![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: На предприятии проведена проверка по вопросу соблюдения порядка погашения задолженности в территориальный дорожный фонд в форме товарного возмещения. Было выявлено, что погашение задолженности проводилось на стоимость передаваемых товаров, увеличенную на сумму НДС по этим товарам (все соглашения о погашении задолженности подписаны в том числе и ГНИ)... ("АКДИ "Экономика и жизнь", 2000, N 8)
"АКДИ "Экономика и жизнь", N 8, 2000
Вопрос: На предприятии проведена проверка по вопросу соблюдения порядка погашения задолженности в территориальный дорожный фонд в форме товарного возмещения. Было выявлено, что погашение задолженности проводилось на стоимость передаваемых товаров, увеличенную на НДС по этим товарам (все соглашения о погашении задолженности были подписаны в том числе и налоговыми органами). Однако в ходе проверки это было расценено как нарушение, при этом налоговые органы ссылались на Приказ Федеральной дорожной службы от 24.12.1998 N 504, согласно которому задолженность предприятия в дорожный фонд может погашаться только на саму стоимость передаваемого фонду товарного возмещения, без учета НДС. В результате предприятию восстановили задолженность в территориальный дорожный фонд, равную сумме НДС по переданному товарному возмещению, а на недоимку начислили пени. Правомерны ли действия налоговых органов? Правомерно ли распространение Приказа Федеральной дорожной службы РФ N 504 на территориальный дорожный фонд?
Ответ: Согласно п.2 Временного порядка погашения задолженности в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации, утвержденного Приказом Федеральной дорожной службы РФ от 24.12.1998 N 504 (в редакции от 24.05.1999) (в настоящее время не применяется в связи с отказом от практики погашения налоговой задолженности товарным возмещением), он распространяется только на погашение задолженности в Федеральный дорожный фонд (ФДФ). Соответственно его применение к расчетам с территориальным дорожным фондом (ТДФ) неправомерно. В данном случае порядок, по-видимому, должен устанавливаться региональными органами государственной власти. Однако дело здесь не в том, распространяется этот документ на предприятие в рассматриваемой ситуации или нет. Необходимо в целом оценить правомерность позиции налоговых органов. Вопрос о НДС при погашении задолженности в ФДФ товарным возмещением был рассмотрен в Письме МНС России от 12.05.1999 N ВГ-6-03/399@ "О проверке предприятий, применяющих временный порядок погашения задолженности по налогам в Федеральный дорожный фонд, на полноту уплаты НДС". По мнению МНС России, погашение задолженности предприятий по налогам в ФДФ в форме товарного возмещения должно осуществляться на сумму (стоимость) поставки материально - технических ресурсов (выполненных работ и предоставленных услуг) без учета НДС.
Пример. Предприятие "А" имеет задолженность по налогам перед фондом в размере 1000 ед. В порядке товарного возмещения части задолженности предприятие "А" поставляет грузовые автомобили дорожной службе. Стоимость поставленных автомашин составляет 100 ед. + 20 ед. НДС. По мнению МНС России, задолженность перед фондом должна уменьшаться на 100 ед., при этом НДС 20 ед. все равно в бюджет уплачивается, но за счет средств предприятия "А". По нашему мнению, вышеизложенная позиция МНС России противоречит законодательству о НДС как в отношении погашения задолженности в ТДФ, так и применительно к ФДФ.
Во-первых, Письма МНС России не являются нормативными актами (поэтому и не регистрируются в Минюсте России), следовательно, не обязательны для исполнения налогоплательщиками. Это внутриведомственные документы, которые имеют силу только для налоговых инспекций. Если же налоговый орган ссылается на вышеназванный Временный порядок, утвержденный Приказом ФДС РФ N 504, то следует отметить, что в его тексте ничего не сказано о том, что для погашения задолженности НДС не должен учитываться. Там лишь говорится, что предприятия - недоимщики, предоставляющие товарное возмещение, должны начислять и уплачивать НДС (что является бесспорным), при этом не оговаривается, что задолженность не должна уменьшаться на сумму налога. Во-вторых, объектом обложения НДС являются обороты по реализации продукции. Согласно ст.7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) реализация товаров (работ, услуг) производится предприятиями по ценам, увеличенным на НДС. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами НДС, полученными от покупателей и уплаченными поставщикам. Таким образом, покупатель обязан оплатить НДС, указанный в счетах поставщика. Предоставление товарного возмещения фактически означает реализацию этого товара (ст.39 НК РФ, п.8 Временного порядка). Только в этом случае покупатель (уполномоченный государственный орган) обязан уплатить продавцу (предприятию - недоимщику) оговоренную цену, увеличенную на НДС, не путем перечисления денежных средств, а путем уменьшения на эту сумму его задолженности. Таким образом, задолженность перед фондом должна быть уменьшена именно на оговоренную цену товарного возмещения, увеличенную на НДС. Каких-либо особенностей в отношении исчисления и уплаты НДС при совершении оборотов по реализации продукции способом товарного возмещения задолженности по налогам законодательством не предусмотрено. Таким образом, по нашему мнению, восстановление налоговыми органами задолженности предприятия в дорожный фонд на сумму НДС является неправомерным. Предприятие вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения налогового органа.
Подписано в печать М.Масленников
10.08.2000
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |