам почтовой оплаты относятся марки и блоки, маркированные конверты и карточки, предназначенные для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи согласно действующим тарифам, и подтверждения факта оплаты на внутренней и международной корреспонденции. При этом очевидно, что освобождение от налога с продаж не распространяется на почтовые марки, конверты и т.п., относящиеся к коллекционному филателистическому материалу, которые не могут служить подтверждением факта оплаты услуг почтовой связи;

пользования индивидуальными радиоточками. Не облагаются налогом с продаж услуги, отнесенные ОКУН к этому же классу 03 "Услуги связи", подклассу 3 "Услуги радиофикации", группе 1 "Пользование радиоточками", которая представлена единственным видом услуг, а именно "Пользование индивидуальными радиоточками" (код услуги 033100). Таким образом, плата за пользование индивидуальными радиоточками, входящая в состав квартирной платы, не должна включать налог с продаж;

услуг кабельного телевидения. Не облагаются налогом с продаж услуги, отнесенные ОКУН к этому же классу 03 "Услуги связи", подклассу 5 "Услуги телевидения", группе 1 "Услуги кабельного телевидения" (код группы 035100).

Расширена сфера действия льготы по товарам (работам, услугам), связанным с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом. В новой редакции Закона N 14 действие указанной льготы распространяется не только на государственные и муниципальные образовательные учреждения, но и на негосударственные и немуниципальные образовательные учреждения (далее - НОУ), имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, выданную в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ), и прошедшие аттестацию и государственную аккредитацию в порядке, предусмотренном данным Законом. Хотелось бы подчеркнуть, что по аналогии с государственными и муниципальными образовательными учреждениями данная льгота не распространяется на предпринимательскую деятельность НОУ, не связанную с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом, осуществляемую в соответствии со ст.47 Закона Российской Федерации "Об образовании", в том числе:

на операции, связанные с реализацией и сдачей в аренду основных фондов и имущества НОУ;

торговлю покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг.

Еще одной новой льготой, связанной с образованием, является освобождение от налога с продаж стоимости тетрадей школьных ученических. Очевидно, что указанная льгота будет предоставляться по стоимости продукции, поименованной в кодах 546100 - 546121 подкласса 6 "Тетради школьные ученические, обои и товары бумажно - беловые" класса 54 "Продукция целлюлозно - бумажной промышленности" ОКП. Согласно этим кодам действие льготы распространяется на тетради школьные ученические с мелованной обложкой в 12 листов, а также тетради школьные ученические с обычной обложкой в 12, 18 и 24 листа. На иные тетради указанная льгота не распространяется.

Законом N 19 также расширена льгота, предусмотренная Федеральным законом N 150-ФЗ и Законом N 14, в соответствии с которой не облагается налогом с продаж стоимость услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства. После внесения изменений не облагаются налогом с продаж:

стоимость входных билетов на спектакли и другие публичные представления негосударственных и немуниципальных театров. Напомним, что под театром в соответствии с Положением о театре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 N 329, понимается организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве. Государственные и муниципальные театры не уплачивали налог со стоимости входных билетов на спектакли и другие публичные представления. Учитывая единство задач и целей государственных и негосударственных театров, основные услуги, оказываемые ими, в полном объеме также освобождены от налога с продаж;

стоимость входных билетов и абонементов в негосударственные и немуниципальные музеи, картинные галереи и выставочные залы.

Законом N 19 расширен перечень льгот, связанных с медициной. Напомним, что ранее от налога с продаж освобождались только лекарственные средства, услуги по пошиву ортопедической обуви, а также технические средства и услуги по реабилитации инвалидов. После внесения изменений в Закон г. Москвы "О налоге с продаж" указанным налогом не облагается стоимость изделий медицинского назначения, а также стоимость медицинских услуг (за исключением косметических).

В соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 медицинские услуги поименованы в группе 08 (код 080000) "Медицинские услуги, санаторно - оздоровительные услуги, ветеринарные услуги", подгруппе 1 (код 081000) "Медицинские услуги". Таким образом, льгота по налогу с продаж распространяется на все виды услуг, указанных в подгруппе 1 группы 08, за исключением косметических услуг, поименованных в кодах 081501 - 081504 классификатора.

В соответствии с Федеральным законом N 150-ФЗ и Законом N 14 от налога с продаж освобождается значительная группа продовольственных товаров. Законом N 19 перечень льготируемых продуктов питания дополнен следующими позициями:

неделикатесные морепродукты;

сухофрукты;

вода минеральная столовая и лечебная, вода фруктовая, пиво отечественного производства.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в отличие от льготы по пиву прочие льготы по продуктам питания, а также льготы по игрушкам и елочным украшениям, тетрадям школьным ученическим, изделиям медицинского назначения распространяются как на товары отечественного производства, так и на товары, происходящие из других государств, без каких-либо ограничений. Напомним также, что под товарами отечественного производства следует понимать продукцию, произведенную предприятиями, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации (в том числе предприятиями, созданными с участием иностранного капитала).

Важным с точки зрения уточнения порядка применения льгот по налогу с продаж является изменение формулировки п.6 ст.2 Закона N 14. Согласно новой редакции этого Закона наличие раздельного учета является обязательным условием получения налогоплательщиком льгот, предоставленных Федеральным законом N 150-ФЗ и Законом N 14. При этом необходимо иметь в виду, что перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не подлежит обложению налогом с продаж, принят во избежание подорожания товаров и услуг первой необходимости и снижения уровня жизни населения страны (региона), т.е. имеет явно выраженный социальный характер. Законом за налогоплательщиком не закреплено право выбора применять или не применять установленные льготы, следовательно, их применение является обязательным.

Что касается Изменений N 3, то в первую очередь необходимо отметить, что данным документом уточнен состав плательщиков налога с продаж. Изначально понятие "плательщик" применительно к данному налогу установлено Федеральным законом N 150-ФЗ. Согласно п.2 ст.1 этого Закона плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения <**>; иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Статьей 9 Федерального закона от 31.07.1998 N147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 г. самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.

Очевидно, что перечисленные группы плательщиков будут являться таковыми в порядке, предусмотренном законодательством г. Москвы, только в том в случае, если реализация товаров (работ, услуг) производится на территории города. Однако такая трактовка норм закона, а также выдвигавшееся ранее Инструкцией N 1 требование о постановке на учет в налоговых органах Москвы организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих на территории г. Москвы товары, работы, услуги за наличный расчет, с учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации представляются не вполне точными.

Статьей 83 НК РФ определены основания постановки налогоплательщиков на учет в налоговых органах. Так, организации (напомним, что термин "организации" для целей налогообложения определен ст.11 НК РФ) подлежат постановке на учет по месту своего нахождения, по месту нахождения каждого обособленного подразделения, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. При этом под обособленным подразделением для налоговых целей понимается любое территориально обособленное подразделение организации, по месту нахождения которого организованы стационарные рабочие места (т.е. рабочие места, созданные на срок более 1 месяца).

Таким образом, очевидно, что организации, зарегистрированные в налоговых органах других субъектов Российской Федерации, будут являться плательщиками налога с продаж в бюджет г. Москвы в том случае, если осуществляют на территории города реализацию за наличный расчет товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения.

С учетом изложенного в п.2.1 Инструкции N 1 были внесены изменения, согласно которым российские организации признаются плательщиками налога с продаж в двух случаях:

1) если организация зарегистрирована на территории субъекта Российской Федерации - города Москвы и осуществляет здесь же реализацию за наличный расчет;

2) если организация, местом нахождения которой (местом государственной регистрации) является территория иного субъекта Российской Федерации, осуществляет реализацию за наличный расчет на территории г. Москвы через свое обособленное подразделение, соответствующее критериям, установленным ст.11 НК РФ.

Актуальной остается проблема исполнения обязанности по уплате в бюджет налога с продаж обособленными подразделениями организации в том случае, если таких обособленных подразделений несколько в разных округах (районах) Москвы, подконтрольных различным территориальным налоговым инспекциям. В этом случае организации надлежит в соответствии со ст.83 НК РФ встать на налоговый учет в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения в течение месяца после его создания, причем за нарушение срока подачи заявлений ст.116 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность в виде взыскания штрафа в размере 5 тыс. руб., а если нарушение срока составляет более 90 дней - взыскания штрафа в размере 10 тыс. руб.

Постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения осуществляется по каждому такому подразделению независимо от того, состоит ли организация на учете в данном налоговом органе и чем вызвана причина предыдущей постановки. Постановка организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения завершается выдачей налоговым органом уведомления о постановке на учет по каждому подразделению отдельно.

Очевидно, что, если у организации имеется несколько обособленных подразделений на территории г. Москвы, самостоятельно реализующих товары (работы, услуги), то возникает проблема представления расчетов по налогу с продаж в несколько территориальных инспекций, хотя фактически уплаченные суммы налога поступают в один и тот же бюджет г. Москвы. Представляется целесообразным принятие следующего порядка расчетов с бюджетом по налогу с продаж для организаций, имеющих на территории г. Москвы несколько обособленных подразделений:

организациям, зарегистрированным в налоговых органах г. Москвы, разрешить представлять единый (с учетом обособленных подразделений, расположенных в Москве) расчет по налогу с продаж по месту постановки на учет самой организации;

организациям, зарегистрированным в налоговых органах других субъектов Российской Федерации, разрешить представлять сводный (по всем обособленным подразделениям, расположенным на территории г. Москвы) расчет по месту нахождения одного из указанных подразделений.

В то же время, учитывая, что до настоящего времени данный порядок не разработан и не принят, организациям - налогоплательщикам во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами необходимо отчитываться по налогу с продаж во всех налоговых инспекциях, где организация стоит на учете (за себя и за обособленные подразделения).

Изменениями N 3 уточнен также порядок предоставления ряда льгот, предусмотренных федеральным и региональным законодательством по налогу с продаж.

1. Федеральным законом N 150-ФЗ предусмотрено, что не является объектом обложения налогом с продаж стоимость лекарств. Определение понятия "лекарственные средства" дано в ст.4 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", согласно которой лекарственные средства - это вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств.

Федеральным законом N 86-ФЗ также установлено, что лекарственные средства могут производиться, т.е. серийно получаться в соответствии с правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств, утвержденными в установленном порядке (и в этом случае подлежат государственной регистрации и помещению в Государственный реестр лекарственных средств), а также изготавливаться аптечными учреждениями по рецептам врачей (и в этом случае согласно п.3 ст.19 указанного Закона не подлежат государственной регистрации и внесению в Госреестр). Согласно Федеральному закону N 150-ФЗ не подлежит обложению налогом с продаж стоимость лекарственных средств (любых, без каких-либо ограничений), следовательно, данная льгота распространяется как на стоимость лекарственных средств, произведенных промышленными фармацевтическими предприятиями, зарегистрированных в установленном порядке и помещенных в Государственный реестр лекарственных средств, так и на стоимость лекарственных средств внутриаптечного изготовления.

Хотелось бы подчеркнуть, что изменение формулировки льготы по лекарственным средствам не вносит ничего нового в порядок ее применения. Лекарственные средства внутриаптечного изготовления и до внесения указанных изменений не подлежали обложению налогом с продаж, хотя это и не было прямо указано в Инструкции.

В соответствии с п.1.4.3 Методических рекомендаций для практических и научных работников N 98/124 "О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно - правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденных Заместителем министра здравоохранения Российской Федерации 14.05.1998, цена лекарственного средства внутриаптечного изготовления состоит из стоимости лекарственных ингредиентов, в том числе дистиллированной воды, если она включена в пропись рецепта, стоимости аптечной посуды, стоимости вспомогательных материалов (пробок, колпачков, этикеток и т.п.), а также тарифа за изготовление лекарства. Таким образом, при реализации аптечным учреждением лекарственных средств собственного изготовления от налога с продаж освобождается как стоимость собственно лекарственного средства, так и стоимость тары и тариф на его изготовление, включенные в его цену.

2. Изменениями N 3 расшифровано понятие "пригородные" пассажирские перевозки, к которым относятся:

перевозки автомобильным транспортом по маршрутам, проходящим за пределы черты города на расстояние до 50 км (п.11 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министра автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 N 200);

железнодорожные перевозки пригородного сообщения, т.е. перевозки пассажиров пассажирскими поездами на расстояние до 150 км (Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденные Министром путей сообщения 26.04.1993);

пригородные пассажирские перевозки речным транспортом - перевозки по пригородным линиям протяженностью до 100 км, а при обслуживании этих линий скоростными судами - до 150 км, соединяющим город и тяготеющие к нему населенные пункты, а также зоны коллективных садов, дачных поселков и места массового отдыха, расположенные на водных путях (параграф 4 разд.I Правил перевозок пассажиров и багажа, утвержденных и введенных в действие с 01.10.1978 Приказом Министра речного флота РСФСР от 30.12.1977 N 178).

3. Изменениями N 3 уточнен порядок применения льготы по услугам кредитных организаций, предоставляемым в рамках их лицензируемой деятельности. В частности, закреплено освобождение от обложения налогом с продаж услуг по инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов. Данные услуги не были поименованы в предыдущей версии Инструкции N 1, хотя основанием для их предоставления является лицензия Банка России, выданная в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 23.07.1998 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности".

Хотелось бы обратить внимание на то, что льгота, предоставленная кредитным организациям по налогу с продаж, отличается от похожей льготы по налогу на добавленную стоимость. Операции по инкассации облагаются НДС, поскольку Законом Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено освобождение от НДС банковских операций, за исключением операций по инкассации. По налогу с продаж подобные ограничения законом не установлены, поэтому предусмотренная Федеральным законом N 150-ФЗ льгота по стоимости услуг кредитных организаций, оказываемых в рамках лицензируемой деятельности, в полной мере распространяется на услуги по инкассации. Данные операции не подлежат обложению налогом с продаж не с момента внесения Изменений N 3 в Инструкцию N 1, а с момента введения этого налога на территории г. Москвы, т.е. с 01.07.1999.

В прежней редакции Инструкции N 1 содержалось также не вполне корректное утверждение о том, что льгота по налогу с продаж не распространяется на осуществление кредитными организациями операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями. В то же время ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (в ред. от 03.02.1996 N 17-ФЗ) "О банках и банковской деятельности" предусмотрено право кредитных организаций осуществлять привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, а также иные операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письмом Банка России от 29.09.1997 N 524 "О совершении кредитными организациями операций купли - продажи монет из драгоценных металлов" было разъяснено, что для совершения кредитными организациями операций с драгоценными металлами и операций купли - продажи монет из драгоценных металлов, за исключением монет, являющихся валютой Российской Федерации, необходимо наличие соответствующей лицензии Банка России. Лицензия выдается в соответствии с Инструкцией Банка России от 23.07.1998 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" и Положением Банка России от 01.11.1996 N 50 о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами (утв. Приказом Банка России от 01.11.1996 N 50) (в ред. Указания ЦБ РФ от 09.04.1998 N 209-У).

Таким образом, стоимость мерных слитков из драгоценных металлов, а также монет из драгоценных металлов, не являющихся валютой Российской Федерации, при их реализации не подлежит обложению налогом с продаж.

Изменения N 3 содержат не вполне корректную формулировку, в соответствии с которой реализация памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации, в изготовлении которых используются дорогостоящие материалы (в частности, драгоценные металлы), применяются сложные технологии чеканки и методы художественного оформления, придающие памятным монетам специфические свойства и позволяющие им обращаться как в качестве предметов коллекционирования, инвестирования, тезаврации по иной стоимости, отличающейся от номинальной, а также памятных монет, не содержащих драгоценные металлы, должна сопровождаться исчислением и уплатой в бюджет налога с продаж по этим операциям. Аналогичная позиция отражена в Письме МНС России от 10.11.1999 N ВП-6-05/903@.

В то же время операции с монетами из драгоценных металлов, являющимися валютой Российской Федерации, осуществляются кредитными организациями на основании лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). Операции с монетами из драгоценных металлов, являющимися валютой иностранных государств, осуществляются кредитными организациями на основании лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц). Указанные лицензии выдаются Банком России в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" и Инструкцией ЦБ РФ от 23.07.1998 N 75-И.

Учитывая, что стоимость услуг, предоставляемых кредитными организациями, оказываемых в рамках лицензируемой деятельности, не является объектом обложения налогом с продаж, стоимость мерных слитков из драгоценных металлов, а также монет из драгоценных металлов независимо от того, относятся они к памятным или иным видам монет из драгоценных металлов, реализуемых кредитными организациями физическим и юридическим лицам, не подлежит обложению налогом с продаж. Данный вывод содержится в Письме МНС России от 11.07.2000 N ВП-6-05/523@, доведенном до сведения территориальных налоговых органов г. Москвы Письмом УМНС России по г. Москве от 24.07.2000 N 02-14/32190.

Кредитные организации имеют также право применять льготу по налогу с продаж по услугам, предоставляемым профучастниками рынка ценных бумаг в рамках их лицензируемой деятельности, естественно, при наличии соответствующей лицензии. Напомним, что в соответствии с Положением Банка России от 23.10.1997 N 1-П (в ред. от 07.04.2000) "Об особенностях лицензирования профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг Российской Федерации" лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг осуществляется Банком России на основании Генеральной лицензии ФКЦБ России от 11.06.1997 N 90-000-2-00001. При этом в соответствии с действующим законодательством кредитные организации имеют право на осуществление:

брокерской деятельности, за исключением операций с физическими лицами;

брокерской деятельности, включая операции с физическими лицами;

дилерской деятельности;

деятельности по доверительному управлению ценными бумагами;

депозитарной деятельности;

клиринговой деятельности.

4. Изменениями N 3 также дополнена формулировка льготы, предусмотренной для профессиональных участников рынка ценных бумаг. Ранее в Инструкции N 1 отсутствовало упоминание деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, теперь этот недостаток Инструкции ликвидирован.

Напомним, что в соответствии со ст.39 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, указанные в гл.2 данного Закона, осуществляются на основании лицензии, которая может выдаваться ФКЦБ России либо уполномоченным ею органом на основании Генеральной лицензии (как уже отмечалось, лицензирование профессиональной деятельности кредитных организаций осуществляется на основе Генеральной лицензии Банка России).

Лицензирование брокерской, дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, по организации торговли на рынке ценных бумаг, депозитарной, клиринговой деятельности осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 23.11.1998 N 50. Лицензирование деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг осуществляется в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.

Хотелось бы также отметить, что льгота, предусмотренная Федеральным законом N 150-ФЗ для профучастников рынка ценных бумаг, существенно отличается от похожей льготы по НДС. Напомним, что согласно Закону Российской Федерации от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождаются операции, связанные с обращением ценных бумаг, за исключением брокерских и иных посреднических услуг. По налогу с продаж какие-либо ограничения для брокерской деятельности и иных посреднических услуг, оказываемых в соответствии с лицензией профучастника рынка ценных бумаг, не предусмотрены.

Освобождение от обложения налогом с продаж услуг по инкассации, операций с драгоценными металлами, услуг, предоставляемых кредитными организациями в рамках их деятельности в качестве профучастника рынка ценных бумаг, действует с момента введения на территории г. Москвы налога с продаж, т.е. с 01.07.1999, независимо от того, каким образом данный вопрос был освещен в Инструкции N 1 до выхода в свет Изменений N 3.

Подписано в печать Е.Кузнецова

06.09.2000 Старший государственный

налоговый инспектор

Управления МНС России

по г. Москве

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О приказе о бланках строгой отчетности ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 36) >
Вопрос: ...Можно ли включать в п.4.9 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 N 817 убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, и других долгов, нереальных для взыскания? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 36)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.