Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Разъяснение порядка налогообложения предприятий АПК, природных ресурсов и уплаты земельного налога ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 8)



"Налоговые известия Московского региона", N 8, 2000

РАЗЪЯСНЕНИЕ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК,

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И УПЛАТЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

Плата за землю

Согласно ст.15 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон о плате за землю) и п.11 Инструкции МНС Россия от 21 февраля 2000 г. N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция N 56), основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.

До выдачи таких документов по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.

Как показывает практика последних лет, существует много фактов нарушения земельного законодательства в части невыдачи в течение продолжительного времени документов на право пользования или владения землей, что приводит к недопоступлению земельного налога в значительных суммах в доход не только местного бюджета, но и областного и федерального. Налоговым органам о таких фактах нарушения земельного законодательства следует информировать органы прокуратуры, Мособлкомзем, Администрацию Московской области.

Льготы по земельному налогу

1. На основании Федерального закона от 9 июля 1999 г. N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" п.2 ст.56 НК РФ о предоставлении индивидуальных льгот налогоплательщику органами местного самоуправления исключен.

Однако ст.14 Закона о плате за землю разрешает предоставление льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении органа местного самоуправления, что не соответствует ст.56 НК РФ на основании п.6 ст.6 НК РФ.

Исходя из вышеизложенного, органы местного самоуправления не имеют законодательного права предоставлять льготы индивидуальным налогоплательщикам. Это следует проконтролировать при исчислении земельного налога на 2000 г.

2. В соответствии с п.4 ст.12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов.

В списке учреждений социального обслуживания в соответствии со ст.17 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" управлений Пенсионного фонда России нет.

Кроме того, согласно Классификатору отраслей народного хозяйства, пенсионные фонды относятся к государственному пенсионному обеспечению (код 96310), а следовательно, не могут освобождаться от уплаты земельного налога и по п.14 ст.12 Закона о плате за землю, так как не относятся к органам государственной власти и управления (код ОКОНХ - 97000).

3. Согласно п.10 ст.12 Закона о плате за землю, от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.

В соответствии со ст.120 части первой Гражданского кодекса РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Следовательно, предприятия, созданные как коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.), подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях.

Контроль за использованием земель

В настоящее время существует норма, которая позволяет в определенной мере решать вопрос выявления не используемых землепользователями земель или используемых ими земель не по целевому назначению. Федеральным законом от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" введена в действующий Закон о плате за землю норма о применении повышающего коэффициента к ставкам земельного налога на земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Однако на практике комитетами по земельным ресурсам и землеустройству еще не отработан механизм, позволяющий выявлять такие земельные участки. В связи с этим возникают трудности для налоговых органов при применении повышающего коэффициента к земельным участкам, которые землепользователи используют не по назначению. В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ (в редакции от 17 марта 1997 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в целях сохранения единства городского хозяйства. Поэтому основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков будут являться решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.

Решения органов местного самоуправления должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей может быть осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка в целях, не предусмотренных документами, удостоверяющими право собственности, владения или пользования земельным участком, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации деятельностью. Кроме того, неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к не используемым по назначению.

Порядок уплаты земельного налога

садоводческими товариществами

Начисление земельного налога садоводческим товариществам производится со всей площади земельного участка, включающей как земли общего пользования (охранные зоны, дороги, переезды, другие сооружения и объекты общего пользования), так и земли, находящиеся в пользовании членов этих товариществ.

Порядок уплаты земельного налога садоводческими товариществами разъяснен в п.26 Инструкции N 56, а также в Письме Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомзема России от 9 июня 1992 г. N ВГ-4-02/33.

В соответствии с Законом о плате за землю ставки земельного налога для садоводческих товариществ определяются следующим образом:

- в том случае, если садоводческое товарищество находится в границах сельских населенных пунктов или вне их черты, ставки определяются согласно ч.1 ст.6 указанного Закона по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района с учетом всех повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством РФ, а также рекреационной ценности района, установленной Законом Московской области;

- в том случае, если садоводческое товарищество находится в пределах городской (поселковой) черты, ставка земельного налога согласно ч.. ст.8 вышеназванного Закона устанавливается исходя из базовой ставки 0,06 руб. за кв. м с учетом повышающих коэффициентов, рекреационной ценности и статуса города (поселка).

Вместе с тем обращаем внимание, что с внесением изменений в Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", принятых Законом Московской области от 16 декабря 1999 г. N 86/99-03, повышающие коэффициенты, установленные ст.ст.2 и 9 указанного Закона, не применяются к ставкам земельного налога для садоводческих товариществ, находящихся в пределах городской (поселковой) черты, начиная с начисления налога за 2000 г.

Порядок перечисления земельных платежей

Плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим их распределением:

- федеральный бюджет - 30%;

- бюджет субъекта Российской Федерации - 20%;

- бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований - 50%.

Плательщики земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим их распределением в соответствии со ст.5 Закона о плате за землю.

За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, земельный налог перечисляется на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления.

Порядок уплаты арендной платы

Статьей 21 Закона о плате за землю установлено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, который заключается арендодателями государственных и муниципальных земель в лице администраций районов и городов.

Органы местного самоуправления устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Таким образом, администрация города, поселка при заключении договоров аренды на землю может устанавливать пониженные ставки арендной платы, но не менее базовых размеров.

Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа согласно п.1 Указа Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы".

Статьей 125 Земельного кодекса РСФСР за самовольное занятие земель установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (для юридических лиц).

Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налагаются местными органами Государственного комитета РФ по земельной политике, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды в порядке, устанавливаемом Советом Министров РФ.

При аренде помещений в многоэтажном доме объектом обложения арендной платой является доля земельного участка, приходящаяся на арендуемое помещение.

Природоресурсные платежи

1. Об уплате отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы детскими оздоровительными лагерями за использование воды на свои нужды без реализации ее на сторону.

В данном случае на базе подземной воды создается продукция, т.е. вода используется для приготовления пищи, а также на производственные, бытовые цели (душевые, бани и др.). Реализация подземной воды производится через реализацию путевок населению для отдыха детей.

С учетом изложенного стоимость добытых подземных вод следует определять по себестоимости их добычи с учетом нормативной прибыли, но без учета налога на добавленную стоимость и затрат на первичную водоподготовку (п.2 ст.85 Закона Московской области от 2 февраля 1999 г. N 2/99-ОЗ "О недрах и недропользовании в Московской области").

2. О порядке расчета и платы за право пользования недрами садоводческими товариществами.

В соответствии с п.1 ст.19 вышеназванного Закона Московской области собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в границах этих участков осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Во всех других случаях, в том числе при использовании подземных вод для получения первой товарной продукции в технических целях, владелец земельного участка должен получить лицензию на право добычи подземных вод в установленном порядке.

Так как лицензирование пользования недрами на территории Московской области осуществляется лицензионно - экспертным Управлением при Администрации Московской области совместно с центральным РКЦ, то и заключение о необходимости получения лицензии на право добычи подземных вод предоставляется вышеотмеченными лицензионными органами.

До получения садовыми товариществами лицензий следует руководствоваться Распоряжением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1214-Р и совместным Письмом Министерства природных ресурсов РФ и Госналогслужбы России от 7 октября 1998 г. N N ВП-6-04/703.

В садовых товариществах при начислении платежей за пользование недрами налогооблагаемую базу рекомендуется определять, исходя из себестоимости без учета рентабельности добытой воды, которая складывается из:

- стоимости электроэнергии на подачу воды;

- заработной платы персонала, обслуживающего скважины, с начислениями во внебюджетные фонды;

- других затрат (включая плату за право на пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы за предыдущий период, долю земельного налога, приходящуюся на земельные участки с водозаборными сооружениями с зоной санитарной охраны, и др.).

Платежи за пользование водными объектами

В соответствии со ст.46 Водного кодекса РФ права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водными ресурсами.

Согласно ст.6 Водного кодекса РФ акты водного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Пунктом 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1997 г. N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование к распорядительной лицензии" до оформления лицензии на водопользование юридическим лицам разрешено продолжить свою деятельность на основании разрешения на спецводопользование при условии их включения в график лицензирования.

Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами в соответствии с п.32 указанных Правил.

В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления.

В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней. Причем и в первом, и во втором случае должно быть подтверждение Мособлкомвода.

Одновременно деятельность предприятия, связанная с использованием поверхностных водных объектов, может осуществляться на основании разрешения на спецводопользование вплоть до окончания его действия.

При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в пять раз по сравнению со ставками платы, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).

Подписано в печать К.И.Корнелюк

10.08.2000 Управление МНС России

по Московской области

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Уплата земельного налога ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 8) >
Статья: Товарищества собственников жилья (Обзор законодательных и нормативных актов, судебной практики и публикаций) ("Налоговые известия Московского региона", 2000, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.