|
|
Статья: Уплата налогов в бюджеты (Окончание) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 32)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 32, 2000
УПЛАТА НАЛОГОВ В БЮДЖЕТЫ
(Окончание. Начало см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 2000)
Пример 1. Сумма налоговых льгот рассчитывается по нормативам, установленным Распоряжением мэра Москвы от 22.08.1997 N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально - культурной сферы" и полностью зачисляется в городской бюджет. С 1 сентября 1997 г. Письмом ГНИ по г. Москве от 01.09.1997 N 11-13/20717 "О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" было рекомендовано применять Постановление Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660 для распределения сумм налога между территориально обособленными подразделениями.
Расчет N 1 по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, тыс. руб.
——————————————————————————————————T——————————————————————————————¬
| Показатели | Сумма |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Выручка (валовой доход) от реали—| 950 000,0 |
|зации продукции (работ, услуг) | |
|без налога на добавленную стои— | |
|мость, акцизов, налогов с продаж | |
|и на реализацию горюче — смазоч— | |
|ных материалов | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Ставка налога, % | 1,5 |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Сумма налога, исчисленная по ус— |950 000 х 0,015 = 14 250,0 |
|тановленной ставке | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Расходы на содержание жилищного | |
|фонда и объектов социально — | |
|культурной сферы, находящихся на | |
|балансе плательщика или финанси— | |
|руемых им в порядке долевого | |
|участия, подлежащие исключению из| |
|налога: | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|а) всего | 5 468,6 |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|б) в том числе в пределах норма— | 5 468,6 |
|тивов затрат, утвержденных пред— | |
|ставительным органом государст— | |
|венной власти | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Сумма налога за вычетом льготиру—|14 250 — 5 468,6 = 8 781,4 |
|емых расходов, подлежащая взносу | |
|в бюджет | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Средняя величина удельного ве— | |
|са, % | |
+—————————————————————————————————+——————————————————————————————+
|Сумма налога исходя из средней | |
|величины удельного веса | |
L—————————————————————————————————+———————————————————————————————
Пример 2. При расчете сумм налоговых платежей использован порядок, установленный п.1 Инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.1994 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы", согласно которому при распределении платежей предприятия по местонахождению филиалов и приравненных к ним подразделений следует руководствоваться Методическими указаниями по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета". Итак, при распределении сумм налога между разными регионами московский бюджет недобирает определенную сумму, хотя в данном примере соблюдены все требования по порядку уплаты налогов на территории г. Москвы. Управление МНС России по г. Москве Письмом от 29.03.2000 N 06-08/10952 "О порядке применения нормативов на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы" рекомендовало применять при финансировании объектов социально - культурной сферы, расположенных в других субъектах Российской Федерации, годовые нормативы затрат, утвержденные Распоряжением мэра Москвы от 22.08.1997 N 654-РМ "Об утверждении годовых нормативов затрат на содержание объектов социально - культурной сферы", так как эти объекты социально - культурной сферы финансируются городскими организациями и используются в интересах жителей г. Москвы. По нашему мнению, требования налоговых инспекций при расчете налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы принимать нормативы, установленные местными органами власти, не имеют существенного основания и практическое применение таких рекомендаций приводит к искажению сводного налогового расчета юридического лица. Рассмотрим несколько примеров распределения сумм налога согласно нормативам, утвержденным местными органами власти.
Расчет N 2 по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, тыс. руб.
—————————————————————————————T———————————T———————————————————————¬
| Показатели | Всего | В том числе |
| | +———————————T———————————+
| | | г. Москва | г. Гагарин|
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Выручка (валовой доход) от | 950 000,0 | | |
|реализации продукции (работ,| | | |
|услуг) без налога на добав— | | | |
|ленную стоимость, акцизов, | | | |
|налогов с продаж и на реали—| | | |
|зацию горюче — смазочных ма—| | | |
|териалов | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Ставка налога, в % | 1,5 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога, исчисленная по|950 000 х | | |
|установленной ставке |0,015 = | | |
| |14 250,0 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Расходы на содержание жилищ—| | | |
|ного фонда и объектов соци— | | | |
|ально — культурной сферы, | | | |
|находящихся на балансе пла— | | | |
|тельщика или финансируемых | | | |
|им в порядке долевого учас— | | | |
|тия, подлежащие исключению | | | |
|из налога: | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|а) всего | 5 468,6 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|б) в том числе в пределах | 5 468,6 | | |
|нормативов затрат, утвер— | | | |
|жденных представительным ор—| | | |
|ганом государственной власти| | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога за вычетом |14 250 — | | |
|льготируемых расходов, под— |5 468,6 = | | |
|лежащая взносу в бюджет |8 781,4 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Средняя величина удельного | | 0,8 | 0,2 |
|веса, в % | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога исходя из сред—| |8 781,4 х |8 781,4 х |
|ней величины удельного веса | |0,8 = |0,2 = |
| | |7 025,1 |1 756,3 |
L————————————————————————————+———————————+———————————+————————————
Пример 3. По объектам социально - культурной сферы, расположенным в г. Гагарине, применены местные нормативы, но в сводном расчете по предприятию налоговые льготы определены по московским нормативам. Формально в предлагаемом расчете соблюдены требования и налоговой инспекции по г. Москве, и налоговой инспекции по г. Гагарину. Как видно из приведенных расчетов, общая сумма налога по предприятию в примерах 1 - 3 одинакова, т.е. финансовые интересы предприятия не нарушаются. Однако в примере 3 сумма налога, зачисляемого в московский бюджет, на 1011,4 тыс. руб. меньше, чем в примере 2.
Расчет N 3 по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, тыс. руб.
—————————————————————————————T———————————T———————————————————————¬
| | | В том числе |
| Показатели | Всего +———————————T———————————+
| | | г. Москва | г. Гагарин|
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Выручка (валовой доход) от | 950 000,0 | | |
|реализации продукции (работ,| | | |
|услуг) без налога на добав— | | | |
|ленную стоимость, акцизов, | | | |
|налогов с продаж и на реали—| | | |
|зацию горюче — смазочных ма—| | | |
|териалов | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Ставка налога, в % | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Средняя величина удельного | | 0,8 | 0,2 |
|веса, % | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога, исчисленная по|950 000 х |950 000 х |950 000 х |
|установленной ставке |0,015 = |0,8 х |0,2 х |
| |14 250,0 |0,015 = |0,015 = |
| | |11 400,0 |2 850,0 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Расходы на содержание жилищ—| | | |
|ного фонда и объектов соци— | | | |
|ально — культурной сферы, | | | |
|находящихся на балансе пла— | | | |
|тельщика или финансируемых | | | |
|им в порядке долевого учас— | | | |
|тия, подлежащие исключению | | | |
|из налога: | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|а) всего | 5 468,6 | 5 386,3 | 82,3 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|б) в том числе в пределах | 5 468,6 | 5 386,3 | 82,3 |
|нормативов затрат, утвер— | | | |
|жденных представительным ор—| | | |
|ганом государственной власти| | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога за вычетом | 8 781,4 |11 400 — |2 850 — |
|льготируемых расходов, под— | |5 386,34 = |82,26 = |
|лежащая взносу в бюджет | |6 013,7 |2 767,7 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Средняя величина удельного | 8 781,4 | 6 013,7 | 2 767,7 |
|веса, в % | | | |
L————————————————————————————+———————————+———————————+————————————
Пример 4. В данном примере сделано отступление от правила, рекомендованного в Инструкции ГНИ по г. Москве от 31.03.1994 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы". По средней величине удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориально обособленного подразделения от таких же показателей в целом по предприятию проведено распределение выручки между головным предприятием и обособленным подразделением, рассчитаны суммы налогов по соответствующим бюджетам и произведено их уменьшение на соответствующие суммы налоговых льгот. Как видно из расчета N 4, при таком варианте нарушаются интересы предприятия и бюджета г. Москвы, занижается налог на прибыль, хотя общие требования налогового законодательства соблюдены.
Расчет N 4 по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, тыс. руб.
—————————————————————————————T———————————T———————————————————————¬
| | | В том числе |
| Показатели | Всего +———————————T———————————+
| | | г. Москва | г. Гагарин|
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Выручка (валовой доход) от | 950 000,0 |950 000 х |950 000 х |
|реализации продукции (работ,| |0,8 = |0,2 = |
|услуг) без налога на добав— | |760 000,0 |190 000,0 |
|ленную стоимость, акцизов, | | | |
|налогов с продаж и на реали—| | | |
|зацию горюче — смазочных ма—| | | |
|териалов | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Ставка налога, в % | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога, исчисленная по|950 000 х |760 000 х |190 000 х |
|установленной ставке |0,015 = |0,015 = |0,015 = |
| |14 250,0 |11 400,0 |2 850,0 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Расходы на содержание жилищ—| | | |
|ного фонда и объектов соци— | | | |
|ально — культурной сферы, | | | |
|находящихся на балансе пла— | | | |
|тельщика или финансируемых | | | |
|им в порядке долевого учас— | | | |
|тия, подлежащие исключению | | | |
|из налога: | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|а) всего |4 091 + | 4 091,0 | 82,3 |
| |82,3 = | | |
| |4 173,3 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|б) в том числе в пределах | 4 173,3 | 4 091,0 | 82,3 |
|нормативов затрат, утвер— | | | |
|жденных представительным ор—| | | |
|ганом государственной власти| | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога за вычетом | 10 076,7 |11 400 — |2 850 — |
|льготируемых расходов, под— | |4 091 = |82,3 = |
|лежащая взносу в бюджет | |7 309,0 |2 767,7 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Средняя величина удельного | | 0,8 | 0,2 |
|веса, в % | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога исходя из сред—| 10 076,7 | 7 309,0 | 2 015,3 |
|ней величины удельного веса | | | |
L————————————————————————————+———————————+———————————+————————————
Пример 5. В этом примере рассчитывается общая сумма налога, которая распределяется по средней величине удельного веса между головным предприятием и обособленным подразделением, и из нее вычитаются суммы налоговых льгот по соответствующим бюджетам. Как видно из расчета N 5, при таком варианте существенно нарушаются интересы предприятия и бюджеты регионов недобирают налог на прибыль, но эти потери будут существенно превышены поступлениями от налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.
Расчет N 5 по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, тыс. руб.
—————————————————————————————T———————————T———————————————————————¬
| | | В том числе |
| Показатели | Всего +———————————T———————————+
| | | г. Москва | г. Гагарин|
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Выручка (валовой доход) от | 950 000,0 | | |
|реализации продукции (работ,| | | |
|услуг) без налога на добав— | | | |
|ленную стоимость, акцизов, | | | |
|налогов с продаж и на реали—| | | |
|зацию горюче — смазочных ма—| | | |
|териалов | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Ставка налога, в % | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога, исчисленная по|950 000 х | | |
|установленной ставке |0,015 = | | |
| |14 250,0 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Расходы на содержание жилищ—| | | |
|ного фонда и объектов соци— | | | |
|ально — культурной сферы, | | | |
|находящихся на балансе пла— | | | |
|тельщика или финансируемых | | | |
|им в порядке долевого учас— | | | |
|тия, подлежащие исключению | | | |
|из налога: | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|а) всего |4 091 + | 4 091,0 | 82,3 |
| |82,3 = | | |
| |4 173,3 | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|б) в том числе в пределах | 4 173,3 | 4 091,0 | 82,3 |
|нормативов затрат, утвер— | | | |
|жденных представительным ор—| | | |
|ганом государственной власти| | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога за вычетом | 10 076,7 |10 076,7 х |10 076,7 х |
|льготируемых расходов, под— | |0,8 = |0,2 = |
|лежащая взносу в бюджет | |8 061,4 |2 015,3 |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Средняя величина удельного | | 0,8 | 0,2 |
|веса, в % | | | |
+————————————————————————————+———————————+———————————+———————————+
|Сумма налога исходя из сред—| | 8 061,8 | 2 015,3 |
|ней величины удельного веса | | | |
L————————————————————————————+———————————+———————————+————————————
Мы привели несколько способов расчета налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, и при каждом из них суммы налогов несколько различались. В расчетах применялись основные критерии - ставка налога и способ распределения между территориально обособленными подразделениями. Однако, как следует из указанных документов, принятых местными органами власти, по регионам Российской Федерации и эти критерии могут быть разными. Например, в приведенных примерах в качестве способа распределения применялся рекомендованный в Инструкции ГНИ по г. Москве N 4 (такой же, как и по распределению налога на прибыль), однако в Гагаринском районе Смоленской области при сдаче налоговых расчетов следовало бы производить распределение пропорционально среднесписочной численности работников, в Можайском районе - применять ставку налога в размере 1% от выручки. Разумеется, одновременный учет всех этих критериев оказал бы гораздо большее влияние на результаты расчетов. Из изложенного, а также на основании ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации и п.п.2, 3 и 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", где говорится, что общие принципы налогообложения должны быть едиными на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, местонахождения плательщика и т.п., можно сделать вывод о том, что в процессе распределения сумм налогов между территориально обособленными подразделениями может произойти не только нарушение единого порядка и методики расчета налога, но и ущемление интересов местных бюджетов.
Подписано в печать О.Скрябина 09.08.2000 К.э.н.
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |