![]() |
| ![]() |
|
Статья: Обзор нормативных документов ("Аудиторские ведомости", 2000, N 8)
"Аудиторские ведомости", N 8, 2000
ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Общие вопросы налогообложения и бухгалтерского учета
Письмо МНС России от 07.06.2000 N БГ-6-12/434 "О регистрации базы данных "Единый государственный реестр налогоплательщиков" сообщает, что база данных "Единый государственный реестр налогоплательщиков" (ЕГРН), которая ведется налоговыми органами, зарегистрирована за N 0220006562. Регистрационное свидетельство от 16.05.2000 N 6197 выдано научно - техническим центром "Информрегистр" Минсвязи России. Приказ Минтранса России от 30.06.2000 N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте" доводит до сведения индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих собственные, арендованные или полученные на иных основаниях автотранспортные средства (при осуществлении перевозочной деятельности на коммерческой основе или для собственных производственных целей), утвержденные формы первичных учетных документов. Помимо путевых листов трех разновидностей (для автобуса, грузовика и легкового автомобиля) и журнала регистрации путевых листов разработан также инструктивный материал о порядке ведения путевых листов. Эти документы подлежат применению при автобусных перевозках с 1 октября текущего года, а при грузовых и легковых перевозках - с 1 января 2001 г. Особо отмечено, что путевой лист действителен в течение одного дня, а более длительный срок возможен только в случае, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены) вне места постоянной стоянки автотранспортного средства. Путевые листы и журнал их регистрации хранятся в течение 5 лет (для журнала - после даты последней записи). Листы журналов регистрации и бланки путевых листов должны соответствовать установленным формам и могут изготавливаться типографским способом, с помощью принтера, множительной техники или иным способом, обеспечивающим аккуратное оформление. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 02.06.2000 N 04-01-20 анализирует вопрос правомерности использования бланков строгой отчетности при расчетах с населением за образовательные услуги. Образовательная деятельность не относится к предпринимательской, и образовательные учреждения в части непредпринимательской деятельности независимо от их организационно - правовых форм освобождены от уплаты всех видов налогов и, следовательно, не подпадают под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности, в том числе и законодательства о применении ККМ. Для использования образовательными учреждениями бланков строгой отчетности Минобразованию России необходимо разработать и представить на утверждение в Минфин России эти формы бланков. До утверждения таких форм учреждениям системы Минобразования России и некоммерческим образовательным организациям для расчетов с населением рекомендовано использовать форму квитанции, утвержденную Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-35 "Об утверждении форм документов строгой отчетности". Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" установил МРОТ, равный 132 руб. в месяц с 1 июля 2000 г., 200 руб. в месяц - с 1 января 2001 г. и 300 руб. в месяц - с 1 июля 2001 г. Эти величины используются исключительно при регулировании величины оплаты труда ("не ниже"), а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение причиненного здоровью вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей. До внесения изменений в соответствующие федеральные законы во всех иных целях (связанных с исчислением налогов, штрафов, платежей по гражданско - правовым договорам и определением размеров социальных выплат и пособий) до конца текущего года используется прежний МРОТ (83 руб. 49 коп.). С 1 января 2001 г. в указанных случаях будет применяться расчетная величина 100 руб. В Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 07.06.2000 N 04-01-10 разъяснено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов, сборов или задолженности по пени, причитающейся тому же бюджету (внебюджетному фонду), в который произошла переплата, по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате других налогов или сборов (уплату пеней, погашение недоимки), если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), по которому имеется переплата. Возврат излишне уплаченного налога может производиться за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, причем при наличии недоимки возврат производится только после зачета суммы в счет погашения недоимки. Если указанные требования налогового законодательства не соблюдены, налоговая инспекция имеет право не проводить зачет на сумму недоимки.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 01.06.2000 N 04-02-04/1 сообщает, что расчеты с бюджетом организаций, имеющих структурные подразделения, осуществляются в соответствии с Письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660..." в части, не противоречащей положениям НК РФ. Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на предприятия и структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации, хотя это не освобождает организацию от обязанности встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2000 N 54 "О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной" рассматривает вопрос о правовой оценке сделок юридического лица, регистрация которого признана недействительной. Поскольку правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации, то признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.
Исчисление и уплата налога на прибыль и формирование себестоимости
Письмо МНС России от 29.05.2000 N ВГ-6-02/409@ "Об отмене Письма МНС РФ от 07.12.1999 N ВГ-6-02/976" сообщает о прекращении действия Письма МНС России от 07.12.1999 N ВГ-6-02/976 "О льготе по налогу на прибыль на покрытие убытка за предыдущий год" в связи с подготовкой новой редакции Инструкции МНС России "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", где нашел отражение порядок предоставления этой льготы. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 06.06.2000 N 04-02-05/1 посвящено вопросу отнесения на себестоимость расходов по аренде. Сообщено, что официальная позиция Минфина России соответствует изложенному в п.4 Письма Госналогслужбы России от 14.05.1996 N ПВ-6-13/325 "О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" (возможно включение этих расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу "Затраты на оплату труда"), хотя данному Письму было отказано в регистрации Минюстом России. Приведены ссылки на документы, отражающие позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и МНС России о том, что плата за аренду имущества физических лиц в себестоимость не включается, поскольку данное имущество не причисляется к основным производственным фондам (с указанием, что приведенные документы также не зарегистрированы в Минюсте России). Рассматриваемое Письмо констатирует наличие различных точек зрения по этому поводу и отсутствие четкого и однозначного отражения данного вопроса, в связи с чем со ссылкой на п.7 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) указано, что ситуация должна толковаться в пользу налогоплательщика (т.е. согласно официальной позиции Минфина России включаться в себестоимость). Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 05.06.2000 N 04-02-05/1 анализирует проблему учета в составе внереализационных расходов, принимаемых при определении налоговой базы, долга, не реального для взыскания. Рассмотрен конкретный эпизод в связи с наличием акта о невозможности взыскания задолженности с предприятия - должника, поскольку установить местонахождение должника и его имущества невозможно. Однако не представлен документ о прекращении исполнительного производства, который должен быть выдан арбитражным судом, поэтому данный долг не может быть признан не реальным для взыскания и учтен в составе внереализационных расходов, принимаемых при определении налоговой базы. Письмо МНС России от 09.06.2000 N ВГ-6-02/442 "О применении пункта 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" разъясняет порядок признания расходов в бухгалтерском учете. Для организаций, определяющих выручку от реализации продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета по мере оплаты в разрешенных случаях (например, малые предприятия согласно Приказу Минфина России от 21.12.1998 N 64н "По отдельным вопросам учета и отчетности"), п.18 ПБУ 10/99 предусматривает признание расходов после погашения задолженности по оплате. В иных случаях, в частности, когда выручка для целей налогообложения определяется по мере оплаты, положение о признании расходов после осуществления погашения задолженности не применяется. В Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 05.06.2000 N 04-02-05/1 даны разъяснения по вопросу применения льготы по налогу на прибыль, полученной от вновь созданного производства. Исходя из имеющегося в законодательстве определения "вновь созданного производства" при создании на базе предприятия цеха с выделением производственного корпуса, оснащенного необходимой техникой для производства продукции, и дооснащением его новым оборудованием указанная льгота применяться не должна. Однако в данной ситуации имеются основания для применения льготы в виде уменьшения облагаемой прибыли на суммы, направленные на финансирование капитальных вложений производственного назначения. Письмо МНС России от 07.06.2000 N БГ-6-02/435@ "О налогообложении подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел" разъясняет, что налогообложение прибыли подразделений вневедомственной охраны при ОВД производится в следующем порядке: средства, получаемые указанными подразделениями вневедомственной охраны по договорам от собственников охраняемого имущества, включаются в выручку от реализации услуг и согласно НК РФ облагаются налогом на прибыль с суммы превышения доходов над расходами. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 31.05.2000 N 04-02-05/1 информирует о том, что нормы и нормативы расходов на рекламу, подготовку кадров и представительских расходов, установленные Письмами Минфина России N 94 и N 56, и порядок их применения действовали до 1 апреля 2000 г. С этой даты подлежат применению нормативы и порядок их применения, установленные Приказом Минфина России от 15.03.2000 N 26н. В Письме Департамента налоговой политики Минфина России от 29.05.2000 N 04-02-05/2 разъяснено, что выраженный в иностранной валюте доход, полученный российской организацией за оказанные услуги иностранному партнеру, подлежит зачислению на текущие валютные счета с обязательным пересчетом в рубли на дату совершения операций в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Пересчет также производится по мере изменения курсов иностранных валют, а также в случае временного разрыва между датой оказания услуг иностранному партнеру и фактической датой оплаты оказанных услуг. В результате данных пересчетов образуются курсовые разницы, подлежащие зачислению на финансовые результаты как внереализационные доходы (расходы), учитываемые при налогообложении. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений" сообщает, что помещение (жилое и нежилое) представляет собой "объект", входящий в состав зданий и сооружений. Поскольку нежилое помещение является объектом недвижимости, отличным от здания или сооружения, в котором оно находится, но неразрывно с ним связанным, а также учитывая, что Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) не содержит специальных норм о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила, установленные для договоров аренды зданий и сооружений. Таким образом, подлежит государственной регистрации только договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года. Однако договор, заключенный на срок менее одного года, государственной регистрации не подлежит и считается заключенным с момента получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Порядок исчисления налога на добавленную стоимость
Телеграмма МНС России от 09.06.2000 N БГ-6-29/440 "О возмещении сумм НДС предприятиям - экспортерам" сообщает о том, что возмещение (зачет) НДС предприятиям - экспортерам в размере менее 5 млн руб. (включительно) производится территориальными налоговыми органами самостоятельно. Данные проверок обоснованности возмещения (зачета) сумм НДС свыше 5 млн руб. организациям - экспортерам (как единовременно, так и совокупно в течение месяца) направляются территориальными налоговыми органами для контроля через УМНС России по субъектам Российской Федерации в МНС России. Эта же проблема, но более подробно, рассмотрена в Приказе МНС России от 08.06.2000 N БГ-3-29/220, которым устанавливается порядок возмещения из федерального бюджета НДС при экспорте товаров (работ, услуг). Данные результатов проверок обоснованности возмещения (зачета) из федерального бюджета сумм НДС, превышающих 5 млн руб., в установленном порядке направляются в МНС России в виде справки о состоянии расчетов с федеральным бюджетом (Приложение N 1) и справки о состоянии расчетов с бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом (Приложение N 2), а также справки об обоснованности возмещения (зачета) сумм НДС организации - экспортеру за подписью руководителя налогового органа (его заместителя) по месту постановки на учет организации - экспортера (Приложение N 3). Также представляются сведенные в виде таблиц данные о применении экспортной льготы по НДС (Приложение N 4), а также прогноз на следующий месяц (Приложение N 5). До подготовки МНС России оценки обоснованности решений территориальных налоговых органов о возмещении (зачете) НДС заключения по форме N 21 не направляются для исполнения в органы федерального казначейства. Письмо МНС России от 06.06.2000 N ВГ-6-03/431 "О Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 года N 46 "О внесении изменений в Порядок учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" разъясняет порядок зачета "входящего" НДС при использовании счетов - фактур, в которых в силу тех или иных причин не заполнены вновь введенные графы "страна происхождения" и "номер ГТД". Указано, что заполнение этих граф обязательно начиная с 26 февраля 2000 г. не только импортерами, но и предприятиями, которые приобретают и реализуют товары иностранного производства на внутреннем рынке. Порядок ведения книг покупок и продаж не изменился. Если товары иностранного производства приобретены у субъектов, не являющихся плательщиками НДС, то эта информация должна быть указана по строке 7 счета - фактуры. При реализации товаров, приобретенных (ввезенных) до 26 февраля 2000 г., по строке 7 делается отметка о дате приобретения со ссылкой на конкретный номер и дату счета - фактуры поставщика указанных товаров. Для обоснования принятия к зачету НДС в последнем случае факт ввоза товаров или их приобретения на рынке Российской Федерации должен быть подтвержден копией счета - фактуры от предыдущего поставщика, выпиской из книги покупок покупателя и из книги продаж продавца, сведениями из платежных документов и договоров, коммерческими документами, подтверждающими дату ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Письмо МНС России от 31.05.2000 N ВГ-6-03/415@ "О счетах - фактурах" рассматривает ближайшую перспективу использования счетов - фактур. Сообщается, что в настоящее время МНС России проводит работу по переводу на электронную систему учета данных о выписанных и полученных счетах - фактурах с целью использования этих данных для обеспечения действенного контроля за возмещением и уплатой НДС. Эту информацию предполагается получать от налогоплательщиков по форме "Сводные данные о счетах - фактурах" в те же сроки, что и налоговые расчеты. Предлагаемая форма должна быть апробирована на примере не менее пяти организаций. Для выполнения работы по переводу на электронную систему учета счетов - фактур налоговые органы должны представить сведения о количестве выписанных (полученных) счетов - фактур (выборочно не менее чем по 30 организациям с учетом структуры плательщиков НДС) в расчете на год (по 27 субъектам Федерации согласно списку). Письмо МНС России от 30.05.2000 N ВГ-6-06/412 "Об освобождении от налога на добавленную стоимость иностранных дипломатических представительств и их персонала" продолжает публикацию списка государств, в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется освобождение от НДС при приобретении товаров и услуг, предназначенных для официального пользования. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 08.06.2000 N 04-03-07 посвящено порядку уплаты НДС при реализации туристско - экскурсионных путевок. Туроператоры не уплачивают НДС при реализации путевок, оформленных бланками строгой отчетности, зарегистрированными в Минюсте России. Дополнительные, сверх стоимости путевок, платные услуги (в частности, связанные с проживанием и питанием), оформленные иными документами, облагаются НДС в общем порядке. При перепродаже туристских путевок НДС облагается комиссионное или агентское вознаграждение перепродавца. Законом Российской Федерации от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" изменений в порядок налогообложения туристских путевок не вносилось. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 05.06.2000 N 04-03-11 "О налогообложении" рассматривает вопрос освобождения от НДС товаров (работ, услуг), производимых и реализуемых организациями, применяющими труд инвалидов. Сообщается, что в обсуждаемом проекте специальной главы второй части НК РФ "Налог на добавленную стоимость" предлагается установить льготу по НДС независимо от наличия вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов в уставном капитале организаций, применяющих труд инвалидов. Письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 05.06.2000 N 04-03-08 раскрывается порядок применения НДС при перепродаже украинских товаров на территории Российской Федерации. При реализации украинских товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации для перепродажи, оборот, облагаемый НДС, определяется на основе полной стоимости реализуемых товаров. В связи с этим счета - фактуры покупателям составляются на полную стоимость реализуемого им товара. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 459 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле" содержит одобрение проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством государства - участника Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле. Планируется проведение переговоров о подписании межправительственных соглашений по данному вопросу. В указанных соглашениях предполагается исходить из "принципа страны назначения", когда при вывозе товаров с таможенной территории государства одной Стороны применяется нулевая ставка, а обложение налогами производится по действующей ставке и в соответствии с национальным законодательством при ввозе товаров (услуг) на таможенную территорию государства другой Стороны. При подтверждении реального факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты по ним налогов на таможенной территории государства другой Стороны хозяйствующие субъекты имеют право на зачет (возмещение) уплаченных сумм налогов по поставленным товарам, за исключением природного газа и нефти, включая стабильный газовый конденсат. При оказании услуг порядок взимания косвенных налогов оформляется отдельным протоколом, а до этого услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с действующим законодательством, кроме услуг по транспортировке и обслуживанию экспортных и транзитных товаров, а также по перевозке пассажиров и багажа. По таким услугам НДС уплачивается с последующим возмещением при подтверждении факта их оказания другой Стороне и уплаты налога. При поставке товаров (оказании услуг) в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах - фактурах, на товары, ввезенные на территорию государства другой Стороны (оказанные услуги), указывается стоимость отгруженных товаров (оказанных услуг) с НДС. Для получения зачета установленный комплект подтверждающих вывоз товаров и оказание услуг документов представляется в национальные компетентные органы.
Прочие налоги
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 06.06.2000 N 04-05-06/47 сообщает, что льгота по налогу на имущество в виде уменьшения объекта налогообложения на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для выращивания, лова и переработки рыбы, может применяться организацией - балансодержателем указанного имущества даже в случае сдачи его в аренду (если оно используется арендатором строго по целевому назначению). Письмо Госкомзема России и МНС России от 29.05.2000 N N СС1195/ВТ-6-04/408 "О порядке исчисления платы за землю в 2000 году" информирует, что согласно действующему законодательству ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1,2, причем индексация и исчисление земельного налога производятся в том же порядке, что и за предшествующие годы. Договоры аренды государственных (субъектов Российской Федерации) и муниципальных земель подлежат пересмотру. Письмо МНС России от 06.06.2000 N ВП-6-18/433@ разъясняет налогообложение операций по выплате физическим лицам наличной иностранной валюты. Налогом на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, облагается сумма в рублях, уплачиваемая физическим лицам при выплате с валютных счетов наличной иностранной валюты, если на эти валютные счета средства поступали с рублевых счетов. Если средства на данный валютный счет поступали с другого валютного счета, то указанный налог уплачиваться не должен. Банки и иные кредитные организации должны удерживать этот налог в рублях в момент выплаты наличной иностранной валюты в случае конвертации ими средств с рублевых счетов. Приказ МНС России от 13.06.2000 N БГ-3-08/225 "Об отмене Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 22 декабря 1999 г. N АП-3-08/408" сообщил, что Приказ МНС России от 22.12.1999 N АП-3-08/408 "Об утверждении положения о порядке проведения налогового контроля за расходами физического лица" утратил силу в связи с отказом Минюста России в его государственной регистрации. Письмо МНС России от 26.06.2000 N БГ-6-08/479 "Разъяснения по вопросу предоставления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц" в дополнение к ранее изданному письму, устанавливающему упрощенный порядок подачи сведений о незначительных суммах выплат благотворительным организациям, такой же порядок вводит для предприятий и организаций, проводящих массовые рекламные кампании, включающие бесплатную раздачу товаров потенциальным покупателям рекламной продукции - физическим лицам. В этом случае представления сведений о доходах физических лиц (если стоимость вручаемого товара не превышает 12 МРОТ) не требуется, штрафные санкции к налоговым агентам не применяются. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30.05.2000 N 04-05-17/9 сообщает, что льготы по налогообложению не подлежат отражению на счетах бухгалтерского учета. Так, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы отражается по кредиту счета 68 "Расчеты с бюджетом" в сумме, подлежащей внесению в бюджеты соответствующих уровней и определяемой исходя из налоговых расчетов. Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 29.05.2000 N 04-02-05/6 разъясняет порядок исчисления налога на пользователей автодорог страховыми компаниями (без учета положений новой инструкции по налогам в дорожные фонды). Дано определение "суммы реализуемых страховыми организациями услуг" как суммы, полученной от реализации страховых услуг в соответствии с п.п.1 и 2 разд.1 (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.1994 N 491 "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками") с учетом нескольких ограничений. По ценным бумагам включается разница между выручкой от их продажи и суммой учетной стоимости, начисленных процентов и расходов по продаже. Не учитываются дивиденды по акциям, проценты по ценным бумагам и по банковским счетам, отдельные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Суммы возмещения доли страховых выплат по договорам, принятым в перестрахование, в формировании налогооблагаемой базы при исчислении налога на пользователей автомобильных дорог не участвуют.
Вопросы валютного контроля
Указание Банка России от 13.06.2000 N 804-У "О порядке получения и сдачи валюты Российской Федерации, находящейся в обращении, национальными (центральными) банками государств, имеющими корреспондентские счета в учреждениях Банка России и кредитных организациях на территории Российской Федерации" устанавливает, что национальные (центральные) банки государств могут получать валюту Российской Федерации и сдавать ее в кредитные организации или учреждения Банка России на территории Российской Федерации, в которых открыт их корреспондентский счет, в порядке, предусмотренном Положением "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" от 25.03.1997 N 56. Национальный (центральный) банк государства должен подать заявку не менее чем за 15 дней до даты сдачи (получения) валюты, за 10 дней до этой даты Департамент эмиссионно - кассовых операций Банка России сообщает о готовности осуществить операцию в указанную дату или сообщает возможную дату. Банкноты принимаются по годам образца выпуска, достоинствам, пачкам и корешкам с проверкой правильности и целости упаковки пачек, количества корешков в каждой пачке, наличия на верхних накладках необходимых реквизитов. По результатам пересчета банкнот и монеты составляется акт в трех экземплярах (первый - в адрес банка государства, второй - Департаменту эмиссионно - кассовых операций, третий - в кассовые документы дня учреждения Банка России). Положение Банка России от 21.06.2000 N 114-П "О размещении резидентами в депозит уполномоченному банку иностранной валюты со специального транзитного валютного счета" определяет порядок накопления (в установленных законом случаях) иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке. Утверждены формы заявления о регистрации права накопления иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, а также свидетельства о такой регистрации. Резиденты могут осуществлять накопление иностранной валюты, купленной на внутреннем валютном рынке, путем размещения в депозит со специального транзитного валютного счета на основании свидетельства. Последнее выдается исключительно для исполнения обязательств, связанных с поручительством, а также обязательствами органов власти (федерального уровня или субъектов Российской Федерации) или перед таковыми, и основывается на соответствующих документах, перечень которых и порядок их предоставления и рассмотрения также установлены Положением. Указание Банка России от 22.06.2000 N 806-У "О порядке регистрации в Банке России карточек образцов оттисков печатей, используемых уполномоченными банками для целей валютного контроля" устанавливает, что поступившие в Банк России документы уполномоченных банков (сопроводительные письма, карточки) регистрируются экспедицией при Банке России и передаются в Департамент валютного контроля, а регистрационные штампы проставляются только на сопроводительных письмах. Департамент валютного контроля осуществляет проверку комплектности и правильности оформления поступивших документов. При отсутствии расхождений карточки подписываются ответственным лицом Департамента валютного контроля и заверяются специальным штампом. Первый экземпляр зарегистрированной карточки в течение 15 дней возвращается в уполномоченный банк, второй - в Управление валютного контроля ГТК России, третий вместе с заявлением банка остается в деле Департамента. В следующем документе изложено Обобщение практики применения нормативных актов ЦБ РФ по вопросам валютного регулирования "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 16.07.1993 N 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации". Указано, что рублевые операции между резидентами и нерезидентами действующим законодательством не отнесены ни к текущим операциям, ни к операциям, связанным с движением капитала. Отмечена невозможность для нерезидентов использовать рублевые счета типа "И" для расчетов между собой по сделкам, связанным с осуществлением инвестиций на территории Российской Федерации. Количество счетов типа "Т" для нерезидента в настоящее время не ограничено и не связано с наличием филиалов (представительств). Определен состав документов, представляемых нерезидентом для покупки иностранной валюты за счет средств на рублевом счете типа "И", описан порядок приобретения нерезидентами недвижимости в Российской Федерации за рубли, а также осуществления платежей в пользу резидентов при покупке в Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нетарифные меры внешнеэкономического регулирования. Отмечено, что открытие рублевого корсчета допустимо только лицам, имеющим статус банка - нерезидента. Наличная рублевая выручка нерезидентов принимается от владельцев рублевых счетов типа "Т" в сопровождении объявления на взнос наличными 0402001 (объявление, ордер и квитанция). В Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.05.2000 N 52 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" признаны правомочия ВЭК России осуществлять функции органа валютного контроля. К банкам, нарушающим порядок осуществления валютно - обменных операций, следует применять штраф в пределах суммы, которая не была надлежащим образом учтена, причем этот штраф может налагаться ВЭК России. Рублевый эквивалент данной санкции определяется на дату исполнения решения о взыскании. Суд вправе вынести решение о взыскании иностранной валюты без оговорки об исполнении решения в рублях, если это не противоречит валютному законодательству. Штраф за незачисление валютной выручки может налагаться как ВЭК России, так и налоговыми органами, однако зачисление санкций производится в федеральный бюджет, а не на счет взыскателя. При рассмотрении требования о признании недействительным решения о наложении санкций за нарушение валютного законодательства в виде взыскания денежных средств суд при заявлении соответствующего ходатайства запрещает взыскание, поскольку такое взыскание возможно только по решению суда, а заявление ходатайства свидетельствует о несогласии субъекта уплатить санкции добровольно. Валютные операции - сделки, нарушающие ограниченную сферу использования иностранной валюты на территории Российской Федерации, являются недействительными. Взимание банком с заемщиков каких-либо сумм в иностранной валюте по кредитам, выданным в рублях, противоречит валютному законодательству. В то же время выдача резидентом векселя в иностранной валюте с местом платежа в Российской Федерации и при отсутствии в тексте векселя оговорки о платеже в какой-либо иностранной валюте не является нарушением валютного законодательства. При совершении банком незаконной валютно - обменной операции взысканию с него в доход государства подлежит сумма операции, а не полученный доход. При проведении расчетов в иностранной валюте Закон от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" рассматривает как валютную операцию платеж, а не гражданско - правовые сделки, послужившие основанием его совершения. При совершении безналичных расчетов в иностранной валюте с нарушением валютного законодательства ответственность применяется к резиденту - плательщику денежных средств. Получение коммерческого кредита резидентом на срок более 180 дней (в виде аванса) не требует разрешения Банка России. Оплата резидентом валютных расходов резидента - посредника в конкретной внешнеэкономической сделке не требует разрешения Банка России.
Документы Пенсионного фонда Российской Федерации
Письмо ПФР от 14.06.2000 N КА-16-27/5186 "О количестве плательщиков взносов, состоящих на учете в органах ПФР" приводит данные о количестве плательщиков взносов, состоящих на учете в органах ПФР. В I квартале 2000 г. данный показатель возрос в сравнении с IV кварталом 1999 г. на 3,9%, составив 7 900 030 плательщиков. При этом удельный вес работодателей уменьшился на 0,8%, а возросло количество бюджетных организаций (на 2,4%), муниципальных предприятий (на 1,4%), организаций науки, культуры, образования (на 5,6%) и хозяйственных обществ общественных организаций инвалидов (на 27,2%). Снижается количество состоящих на учете государственных предприятий и совхозов (соответственно на 0,2% и на 3,8%), арендных предприятий (на 2,7%), общественных организаций инвалидов (на 1,7%) и организаций, собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов (на 0,5%). Увеличился удельный вес плательщиков единого налога (на 1,4%), в том числе индивидуальных предпринимателей - на 19,5%, индивидуальных предпринимателей - работодателей - на 30,8%, организаций - плательщиков единого налога - на 13,2%. Доля плательщиков - индивидуалов составила 47,7%, т.е. снизилась за счет перехода представителей данной категории на уплату единого налога. На фоне этого уменьшается число крестьянских (фермерских) хозяйств - на 1,2%. Письмом ПФР от 08.06.2000 N 16-27/5043 "О направлении справочной таблицы" направлена справочная таблица по порядку применения тарифов страховых взносов в ПФР и подтверждения трудового и страхового стажа для индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих нотариусов и адвокатов. В таблице сопоставляются тарифы, установленные законом о страховых взносах, и тарифы, подлежащие применению в связи с постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации, в период с 1 января 1997 г. по текущий год. Вопрос подтверждения стажа в 1999 г. и 2000 г. ставится в зависимость от того, были ли фактически уплачены страховые взносы за данный период.
Новые формы статистической отчетности
Постановление Госкомстата России от 20.06.2000 N 50 "Об утверждении форм федерального государственного статистического наблюдения для организации статистического наблюдения за основными фондами и строительством на 2001 год" утверждает ряд форм федерального государственного статистического наблюдения о наличии долгосрочных капитальных вложений в здания и сооружения, которые подлежат представлению начиная с отчета за 2000 г. Это форма N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" и форма N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций". Кроме того, утверждены ежемесячные формы отчета (начиная с января 2001 г.) в качестве приложения к форме N П-2 "Сведения об инвестиционной деятельности" - N С-1 "Сведения о вводе в эксплуатацию зданий, сооружений и реализации инвестиционных проектов", N С-2 "Сведения о ходе строительства важнейших объектов" и N П-2(краткая) "Сведения об инвестициях в основной капитал". Квартальная (начиная с отчета за I квартал 2001 г.) - N ДАС "Обследование деловой активности строительной организации" и единовременная - N 5-з(МП)строй "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)" формы представляются по перечню, установленному органами государственной статистики. По форме N 11 отчитываются юридические лица, кроме малых предприятий (по краткой - некоммерческие предприятия). Формы N С-1 и С-2 установлены для юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства; N П-2 (краткая) - для предприятий с численностью до 15 чел., которые не относятся к малым предприятиям, N ДАС - для предприятий, выполняющих работы по договорам строительного подряда, N 5-з(МП)строй - для субъектов малого предпринимательства. Ранее применявшиеся формы N 12-строительство, N 18-КС, N 1-вж, N 1-ижс, N 1-ижс (срочная) сохранены на 2001 г. без изменения. Постановление Госкомстата России от 19.06.2000 N 48 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения для организации Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций статистического наблюдения за издательской деятельностью" вводит ежемесячную форму федерального государственного статистического наблюдения N 1-и "Сведения об издательской деятельности", представляемую начиная с отчета за июнь 2000 г. в срок до 5 числа после отчетного месяца. Данная отчетность применяется издательствами и издающими организациями. Ранее действовавшие формы N 1-И "Сведения об издательской деятельности", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 16.06.1995 N 60, а также N 1-п (издательство) "Отчет издательства и издающей организации по печатной продукции", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.08.1994 N 145, отменены. Постановлением Госкомстата России от 19.06.2000 N 47 "Об утверждении статистического инструментария для организации Роспатентом статистического наблюдения за использованием объектов промышленной собственности" вводится в действие с отчета за 2000 г. годовая форма федерального государственного статистического наблюдения N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании объектов промышленной собственности" с инструкцией по заполнению. Данная форма представляется Роспатенту юридическими лицами, их обособленными подразделениями (кроме субъектов малого предпринимательства), использующими объекты промышленной собственности. Ранее действовавшая годовая форма N 4-НТ (перечень) "Сведения об использовании объектов промышленной собственности" (утв. Постановлением Госкомстата России от 03.09.1998 N 91) отменена. В соответствии с Постановлением Госкомстата России от 05.06.2000 N 42 "Об утверждении единовременной формы федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью организаций в области рекламной информации" вводится единовременная форма федерального государственного статистического наблюдения N 2-реклама "Сведения о рекламной деятельности за 1999 год" с указаниями по ее заполнению. Данная отчетность представляется юридическими лицами и их обособленными подразделениями, которые занимаются производством, размещением и распространением рекламной информации как неосновным видом деятельности, в срок до 15 сентября текущего года. По желанию руководителя (владельца) организации вместе с отчетом может быть заполнена и представлена анкета. Письмо ПФР от 29.05.2000 N КА-16-27/4639 "О дополнении к Письму ПФР от 08.02.2000 N КА-16-27/971 "О внесении изменений в коды классификаторов Госкомстата России" информирует, что сообщением Госкомстата России "О замене кодов общесоюзных и отраслевых классификаторов СОАТО, СООГУ, КФС, КОПФ в ЕГРПО на коды общероссийских классификаторов ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ" предусмотрено, что информационные письма, выданные предприятиям и организациям до 1 января 2000 г., считаются действительными. Информационные письма будут заменяться по мере обращения организаций в органы государственной статистики или при личной инициативе юридических лиц и предпринимателей по получению информационных писем с новыми идентификационными кодами. В связи с этим отделениям ПФР не следует требовать от плательщиков незамедлительного представления информационных писем Госкомстата России. Внесение обновленных кодов в карточку плательщика будет осуществляться по мере представления их плательщиками.
Разное
Соглашение МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену (утв. МНС России и ГТК России 08.06.2000 N N БГ-15-11/1222, 01-11/15581) свидетельствует о том, что МНС России и ГТК России договорились об осуществлении планового (в установленные сроки) и оперативного (по запросам) обмена информацией на всех уровнях налоговых и таможенных органов, включая их территориальные органы. Эти сведения, в частности, призваны способствовать предупреждению, пресечению и расследованию правонарушений в области налогового, таможенного и валютного законодательства. Налоговые органы представляют информацию из Единого государственного реестра налогоплательщиков - участников ВЭД (включая предпринимателей), перечень должников по налогам, сведения о предприятиях, в отношении которых начата процедура ликвидации или реорганизации. Передается также информация об изменении ИНН и иная нормативно - справочная информация. Установлен перечень сведений, сообщаемых налоговыми органами о налогоплательщиках, а также о товарах, сомнительных с точки зрения таможенного законодательства. Таможенные органы сообщают налоговым органам весь комплекс информации о перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также дополнительную информацию по запросу налогового органа. Обязательно сообщаются данные об излишне уплаченных таможенных платежах, неизрасходованных авансах, возврате плательщикам денежных средств, обнаружении нарушений налогового и валютного законодательства, о невывозе товаров, аннулировании экспортных деклараций, об осуществлении расчета российскими юридическими лицами с таможенными органами наличными средствами, о неоплате ввезенных товаров. Определен порядок оформления письменных запросов. Одновременно совместным Приказом МНС России и ГТК России от 08.06.2000 N БГ-3-11/219, 418 "О взаимодействии МНС России и ГТК России" определены основные направления работы Межведомственной рабочей группы МНС России и ГТК России как организационно - контрольные мероприятия, информационное взаимодействие, методологическое и правовое обеспечение совместной деятельности налоговых и таможенных органов. Планируется увеличить количество и повысить качество совместных проверок налогоплательщиков - участников ВЭД по вопросам соблюдения налогового и таможенного законодательства, в первую очередь в отношении крупнейших экспортеров и импортеров (особенно этилового спирта, алкогольной продукции, сырьевых и топливно - энергетических ресурсов), а также организаций, о которых имеются сведения о нарушении ими налогового, таможенного и валютного законодательства. Кроме того, первостепенными задачами названы контроль за экспортом товаров (включая подтверждение подлинности ГТД), за обращением импортных товаров на внутреннем рынке (в том числе учитывая последние изменения в порядке ведения счетов - фактур), совместные проверки на предприятиях алюминиевой промышленности, использующих внутренний толлинг. Приказ Минюста России от 21.06.2000 N 178 "Об утверждении Положения об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб на решения квалификационных комиссий по приему экзаменов у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности" сообщает, что апелляционная комиссия создается сроком на три года в количестве восьми человек, включая нотариусов со стажем работы от 5 лет, сотрудников Минюста России и Федеральной нотариальной палаты, ученых - юристов, но не членов квалификационной комиссии по приему экзаменов у претендентов на лицензию нотариуса. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, о времени их проведения члены Комиссии и заявитель, подавший жалобу, извещаются за 15 дней до заседания. Жалоба подается в месячный срок со дня получения претендентом выписки из протокола заседания квалификационной комиссии. Жалоба должна быть рассмотрена не позднее трех месяцев с даты ее поступления в Комиссию. Протоколы заседания Комиссии хранятся в течение 75 лет. Приказ Минюста России от 21.06.2000 N 179 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" устанавливает, что в дополнение к Порядку прохождения стажировки до 1 октября 2000 г. будут утверждены количество должностей стажеров нотариуса на предстоящий период стажировки, руководителей стажировки, программа стажировки, порядок проведения экзамена у лиц, желающих пройти стажировку у нотариусов, а также даты проведения экзамена и начала стажировки. Продолжительность стажировки - не менее одного года (может быть сокращена в случае стажа от 3 лет по юридической специальности). К стажировке допускаются граждане Российской Федерации с высшим юридическим образованием и необходимым уровнем подготовки (последнее определяется экзаменом). Оплата труда стажера частного нотариуса производится из фонда оплаты труда нотариальной палаты, а государственной нотариальной конторы - из фонда заработной платы государственной нотариальной конторы. Программа стажировки является единой и обязательной для всех стажеров и руководителей стажировки. По результатам прохождения стажировки руководитель стажировки составляет заключение об итогах стажировки и представляет его на утверждение в орган юстиции или нотариальную палату. При утверждении заключения стажер считается прошедшим стажировку. Лицо, не прошедшее стажировку, вновь допускается к стажировке на общих основаниях. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2000 N 446 "О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. N 1559" исключает денежные переводы из перечня услуг связи, государственное регулирование цен (тарифов) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет МАП России. Постановление ФКЦБ России от 07.06.2000 N 3 "О внесении изменения в пункт 4 Постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 ноября 1999 года N 10 "О некоторых вопросах раскрытия информации на рынке ценных бумаг" переносит дату вступления в силу Постановления ФКЦБ России от 29.11.1999 N 10 на год позже - на 1 июля 2001 г. Данное Постановление касается вопроса раскрытия информации фондового рынка путем предоставления ее федеральным государственным унитарным предприятием "Центральный депозитарий - Центральный фонд хранения и обработки информации фондового рынка".
Подписано в печать Обзор подготовлен специалистами 04.08.2000 ЗАО Консалтинговая группа "Зеркало"
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |