![]() |
| ![]() |
|
Статья: Об увеличении лимита стоимости основных средств ("Финансовая газета", 2000, N 34)
"Финансовая газета", N 34, 2000
ОБ УВЕЛИЧЕНИИ ЛИМИТА СТОИМОСТИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", который вступил в силу с 1 июля 2000 г., на основании ст.1 установлен минимальный размер оплаты труда: с 1 июля 2000 г. - в сумме 132 руб. в месяц; с 1 января 2001 г. - в сумме 200 руб. в месяц; с 1 июля 2001 г. - в сумме 300 руб. в месяц. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ), установленный ст.1 этого Закона, вводится: организациями, финансируемыми из бюджетных источников, - за счет средств соответствующих бюджетов; другими организациями - за счет собственных средств. В связи с изменением МРОТ (с 1 июля 2000 г. - 132 руб. в месяц) увеличивается лимит стоимости предметов, учитываемых в организациях в составе средств в обороте (с 8349 руб. до 13 200 руб.), а для бюджетных организаций - с 4174 руб. 50 коп. до 6600 руб., т.к. в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н, зарегистрирован в Минюсте России 27 августа 1998 г., регистрационный N 1598) указанный лимит привязан к 100-кратному и 50-кратному (для бюджетных организаций) размеру МРОТ <*>. ————————————————————————————————<*> Эти изменения касаются тех основных средств, которые приобретены (получены) с 1 июля 2000 г.
При разработке, точнее сказать, при реформировании нового проекта Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности для коммерческих организаций, который предполагается ввести в действие с 1 января 2001 г., не планируется применение счетов 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" и 13 "Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов". Это связано с выполнением Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 283, и созданием новой экономической системы учета, адекватной требованиям современного рынка. Кроме того, в МСФО есть стандарт 16 "Основные средства" и нет стандарта "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы". В соответствии со стандартом 16 МСФО "Основные средства" срок полезной службы основных средств должен периодически пересматриваться. Если предложения по срокам существенно отличаются от предыдущих оценок, то суммы амортизационных отчислений текущего и будущих периодов должны корректироваться. Для определения уменьшения стоимости объекта основных средств организация применяет стандарт МСФО 36 "Обесценение активов". Объект основных средств должен быть списан с баланса при его выбытии или в случае принятия решения о прекращении использования актива (т.е. от его выбытия не ожидается больше никаких экономических выгод). В связи с тем, что изменился МРОТ и увеличивается лимит стоимости предметов, учитываемых в организациях в составе средств в обороте, организации вносят изменения в учетную политику по бухгалтерскому учету, вызванные изменением законодательства Российской Федерации (см. п.4 ст.6 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно - распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.д.) организации (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 1998 г., регистрационный N 1673). Следует также обратить внимание на то, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, штрафов, сборов, пособий и других социальных выплат, выплаты стипендий и иных платежей, размер которых определяется в зависимости от МРОТ, производится с 1 июля по 31 декабря 2000 г. из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп., а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы, равной 100 руб. Такой же порядок исчисления платежей установлен и по гражданско - правовым обязательствам. Одной из целей издания Приказа об учетной политике организации было установление критериев отнесения имущества к основным средствам. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, предусматривается только два случая отнесения имущества организации к основным средствам: срок службы, превышающий 12 месяцев, или обычный операционный цикл в организации (т.е. более 12 месяцев); стоимость на дату приобретения более 100-кратного (для бюджетных организаций - 50-кратного) установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу. Однако п.50 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации указывается, что руководитель организации имеет право установить меньший лимит стоимости предметов для принятия к бухгалтерскому учету в составе средств в обороте. Отсюда следует, что в приказе об учетной политике в качестве отнесения лимита к основным средствам может быть указан лимит и менее чем 100-кратный МРОТ (для бюджетных организаций - менее чем 50-кратный), например 80-кратный, 70-кратный, 40-кратный МРОТ. В том случае, если будет принят такой порядок отнесения активов к основным средствам, то увеличится срок их службы и, следовательно, уменьшатся затраты организации и возрастет величина прибыли. В бухгалтерском учете амортизация признается в качестве расхода в трех случаях исходя: из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов; способа начисления амортизации; срока полезного использования согласно п.16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 1999 г., регистрационный N 1790. Следует помнить, что нормы, содержащиеся в ПБУ 10/99, непосредственно для целей налогообложения не применяются. Организации, руководствуясь нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно формировать свою учетную политику исходя из своей структуры и других особенностей деятельности, а также выбирать наиболее выгодный для себя способ ведения учета, обеспечивающий желаемую величину прибыли и показатели финансовой устойчивости организации.
Подписано в печать В.Глинистый 23.08.2000 Начальник отдела
Департамента методологии бухгалтерской учета и отчетности Минфина России
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |