|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Налоговое обозрение от 02.08.2000> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 31)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 2000
Греция
Руководители стран Европейского союза в период проведения саммита в Португалии 19 июня 2000 г. дали согласие на присоединение Греции к Европейскому валютному союзу с января 2001 г. Как полагают эксперты, это произошло прежде всего благодаря успехам греческого правительства в борьбе с уклонениями граждан от уплаты налогов. Десять лет назад в Греции основной формой ведения бизнеса были небольшие семейные предприятия. Объем теневой экономики, по некоторым оценкам, в два раза превосходил объем экономики страны. Правительство Греции тогда приняло решение перейти от пустых угроз в адрес налоговых мошенников и недоимщиков к делу. Начав в 1993 г. налоговую реформу, правительство потратило значительную долю финансовой помощи, полученной от других стран ЕС (ее ежегодный объем составлял 5 млрд евро) на создание электронной сети, 9 тыс. компьютеров которой позволили соединить современный вычислительный центр в Афинах с налоговыми инспекциями на местах. Полученная система предоставила налоговикам беспрецедентные возможности собирать и проверять финансовую информацию, а также выявлять лиц, намеренно уклоняющихся от уплаты налогов. Другим важным этапом налоговой реформы стало создание специального ведомства по борьбе с финансово - экономическими преступлениями. Налоговые и таможенные инспекторы этого ведомства получили право ношения оружия, входа в помещения и изъятия документации без оформления ордера на обыск. Одновременно было пересмотрено налоговое законодательство, что способствовало появлению дополнительных трудностей для налоговых мошенников. В результате принятых мер практически без повышения размеров налоговых ставок доля государственных доходов в ВВП Греции выросла с 33% в 1991 г. до 40% в 2000 г. Инфляция снизилась до 2%, бюджет практически сбалансирован, снижение размеров государственного долга носит устойчивый характер.
Непал
Одновременно с принятием бюджета на 2000 - 2001 финансовый год внесены поправки в налоговое законодательство Непала. В частности, повышен размер ставки акцизов на алкогольные напитки, сигареты, пиво, жевательный табак. Введена единая ставка акциза на кирпич, изготовленный на местных малых заводах (фактически представляющих собой печи для обжига), не зарегистрированных в качестве плательщиков НДС либо оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Повышена ставка налога на владельцев автотранспорта при одновременном расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее стоимости транспорта, сдаваемого в аренду. Налог на доходы, получаемые владельцами арендуемого транспорта, снижен и пересчитывается с учетом сумм уплаченного налога на владельцев автотранспорта.
Польша
Министерство финансов страны предложило увеличить в 2001 г. размер ставки НДС на продовольственные товары и строительные материалы, за счет чего правительство планирует дополнительно получить 1,5 млрд злотых налоговых поступлений. Дефицит бюджета планируется снизить до 1,7% ВВП, в текущем году он прогнозируется в размере 2,8% ВВП.
Соединенные Штаты Америки
В результате проверки работы Службы внутренних доходов (СВД) США были вскрыты очень большие суммы излишне уплаченных налогов, которые не были возвращены налогоплательщикам. Во время проверки, проведенной генеральным инспектором казначейства, были проанализированы 426 тыс. платежей подоходного налога на сумму 360 млн долл., поступивших от 240 тыс. налогоплательщиков. Деньги находились на специальном счете СВД, предназначенном для перечисления средств в тех случаях, когда СВД оказывалась не в состоянии сопоставить суммы налоговых поступлений с суммами, указанными в налоговых декларациях. Обычно такая ситуация возникала, когда налогоплательщики перечисляли в СВД платежи, но нарушали установленные сроки представления деклараций. Проверка показала, что почти 30 тыс. платежей на общую сумму около 25 млн долл. подлежали немедленному возмещению или зачету тем налогоплательщикам, которые вовремя не представили налоговые декларации, но при этом ими был соблюден установленный законодательством срок подачи заявления на возмещение сумм излишне уплаченных налогов. В соответствии с законодательством налогоплательщик, переплативший налоги, может подать заявление о зачете или возмещении сумм переплаты не позднее чем через 3 года с момента подачи налоговой декларации или через 2 года с момента фактической уплаты налога. 162 млн долл. (не возмещенные налоговым ведомством суммы, излишне уплаченных налогоплательщиками, которыми не были соблюдены установленные сроки подачи заявления на возмещение, так и остались на счетах СВД. Относительно излишне уплаченных 172 млн долл. трехлетний срок еще не истек, и налогоплательщики имеют шанс себе эти деньги вернуть. Основной причиной невыплаты возмещений оказалось несовершенство компьютерной системы СВД. Главный компьютер СВД не соединен напрямую с вычислительными машинами, в которых хранятся данные о переплате подоходного налога в 10 центрах обслуживания. В случае задержки с подачей декларации компьютер, в котором хранится основной лицевой счет налогоплательщика, не располагая данными о предшествующих платежах, автоматически высылает требование налогоплательщику о выплате задолженности. По результатам проверки руководство СВД приняло меры по улучшению работы вычислительных систем. В частности, доработка программного обеспечения позволила исключить операцию по перечислению средств на "счет излишне уплаченных налогов" до истечения трехлетнего срока подачи заявления на возмещение.
Украина
По сообщению казначейства США, 5 июня 2000 г. вступило в силу новое соглашение об избежании двойного налогообложения доходов между Украиной и США (взамен соглашения между СССР и США от 1973 г., которое до сих пор остается в силе для ряда бывших республик Советского Союза). США и Украина обменялись ратификационными грамотами, что завершило необходимые внутригосударственные процедуры.
Франция
В Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создана база данных, содержащая сведения о более чем 170 видах экологических налогов и более чем 160 видах экологических сборов и пошлин, взимаемых в странах - членах ОЭСР. Базу данных можно использовать для аналитической работы в целях защиты окружающей среды, в качестве справочного материала, используемого разработчиками экологических налогов для расчета налоговой нагрузки на различные отрасли экономики и т.п. Экологические налоги, а также проведение "зеленых" налоговых реформ позволяют уменьшить вредное воздействие хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Экологические налоги в странах ОЭСР последние годы становятся все более популярными. Повышение цен на товары и услуги, облагаемые экологическими налогами, способствует снижению потребления этих товаров и услуг. По оценкам экспертов, повышение цен на энергию на 1% снижает ее потребление примерно на 0,5%. Повышение цен на товары - загрязнители (электрические батарейки и аккумуляторы, упаковочные материалы, пестициды) может привести к сокращению масштабов их применения, в особенности при наличии альтернатив этим товарам. В среднем поступления в бюджеты стран ОЭСР от сбора экологических налогов составляют около 2,5% ВВП, или примерно 7% всех налоговых поступлений.
* * *
По сообщению ОЭСР, 6 территорий - налоговых убежищ - Каймановы и Бермудские острова, Кипр, Мальта, Маврикий, Сан - Марино выразили согласие присоединиться к борьбе против нездоровой налоговой конкуренции. Перечисленные юрисдикции объявили о готовности ввести у себя международные налоговые стандарты прозрачности операций и обмена информацией до конца 2005 г. Это даст возможность включить перечисленные территории в перечень юрисдикций с установленными режимами добросовестной налоговой конкуренции. Решение администрации налоговых убежищ приветствовал руководитель Казначейства США. По его мнению, принятое решение представляет собой важную веху на пути прогресса в области обеспечения национальных интересов государственных бюджетов в условиях глобальной мобильности капитала. Решение Бермудских и Каймановых островов приветствовали и правительственные круги Великобритании. Понимая, что индустрия оказания оффшорных финансовых услуг играет ключевую роль в развитии экономики этих территорий, Великобритания выступает за дальнейшее их развитие, но при условии соблюдения международных стандартов прозрачности в налоговом законодательстве и налоговой практике и усиления финансового регулирования и активной борьбы с отмыванием незаконно полученных доходов.
* * *
С июля 2000 г. правительство Франции снижает налог на дизельное топливо для большегрузных автомобилей - грузоподъемностью более 7,5 т. Кроме того, правительство страны будет возмещать водителям машин уплаченный налог на нефтепродукты из расчета 8,62 франка (в настоящее время сумма возмещения составляет 3,54 франка) за один гектолитр. Это позволит водителю грузовика получить экономию в среднем 4310 франков в год, однако государству обойдется суммой примерно в 600 млн франков. Водители такси, использующие дизельное топливо, освобождаются от уплаты налога на нефтепродукты в объеме согласно установленной правительством квоте - 5 тыс. л в год. Некоторые налоговые льготы получают авиакомпании, которые выполняют международные рейсы и самолеты которых делают остановки во Франции для заправки топливом. Эта льгота будет стоить бюджету 12 млрд франков в год.
Чили
Среди приоритетов в области совершенствования национального законодательства президент страны назвал отмену налога на доходы с капитала для зарубежных инвесторов и сокращение масштабов налогового мошенничества. Зарубежные обозреватели приветствуют предложение чилийского правительства освободить инвестиционную прибыль зарубежных инвесторов от налога на доходы с капитала. По их мнению, эта мера будет способствовать привлечению в страну новых зарубежных инвесторов, усилит приток долгосрочного капитала и повысит рыночную ликвидность капитала. В настоящее время инвесторы - нерезиденты уплачивают налог по ставке 15%, начисляемый на сумму разницы между ценой продажи и ценой покупки чилийских акций. По данным государственных источников, размеры налогового мошенничества в Чили оцениваются потерями бюджета примерно в 4 млрд долл. США в год. Около 1,6 млрд долл. потерь приходится на аферы с уплатой НДС. В целях борьбы с налоговым мошенничеством правительство предлагает расширить полномочия налогового ведомства и государственного казначейства в части сбора налогов и контроля за их уплатой, а также создать специальные налоговые суды.
Швейцария
Как заявил министр экономики страны, намерение Европейского союза наладить обязательный обмен информацией по банковским вкладам нерезидентов может стать существенным препятствием на пути вступления Швейцарии в ЕС. Окончательное решение по этому вопросу будет зависеть от того, удастся ли Европейскому союзу договориться с третьими странами, прежде всего с США и Швейцарией, об обмене между ними и налоговыми органами стран ЕС имеющейся информацией о банковских вкладах. Швейцария неоднократно заявляла о своем намерении сотрудничать с ЕС в деле борьбы с налоговым мошенничеством, однако считает необходимым найти альтернативу предложенной Европейским союзом модели обмена информацией. Это объясняется заинтересованностью швейцарского правительства в сохранении жесткого законодательства в области охраны банковской тайны. Принимая во внимание последние решения Европейского союза, правительство Швейцарии предлагает изучить возможность пересмотра законодательства в области налогообложения доходов со сбережений. В соответствии с действующим законодательством налог на доходы, получаемые по национальным ценным бумагам, взимается с инвесторов у источника выплаты по ставке 35% (в настоящее время объем рынка выпущенных в Швейцарии и номинированных в швейцарских франках облигаций составляет 170 млрд швейцарских франков). Доходы, получаемые по иностранным ценным бумагам, налогом не облагаются. В связи с этим Швейцария рассматривает предложение ввести налогообложение доходов, получаемых по иностранным ценным бумагам, потребовав от банков и других агентов удерживать этот налог со своих клиентов. По мнению некоторых экспертов, если налог будет распространен на иностранные ценные бумаги, спрос на них неминуемо упадет. Швейцария соглашается с требованием ЕС, согласно которому доход от инвестиций должен облагаться налогом. В принципе доходы, полученные по ценным бумагам, должны отражаться в налоговых декларациях физических лиц и облагаться подоходным налогом. Однако как у швейцарских инвесторов, так и у инвесторов за пределами Швейцарии нет никаких финансовых стимулов декларировать доходы, налог с которых не был удержан у источника выплаты. Швейцария заявила о своей готовности обсудить проблему с представителями ЕС, подчеркивая, что не желает становиться налоговым убежищем для лиц, которые отказываются подчиниться правилам нового европейского законодательства.
Эстония
9 мая 2000 г. вступило в силу соглашение между Эстонией и Италией по защите инвестиций, подписанное в марте 1997 г.
* * *
С 1 июля этого года в Эстонии введен в действие ряд поправок, внесенных в налоговое законодательство. В соответствии с ними эстонские налоговые органы получили право требовать от налогоплательщиков - физических лиц предоставления отчетной налоговой документации, а также первичных документов для обоснования представленных в отчетах данных, подтверждающих происхождение денежных средств, ценных бумаг и других активов. Налоговые органы теперь вправе требовать от налогоплательщиков устные и письменные объяснения. Одновременно был расширен перечень так называемых третьих сторон, которые освобождаются от обязательного представления информации по запросу государственных органов. В перечень включены духовные лица, врачи, близкие родственники. Ранее в перечне указывались лишь поверенные и другие представители адвокатуры, нотариусы, аудиторы и статистические работники. Налоговые органы получили также право при выполнении необходимых условий взыскивать налоговые обязательства с третьих лиц.
Подписано в печать Е.Воловик 02.08.2000 Государственный советник
налоговой службы III ранга
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |