Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Начисление НДС по организациям культуры (Начало) ("Налоговый вестник", 2000, N 9)



"Налоговый вестник", N 9, 2000

НАЧИСЛЕНИЕ НДС ПО ОРГАНИЗАЦИЯМ КУЛЬТУРЫ

Как определено Основами законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденными Верховным Советом РФ 09.10.1992 N 3612-1, в России могут создаваться и действовать в предусмотренных законодательством организационно - правовых формах учреждения культуры, основанные на федеральной собственности, собственности республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, г.г. Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления, общественных объединений, религиозных организаций, международных организаций, иностранных государств, юридических и физических лиц, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности.

Культурная деятельность осуществляется указанными организациями в следующих областях:

- выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

- художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

- художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

- самодеятельное (любительское) художественное творчество;

- музейное дело и коллекционирование;

- книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

- эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

- научные исследования в области культуры;

- международные культурные обмены;

- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

- иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

Уставный капитал организаций культуры формируется в соответствии с п.6 ст.66 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), в котором предусмотрено, что вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке.

Таким образом, учредитель вправе передать в качестве вклада в уставный капитал учреждаемого хозяйственного общества право пользования имуществом.

Для передачи учредителем в уставный фонд учреждаемого хозяйственного общества права пользования имуществом, принадлежащего учредителю (с соблюдением условий, предусмотренных действующим законодательством), следует заключить соответствующий договор, в котором указывается сумма платы за весь период временного пользования имуществом, а также содержится условие, согласно которому право пользования имуществом в полной сумме внесено в уставный фонд учреждаемого хозяйственного общества и имеется документальное подтверждение приобретения учредителем соответствующей доли уставного капитала.

При передаче учредителем принадлежащих ему прав в уставный капитал учреждаемого хозяйственного общества (в установленные законодательством сроки) эти права должны быть отражены на балансе учредителя с увеличением финансовых результатов (по дебету счета 04 "Нематериальные активы" на сумму передаваемых прав и кредиту счета 80 "Прибыли и убытки" на эту же сумму).

При этом передача товаров (работ, услуг), если такая передача носит инвестиционный характер [в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ], в соответствии с пп.3 п.3 ст.39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реализацией товаров (работ, услуг) не признается.

Поэтому указанная передача товаров (работ, услуг), включая передачу имущественных прав, в уставный капитал НДС не облагается.

Государственные и муниципальные организации культуры, не осуществляющие хозяйственную (коммерческую) деятельность и получающие ассигнования на покрытие расходов в пределах установленных смет из бюджетов соответствующих уровней, к числу плательщиков НДС не относятся, так как не имеют объекта обложения этим налогом - реализации услуг (работ, товаров), производящейся на основе заключенных хозяйственных договоров с юридическими или физическими лицами. Поэтому эти организации при осуществлении основной бюджетной культурной деятельности за счет средств, выделяемых в установленном порядке из соответствующего бюджета, плательщиками НДС не являются.

Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), включая уплаченный поставщикам НДС, отражается указанными организациями на соответствующих разделах сметы расходов на всю сумму предъявленного поставщиком счета, с учетом НДС, и покрывается за счет бюджетных ассигнований.

В облагаемый НДС оборот не включаются поступившие государственным или негосударственным организациям культуры денежные средства в виде бюджетного финансирования на определенные цели (целевое бюджетное финансирование).

На основании п.9 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (далее - Инструкция N 39) к средствам целевого бюджетного финансирования, не включаемым в облагаемый НДС оборот, относятся средства, перечисляемые на соответствующие счета предприятий и учреждений [минуя счет 46 "Реализация продукции (работ, услуг)"], предусматриваемые в бюджетах различного уровня на финансирование целевых программ и мероприятий. Приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования товары (работы, услуги) также оплачиваются с учетом НДС, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога покрываются за счет вышеназванных источников.

Наряду с этим финансирование организаций культуры может осуществляться за счет внебюджетных источников, включая средства, получаемые от предприятий, организаций и граждан.

Денежные средства, поступающие организациям культуры от предприятий, организаций и граждан, не включаются в оборот, облагаемый НДС, в случае если получение этих денежных средств не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Организации культуры на основании Основ законодательства Российской Федерации о культуре могут осуществлять свою основную деятельность за счет безвозмездных пожертвований, благотворительных средств или спонсорской помощи.

Получение организациями культуры безвозмездных пожертвований не включается в оборот, облагаемый НДС (на балансе стороны получающей), в случае если получение указанных пожертвований не связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).

Получение благотворительных средств (как денежных, так и товарно - материальных ценностей) в указанном выше случае также не является объектом обложения НДС. Кроме того, согласно п.9 Инструкции N 39 средства, предоставляемые безвозмездно иностранными организациями российским организациям (предприятиям) в виде гранта на осуществление целевых программ с последующим отчетом об их использовании, объектом налогообложения не являются.

В соответствии с Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 11.06.1993 N ЮУ-4-06/88н, 04-06-01 "О порядке налогообложения грантов, получаемых от иностранных благотворительных организаций" (зарегистрированным в Минюсте России 21.06.1993 N 282) под термином "грант" для целей налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно - конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

Организации, получившие гранты, представляют по окончании отчетного года в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования предоставленных средств не по назначению они взыскиваются в установленном порядке в доход федерального бюджета.

Получение таких грантов от иностранных благотворительных организаций должно быть подтверждено справкой компетентного органа иностранного государства (с заверенным переводом на русский язык) о том, что данная благотворительная организация зарегистрирована в установленном порядке в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

Средства в денежном или натуральном выражении, предоставляемые безвозмездно иностранными юридическими лицами, не являющимися благотворительными организациями, а также гражданами, не являются грантами и подлежат налогообложению на общих основаниях в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Организации культуры могут иметь доходы от хозяйственной деятельности. При этом организации культуры оказывают платные услуги и реализуют продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно на договорной основе. Уровень цен или тарифов на платные услуги в сфере культуры может определяться на основании порядка, изложенного в Методических рекомендациях по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденных Письмом Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982. Данные Методические рекомендации предусматривают порядок формирования и применения свободных цен и тарифов на продукцию производственно - технического назначения, товары народного потребления и услуги, кроме тех видов, по которым согласно действующему законодательству осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Так, согласно ст.52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре при организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы.

Свободные цены и тарифы на платные услуги населению определяются юридическими лицами (выполняющими их оказание) самостоятельно и формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг, с включением или без включения в них суммы НДС, порядок взимания которого регулируется Законом РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).

Законодательство по НДС регулирует вопросы исчисления этого налога при осуществлении предприятиями (организациями, учреждениями) хозяйственной деятельности, связанной с реализацией товаров (работ, услуг) как на безвозмездной, так и на возмездной основе.

Хозяйственная (коммерческая) деятельность организаций культуры подпадает под действие Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Согласно ст.ст.3 и 4 этого Закона РФ НДС исчисляется по реализованным товарам (выполненным работам, оказанным услугам), а также любым денежным средствам, получение которых связано с реализацией. Исключение из этого порядка составляют товары (работы, услуги), перечисленные в п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", при выполнении условий, предусмотренных п.п.2 и 5 этой статьи данного Закона.

На основании пп."н" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождены услуги учреждений культуры и искусства, театрально - зрелищные, культурно - просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ, работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".

Согласно пп."н" п.12 Инструкции N 39 при проведении театрально - зрелищных, культурно - просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий.

При взимании платы за посещение указанных мероприятий театрально - зрелищные предприятия, концертные организации и филармонии, цирковые предприятия, зоопарки, музеи, планетарии, библиотеки, парки (сады) культуры и отдыха, клубные учреждения на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1998 N 1027 в силу специфики своей деятельности могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ, реализуя входные билеты или абонементы.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно - кассовых машин" формы билетов по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций утверждаются Минфином России как бланки строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н в качестве документов строгой отчетности утверждены формы следующих бланков:

- "Экскурсионная путевка" в музей и на выставку;

- "Абонемент" на посещение концертов и спектаклей;

- "Билет" для театрально - концертных, культурно - просветительных организаций и учреждений и посещения спортивно - массовых мероприятий.

Реализация входных билетов и абонементов на театрально - зрелищные, культурно - просветительные, развлекательные мероприятия учреждениями культуры и искусства НДС не облагается.

К учреждениям культуры и искусства относятся учреждения (организации) любой организационно - правовой формы, перечисленные под следующими кодовыми обозначениями Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР и Госстандартом СССР 01.01.1976:

- 93110 0 - библиотеки, библиотеки - читальни, самостоятельные передвижные библиотечные фонды (кроме библиотек, отнесенных к числу научных учреждений);

- 93120 4 - фильмо- и фонотеки;

- 93131 2 - музеи: архитектурные, быта, геологические, естественно - научные, краеведческие, историко - революционные, исторические, искусствоведческие (художественные, изобразительных искусств, литературные, картинные галереи), мемориальные, отраслевые, политехнические и др. (кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений);

- 93132 7 - промышленные, строительные, сельскохозяйственные и другие выставки;

- 93141 6 - клубные учреждения [дворцы и дома культуры, клубы стационарные и передвижные (автоклубы, клубы - вагоны, плавучие культбазы и др.); дома архитектора, актера, врача, журналиста, кино, литератора, композитора, ученых, туриста, народного творчества, научного атеизма, техники, учителя, агитпалатки и др.; лектории системы общества "Знание", экскурсионные бюро, планетарии];

- 93145 4 - дворцы и дома пионеров и школьников, дома художественного воспитания детей, станции юных техников и юных натуралистов и другие детские внешкольные учреждения; детские музыкальные, художественные и хореографические школы (кроме средних);

- 93150 5 - народные университеты (университеты: культуры, общественно - политических, экономических, медицинских, педагогических, правовых знаний и др.);

- 93160 9 - парки культуры и отдыха, передвижные городки аттракционов;

- 93170 2 - ботанические сады, зоопарки, стационарные и передвижные зверинцы (кроме отнесенных к числу научных);

- 93180 6 - редакции телевидения и радиовещания, областные, краевые, республиканские, комитеты по телевидению и радиовещанию (без художественных и музыкальных коллективов), окружные и городские редакции радиовещания, радиотелецентры, телевизионные технические центры, дома радиовещания и звукозаписи и др.;

- 93190 0 - книжные палаты (кроме отнесенных к числу научных учреждений);

- 93611 9 - театры (стационарные и передвижные), оперы и балета, музыкальной комедии (оперетты), музыкально - драматические, драматические, детские, юного зрителя, кукольные и народные театры;

- 93612 3 - кинотеатры и другие стационарные киноустановки, кинопередвижки;

- 93613 8 - концертные организации (филармонии, концертные организации и объединения, оркестры, эстрадные коллективы, хоры, капеллы; ансамбли танца, песни и пляски; мюзик - холлы, народные музыкальные коллективы; художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения;

- 93614 2 - цирки (стационарные и передвижные), народные цирковые коллективы;

- 93615 7 - изостудии и художественно - оформительские организации (постоянные студии и мастерские изобразительных искусств, народные изо - студии; художественно - оформительские комбинаты, выполняющие работы творческого характера и художественно - оформительские работы);

- 93620 8 - киностудии, студии звукозаписи;

- 93621 2 - изготовление кинофильмов, звукозапись без работ и услуг, выполняемых по заказам населения (киностудии, студии звукозаписи, кроме выполняющих заказы населения);

- 93622 7 - изготовление любительских кинофильмов, услуги по заказам населения (киностудии, студии звукозаписи, работающие по заказам населения);

- 93630 1 - прокат кинофильмов (конторы и отделения по прокату кинофильмов);

- 93690 3 - хозяйственное управление культурой и искусством (объединения, дирекции, конторы и другие организации по управлению зрелищными предприятиями; объединения театральных касс, объединения дирекций кинотеатров).

Однако при применении льготного налогового режима, предусмотренного для учреждений культуры и искусства, следует иметь в виду, что к учреждениям культуры и искусства, услуги которых подлежат освобождению от НДС на основании пп."н" п.12 Инструкции N 39, относятся согласно кодам ОКОНХ:

театры (93611 9), кинотеатры (93612 3), концертные организации и коллективы (93613 8), цирки (93614 2), библиотеки (93110 0 - кроме библиотек, отнесенных к числу научных учреждений), музеи (93131 2 - кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений), выставки (93132 7), клубные учреждения (93141 6 - дворцы и дома культуры, клубы стационарные и передвижные, дома кино, литератора, композитора и др., лектории системы общества "Знание", экскурсионные бюро, планетарии), народные университеты (93150 5), парки культуры и отдыха (93160 9), ботанические сады и зоопарки (93170 2). Поэтому только такие учреждения могут оказывать услуги, перечисленные в пп."н" п.12 указанной Инструкции, без НДС.

Что касается организаций, перечисленных под кодовыми обозначениями ОКОНХ: 93120 4 (фильмо- и фонотеки), 93145 4 (внешкольное воспитание), 93180 6 (редакции телевидения и радиовещания), 93190 0 (книжные палаты), 93615 7 (изостудии и художественно - оформительские организации), 93620 8 (киностудии, студии звукозаписи), 93621 2 (изготовление кинофильмов, звукозапись без работ и услуг, выполняемых по заказам населения), 93622 7 (изготовление любительских кинофильмов, услуги звукозаписи по заказам населения); 93630 1 (прокат кинофильмов), 93690 3 (хозяйственное управление культурой и искусством), - то услуги этих организаций не освобождаются от НДС в порядке, предусмотренном по услугам перечисленных выше учреждений культуры и искусства. Однако на эти организации может быть распространен льготный налоговый режим, предусмотренный другими подпунктами п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" или другими подпунктами п.12 Инструкции N 39.

Не относятся к учреждениям культуры и искусства организации, перечисленные под следующими кодовыми обозначениями ОКОНХ и включенные в класс 84000 5 (общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка): 84200 0 - посреднические услуги (агентства и др.) в области культуры; услуги по продаже, приобретению и уступке авторских прав на использование произведений литературы и искусства; 84300 3 - организации, оказывающие услуги в области рекламы (создание и размещение рекламы в периодических изданиях, на радио и телевидении, распространение и расклейка рекламных материалов и т.д.), организации выставок, встреч и т.п.

Таким образом, посреднические услуги, оказываемые в области культуры и искусства, облагаются НДС в порядке, предусмотренном ст.ст.3 и 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".

Однако на организации, оказывающие услуги по продаже, приобретению и уступке авторских прав на использование произведений литературы и искусства, а также на организации, оказывающие услуги в области рекламы, также может быть распространен льготный налоговый режим, предусмотренный другими подпунктами п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" или другими подпунктами п.12 Инструкции N 39.

Рассмотрим применение льготного налогового режима по конкретным организациям культуры.

1. Организации культуры, основной деятельностью которых является ведение библиотечного дела, классифицируемые под кодовым обозначением 93110 "Библиотеки" ОКОНХ.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 библиотеки, относящиеся к учреждениям культуры, осуществляют следующие виды деятельности:

- деятельность, связанную с функционированием библиотек в области культуры (подгруппы 9231);

- составление библиографических списков и справок по разовым запросам читателей (код 9231100);

- изготовление копий (код 9231110);

- изготовление копий (с возможным увеличением или уменьшением размера копий) из книг, брошюр, газет, журналов (код 9231111);

- изготовление копий (с возможным увеличением или уменьшением размера копий) документов из фондов библиотек (код 9231112);

- составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов, художественных коллекций (код 9231120);

- переводы литературы с иностранных языков на русский (код 9231130);

- переводы литературы с русского и языков народов Российской Федерации на иностранные языки (код 9231140);

- доставка читателям книг на дом, к месту работы (код 9231150);

- письменное информирование читателей о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов (код 9231160);

- деятельность библиотек прочая (код 9231). Эта подгруппа включает виды деятельности, связанные с предоставлением самых разнообразных услуг, связанных с документацией и информацией, которые предоставляются библиотеками, а именно: деятельность читальных залов, лекториев, демонстрационных залов; деятельность по составлению специализированных или неспециализированных коллекций и каталогов; выдача и хранение, например, книг, карт, периодических изданий, фильмов, записей, пленок; поиск требуемой информации для пользователей и т.п.

Услуги могут предоставляться широким слоям населения или же специальной клиентуре, такой как студенты, научные работники, члены персонала и т.п.

При осуществлении библиотечной деятельности на основании пп."н" п.12 Инструкции N 39 от НДС освобождаются:

- составление библиографических списков и справок по разовым запросам читателей (за исключением запросов, связанных с производственной деятельностью); составление каталогов книг, периодических изданий, рукописей, архивных документов и художественных коллекций, находящихся в личных библиотеках и архивах граждан; доставка читателям книг на дом или к месту работы, прием на дому прочитанной литературы и доставка ее в библиотеку; письменное информирование читателей о поступлении в фонд библиотеки интересующих их изданий и материалов;

- выдача напрокат книг, аудиокассет и т.п.;

- фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование из книг, брошюр, газет, журналов, документов из фондов библиотек;

- изготовление копий звукозаписей из фонотек библиотек;

- выдача напрокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм кинозрелищным организациям, телевидению, киноустановкам и видеозалам, видеокассет населению.

Наряду с этим согласно пп."э" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" этим налогом не облагаются обороты по реализации продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Данный льготный налоговый режим не распространяется на продукцию СМИ рекламного и эротического характера и издания рекламного и эротического характера.

На основании нормативного Письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" обороты по реализации продукции СМИ, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (нерекламного и неэротического характера), всем потребителям, в том числе через оптовую и розничную сеть, обложению НДС не подлежат.

При этом освобождаются от НДС обороты по реализации периодических печатных изданий, включая газеты и журналы, если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40% объема отдельного номера.

Данный порядок распространяется на книжную продукцию, в которой реклама не превышает 40% единицы книжной продукции.

Поэтому осуществляемые библиотеками реализация и безвозмездная передача периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, нерекламного и неэротического характера, и изданий нерекламного и неэротического характера НДС не облагаются.

В соответствии с нормативным Письмом Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, освобождаемой от НДС и налога на прибыль, относится продукция (за исключением продукции рекламного и эротического характера), подпадающая под следующие кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93:

- 95 3000 - книги и брошюры;

- 95 4010 - издания репродукционные, картографические, нотные;

- 95 4110 - альбомы по искусству;

- 95 4130 - альбомы, атласы;

- 95 6000 - нотные издания;

- 95 7310 - календари отрывные ежедневные;

- 95 9000 - издания для слепых.

Аналогично к периодической печатной продукции следует относить продукцию полиграфической промышленности, подпадающую под кодовые обозначения Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (том 2):

- 95 1000 - газеты;

- 95 2000 - периодические и продолжающиеся издания (журналы, сборники / бюллетени).

Под указанный выше льготный налоговый режим подпадают периодические печатные издания, зарегистрированные как СМИ в соответствии со ст.8 (с учетом действия ст.12) Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (с изменениями и дополнениями).

Вместе с тем на основании порядка, предусмотренного пп."л" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", платные услуги библиотек по проведению занятий с детьми (до 14 лет) и подростками (с 14 до 18 лет) в кружках, секциях, студиях НДС не облагаются.

При реализации библиотеками товаров (работ, услуг), предусмотренных в иных подпунктах п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", льготный налоговый режим также применяется.

Государственные и муниципальные библиотеки вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом.

В своей предпринимательской деятельности библиотеки приравниваются к предприятию и подпадают под действие законодательства Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности.

Если в рамках предпринимательской деятельности государственные и муниципальные библиотеки осуществляют деятельность, предусмотренную в подпунктах п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", льготный налоговый режим по НДС также применяется.

Не относятся к числу освобождаемых от НДС следующие услуги библиотек:

- сдача в аренду имущества (как библиотекам, так и этим учреждениям);

- получение библиотеками любых денежных средств, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не перечисленных в п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", в частности, получение спонсорских средств, являющихся платой за рекламу, так как на основании ст.19 гл.II Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" спонсорский вклад рассматривается как плата за рекламу, а спонсор и спонсируемый - как рекламодатель и рекламораспространитель;

- оказание финансовой помощи в виде безвозмездной передачи основных средств, товарно - материальных ценностей (налогообложение которых осуществляется на балансе стороны передающей);

- реализация имущества;

- безвозмездная передача имущества [за исключением не облагаемой НДС безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества с баланса одного государственного или муниципального учреждения (организации) на баланс другого государственного или муниципального учреждения (организации), по решению органов государственной власти и местного самоуправления (включая соответствующие комитеты по имуществу) без изменения государственной или муниципальной собственности на это имущество].

Налогообложение при реализации этими учреждениями основных средств (за исключением случаев, предусмотренных в пп."д" п.1 ст.5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость") производится в общеустановленном порядке (предусмотренном в разд.ХV Инструкции N 39).

Исчисление НДС, подлежащего взносу в бюджет, при реализации основных средств, приобретенных без НДС (в частности, приобретенных до 1992 г.), реализуемых по рыночным ценам, в соответствии с пп."а" п.50 Инструкции N 39 производится с полной стоимости их реализации. Данный порядок исчисления НДС применяется и при реализации безвозмездно полученных основных средств, так как при безвозмездном получении основных средств НДС поставщику (организации, предприятию, безвозмездно передавшему со своего баланса эти основные средства) не уплачивается.

При реализации основных средств, приобретенных за счет бюджетного финансирования с учетом НДС и отраженных в бухгалтерском учете в сумме фактических затрат их приобретения, облагаемый НДС оборот определяется в виде разницы между ценами продажи и приобретения, включающими этот налог. Исчисление налога производится с указанной разницы по ставке 16,67%.

Такой же порядок исчисления НДС применяется при реализации основных средств, приобретенных с НДС за счет внебюджетных источников для хозяйственных нужд в непроизводственных целях, по которым сумма НДС, уплаченного при приобретении этих основных средств, из бюджета не возмещалась, а уплачивалась за счет соответствующих источников финансирования.

При реализации основных средств, приобретенных с НДС за счет средств, полученных от хозяйственной (коммерческой) деятельности для осуществления не облагаемой НДС хозяйственной (коммерческой) деятельности, сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из рыночной цены продажи, и суммой налога, исчисленной по расчетной ставке из цены приобретения, недосписанной на себестоимость через амортизацию (без учета переоценки).

При реализации бывших в употреблении основных средств, приобретенных с НДС для осуществления облагаемой НДС хозяйственной деятельности (по которым сумма входного налога полностью возмещена из бюджета после их оплаты и оприходования), по рыночным ценам, исчисление НДС, подлежащего перечислению в бюджет, производится на основании п.50 Инструкции N 39 по ставке в размере 20% к цене их реализации;

- предоставление имущества (в том числе недвижимого) в аренду или субаренду.

Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" не предусмотрено освобождение от уплаты этого налога услуг по сдаче в аренду имущества, в том числе находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Поэтому при сдаче в аренду имущества, включая недвижимое имущество, в том числе находящееся в государственной или муниципальной собственности, сумма арендной платы подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.

В договорах аренды между арендодателем и арендатором необходимо указывать сумму арендной платы с учетом НДС по ставке в размере 20%.

Что касается предоставления в аренду балансодержателями - библиотеками государственного или муниципального имущества, то следует учитывать специфику перечисления арендаторами арендной платы за пользование этим имуществом, так как механизм исчисления и уплаты в бюджет НДС по арендной плате за аренду государственного или муниципального имущества связан со спецификой уплаты арендной платы в бюджет, которая отражена в нормативном Письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143, ЮУ-4-15/194н "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы", согласно которому арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором на соответствующий раздел бюджета (минуя арендодателя). Поэтому арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20%), предусмотренную договорами аренды между арендодателем (комитетом) и арендатором.

Если договоры на аренду государственного или муниципального имущества заключаются с библиотеками и арендная плата не перечисляется в бюджет, а используется ими в установленном порядке, то плательщиком НДС в бюджет в соответствии со ст.ст.2 и 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" являются арендодатели государственного имущества - библиотеки.

По договорам аренды, на основании которых арендаторы государственного имущества самостоятельно перечисляют в бюджет арендную плату (минуя библиотеки), пользуясь порядком, приведенным в нормативном Письме Минфина России и Госналогслужбы России от 08.12.1993 N 143, ЮУ-4-15/194н, перечисление НДС в бюджет (на соответствующий раздел) по этой арендной плате осуществляют арендаторы государственного имущества.

Учитывая эти обстоятельства, а также то, что с 1 января 1997 г. все плательщики НДС обязаны составлять счета - фактуры, арендатор, являясь плательщиком этого налога (только по такого рода арендным отношениям), составляет счет - фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет - фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы (на соответствующий раздел доходной части бюджета) и НДС (также соответствующий раздел доходной части бюджета). В книге покупок счет - фактура регистрируется только в той части арендного платежа, в которой подлежит списанию в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения, и в соответствующей доле - налог на добавленную стоимость.

Учитывая изложенное, налоговую декларацию по НДС в приведенном выше случае представляет в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет плательщик этого налога - арендатор, в которой перечисленную в бюджет сумму налога (при уплате в бюджет арендной платы) отражает по стр.3 и 7, а отнесенную в установленном порядке сумму НДС на расчеты с бюджетом (на дебет счета 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС") - по стр.1а. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по расчету (налоговой декларации), отражается по стр.6.1, а сумма налога, подлежащая зачету (возмещению) в счет предстоящих платежей, - в соответствии с п.21 Инструкции N 39 по стр.9. При предоставлении в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за государственными библиотеками (относящимися к учреждениям культуры и искусства), следует руководствоваться Письмом Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69, которым предусмотрен порядок перечисления в бюджет арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за государственными учреждениями культуры и искусства, состоящими на федеральном бюджете и финансируемыми на основании сметы расходов. На основании порядка, установленного указанным Письмом, перечисление в доход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом осуществляется арендаторами платежными поручениями 0401060 на счета по учету доходов федерального бюджета 40102 "Доходы федерального бюджета", открытые органами федерального казначейства по месту открытия организациям - арендодателям лицевых счетов для учета операций по дополнительному финансированию.

Согласно п.2 названного Письма сумма арендной платы, определенная в договорах аренды между организацией - арендодателем и арендатором, подлежит обложению НДС по ставке в размере 20% от суммы арендной платы. Сумму НДС арендатор самостоятельно перечисляет в доход бюджета в установленном порядке отдельным платежным поручением. Принимая во внимание то, что сумму НДС в бюджет перечисляет арендатор федерального имущества (а не арендодатель указанного выше недвижимого имущества), арендатор, являясь плательщиком налога в бюджет, составляет счета - фактуры. Арендатор выписывает счет - фактуру в одном экземпляре с пометкой "аренда федерального имущества, закрепленного за образовательным учреждением". Составленный счет - фактура регистрируется арендатором в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы (на соответствующую подстатью ст.2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности") и НДС (на соответствующую статью доходной части бюджета). В книге покупок счет - фактура регистрируется арендатором только в той части арендного платежа, в которой подлежит списанию в текущем отчетном периоде на издержки производства и обращения, и в соответствующей доле - налог на добавленную стоимость. Налоговую декларацию по НДС в приведенном выше случае представляет в налоговую инспекцию по месту постановки на налоговый учет плательщик этого налога - арендатор. На балансе арендодателя поступление денежных средств от аренды федерального имущества является операцией по дополнительному бюджетному финансированию, которая не рассматривается в качестве объекта обложения НДС. На этом основании арендодатель вышеуказанные счета - фактуры по аренде федерального имущества не выписывает.

В соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" услуги по сдаче в субаренду объектов государственного имущества также подлежат обложению НДС на балансе у субарендодателя, получающего в установленном порядке доход от сдачи этого имущества в субаренду.

(Продолжение см. "Налоговый вестник", N 10, 2000)

Подписано в печать И.Н.Петрова

22.08.2000

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Согласно разъяснениям Минэкономики России от 17.01.2000 "О применении ускоренной амортизации на персональные компьютеры" по компьютерам можно начислять ускоренную амортизацию. С какого времени можно применять эту норму? ("Налоговый вестник", 2000, N 9) >
Статья: О платежах сельскохозяйственных организаций за пользование водными объектами (Окончание) ("Налоговый вестник", 2000, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.