Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок образования и функционирования специализированных фондов по охране и восстановлению природных ресурсов (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 35)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 35, 2000

ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ФОНДОВ ПО ОХРАНЕ

И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

В соответствии с действующим законодательством многие виды использования природных ресурсов являются платными. Например, только плата за пользование недрами включает в себя несколько платежей:

за добычу различных видов углеводородного сырья - нефти, газа;

за право пользования недрами для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

за право на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

за право на разведку месторождений полезных ископаемых.

Плата за пользование водными объектами включает в себя 6 видов платежей. Кроме того, установлены платежи за пользование объектами животного мира, за загрязнение природной среды, за пользование лесным фондом.

Указанные ресурсные платежи являются неотъемлемой частью налоговой системы. Они достаточно сложны и специфичны. Каждый их вид (плата за пользование недрами, землей, лесными и водными ресурсами, животным миром, за загрязнение природной среды), как указано выше, разделяется на отдельные блоки. Многогранны и отраслевые особенности в использовании природных ресурсов (нефтедобывающая, угольная, газовая, золотодобывающая, химическая, лесная и др.).

Дополнительные сложности в порядок перечисления и целевого использования ресурсных платежей создает наличие различных бюджетных и внебюджетных фондов, в которые направляется часть платы за пользование отдельными видами природных ресурсов и деятельность которых регулируется несколькими нормативными актами.

Основополагающим нормативным актом в сфере бюджетного законодательства, т.е. Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (ст.8), обеспечено функционирование таких целевых бюджетных фондов в сфере пользования и охраны природных ресурсов, как:

Федеральный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы;

Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов;

Федеральный экологический фонд Российской Федерации;

Фонд по охране озера Байкал.

Многие из указанных фондов созданы достаточно давно (некоторые существуют уже свыше 8 лет). За время их деятельности менялся как их статус, так и порядок поступления в них средств. Работа по совершенствованию экономического механизма деятельности некоторых фондов еще продолжается. Поэтому в настоящее время возникают вопросы о правомерности применения той или иной нормы налогового и бюджетного законодательства в части деятельности указанных фондов.

Мы рассмотрим порядок образования таких фондов, поступления в них соответствующих средств, их расходования и обеспечения целевого использования, а также проблемы функционирования фондов в связи с вступлением в силу Налогового и Бюджетного кодексов Российской Федерации.

Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25.02.1993 N 4546-1 было впервые утверждено Положение о Государственном внебюджетном фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы Российской Федерации (см. данное Положение в ред. Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 14.05.1993 N 4968-1). Положение о Фонде было принято в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах", который вступил в силу несколько раньше указанного Постановления Верховного Совета Российской Федерации.

Основными суммами средств, которые должны были поступать в данный Фонд, являлись отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы (далее - отчисления ВМСБ).

Как следовало из ст.44 принятого 21.02.1992 N 2395-1 Закона "О недрах", отчисления, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, должны были поступать в Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы Российской Федерации, а средства Фонда - использоваться для финансирования региональных геолого - съемочных, научно - исследовательских и других работ, связанных с геологическим изучением недр, поиском и оценкой месторождений полезных ископаемых, а также для завершения разведки месторождений полезных ископаемых по проектам, утвержденным до введения в действие этого Закона. Предполагалось также, что кроме отчислений ВМСБ средства Фонда будут образовываться и за счет других источников (п.1 разд.II Положения о Фонде), в том числе:

платы иностранными и отечественными инвесторами за информацию о недрах, полученную за счет средств федерального бюджета Российской Федерации или средств Фонда;

доходов от проведения конкурсов и аукционов по предоставлению прав на пользование недрами;

сборов за выдачу лицензий на право пользования недрами, взимаемых Комитетом Российской Федерации по геологии и использованию недр и его территориальными подразделениями в установленном порядке (в настоящее время - МПР России);

добровольных взносов предприятий на осуществление единой технической политики проведения геолого - разведочных работ;

других поступлений.

Однако в 1993 г. и вплоть до 1997 г. Государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы создан не был. Отчисления ВМСБ направлялись в федеральный бюджет в соответствии с законами о федеральном бюджете на 1994 - 1996 гг. (остальные средства формирования Фонда, такие, как платежи за геологическую информацию и сборы за выдачу лицензий на право пользования недрами, поступали в органы Роскомнедр (в настоящее время - Министерство природных ресурсов Российской Федерации)).

Само Положение о Фонде, утвержденное указанным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 25.02.1993 N 4546-1, отменено не было. А ставки отчислений, указанные в этом Постановлении, на практике применялись даже после того, как Федеральным законом от 03.03.1995 N 27-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" в ст.44 было внесено изменение о том, что размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Напомним, ранее было указано, что размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации. Только к концу 1995 г. был принят Федеральный закон от 30.12.1995 N 224-ФЗ "О ставках отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы". Кроме того, в Положении о Фонде предусматривались отдельные льготы, которых не было в Законе "О недрах". Например, в соответствии с Положением не должны были взиматься отчисления ВМСБ:

с реализованных компонентов, попутно извлеченных при добыче нефти, газа, конденсата, угля и горючих сланцев, с редких и рассеянных элементов, благородных металлов, извлеченных при переработке комплексных руд черных, цветных, редких металлов, а также с продукции, полученной при переработке вскрышных и вмещающих пород;

с реализованных полезных ископаемых, добытых на месторождениях, по которым недропользователями полностью оплачена геологическая информация, оцениваемая затратами на геологическое изучение недр по данному месторождению.

В связи с этим налоговым органам приходилось неоднократно разъяснять, в частности, следующее.

Статьей 44 Закона "О недрах" (в редакции от 03.03.1995) действительно предусмотрено освобождение от отчислений ВМСБ пользователей недр, осуществивших за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместивших все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых. Однако такое освобождение производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Поскольку такого порядка не было до 1997 г. (см. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597), то и право на получение данной льготы не могло быть реализовано.

Отметим также, что, поскольку Фонд реально не был создан, во всех новых редакциях Закона "О недрах" вплоть до 1997 г. упоминание о Фонде воспроизводства минерально - сырьевой базы было исключено.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597, в котором конкретизировался порядок использования отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, Фонд также не упоминался. В соответствии с этим Постановлением отчисления ВМСБ направлялись в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации и использовались только по целевому назначению для финансирования работ по государственному геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы.

Часть отчислений (из направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации по представлению территориальных подразделений Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр) передавалась добывающим организациям и предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально - сырьевой базы. Основанием для распределения отчислений, направляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (в том числе передаваемых добывающим организациям и предприятиям), являлись соответствующие федеральные и территориальные государственные программы.

В Законе "О недрах" неоднократно упоминаются государственный фонд недр и система федерального и территориальных фондов геологической информации.

Государственный фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах государственных границ Российской Федерации и континентального шельфа.

В Фонд геологической информации (ФГИ) поступает геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр, как правило, за счет государственных средств. Поэтому такая информация является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию.

Федеральный ФГИ является самостоятельной организацией (юридическим лицом), хотя и функционирует в составе МПР России. Деятельность его регулируется нормативными актами этого Министерства. На региональном уровне данные фонды также являются отдельными структурными подразделениями в составе территориальных органов МПР России.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 N 215 утвержден Порядок представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации. В соответствии с Порядком территориальный фонд геологической информации по данным государственной отчетности недропользователей составляет территориальный баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному Фонду геологической информации.

Федеральный Фонд геологической информации по данным государственной отчетности организаций, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых и ежегодно подготавливает и представляет органам государственной власти Российской Федерации сводные данные по Российской Федерации и ее субъектам о состоянии и изменении запасов важнейших твердых полезных ископаемых, нефти и газа.

Кроме того, данный федеральный Фонд осуществляет разработку и внедрение методологии учета месторождений и запасов полезных ископаемых и координирует работу по представлению государственной отчетности о состоянии и использовании минерально - сырьевых ресурсов России.

Отметим также, что, хотя создание этих фондов входит в компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере регулирования отношений недропользования, сам порядок и условия использования геологической информации, полученной за счет государственных средств, определяются федеральным органом управления государственным фондом недр (в настоящее время этим органом является МПР России).

(Продолжение см. "Финансовая газета. Региональный выпуск",

N 37, 2000)

Подписано в печать В.Ершов

30.08.2000 Советник налоговой службы

I ранга

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения законодательства по акцизам в 2001 г. ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 35) >
Статья: Льготный режим налогообложения ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 35)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.