|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Плата за землю, пользование природными ресурсами и водными объектами ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2000, N 31)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 31, 2000
ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ, ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
На основании Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" п.2 ст.56 о предоставлении индивидуальных льгот налогоплательщику органами местного самоуправления исключен. Однако согласно ст.14 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Закон "О плате за землю") разрешено предоставление льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении органа местного самоуправления, что не соответствует ст.56 НК РФ на основании п.6 ст.6 НК РФ. Таким образом, органы местного самоуправления не имеют законодательного права предоставлять льготы индивидуальным налогоплательщикам, и это следует проконтролировать при исчислении земельного налога на 2000 г. В соответствии с п.4 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. В списке учреждений социального обслуживания в соответствии со ст.17 Федерального закона от 10.12.1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (п.4 ст.12 Закона "О плате за землю") управлений Пенсионного фонда Российской Федерации нет. Кроме того, согласно Классификатору отраслей народного хозяйства пенсионные фонды относятся к государственному пенсионному обеспечению (код 96310), а следовательно, не могут освобождаться от уплаты земельного налога и в соответствии с п.14 ст.12 Закона "О плате за землю", так как не относятся к органам государственной власти и управления (код ОКОНХ 97000). Согласно п.10 ст.12 Закона "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования. В соответствии со ст.120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Следовательно, предприятия, созданные как коммерческие организации (общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и др.), подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях. В настоящее время существует норма, которая позволяет в определенной мере решать вопрос по выявлению земель, не используемых землепользователями или используемых ими не по целевому назначению. Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" в Закон "О плате за землю" введена норма о применении повышающего коэффициента к ставкам земельного налога на участки, не используемые или используемые не по целевому назначению. Однако на практике комитетами по земельным ресурсам и землеустройству еще не отработан механизм, позволяющий выявлять такие земельные участки. В связи с этим возникают трудности для налоговых органов при применении коэффициента к земельным участкам, которые землепользователи используют не по назначению. В соответствии с Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ (в ред. от 17.03.1997) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления в целях сохранения единства городского хозяйства. Поэтому основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков будут являться решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.
Решения органов местного самоуправления должны направляться в налоговые органы в целях применения при налогообложении повышающего коэффициента к земельным участкам, не используемым по назначению. При этом основным признаком отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению может быть осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка в целях, не предусмотренных документами, удостоверяющими право собственности, владения и пользования на землю, или в целях наряду с основной деятельностью, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Кроме того, неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель, а также неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством, также будут являться причинами, по которым можно отнести земли к не используемым по назначению. Согласно ст.15 Закона "О плате за землю" и п.11 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. До выдачи таких документов по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право. Начисление земельного налога садоводческим товариществам производится со всей площади земельного участка, включающей как земли общего пользования (охранные зоны, дороги, переезды, другие сооружения и объекты общего пользования), так и земли, находящиеся в пользовании членов этих товариществ. Порядок уплаты земельного налога садоводческими товариществами разъяснен в п.26 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", а также в Письме Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомзема России от 09.06.1992 N ВГ-4-02/33. В соответствии с Законом "О плате за землю" ставки земельного налога для садоводческих товариществ определяются следующим образом: если садоводческое товарищество находится в границах сельских населенных пунктов или вне их черты, то ставки определяются согласно ч.1 ст.6 Закона по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района с учетом всех повышающих коэффициентов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также рекреационной ценности района, установленной законом Московской области; если садоводческое товарищество находится в пределах городской (поселковой) черты, то ставка земельного налога согласно ч.7 ст.8 Закона устанавливается исходя из базовой ставки 0,06 руб. за 1 кв. м с учетом повышающих коэффициентов, рекреационной ценности и статуса города (поселка). Вместе с тем с внесением изменений и дополнений в Закон Московской области "О плате за землю в Московской области", принятых Законом Московской области от 16.12.1999 N 86/99-ОЗ, повышающие коэффициенты, установленные ст.ст.2 и 9 указанного Закона, не применяются к ставкам земельного налога для садоводческих товариществ, находящихся в пределах городской (поселковой) черты, начиная с начисления налога за 2000 г. Плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим их распределением: федеральный бюджет - 30%; бюджет субъекта Российской Федерации (за исключением г. Москвы) - 20%; бюджет города Москвы - 70%; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования г. Санкт - Петербурга, - 50%. Плательщики земельного налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы в соответствии со ст.16 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год". За земли в пределах границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, земельный налог перечисляется на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления. В ст.21 Закона "О плате за землю" установлено, что размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором, который заключается арендодателями государственных и муниципальных земель в лице администраций районов и городов. Органы местного самоуправления устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Таким образом, администрация города, поселка при заключении договоров аренды на землю может устанавливать пониженные ставки арендной платы, но не менее базовых размеров. Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1993 N 2162 "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы". Статьей 125 Земельного кодекса РСФСР (от 25.04.1991, в ред. от 24.12.1993) за самовольное занятие земель установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда (для юридических лиц). Штрафы за указанные нарушения земельного законодательства налагались местными органами Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, Государственного комитета РСФСР по экологии и природопользованию, а также государственного санитарного и архитектурно - строительного надзора в порядке, который устанавливался Советом Министров РСФСР. При аренде помещений в многоэтажном доме объектом обложения арендной платой является доля земельного участка, приходящаяся на арендуемое помещение. Немало вопросов возникает по поводу отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы пионерскими лагерями за использование воды на свои нужды (без реализации ее на сторону). В данном случае на базе подземной воды создается продукция, т.е. вода используется для приготовления пищи, а также на производственные, бытовые цели (душевые, бани и др.). Стоимость добытых подземных вод определяется по себестоимости их добычи с учетом нормативной прибыли, но без учета налога на добавленную стоимость и затрат на первичную водоподготовку (п.2 ст.85 Закона Московской области от 02.02.1999 N 2/99-ОЗ "О недрах и недропользовании в Московской области" (принят Решением Московской областной Думы от 20.01.1999 N 5). Важный вопрос также - о порядке расчета и платы за право пользования недрами садоводческими товариществами. В соответствии с п.1 ст.19 Закона Московской области "О недрах и недропользовании в Московской области" собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в границах этих участков осуществлять строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Во всех других случаях, в том числе при использовании подземных вод для получения первой товарной продукции, в технических целях владелец земельного участка должен получить лицензию на право добычи подземных вод в установленном порядке. Так как лицензирование пользования недрами на территории Московской области осуществляется лицензионно - экспертным управлением при администрации Московской области совместно с центральным РКЦ, заключение о необходимости получения лицензии на право добычи подземных вод предоставляется указанными лицензионными органами. До получения садовыми товариществами лицензий следует руководствоваться Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.1998 N 1214-р и совместным Письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации и Госналогслужбы России от 25.09, 07.10.1998 N N ВБ-61/3852, ВП-6-04/703. В садовых товариществах при начислении платежей за пользование недрами налогооблагаемую базу рекомендуется определять исходя из себестоимости без учета рентабельности добытой воды, которая складывается из: стоимости электроэнергии на подачу воды; заработной платы персонала, обслуживающего скважины, с начислениями во внебюджетные фонды; других затрат (включая плату за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы за предыдущий период, долю земельного налога, приходящуюся на земельные участки с водозаборными сооружениями с зоной санитарной охраны и др.). В соответствии со ст.46 Водного кодекса Российской Федерации права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Согласно ст.6 Водного кодекса акты водного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Пунктом 46 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.1997 N 383 "Об утверждении Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" до оформления лицензии на водопользование юридическим лицам разрешено продолжить свою деятельность на основании разрешения на спецводопользование при условии их включения в график лицензирования. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование принимается органом лицензирования в течение 30 дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами в соответствии с п.32 Правил. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы решение принимается в 15-дневный срок со дня получения экспертного заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления. В отдельных случаях в зависимости от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов орган лицензирования может дополнительно продлить срок принятия решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии на водопользование до 30 дней. Одновременно деятельность предприятия, связанная с использованием поверхностных водных объектов, может осуществляться на основании разрешения на спецводопользование впредь до окончания его действия. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (разрешения) ставки платы увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии (разрешения).
Подписано в печать Б.Чаплыгин 02.08.2000 Управление МНС России
по Московской области
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |