Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Управленческий аудит системы управления финансами организации ("Аудиторские ведомости", 2000, N 8)



"Аудиторские ведомости", N 8, 2000

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АУДИТ СИСТЕМЫ

УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Представленная в статье оргмодель как наиболее общий регламент аудита систем управления может быть использована в практической работе аудиторов, а также служить основой при разработке более детализированных методик <1>.

Система принятия финансовых решений

Объектами управленческого аудита являются:

1) процедуры принятия решений (финансового характера) и распределение полномочий управленческого персонала;

2) система информационного обеспечения принятия решений.

Приведем основные критерии эффективности функционирования объектов аудита.

1. Процедуры принятия решений и распределение полномочий:

разделение полномочий менеджеров и процедуры принятия решений по финансовым вопросам соответствуют основным принципам внутреннего контроля, отвечают оргструктуре организации, принятым целям и стратегиям ее развития и обеспечивают гибкое реагирование на быстро изменяющиеся внешние условия;

система принятия решений эффективна.

Систему принятия решений можно признать эффективной (условно), если она привела, как минимум, к:

устойчивому потоку доходов в долгосрочном периоде;

росту (высоким ставкам) доходности активов, доходности собственного и совокупного (или инвестированного) капиталов;

росту рыночной стоимости и доходности акций;

росту рыночной стоимости собственного капитала <2>;

высоким социальным результатам в части, относящейся к работникам организации и членам их семей;

достижению оптимальных (нормативных) значений специфических отраслевых социально - экономических показателей деятельности <3>.

2. Система информационного обеспечения:

функционирует адекватная система контроля качества информационного обеспечения процесса принятия решений.

Система информационного обеспечения - это совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации, включает оперативную, плановую, учетную, отчетную, нормативно - справочную информацию, классификаторы технико - экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).

О качестве информации, предоставляемой системой, следует судить по следующим основным критериям:

необходимость характеризуется содержательностью информации и степенью ее использования в непосредственных целях управления;

достаточность характеризуется полнотой охвата, количественного и качественного описания явления, фактов, а также существенностью информации, зависящей от возможности ее практического применения в процессе обработки и представления для управления;

истинность, т.е. достоверность (доказательность и обоснованность) и надежность данных учета определяется источником получения, качеством технических средств измерения и контроля, технологии получения, обработки и хранения управленческой информации;

своевременность получения информации; если сообщение запаздывает, то теряется сам смысл информации, так как могут быть упущены возможности организации; кроме того, нежелательные последствия различного рода отклонений усугубляются;

аналитичность зависит от степени глубины, детальности и подробности отображения фактов хозяйственной деятельности (регламентируется в зависимости от управленческих запросов);

организованность, т.е. уровень технологии формирования информации, понятности и удобства ее представления (системная структурированность данных), правильности оформления; целесообразность применяемых учетных форм (здесь форма управленческого учета - это определенным образом выраженная система данных, включающая документы, материалы, файлы и системно построенные формуляры; формы учета информации должны быть утверждены руководством организации).

Методика управленческого аудита включает ряд шагов.

1. Изучить особенности организации, вытекающие из специфики отрасли, видов деятельности, перечня реализуемой продукции, рынков сбыта и т.д.

2. Проанализировать:

документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;

документы, содержащие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;

договоры о совместной деятельности и т.д.;

протоколы заседаний совета директоров, правления и собраний акционеров;

регламенты (организационно - нормативные документы) и директивы управленческих звеньев организации и вышестоящих инстанций;

плановую и отчетную финансово - хозяйственную документацию;

схемы управления организацией <4>.

3. Изучить внутренние инструкции и положения по филиалам, службам, отделам, участкам, ключевым должностным лицам.

4. Выделить области ответственности и полномочий управленческого персонала (администрации), области интересов и полномочий собственника - государства.

5. Оценить рациональность процедур принятия решений.

Для этого необходимо:

определить сложившийся стиль принятия решений, оценить его логику;

проследить реальные механизмы подготовки и принятия решений (на примерах);

изучить систему оценки принятых решений с точки зрения их последствий, оправдавшихся ожиданий и т.д.;

проанализировать несколько решений (по крупным сделкам) с позиций процедур их принятия;

установить, насколько процедуры обоснованны, соответствуют ли схеме разделения обязанностей и полномочий.

Кроме того, целесообразно также выяснить:

какие у представителей высшего менеджмента права и как распределена ответственность за принимаемые решения по использованию активов и стратегическим планам;

какой стиль управления преобладает (авторитарный, кооперативный, смешанный);

каков процесс принятия решений, т.е. какие лица вовлечены в процесс подготовки и принятия решений, какие решения принимает высшее руководство (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, вне четкой периодизации), какие модели принятия решений существуют на каждом уровне управления (описательные, аналитические, имитационные), рассматриваются ли альтернативы, по каким критериям и какими методами осуществляется выбор альтернативы, анализируются ли риски, прогнозируются ли результаты;

как достигается компромисс между "группами влияния", т.е. между теми, кто инициирует решение вопросов (лидеры), и теми, кто тормозит эти решения (оппоненты);

какие существуют механизмы согласования принимаемых решений;

насколько формальные процедуры соответствуют реальным, какова доля интуитивных или импровизированных решений (т.е. принятия решений без их систематической подготовки);

проводится ли систематический контроль и анализ последствий принятых решений;

какая информация и каким образом поступает к лицам, принимающим решения; как она готовится, контролируется, обрабатывается, используется; какие структуры обеспечивают руководство информацией;

существуют ли определенные требования к предоставляемой информации (жесткие или произвольные формы); зависит ли это от уровня управления и, если зависит, чем это обосновано;

на каких показателях для каждого уровня управления делается акцент;

всегда ли соблюдаются установленные требования к системе информационного обеспечения.

6. Оценить значения экономических и социальных показателей эффективности управления акционерным капиталом, специфических отраслевых показателей деятельности, сравнив их с нормативными / оптимальными.

7. Оценить качество системы информационного обеспечения принятия решений.

Для этого следует:

проанализировать основные информационные источники, процедуры сбора, обработки, контроля, передачи и хранения информации;

изучить действующую в организации нормативную документацию, регулирующую функционирование информационной системы и регламентирующую процессы принятия решений и контроля их выполнения.

Эмиссионная политика

Объектом управленческого аудита является эмиссия ценных бумаг.

Критериями эффективности выступают выполнение законодательно установленных требований к порядку и условиям эмиссии ценных бумаг предприятия (порядок регистрации, сертификаты акций - для документарной формы, проспект эмиссии и т.д.), а также к ведению реестров акционеров.

Методика управленческого аудита включает следующие шаги:

1. Выяснить цели и финансовые стратегии предприятия, финансовые программы развития.

2. Проанализировать:

документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;

документы, содержащие общие сведения об учредителях, акционерах, инвесторах;

организационно - распорядительную и учетно - финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактическую эмиссию ценных бумаг (отчеты о выпусках ценных бумаг и т.д.).

3. Выяснить и оценить:

структуру и виды ценных бумаг (акций, облигаций и др.), выпущенных предприятием;

общий объем выпуска (по номинальной стоимости), количество размещенных ценных бумаг;

права владельцев ценных бумаг и степень их соблюдения;

порядок и условия выпуска акций и степень его соблюдения;

степень выполнения законодательно установленных требований к эмиссии ценных бумаг и ведению реестров акционеров.

Дивидендная политика

При оценке дивидендной политики следует учитывать, что:

максимизация и стабильность выплаты дивидендов способствуют росту курсовой цены акций <5>, усилению производительности труда (если акциями владеют работники);

максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. Следовательно, необходима оптимизация объемов и сроков дивидендных выплат в соответствии со стратегическими целями, задачами и программами развития организации;

в полной мере должны соблюдаться законодательные ограничения, исполняться принятые решения по выплате дивидендов по акциям (процентов по облигациям) предприятия.

Объектами управленческого аудита являются начисление и выплата дивидендов.

Критериями эффективности при принятии соответствующих решений могут быть:

потребность средств для развития производства;

ликвидность;

стабильность дивидендов;

возможности использования заемных средств;

риск потери контроля в результате новой эмиссии (при недостатке средств);

ограничения на выплату дивидендов со стороны заимодавцев.

Методика управленческого аудита включает ряд шагов.

1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и финансовые стратегии организации, финансовые программы развития.

2. Проанализировать:

документы, содержащие сведения об основании, учреждении организации и ее правовой форме;

документы, содержащие общие сведения об акционерах;

организационно - распорядительную и учетно - финансовую документацию, подтверждающую принятие решений и фактические выплаты дивидендов.

3. Выяснить и оценить:

факторы, влияющие на дивидендную политику <6>;

порядок принятия решений по выплатам дивидендов (методики начисления, механизмы согласования сумм, уровня выплат), порядок объявления о выплатах, степень соблюдения установленного порядка;

порядок (условия, временные параметры, очередность и т.д.) и форму выплаты (деньгами, имуществом) дивидендов, степень его соблюдения (фактические выплаты);

соблюдение законодательно установленных ограничений на выплату дивидендов (неоплата уставного капитала, невыкуп акций, признаки банкротства);

мотивы выкупа акций (рост прибыли на акцию и др.);

цели и сроки облигационных займов, процентные ставки, формы выпуска, обеспеченность (залог имущества, поручительства и гарантии третьих лиц, без обеспечения), надежность (рейтинги), порядок (способы) выплаты доходов и погашения, степень его соблюдения (фактические выплаты).

4. Установить и оценить причины невыплаты или сокращения выплаты.

Управление портфелем ценных бумаг

Объектом управленческого аудита является портфель ценных бумаг <7>.

Критерии эффективности следующие:

портфель ценных бумаг считается эффективным, если он обеспечивает наилучшие соотношения риска и дохода <8>, т.е. максимальную ожидаемую доходность при некотором заданном уровне риска или минимальный риск при заданном уровне доходности; формирование портфеля должно быть направлено на максимизацию дохода при одновременном снижении уровня риска;

портфель ценных бумаг считается оптимальным, если он диверсифицирован, обладает высокой степенью ликвидности (т.е. способностью в кратчайшие сроки трансформироваться в денежные средства);

расходы, связанные с управлением портфелем ценных бумаг, должны быть минимальны.

Методика управленческого аудита включает ряд шагов.

1. Выяснить цели и финансовые стратегии организации, финансовые программы развития, направления долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги.

2. Проанализировать организационно - распорядительную и учетно - финансовую документацию по управлению ценными бумагами.

3. Установить:

цели формирования портфеля ценных бумаг (сохранность и приращение капитала, доступ через ценные бумаги к имущественным и неимущественным правам, расширение сферы влияния, страхование от рисков), оценить их соответствие целям и стратегиям организации;

тип портфеля ценных бумаг <9>;

вид организации управления портфелем ценных бумаг (самостоятельное управление, передача в доверительное управление), процедуры и операции по управлению портфелем ценных бумаг, методы оптимизации портфеля ценных бумаг.

4. Оценить:

оптимальность принятых портфельных стратегий;

оптимальность сочетания различных видов ценных бумаг в портфеле (по вышеуказанным параметрам);

эффективность инвестирования средств организации в те или иные ценные бумаги, их инвестиционное качество <10>.

Инвестиционная политика

Объектами управленческого аудита являются варианты и процедуры управления инвестиционной деятельностью организации.

Критериями эффективности инвестиционной политики организации могут служить:

достижение экономического (получение прибыли на инвестируемый капитал), научно - технического, экологического и социального эффекта;

достижение устойчивого потока денежных средств, позволяющего поддерживать финансовую стабильность;

согласование проектов по объемам выделяемых ресурсов и срокам реализации исходя из критерия достижения максимального общего эффекта;

эффективное распоряжение средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов;

соответствие законодательным и нормативным актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации.

Следует также учесть, что намечаемый объем инвестиций должен соотноситься с объемами активов и не может в случае неудач приводить к утрате прав собственности на предприятие.

Методика управленческого аудита включает ряд шагов.

1. Выяснить (методами анкетирования и интервьюирования персонала, беседы с руководством, сбора и анализа документации и т.д.) цели и стратегии развития организации <11>, внешние и внутренние факторы ее функционирования.

2. Проанализировать документы, предоставляемые руководству для принятия решения об инвестициях (ТЭО, бизнес - планы, бюджеты для организации в целом и по центрам ответственности), отчеты об инвестициях и оценить их соответствие установленным требованиям.

3. Установить:

какие сферы (капитальное строительство, инновации, финансовый капитал) и объекты инвестиционной деятельности преобладают;

какие стоимостные границы инвестиций распределены по центрам ответственности (подразделениям);

какие источники (собственные, заемные, привлеченные) и методы (акционирование, кредитование, лизинг) инвестирования преобладают.

4. Проанализировать и оценить процедуры принятия инвестиционных решений и контроля их выполнения <12>.

5. Проанализировать и оценить целесообразность принимаемых решений о приобретении новых активов в целях обновления имеющейся материально - технической базы, наращивания объемов производственной деятельности, освоения новых видов деятельности, рыночных сегментов.

6. Оценить:

экономическую, научно - техническую, экологическую и социальную эффективность отдельных инвестиционных проектов, их согласованность и общий эффект;

устойчивость потока денежных средств от инвестиционной деятельности;

эффективность распоряжения средствами на осуществление бесприбыльных инвестиционных проектов.

7. Проконтролировать соответствие законодательным и нормативным актам, регулирующим инвестиционную деятельность в Российской Федерации.

8. Определить степень соответствия основных направлений инвестиционной политики целям, стратегиям и возможностям организации и российскому законодательству об инвестициях.

В заключение подчеркнем, что каждая коммерческая организация имеет свои технологические, экономические и региональные особенности, и это должно найти отражение в специфике ее аудита. Поэтому любая оргмодель или методика представляет собой некую абстракцию, т.е. шаблон, который необходимо конкретизировать исходя из специфики аудируемой организации.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Данная статья посвящена вопросам аудирования наиболее важных элементов системы управления финансами организации. Напомним, что тема управленческого аудита финансовой политики организации рассмотрена в статье, опубликованной в "Аудиторских ведомостях", N 6 за 2000 г.

<2> Различные методики определения стоимости (ценности) собственного капитала, формулы и порядок расчета остальных вышеуказанных показателей приводить в настоящих рекомендациях не имеет смысла, так как этот вопрос подробно изложен в литературе по финансовому менеджменту. См., например: Холт Н. Роберт. Основы финансового менеджмента. - М.: "Дело Лтд.", 1995; Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 1997; Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина, В.М. Шупыро. - М.: ИНФРА-М, 1997; Райан Б. Стратегический учет для руководителя. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998; Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1997; Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент. - М.: "Филинъ", 1996.

<3> Нормативные или оптимальные значения важнейших показателей (установленные экспертным путем либо официально) приведены в соответствующих нормативных актах и специальной литературе.

<4> Анализируются наличие и структура филиалов, производственных участков, торговых секций и др., организационные схемы управления (линейное, функциональное), структура исполнительного органа, порядок взаимосвязей между основными подразделениями.

<5> По поводу влияния дивидендной политики на капитализацию организации среди специалистов нет единого мнения. Например, по формуле М. Гордона (см.: Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. С. 320) темп прироста дивиденда непосредственно влияет на рыночную стоимость акции. Такую точку зрения поддерживает большинство специалистов.

<6> Имеются в виду темпы роста предприятия, доходность, стабильность доходов, стремление удержать контроль над деятельностью организации, степень финансирования за счет заемного капитала, возможность финансирования из внешних источников, репутация организации, рыночная цена акций.

<7> Рассматриваются вложения средств организации в ценные бумаги различных эмитентов, управляемые как единое целое, в качестве портфеля ценных бумаг. Управление портфелем ценных бумаг - это планирование, формирование и регулирование его состава.

<8> Риск обусловлен колеблемостью доходных поступлений, снижением ликвидности и потерей инвестированных средств. Подробнее о методах оценки риска и дохода по ценным бумагам и об управлении портфелем ценных бумаг см., например: Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1997. С. 398; Райан Б. Стратегический учет для руководителя. С. 169; Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент. С. 146; Управление государственной собственностью: Учебник / Под ред. В.И. Кошкина и В.М. Шупыро. С. 138; Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1993. С. 228.; Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. С. 233, 245.

<9> Различают портфели: роста - ориентированные на быстро растущие в курсовой стоимости акции, дохода - ориентированные на получение высоких текущих доходов, рискового капитала - состоящие из акций молодых или "агрессивных" компаний, сбалансированные и др.

<10> Имеется в виду ликвидность, низкорискованность при стабильной курсовой стоимости, способность приносить проценты, превышающие или находящиеся на уровне среднерыночного процента. Подробнее об оценке качества ценных бумаг, а также об оценке возможных портфельных стратегий см.: Финансовый менеджмент. С. 235, 263.

<11> При этом устанавливаются общие (генеральные) цели и стратегии предприятия, а также цели и стратегии в разрезе инвестируемых областей бизнеса или подразделений.

<12> Речь идет о методах оценки инвестиционных проектов, организационных процедурах их изучения и принятия решений, в том числе о зависимости процедур их согласования от стоимостных границ, критерии выбора воспроизводственных альтернатив, анализе рисков, участвующих в принятии решений должностных лиц, этапах процедуры принятия решений, информации для принятия решений, вариантах оптимизации инвестиционных портфелей.

Подписано в печать В.В.Бурцев

04.08.2000 Аудитор ЗАО "Ин-Аудит",

кандидат экономических наук

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Клиент банка - иностранное юридическое лицо предъявляет к платежу вексель, выпущенный ранее этим банком, и не предъявляет документов, подтверждающих расходы на приобретение этого векселя. С какой суммы банк должен удержать налог на доходы иностранного юридического лица от источников в РФ, если банк имеет информацию о размере сумм, изначально привлеченных как заемные? ("Московский налоговый курьер", 2000, N 18) >
Статья: Информационные ресурсы налоговых инспекций и порядок их использования (Окончание) ("Аудиторские ведомости", 2000, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.